Решение по делу № 2-665/2023 от 02.08.2023

25RS0030-01-2023-001594-04

Дело № 2-665/2023

Мотивированное решение изготовлено 15.12.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

8 декабря 2023 года                                  пгт. Славянка

Хасанский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи                    Нефёдовой Н.С.,

при пом. судьи                                 Колодиной С.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Морозовой Татьяны Петровны к Администрации Хасанского муниципального округа Приморского края о предоставлении жилого помещения взамен аварийного,

установил:

Морозова Т.П. обратилась в суд через представителя Старкову О.В. с вышеуказанными исковыми требованиями, ссылаясь на то, что является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>. В 2019 году указанный дом признан аварийным и не пригодным для проживания, однако до настоящего времени мер по переселению истца из указанного ветхого жилья не принято.

Просит обязать администрацию Хасанского муниципального округа предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям пгт. Славянка равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению не менее 20 кв.м., находящееся в черте пгт. Славянка, в срок не позднее 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истца поддержала заявленные требования в полном объёме.

Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признала, представила письменный отзыв, в соответствии с которым администрация не имеет дополнительного финансирования, за счет средств бюджета муниципального округа исполнить переселение из аварийного жилья, без дополнительных субвенций из федерального бюджета не представляется возможным, при этом администрацией ведется работа по включению в краевую программу по переселению из аварийного жилья. На территории муниципального округа в настоящее время имеется благоустроенное жилое помещение в черте <адрес>, которое соответствует требованиям для предоставления их гражданам для временного проживания или размещения.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как установлено в судебном заседании Морозова Т.П. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, Хасанский муниципальный округ, пгт. Славянка, <адрес>.

На основании муниципального контракта проведена строительно-техническая экспертиза многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>,                  пгт. Славянка, <адрес>, по результатам которой подготовлено экспертное заключение от 25.12.2018, согласно которому вышеуказанный дом имеет признаки аварийности, жилые помещения по своим техническим, функциональным, эксплуатационным и иным свойствам фактически полностью утрачены для проживающих в нем граждан.

На основании заключения межведомственной комиссии № 1, назначенной постановлением администрации Славянского городского поселения от 04.10.2019 № 162, администрацией Славянского городского поселения вынесено распоряжение от 06.04.2021 № 44, которым многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.

Пунктом 1.2 указанного распоряжения решено организовать отселение физических лиц из многоквартирного дома, расположенного по                               <адрес> срок до 31.12.2024 согласно списку граждан, указанному в Приложении № 1 к распоряжению.

Морозова Т.П. включена в список граждан подлежащих переселению из жилых помещений, указанный в Приложении № 1 к распоряжению администрации Славянского городского поселения от 06.04.2021 № 44, что не оспаривалось сторонами.

Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 1, 7, 18 и 19). Эти конституционные начала взаимодействия личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище. Гарантируя данное право и недопустимость произвольного лишения жилища, Конституция Российской Федерации возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность создавать условия для осуществления данного права и поощрять жилищное строительство; малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов по установленным законом нормам (ст. 40).

Как подчеркнул Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 16.12.1997 № 20-П, обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, в том числе в жилищной сфере. Соответственно, государство должно не только определить порядок принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, а дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в целях оказания содействия в обеспечении нормальных жилищных условий всем лицам (и особенно лишенным жилища в результате природных и техногенных катастроф), но и гарантировать судебную защиту прав заинтересованных лиц (Постановление от 15.12.2022 № 55-П).

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ одним из оснований для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является их проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В силу ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, а многоквартирный дом - аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Во исполнение этой нормы Правительство Российской Федерации Постановлением от 28.01.2006 № 47 утвердило Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом. В его разделе II перечислены требования, которым должно отвечать жилое помещение, в п. 33 вредные факторы среды обитания человека, не позволяющие обеспечить безопасность жизни и здоровья, указаны в качестве причины для признания жилого помещения непригодным для проживания, а в п. 34 сказано, что многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (а жилые помещения в нем - непригодными для проживания) при аварийном состоянии его несущих конструкций или дома в целом, когда исчерпана несущая способность и есть опасность обрушения дома или потери им устойчивости.

В ч. 1 ст. 57 ЖК РФ законодатель в качестве общего правила закрепил, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия на учет.

В исключение из этого правила в ч. 2 той же статьи предусмотрено внеочередное предоставление жилья, в том числе тем гражданам, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Будучи дополнительной гарантией права на жилище для граждан, нуждающихся в особой поддержке государства, данная норма направлена на защиту их интересов, что согласуется со ст. 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.

Положения ст. 57 ЖК РФ, закрепляющие порядок предоставления жилья с учетом общеправового принципа справедливости, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права. При этом ее ч. 2, гарантируя внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанным в ней гражданам, направлена на защиту их интересов, притом что законодатель в рамках дискреционных полномочий вправе определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и правила обеспечения жильем с учетом экономических и иных возможностей, имеющихся у государства (в частности определения Конституционного суда РФ от 25.02.2013 № 192-О, от 23.04.2013 № 636-О, от 24.12.2013 № 2071-О, от 20.02.2014 № 386-О, от 20.03.2014 № 560-О, от 17.07.2014 № 1662-О).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, ни из ст. 57 ЖК РФ, ни из каких-либо других его норм не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания, является их проживание в жилых помещениях на основании договора социального найма, договора найма жилых помещений жилищного фонда социального использования. Законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся во внеочередном предоставлении жилья с конкретным правом, на котором ему принадлежит или ранее принадлежало жилое помещение, а потому нуждающимся может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

Кроме того, п. 1 ч. 2 той же статьи по своему смыслу в системе действующего регулирования не исключает возможности предоставления жилых помещений малоимущим гражданам по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилье (определения от 05.03.2009 № 376-О-П, от 27.02.2018 № 429-О и от 20.07.2021 № 1610-О). Это предопределяется конституционной обязанностью государства заботиться о социальной защищенности граждан и обеспечении им нормальных условий существования и корреспондирующим ей правом на поддержку со стороны государства и общества, если гражданин в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни (определения от 15.02.2005 № 17-О, от 05.03.2009 № 376-О-П, от 12.04.2011 № 551-О-О, от 17.01.2013 № 36-О).

Жилье может предоставляться гражданам не только по нормам ст. 57 и 58 ЖК РФ, но и по фактической площади утраченного помещения. Конституционный Суд Российской Федерации указывал, что внеочередное обеспечение жильем граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, носит компенсаторный характер. Цель законодателя в данном случае не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение имеющейся обеспеченности жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилье, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 данного Кодекса) (определения от 03.11.2009 № 1368-О-О, от 29.05.2012 № 928-О, от 24.09.2012 № 1573-О, от 26.03.2019 № 729-О и др.).

При этом, правовой механизм, закрепленный ст. 32 ЖК РФ, неразрывно связан с гражданско-правовым институтом собственности, один из элементов которого - возможность изъять имущество для государственных или муниципальных нужд, и в силу данного обстоятельства он не касается непосредственно защиты жилищных прав граждан, не обладающих ресурсами, чтобы самостоятельно, без участия государства решить вопрос о приобретении жилых помещений взамен пришедших в негодность, утраченных в силу пожара и прочих чрезвычайных ситуаций.

В свою очередь, ст. 95 ЖК РФ предусматривает, что жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания, в частности, граждан, у которых единственное жилье стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств (п. 3), и тех, чье жилье стало непригодным для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 3.1).

Согласно ст. 106 данного Кодекса жилые помещения маневренного фонда предоставляются из расчета не менее 6 кв. м жилой площади на человека (ч. 1) и договор найма жилого помещения маневренного фонда заключается, в частности, на период до завершения капитального ремонта или реконструкции дома и до завершения расчетов с гражданами, чье жилье стало непригодным для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, либо до предоставления им жилых помещений, но не более чем на 2 года (п. 1 и 3.1 ч. 2).

Следовательно, применительно к самой распространенной ситуации срок пользования маневренным жилищным фондом ограничен без привязки к удовлетворению жилищных потребностей другим способом, а завершение расчетов не означает получения той суммы, которая позволяет решить жилищный вопрос самостоятельно. Реализация приведенных положений ст. 95 ЖК РФ также зависит от наличия свободных помещений маневренного фонда, притом что он не охватывает жителей индивидуальных домов, признанных непригодными для проживания вследствие естественного износа, а его природа несовместима с проживанием на постоянной основе.

В связи с изложенным, при рассмотрении данной категории споров, применительно к фактическим обстоятельствам дела, до внесения соответствующих изменений в действующее правовое регулирование, следует исходить из того, что граждане подлежат внеочередному обеспечению благоустроенными жилыми помещениями, равнозначными по общей площади ранее занимаемым жилым помещениям, подлежащим изъятию для государственных или муниципальных нужд без оплаты возмещения, либо - если уполномоченными органами установлено, что нахождение в жилом помещении, признанном в установленном порядке непригодным для проживания, невозможно или создает непосредственную опасность для жизни или здоровья и при этом внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма не может быть осуществлено, - незамедлительному обеспечению жилыми помещениями маневренного фонда на весь период до решения вопроса о способе удовлетворения их жилищных потребностей.

Как следует из материалов дела, Морозова Т.П. является собственником единственного жилого помещения признанного непригодным для проживания, что подтверждается экспертным заключением.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона Приморского края от 22.04.2022 № 80-КЗ «О Хасанском муниципальном округе Приморского края» принято решение в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» преобразовать Зарубинское городское поселение, Краскинское городское поселение, Посьетское городское поселение, Приморское городское поселение, Славянское городское поселение, Хасанское городское поселение, Барабашское сельское поселение, Безверховское сельское поселение, входящие в состав Хасанского муниципального района Приморского края, путем их объединения в новое муниципальное образование – Хасанский муниципальный округ Приморского края.

Днем создания Хасанского муниципального округа является день вступления в силу Закона Приморского края от 22.04.2022 № 80-КЗ «О Хасанском муниципальном округе Приморского края» (ч. 2 ст. 1).

Статьей 3 Закона Приморского края от 22.04.2022 № 80-КЗ «О Хасанском муниципальном округе Приморского края» установлено, органы местного самоуправления Хасанского муниципального округа являются правопреемниками органов местного самоуправления Зарубинского городского поселения, Краскинского городского поселения, Посьетского городского поселения, Приморского городского поселения, Славянского городского поселения, Хасанского городского поселения, Барабашского сельского поселения, Безверховского сельского поселения и Хасанского муниципального района, которые на день создания Хасанского муниципального округа осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.

Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами Думы Хасанского муниципального округа Приморского края.

В соответствии с п. 3 Положения о правопреемстве органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования Хасанский муниципальный округ Приморского края, принятого решением Думы Хасанского муниципального округа от 12.10.2022 № 7, администрация вновь образованного муниципального образования Хасанский муниципальный округ является правопреемником, в том числе, администрации Славянского городского поселения в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Приморского края, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами (л.д. 146 -150).

В силу ч. 7 ст. 4 Закона № 80-КЗ полномочия глав Зарубинского городского поселения, Краскинского городского поселения, Посьетского городского поселения, Приморского городского поселения, Славянского городского поселения, Хасанского городского поселения, Барабашского сельского поселения, Безверховского сельского поселения и администраций Хасанского муниципального района, Зарубинского городского поселения, Краскинского городского поселения, Посьетского городского поселения, Приморского городского поселения, Славянского городского поселения, Хасанского городского поселения, Барабашского сельского поселения, Безверховского сельского поселения прекращаются со дня формирования администрации Хасанского муниципального округа.

В настоящее время, администрация Хасанского муниципального округа является правопреемником администрации Славянского городского поселения Хасанского муниципального округа.

Таким образом, с учетом того, что уполномоченным органом – администрацией Славянского городского поселения Хасанского муниципального района установлено, что нахождение в жилом помещении по адресу: Приморский край Хасанский район пгт. Славянка ул. Парковая 4, признанном в установленном порядке непригодным для проживания, создает непосредственную опасность для жизни или здоровья и при этом внеочередное обеспечение жилым помещением невозможно, истица подлежит незамедлительному обеспечению жилым помещением маневренного фонда, из расчёта не менее чем 6 кв.м. жилой площади на одного человека, находящегося в ведении администрации Хасанского муниципального округа на весь период до решения вопроса о способе удовлетворения их жилищных потребностей.

В то же время, суд не находит оснований для удовлетворения требований в части обеспечения Морозовой Т.П. жилым помещением в черте пгт. <адрес>, где она проживает в настоящее время, поскольку действующее жилищное законодательство не содержит условия о предоставлении жилого помещения непосредственно относящегося к жилому помещению, предоставляемому из муниципального маневренного фонда, в черте определенного населенного пункта, жилое помещение должно быть предоставлено в черте муниципального образования.

При указанных обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению в части.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Морозовой Татьяны Петровны к Администрации Хасанского муниципального округа Приморского края о предоставлении жилого помещения взамен аварийного – удовлетворить частично.

Обязать администрацию Хасанского муниципального округа незамедлительно предоставить Морозовой Татьяне Петровне благоустроенное жилое помещение из маневренного фонда администрации Хасанского муниципального округа Приморского края не менее 20 кв.м. жилой площади на весь период до решения вопроса о способе удовлетворения её жилищных потребностей в черте муниципального образования Хасанского муниципального округа Приморского края.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Хасанский районный суд Приморского края в течение одного месяца со дня его изготовления в мотивированном виде.

Судья Нефёдова Н.С.

2-665/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Морозова Татьяна Петровна
Ответчики
администрация Хасанского муниципального округа
Другие
Старкова Ольга Владимировна
Суд
Хасанский районный суд Приморского края
Судья
Нефёдова Наталья Сергеевна
Дело на странице суда
hasansky.prm.sudrf.ru
02.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.08.2023Передача материалов судье
07.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.08.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
17.08.2023Предварительное судебное заседание
17.08.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
30.08.2023Предварительное судебное заседание
30.08.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
04.09.2023Предварительное судебное заседание
04.09.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
09.10.2023Предварительное судебное заседание
09.10.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
07.11.2023Предварительное судебное заседание
06.12.2023Судебное заседание
08.12.2023Судебное заседание
15.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.01.2024Дело оформлено
08.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее