Дело № 2-3099/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 октября 2017 года город Чебоксары
Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Степановой З.А., при секретаре судебного заседания Никитиной О.А., с участием истца ПЯсецкая Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ПЯсецкая Н.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики Чувашии о включении периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в страховую часть трудового стажа, являющегося основанием для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, возложении обязанности произвести назначение и перерасчет пенсии с учетом повышенной фиксированной выплаты с момента первоначального назначения пенсии,
УСТАНОВИЛ:
ПЯсецкая Н.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии о включении в страховую часть трудового стажа, являющегося основанием для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 11 месяцев 7 дней; возложении обязанность произвести начисление и перерасчет пенсии с учетом повышенной фиксированной выплаты (на 50%) к страховой пенсии по старости со дня назначения страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в городе Чебоксары предоставило истцу информацию о начислении пенсии и о стаже, учтенном при ее исчислении в письме №. Из данного письма следует, что в ходе проверки документов ПЯсецкая Н.А. был обнаружен факт неправильного установления размера фиксированного базового размера трудовой пенсии по старости с учетом периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Истцу было разъяснено, что при повышении базового размера трудовой пенсии по старости в стаж работы в РКС включаются исключительно периоды трудовой деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российское Федерации. Периоды, не относящиеся к трудовой деятельности, такие как периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком, исключены из трудового стажа. Соответственно, необходимый стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, меньше требуемых 15 лет и составляет 14 лет 4 месяца 17 дней. С данным решением истец не согласна, считает его незаконным, поскольку ст. 167 КЗоТ РФ до внесения в нее изменений, предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей», были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. С принятием Закона Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Истец указывает, что находясь в отпуске по уходу за ребенком, она руководствовалась действующими в тот период законодательными актами, определяющими продолжительность специального трудового стажа, и рассчитывала на правовые последствия именно такого исчисления стажа.
Истец ПЯсецкая Н.А. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям и вновь привела их суду.
Ответчик Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республике - Чувашии явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом.
Заслушав объяснения истца, изучив пенсионное дело ПЯсецкая Н.А., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В ст. ст. 18, 39 Конституции Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
На момент обращения ПЯсецкая Н.А. с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии действовали нормы Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Из части 3 статьи 16 Закона N 400-ФЗ следует, что одновременно с назначением страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается фиксированная выплата к страховой пенсии.
Согласно п. 4 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ, вступившего в законную силу с 01 января 2015 года, лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона (часть 5 статьи 17 Закона № 400-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 17 Закона № 400-ФЗ лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Как установлено судом, истец с ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии, назначенной в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях».
При определении ее права на данный вид пенсии при назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ был засчитан в стаж работы в районах Крайнего Севера до ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> в которой вошли период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (в том числе период ухода за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) - работа в рыболовецком колхозе «Путь к коммунизму» (МКС); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период ухода за ребенком до 3- лет (дата рождения ребенка ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ по 01.04 1991 - работа в ТПО бытового обслуживания населения <адрес> (РКС); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в госпромхозе «Петропавловский» (РКС); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период ухода за ребенком до 3-х лет (дата рождения ребенка ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в Петропавловском государственном предприятии «Автопассжир».
Продолжительность трудового стажа, выработанного до ДД.ММ.ГГГГ 6 лет 4 месяца 25 дней.
При этом отпуск истца по уходу за ребенком, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не исключался из стажа работы в районах Крайнего Севера при определении ее права на досрочную пенсию.
Довод ответчика о том, что Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 312-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливающий правовое регулирование в части повышения размера фиксированного базового размера страховой части пенсии по старости, вступил в силу с 01.01.2008 г., в связи с чем исчисление стажа работы в РКС в целях реализации Закона № 312-ФЗ должно производиться без учета норм ранее действовавшего законодательства, суд признает несостоятельным, поскольку основан на неправильном толковании закона.
При введении норм о повышении фиксированного базового размера страховой части пенсии законодатель не установил требований о порядке подсчета стажа работы для установления данной льготы, что свидетельствует о том, что порядок подсчета такого стажа должен применяться на дату работы гражданина, а не на дату определения у него права на данную льготу.
Так, Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющих детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с п. 7 Разъяснения «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 г. № 23/24-11, время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе: при назначении пособий по государственному социальному страхованию, при назначении государственных пенсий, при выплате единовременного вознаграждения или надбавок к заработной плате за выслугу лет и стаж работы по специальности и вознаграждения за годовые результаты работы предприятия; в стаж работы по специальности при установлении окладов работникам просвещения, здравоохранения, библиотечным работникам и некоторым другим специалистам; при предоставлении льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в Карельской АССР, Коми АССР, Архангельской области; в других случаях, когда от стажа зависит получение каких-либо льгот. Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска.
С принятием Закона РФ № 3543-1 от 25.09.1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 06.10.1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Вместе с тем, в п. 2 мотивировочной части Определения Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 г. № 320-О указано, что правовые отношения, связанные с приобретением специального трудового стажа, как правило, завершаются до наступления пенсионного возраста. Принимая то или иное решение, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.
Поскольку спорные периоды имели место до вступления в законную силу Закона Российской Федерации № 3443-1 от 25 сентября 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях, то пенсионным органом незаконно исключен из страховой части трудового стажа, являющегося основанием для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 11 месяцев 7 дней.
Таким образом, истец в соответствии с ранее действовавшим законодательством имела право на включение периодов отпуска по уходу за детьми во все виды стажа, в связи с этим такой же порядок исчисления стажа в отношении нее должен сохраниться.
В этой связи суд приходит к выводу о необходимости включения периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, для установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии, что в силу увеличения продолжительности стажа влечет необходимость произведения перерасчета соответствующей части пенсии.
Одним из основных условий для повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с ч.4 ст. 17 Закона № 400-ФЗ за работу в районах Крайнего Севера и ч. 5 ст.17 этого же закона за работу в приравненных к ним местностях является наличие необходимой продолжительности стажа, выработанного календарно в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях.
По документам пенсионного дела истца, ей как лицу более 15 лет проработавшему в РКС (фактическая продолжительность стажа, засчитанная пенсионным органом, -<данные изъяты>) с ДД.ММ.ГГГГ в возрасте 50 лет назначена страховая пенсия по старости в соответствии п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях».
Таким образом, суд считает исковые требования ПЯсецкая Н.А. о возложении на ответчика обязанности по включению в страховую часть трудового стажа, являющегося основанием для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 11 месяцев 7 дней; и возложении обязанности произвести начисление и перерасчет пенсии истца с учетом повышенной фиксированной выплаты (на 50%) к страховой пенсии по старости со дня назначения страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в города Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии обязанность по включению в страховую часть трудового стажа, являющегося основанием для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, ПЯсецкая Н.А. периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 11 месяцев 7 дней.
Возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в города Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии обязанность произвести начисление и перерасчет пенсии ПЯсецкая Н.А. с учетом повышенной фиксированной выплаты (на 50%) к страховой пенсии по старости со дня назначения страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья: З.А. Степанова
Мотивированное решение суда составлено 23 октября 2017 года.