Дело № 12-31/2019
РЕШЕНИЕ
15 апреля 2019 года г. Питкяранта
Питкярантский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Халецкой Ю.Г.,
при секретаре Басовой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу муниципального унитарного предприятия ЖКХ «Дом» на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Карелия – заместителя начальника отдела надзора в области охраны окружающей среды Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Карелия от 21 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренным ст.8.2 КоАП РФ,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Карелия – заместителя начальника отдела надзора в области охраны окружающей среды Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Карелия от 21 февраля 2019 года МУП ЖКХ «Дом» привлечено к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
С постановлением не согласно МУП ЖКХ «Дом», законный представитель которого просит постановление отменить, прекратить производство по делу, указывая на отсутствие в действиях предприятия события административного правонарушения, а также просит в случае подтверждения вины предприятия в инкриминируемом правонарушении, снизить штраф до 50 000 рублей.
Суд, изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав представителя МУП ЖКХ «Дом» Гребенюкову Л.Б., представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Карелия Романовскую Н.П., Панчина А.В., свидетеля К.Н.В.., считает, что оснований для отмены постановления не имеется.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Частью 1 статьи 13.4 указанного Федерального закона установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Статья 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещает сброс отходов производства и потребления, в том числе на почву.
Согласно статье 8.2 КоАП РФ административным правонарушением признается несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Из материалов дела следует, что 24 и 28 мая 2018 года с автомашины ЗИЛ, государственный регистрационный знак <данные изъяты> принадлежащего на праве хозяйственного ведения МУП ЖКХ «Дом», осуществлялся слив жидких бытовых отходов в лесном массиве в районе п. Хийденсельга Питкярантского района Республики Карелия, в районе земельного участка с кадастровым номером №
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения МУП ЖКХ «Дом» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Факт совершения МУП ЖКХ «Дом» административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, и его виновность подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно:
- протоколом об административном правонарушении;
- заявлением Ч.А.Б.., сообщившим о совершении административного правонарушения;
- фотографиями, на которых зафиксировано местоположение автомобиля ЗИЛ в лесу, с развернутым «рукавом» по земле;
- постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Карелия – ведущего специалиста-эксперта отдела надзора в области охраны окружающей среды от 28.09.2018 о привлечении К.Н.В. – водителя МУП ЖКХ «Дом», осуществившего слив жидких бытовых отходов, к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ, вступившего в законную силу;
- объяснениями свидетеля К.Н.В., что он действительно осуществлял слив, но не жидких бытовых отходов, а грунтовых вод, откаченных из собственного гаража;- постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Карелия – ведущего специалиста-эксперта отдела надзора в области охраны окружающей среды от 14.09.2018 о привлечении Гребенюковой Л.Б. – директора МУП ЖКХ «Дом» к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ по вышеизложенным обстоятельствам; постановление не обжаловалось, штраф Гребенюковой Л.Б. оплачен;
- иными материалами дела.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях МУП ЖКХ «Дом» события административного правонарушения, о недоказанности факта слива жидких бытовых отходов, нельзя признать состоятельными.
В судебном заседании установлено, что МУП ЖКХ «Дом» осуществляет деятельность по сбору и вывозу жидких бытовых отходов на территории Ляскельского сельского поселения, в частности в п. Ляскеля, д. Хийденсельга. Как пояснила Гребенюкова Л.Б., сбор отходов производится практически ежедневно; у предприятия заключен договор с ООО «Карелводоканал» по приему сточных вод, расположенного в г. Сортавала. Согласно путевым листам от 24.05.2018, 28.05.2018 водитель предприятия К.Н.В. на автомобиле ЗИЛ, государственный регистрационный знак К 487 НС 10, в частности направлялся в ООО «Карелводоканал» (в путевом листе указано как КНС), однако согласно информации ООО «Карелводоканал» от МУП ЖКХ «Дом» в мае 2018 года были приняты сточные воды только третьего и четвертого числа.
Указанные обстоятельства и доказательства, собранные по делу в их совокупности, позволяют сделать вывод, что действительно МУП ЖКХ «Дом» сливало жидкие бытовые отходы в нарушение природоохранного законодательства. К объяснениям свидетеля К.Н.В. о том, что он использовал машину в личных целях, суд относится критически ввиду вышеуказанного.
Довод Гребенюковой Л.Б. о том, что предприятие не должно нести ответственность за действия водителя, самовольно осуществившего слив, подлежит отклонению, как основанного не на законе. Юридическое лицо несет ответственность за действия своего работника, при этом следует отметить, что в конкретном случае на предприятии отсутствует производственный контроль, не налажен учет сбора и вывоза отходов.
Действия МУП ЖКХ «Дом» правильно квалифицированы по статье 8.2 КоАП РФ.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Административное наказание назначено в пределах санкции статьи 8.2 КоАП РФ.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ судья, рассматривающий жалобу на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса только при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Применение указанных положений зависит от обстоятельств дела и представленных доказательств, подтверждающих наличие оснований для снижения штрафа ниже низшего предела.
В рассматриваемом случае юридическим лицом при рассмотрении дела документально не подтверждено тяжелое материальное положение.
Также в деле отсутствуют доказательства того, что назначенное наказание может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица.
Кроме того, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения, непризнания МУП ЖКХ «Дом» вины, суд считает, что назначенное наказание соответствует характеру его совершения, в связи с чем суд не находит оснований для снижения назначенного штрафа.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Карелия – заместителя начальника отдела надзора в области охраны окружающей среды Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Карелия от 21 февраля 2019 года о привлечении муниципального унитарного предприятия ЖКХ «Дом» к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, а жалобу муниципального унитарного предприятия ЖКХ «Дом» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Питкярантский городской суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья Ю.Г. Халецкая