Дело № 2-403/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 декабря 2018 года с. Усть-Кокса
Усть-Коксинский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Шатиной С.Н.,
при секретаре Плащенко И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Казанцевой А.И. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Коксинском районе Республики Алтай о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязании включения в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
Казанцева А.И. обратилась в суд с иском к ГУ – Управлению Пенсионного фонда РФ в Усть-Коксинском районе Республики Алтай о признании решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» в части не включения в специальный трудовой стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, обязании включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (21 день), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (26 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (31 день), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (27 дней), возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента подачи заявления с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование требований истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ-УПФ РФ в Усть-Коксинском районе Республики Алтай с заявлением о назначении пенсии по старости согласно п. 20 ст. 30 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ». ДД.ММ.ГГГГ решением ГУ - Управлением Пенсионного фонда России в Усть-Коксинском районе РА ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия 25 лет специального стажа, требуемого для определения права на пенсию. Принято к зачету в специальный стаж на ДД.ММ.ГГГГ 24 года 7 месяцев 16 дней. Согласно решения вышеуказанные периоды нахождения на курсах повышения квалификации не зачтены в специальный трудовой стаж на основании Списка и правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии лицам, осуществляющим лечебную деятельность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Данный отказ считает незаконным, поскольку согласно выпискам из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, №-л от ДД.ММ.ГГГГ, а также справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным БУЗ РА «Усть-Коксинская районная больница», в указанные периоды она проходила курсы повышения квалификации по направлению работодателя с сохранением рабочего места, среднего заработка, отчислений в пенсионный фонд (с учетом дней проезда к месту проведения курсов повышения квалификации). Прохождение курсов повышения квалификации подтверждается свидетельством о прохождении повышения квалификации Горно-Алтайским медицинским училищем 1997 г., свидетельством о повышении квалификации ГУ «Горно-Алтайское медицинское училище», 2002 г., свидетельством о повышении квалификации ГОУ СПО «Горно-Алтайское медицинское училище», 2008 г., удостоверением о повышении квалификации БУ СПО РА «Медицинское училище», 2013 г.
Повышение квалификации медицинских работников со средним медицинским образованием предусмотрено Положением о квалификационных требованиях к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении квалификационных требованиях к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием». В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности», одним из лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности является повышение квалификации специалистов, выполняющих заявленные работы (услуги), не реже 1 раза в 5 лет.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ № определены порядок и сроки прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории. Согласно п. 5 данного порядка аттестация проводится один раз в пять лет. Присвоенная квалификационная категория действительна на всей территории Российской Федерации в течение пяти лет со дня издания распорядительного акта о присвоении.
Периодическое повышение квалификации является необходимым условием осуществления лечебной деятельности по занимаемой ею должности, и не было вызвано личной ею инициативой, за эти периоды времени у нее сохранялась заработная плата, что подтверждается выписками из приказа, справкой соответствующего учреждения здравоохранения о нахождении на курсах повышения квалификации, соответственно производились обязательные отчисления из заработной платы в Пенсионный фонд РФ, в связи с чем указанные периоды должны быть отнесены к периодам работы, подлежащим включению в специальный стаж.
В судебном заседании истец Казанцева А.И. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ – УПФ РФ в Усть-Коксинском районе Республики Алтай Сорокина Е.Н. исковые требования не признала по доводам, изложенным в возражении на исковое заявление, согласно которым постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила о том, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено названными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (абз.1 пункта 4).
Согласно названным Правилам в стаж на соответствующих видах работ также включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности и периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков, т. е. периоды, когда отсутствует факт непосредственного выполнения функциональных обязанностей работником согласно занимаемой должности на основании трудового договора с работодателем (абз. 2 пункта 5).
Правилами строго очерчен круг периодов, включаемых в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наряду с работой, обусловленной выполнением трудовых обязанностей по характеру и условиям труда соответствующим занимаемой должности, на которую принят работник. Периоды нахождения в дополнительных отпусках в связи с обучением, предусмотренные статьей 173 Трудового кодекса Российской Федерации, периоды нахождения на курсах повышения квалификации в Правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №), не упомянуты, с вытекающими отсюда правовыми последствиями в части включения названных периодов в стаж на соответствующих работ в целях досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
Уточнение формулировки абзаца 2 пункта 5 упомянутых Правил редакцией постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № о включении ежегодных основных и дополнительных оплачиваемых отпусков (а не любых оплачиваемых дополнительных отпусков) четко подтверждает волю законодателя о невозможности включения в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов учебных отпусков. Учитывая особые условия труда, характер и организацию работы медицинских работников, постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила, регулирующие пенсионные правоотношения указанной категории работников.
Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (педагоги, медики), предусматривается включение периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в должностях и учреждениях, указанных в соответствующих Списках (педагоги, медики), при соблюдении определенных условий, закрепленных в этих Правилах (пункты 3 и 4).
Таким образом, в вышеупомянутых Правилах, отсутствует норма о включении периодов обучения в образовательных учреждениях, совмещаемых с работой, предусмотренных статьей 173 Трудового кодекса Российской Федерации, периодов нахождения на курсах повышения квалификации.
Поскольку на момент обращения с заявлением ДД.ММ.ГГГГ специальный стаж истца составил 24 года 7 месяцев 16 дней, что не дает права на назначение страховой пенсии в соответствии с п. 20 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, УПФР в Усть-Коксинском районе РА приняло решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2).
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» регламентировано, что право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно списку, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, правом на льготное пенсионное обеспечение наделены акушерки, фельдшера, осуществляющие трудовую деятельность в лечебных учреждениях - больницах всех наименований,
В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления выслуги лет, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в частности:
б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.
В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Прохождение курсов повышения квалификации является обязательным условием осуществления медицинской деятельности, что было прямо предусмотрено действовавшими ранее нормативными актами Министерства здравоохранения РФ, утвержденными во исполнение положений ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от ДД.ММ.ГГГГ №-I, а в настоящее время - п. 4 Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н во исполнение ст. 73 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В связи с этим время прохождение обучения должно расцениваться как продолжение профессиональной деятельности истца и включаться в его специальный стаж наравне с периодами непосредственного исполнения трудовых обязанностей.
Из справки БУЗ РА «<адрес> больница» № от ДД.ММ.ГГГГ и трудовой книжки истца следует, что Казанцева А.И. с ДД.ММ.ГГГГ принята на должность фельдшера Башталинского фельдшерского пункта, ДД.ММ.ГГГГ переведена акушеркой Верх-Уймонской участковой больницы.
Согласно выпискам из приказов, выданным БУЗ РА «<адрес> больница»: № от ДД.ММ.ГГГГ «О курсах повышения квалификации» Казанцева А.И. – <данные изъяты>
Прохождение курсов повышения квалификации подтверждается свидетельством о прохождении повышения квалификации, выданным Горно-Алтайским медицинским училищем, 1997 г.; свидетельством о повышении квалификации ГУ «Горно-Алтайское медицинское училище», 2002 г.; свидетельством о повышении квалификации ГОУ СПО «Горно-Алтайское медицинское училище», 2008 г.; удостоверением о повышении квалификации БУ СПО РА «Медицинское училище», 2013 г.
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по ст. 30 п. 1 пп. 20 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что на дату обращения за назначением досрочной страховой пенсии по старости у нее права на пенсию нет, так как на момент обращения за назначением досрочной пенсии по старости она не выработала необходимый льготный стаж (24 г. 07 мес. 16 дней.).
Как установлено в судебном заседании, из подсчета специального стажа истца были исключены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от работы.
Учеба медицинских работников является не их волеизъявлением, а частью специальности, так как правом на занятие медицинской деятельностью имеют лица, получившие высшее и среднее медицинское образование, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской деятельности. Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского специального образования (аспирантура, ординатура) или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация). Сертификат специалиста выдается сроком на 5 лет.
Суд соглашается с доводом истца о том, что повышение квалификации по направлению работодателя является ее трудовой обязанностью, непосредственно связанной с лечебной деятельностью, так как исходя из нормативного регулирования лечебной деятельности, переподготовка является неотъемлемым элементом трудовой деятельности врача и без таковой обходиться невозможно.
Отсутствие в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, прямого указания на возможность включения в специальный стаж периодов нахождения в учебных отпусках и курсах повышения квалификации не является основанием для исключения данных периодов из льготного стажа по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Принимая во внимание изложенное, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением ей средней заработной платы, с которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем суд приходит к выводу, что периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат зачету в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии. Зачет периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации наделяет истца правом на досрочную страховую пенсию по старости, поскольку общий ее стаж лечебной деятельности и иной деятельности по охране здоровья населения составит более 25 лет. Таким образом, решение комиссии ГУ - УПФР в Усть-Коксинском районе Республики Алтай незаконно. Принимая во внимание, что на момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии ее стаж превышал 25 лет, то она имеет право на досрочную страховую пенсию с момента обращения – ДД.ММ.ГГГГ
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Казанцевой А.И. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Коксинском районе Республики Алтай о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязании включить в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации и назначить досрочную страховую пенсию по старости удовлетворить.
Признать решение от ДД.ММ.ГГГГ № ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Усть-Коксинском районе Республики Алтай об отказе Казанцевой А.И. в установлении страховой пенсии незаконным.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Усть-Коксинском районе Республики Алтай включить в специальный трудовой стаж Казанцевой А.И., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Коксинском районе Республики Алтай назначить Казанцевой А.И. досрочную страховую пенсию по старости с момента ее обращения с таким заявлением – с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Коксинский районный суд.
Судья С.Н. Шатина
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.