Дело № 12-21/2017
Р Е Ш Е Н И Е
п. Яшкуль 28 сентября 2017 года
Судья Яшкульского районного суда Республики Калмыкия Очирова З.Г., при секретаре Чонаевой Б.С., рассмотрев жалобы директора Казенного образовательного учреждения Республики Калмыкия «Яшкульская школа-интернат для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» Басаева Э.Э. на постановления врио начальника ОГИБДД МО МВД России «Яшкульский» №№ 18810008150002101176, 18810008150002101184 и 18810008150002101192 от 30 августа 2017 года по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 12.31, ч. 2 ст. 12.31.1 и ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ, в отношении Казенного образовательного учреждения Республики Калмыкия «Яшкульская школа-интернат для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации»,
у с т а н о в и л:
Постановлением врио начальника ОГИБДД МО МВД России «Яшкульский» № 18810008150002101176 от 30 августа 2017 года Казенное образовательное учреждение Республики Калмыкия «Яшкульская школа-интернат для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» (далее – КОУ РК «Яшкульская школа-интернат») привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.31 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Постановлением врио начальника ОГИБДД МО МВД России «Яшкульский» № 18810008150002101184 от 30 августа 2017 года КОУ РК «Яшкульская школа-интернат» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей,
Постановлением врио начальника ОГИБДД МО МВД России «Яшкульский» № 18810008150002101192 от 30 августа 2017 года КОУ РК «Яшкульская школа-интернат» привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей соответственно.
Не согласившись с данными постановлениями, директор КОУ РК «Яшкульская школа-интернат» Басаев Э.Э. обратился в суд жалобами, в которых просит постановления отменить, производство по делам прекратить за отсутствием составов административных правонарушений.
В судебном заседании Басаев Э.Э. требования жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель ОГИБДД МО МВД России «Яшкульский» надлежаще извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ суд считает возможным рассмотреть материалы в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дел об административных правонарушениях и доводы жалоб заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Установление виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ч. 1 ст. 12.31 КоАП РФ выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке или не прошедшего государственного технического осмотра или технического осмотра, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере пятисот рублей; на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц - пяти тысяч рублей; на юридических лиц - тридцати тысяч рублей.
Согласно ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц - пяти тысяч рублей; на юридических лиц - тридцати тысяч рублей.
Требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, установлены Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон № 196-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 16 Закона № 196-ФЗ обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона № 196-ФЗ находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации транспортные средства подлежат техническому осмотру, проведение которого предусмотрено законодательством в области технического осмотра транспортных средств.
Порядок и периодичность проведения технического осмотра находящихся в эксплуатации транспортных средств установлен Федеральным законом от 01 июля 2011 года № 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 170-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 4 этого закона основной целью проведения технического осмотра является оценка соответствия транспортных средств обязательным требованиям безопасности транспортных средств в порядке, установленном правилами проведения технического осмотра.
Согласно абзаца 3 пункта 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее - Основные положения), запрещается эксплуатация транспортных средств, не прошедших в установленном порядке государственный технический осмотр или технический осмотр.
Согласно пункту 12 Основных положений должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация, или переоборудованные без соответствующего разрешения, или не зарегистрированные в установленном порядке, или не прошедшие государственный технический осмотр или технический осмотр.
В силу пунктов 1, 4 статьи 20 Закона № 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в том числе, организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; организовывать в соответствии с требованиями указанного Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения; организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Из представленных материалов следует, что 19 августа 2017 года в 11 часов КОУ РК «Яшкульская школа-интернат» допустило выпуск на линию принадлежащего ему транспортного средства марки ***, не прошедшего в установленном порядке государственного технического осмотра или технического осмотра; осуществляло деятельность, связанную с перевозкой пассажиров автомобильным транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств; осуществляло деятельность, связанную с перевозкой пассажиров автомобильным транспортом с нарушением требований о проведении контроля технического состояния транспортных средств.
Данный факт объективно подтвержден определениями о возбуждении дел об административном правонарушении № 08 АЕ 002911, 08 АЕ 002912, 08 АЕ № 002914 от 21 августа 2017 года, протоколами об административном правонарушении № 08 АВ 001118, 08 АВ 001117, 08 АВ 001119 от 30 августа 2017 года, свидетельством о регистрации транспортного средства ***, письменными объяснениями директора КОУ РК «Яшкульская школа-интернат» Басаева Э.Э. от 30 августа 2017 года, письменными объяснениями водителя ***3 от 30 августа 2017 года, из которых следует, что последний в 11 часов 05 минут 19 августа 2017 года, имея разрешение директора данного образовательного учреждения, управлял указанным транспортным средством, постановлениями по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 12.1, ч. 1 ст. 11.23, ч. 2 ст. 12.31.1 и ч. 3 ст. 12.31.1 от 19 августа 2017 года в отношении ***3
Таким образом, должностным лицом правильно квалифицированы действия КОУ РК «Яшкульская школа-интернат» по ч. 1 ст. 12.31, ч. 2 ст. 12.31.1, ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ.
Постановлениями врио начальника ОГИБДД МО МВД России «Яшкульский» от 30 августа 2017 года КОУ РК «Яшкульская школа-интернат» привлечено к административной ответственности и ему назначено наказание в виде административного штрафа по ч. 1 ст. 12.31 КоАП РФ в размере 50000 рублей, ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ - 30000 рублей, ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ - 30000 рублей.
Постановления о привлечении КОУ РК «Яшкульская школа-интернат» к административной ответственности, вынесены в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Административное наказание КОУ РК «Яшкульская школа-интернат» назначено в соответствии с санкциями указанных статей КоАП РФ.
Каких-либо нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело в отношении КОУ РК «Яшкульская школа-интернат» и жалобы законного представителя юридического лица на постановления по делам об административном правонарушении допущено не было.
Вместе с тем при назначении КОУ РК «Яшкульская школа-интернат» административного наказания должностным лицом оставлены без внимания следующие обстоятельства.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1 названного Кодекса).
Согласно части 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При этом в силу части 2 указанной статьи при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Нарушения, допущенные КОУ РК «Яшкульская школа-интернат» при осуществлении перевозки грузов, имели место при совершении им одного деяния, выразившегося в выпуске 19 августа 2017 года в 11 часов на линию транспортного средства с нарушением требований нормативных актов в сфере безопасности дорожного движения. Выявленные правонарушения имеют единый родовой объект посягательства. Рассмотрение дел об административных правонарушениях подведомственно одному должностному лицу, которым и вынесены постановления о привлечении юридического лица к административной ответственности.
Следовательно, КОУ РК «Яшкульская школа-интернат», совершив одним деянием административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 12.31 и частями 2 и 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ, подлежала привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания по правилам части 2 статьи 4.4 названного Кодекса в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания.
В связи с изложенным вынесенные по делам об административных правонарушениях постановления должностного лица подлежат изменению путем назначения КОУ РК «Яшкульская школа-интернат» наказания с учетом требований части 2 статьи 4.4 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановления врио начальника ОГИБДД МО МВД России «Яшкульский» №№18810008150002101176, 18810008150002101184, и 18810008150002101192 от 30 августа 2017 года, вынесенные в отношении КОУ РК «Яшкульская школа-интернат» по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 12.31, ч. 2 ст. 12.31.1, ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ, подлежат изменению путем назначения КОУ РК «Яшкульская школа-интернат» за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 12.31, ч. 2 ст. 12.31.1 и ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ, административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ,
решил:
Постановления врио начальника ОГИБДД МО МВД России «Яшкульский» №№ 18810008150002101176, 18810008150002101184, 18810008150002101192 от 30 августа 2017 года, вынесенные в отношении Казенного образовательного учреждения Республики Калмыкия «Яшкульская школа-интернат для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 12.31, ч. 2 ст. 12.31.1 и ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ, изменить.
Назначить Казенному образовательному учреждению Республики Калмыкия «Яшкульская школа-интернат для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 12.31, ч. 2 ст. 12.31.1 и ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Калмыкия в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии, через Яшкульский районный суд Республике Калмыкия.
Судья З.Г. Очирова