САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. № 33-11087/2022 |
Судья: Чекрий Л.М. |
УИД 78RS0001-01-2021-002382-51
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего |
Бучневой О.И., |
судей |
Игнатьевой О.С., Луковицкой Т.А., |
при секретаре |
Петерс О.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании 02 июня 2022 года гражданское дело № 2-3127/2021 по апелляционной жалобе Кокая Романа Владимировича на решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 22 ноября 2021 года по исковому заявлению Кокая Романа Владимировича к ФГБУ «Северо-Западное УГМС», МЧС России, Главному управлению МЧС России по Санкт-Петербургу, Администрации Губернатора Санкт-Петербурга, Комитету по информатизации и связи Санкт-Петербурга, Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды о возмещении ущерба,
заслушав доклад судьи Бучневой О.И., объяснения истца Кокая Р.В., представителя ответчика МЧС России и ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу Константинова Е.В., представителя ответчика ФГБУ «Северо-Западное УГМС» Кодоловой А.В., представителя ответчика Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга Чуприяновой О.А., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кокая Р.В. обратился в Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга с исковым заявлением к ФГБУ «Северо-Западное УГМС», МЧС России, Главному управлению МЧС России по Санкт-Петербургу, Администрации Губернатора Санкт-Петербурга, Комитету по информатизации и связи Санкт-Петербурга, Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, с учетом уточнени1 о взыскании солидарно в возмещение ущерба стоимости восстановительного ремонта автомобилей в размере 497 938 руб., компенсацию морального вреда - 30 000 руб., расходы по оплате экспертиз - 8 000 руб., по оплате государственной пошлины - 8 479 руб. (т. 2 л.д. 122-133), ссылаясь на то, что 09 июня 2020 года около 17-25 час. припаркованные у д. 268 по Московскому ш. в п. Шушары Пушкинского района Санкт-Петербурга принадлежащие ему автомобили повреждены в результате выпавших обильных осадков в виде града, представляющего собой ледяные сферы размерами от 3 до 5 см.
В качестве дополнительного основания в уточненном иске указано на незаконное бездействие ответчиков, выразившееся в не организации выезда, осмотра поврежденного имущества с целью фиксации, установления размера ущерба и принятия мер по ликвидации последствий, не организации сбора участников на выезды в места происшествия согласно утвержденной комиссии по ликвидации чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера и других мероприятий. По результатам экспертных исследований стоимость ремонтно-восстановительных работ автомобиля Шевроле Авео г.р.з. №... №... по состоянию на 09 июня 2020 года составляет 297 612 руб., автомобиля Фольксваген Джетта г.р.з. №... – 346 575 руб., полагал, что вред его имуществу причинен вследствие ненадлежащей оценки со стороны ФГБУ «Северо-Западное УГМС» происходивших природных явлений, а также не информирования ответчиками населения о возникшей угрозе.
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 22 ноября 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с постановленным решением, истец представил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, исковые требования удовлетворить.
В судебное заседание истец Кокая Р.В. явился, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ответчика МЧС России и ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу в судебное заседание явился, письменные возражения поддерживал, просил решение суда оставить без изменения (т. 4 л.д.169-171).
Представитель ответчика ФГБУ «Северо-Западное УГМС» в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения доводов апелляционной жалобы, письменный отзыв поддержала, просила решение суда оставить без изменения (т. 4 л.д. 178-181).
Представитель ответчика Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга в судебное заседание явилась, письменные возражения поддерживала, просила решение суда оставить без изменения (т. 4 л.д. 162).
Представители ответчиков Администрации Губернатора Санкт-Петербурга, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (т. 4 л.д. 154, 159).
На основании ст. 167 ГПК РФ возможно рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, представленные доказательства, выслушав объяснения сторон, оценив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, приходит к следующему:
Как следует из материалов дела и установлено судом, Кокая Р.В. по состоянию на 09 июня 2020 года являлся собственником автомобилей Фольксваген Джетта г.р.з. Р №... и Шевроле Авео г.р.з. №... (т. 1 л.д. 53-54).
Согласно представленным доказательствам около 17-25 час. 09 июня 2020 года данные автомобили располагались у дома по адресу: Санкт-Петербург, Пушкинский район, п. Шушары, Московское ш., д. 268, были повреждены градом.
Данное обстоятельство установлено постановлениями старшего УУП ГУУП 4 отдела полиции ОМВД России по Пушкинскому району СПб от 11 июня 2020 года об отказе в возбуждении уголовного дела (т. 1 л.д. 87-88, 90-91).
В соответствии с заключениями специалиста ООО «АВТ-СЕРВИС» стоимость восстановительного ремонта автомобиля Шевроле Авео г.р.з. №... вследствие данных повреждений без учета износа составила 297 612 руб., Фольксваген Джетта г.р.з. №... – 346 575 руб. (т. 1 л.д. 99-163).
По результатам трасологических экспертиз ФБУ «Северо-Западный региональный центр судебной экспертизы» установлены повреждения вышеназванных автомобилей в результате попадания градин аномально большого размера (т. 1 л.д. 165-187).
08 июня 2020 года в 15 час. прогноз погоды был размещен на официальном сайте ФГБУ «Северо-Западное УГМС».
09 июня 2020 года уточненный прогноз погоды на этот день по Санкт- Петербургу был передан в 05-21 час. в адреса ВГТРК «Санкт-Петербург» и «Радио Петербург», в 08-45 час. озвучен во время проведения ежедневного ВКС с ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу.
Согласно прогнозу погоды на 09 июня 2020 года в Санкт-Петербурге ожидалась облачная с прояснениями погода, кратковременный дождь, ночью - местами, в отдельных районах - гроза. Ветер переменных направлений 2-7 м/с, при грозе порывы до 15 м/с. Температура воздуха ночью +17...+ 19 гр., днем +27...+29 гр.
В 16-04 час. 09 июня 2020 года оперативным дежурным ФГБУ «Северо-Западное УГМС» было составлено предупреждение о неблагоприятных явлениях погоды по Санкт-Петербургу (в ближайшие 1-3 часа местами ожидаются грозы с кратковременным усилением ветра 15-17 м/с, в отдельных районах ливни, град). Согласно сведениям ФГБУ «Северо- Западное УГМС» данное предупреждение отправлено в адрес Администрации Губернатора Санкт-Петербурга, дежурному по АПК «Безопасный город», ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу, Ситуационный центр Росгидромета, Департамент Росгидромета по СЗФО и другим заинтересованным потребителям, согласно договорам. Заблаговременность предупреждения по Санкт-Петербургу составила 1 час (т. 1 л.д. 230-232, т. 2 л.д. 12-24, 74-87).
ФГБУ «Северо-Западное УГМС» в суд представлен протокол осмотра доказательств от 08 июня 2021 года, согласно которому информация о неблагоприятном явлении передана в органы МЧС.
Факт поступления информации о неблагоприятном явлении отрицается ГУ МЧС РФ по Санкт-Петербургу без предоставления документальных сведений, отражающих межведомственное взаимодействие. (т. 1 л.д. 216).
Установлено, что фактически на территории п. Шушары имело место опасное природное явление в виде сильного (крупного) града. Данное обстоятельство подтверждено, в том числе, видеоматериалами, а также заключениями эксперта-трасолога, содержащими фотоматериалы, материалами КУСП. Согласно экспертным заключению анализ совокупности морфологических признаков внешнего строения повреждений автомобилей истца позволяет заключить, что они образованы в результате множественных локальных ударных воздействий, нанесенных с большой силой, объектами, следообразующие части которых имеют сферообразную форму радиусом 2-2, 5 см (т. 1 л.д. 167-187).
В соответствии с ответом ОМВД России по Пушкинскому району Санкт-Петербурга на запрос суда в 2020 году в книгах учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях ОМВД России по Пушкинскому району Санкт-Петербурга зарегистрировано более 440 обращений граждан в связи с повреждением имущества от падения града 09 июня 2020 года, фотофиксация при осмотре мест происшествия не проводилась, в связи с большим количеством обращений граждан.
В число указанных обращений входит материал проверки КУСП № 8169 по обращению Кокая Р.В. по факту повреждения, принадлежащего ему автомобиля Фольксваген Джетта г.р.з. №... а также материал проверки КУСП № 8227 по обращению Кокая Р.В. по факту повреждения, принадлежащего ему автомобиля Шевроле Авео г.р.з. №...
В ходе судебного заседание в суде первой инстанции был исследован видеоматериал, отражающий погодные условия на территории п. Шушары 09 июня 2020 года, на котором отражен град с характеристиками, указанными истцом.
Согласно сведениями Росгидромета достижения конвективными явлениями опасных критериев (ОЯ) в Санкт-Петербурге не ожидалось и по данным государственной наблюдательной сети не наблюдалось. Град отмечен только АМЦ Пулково (юг Санкт-Петербурга) без указания размера. Таким образом, синоптическая ситуация 09 июня 2020 года не давала основания для выпуска штормового предупреждения о крупном граде, с учетом вероятностного прогноза по данным ДМРЛ был выпущено предупреждение о граде с заблаговременностью 1 час. по Санкт-Петербургу. Крупный град категории ОЯ наблюдательной сетью зафиксирован не был (т. 1 л.д. 225-227).
Как следует из сведений ответчика, наблюдательными подразделениями Санкт-Петербургского ЦГМС - филиала ФГБУ «Северо-Западное УГМС» атмосферное явление град не зафиксировано.
В судебном заседании первой инстанции 14 сентября 2021 года были допрошены специалист — младший научный сотрудник ФГБУ «ГГО» Дмитриева О.А. и свидетель - начальник Гидрометцентра ФГБУ «Северо-Западное УГМС» Колесов А.М.
В ходе допроса специалист <...>. пояснила, что доплеровский метеорологический радиолокатор (ДМРЛ-С) является дополнительным прибором, который используется в работе специалистами ФГБУ «Северо-Западное УГМС» при составлении прогностической гидрометеорологической информации, в том числе, штормовых предупреждении о неблагоприятных (НЯ) и опасных гидрометеорологических (ОЯ) явлениях. При этом фиксировать опасные явления ДМРЛ-С не может, данная фиксация происходит только на метеорологических станциях. Дмитриева О.А. представила Методические указания по использованию информации ДМРЛ-С в синоптической практике, утвержденные директором ФГБУ «ЦАО» в 2019 г. (приобщены к материалам дела).
Свидетель <...> в ходе допроса пояснил, что условий для опасного явления в Санкт-Петербурге 09 июня 2020 года не наблюдалось. По синоптической ситуации ожидались природные явления, не достигающие значения опасного явления (ОЯ). Для того, чтобы комплекс метеорологических явлений (КМЯ) считался опасным, одна метеостанция должна зафиксировать одновременно как минимум два явления, подпадающих под градацию. Учитывая, что достижения конвективными явлениями ОЯ в Санкт-Петербурге 09 июня 2020 года в течение дня не ожидалось, штормовое предупреждение и штормовое оповещение об ОЯ (КНЯ) не были составлены, соответственно передача согласно утвержденной схеме не осуществлялась. По данным государственной наблюдательной сети ФГБУ «Северо-Западное УГМС» единственная метеостанция, расположенная в аэропорту Пулково, отметившая град, не зафиксировала критерия ОЯ (20 мм).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь п. 2 ст. 1064 ГК РФ, пришел к выводу, что причинение истцу ущерба вследствие града не находится в причинно-следственной связи с действиями ответчиков.
Судебная коллегия согласна с таким выводом суда первой инстанции, так как для наступления деликтной ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего: наступление вреда; противоправность поведения причинителя вреда; причинная связь между наступлением вреда и противоправным поведением причинителя вреда; вина причинителя вреда.
Согласно п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе, издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению РФ, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
Аналогичная правовая норма содержится в ст. 1069 ГК РФ.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ", отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ). По общему правилу, лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (п. 2 ст. 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ ст.ст. 12, 35 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено ФЗ.
В ходе рассмотрения настоящего дела доказательств, отвечающих критериям относимости и допустимости (ст.ст. 59, 60 ГПК РФ), в подтверждение того, что виновными действиями ответчиков имуществу истца причинен ущерб, в материалы дела не представлено.
Таким образом, суд правильно не нашел оснований для взыскания с ответчиков в пользу истца возмещения стоимости причиненного ущерба, равно как, судебных расходов.
Довод апелляционной жалобы относительно того, что 09 июня 2020 года вследствие опасных природных явлений (ОЯ) в виде грозы был причинен ущерб собственности истца именно в связи с действиями ответчиков, судебная коллегия отклоняет по следующим основаниям:
В соответствии с абз. 23 ст. 1 Федерального закона от 19 июля 1998 года N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" опасное природное явление - гидрометеорологическое или гелиогеофизическое явление, которое по интенсивности развития, продолжительности или моменту возникновения может представлять угрозу жизни или здоровью граждан, а также может наносить значительный материальный ущерб.
По смыслу ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате опасного природного явления, признается чрезвычайной ситуацией.
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Информирование населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе, обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности (ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ).
Согласно абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 19 июля 1998 года N 113-ФЗ гидрометеорологическая служба - система функционально объединенных индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, федеральных органов исполнительной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", осуществляющих деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (метеорологии, климатологии, агрометеорологии, гидрологии, океанологии, гелиогеофизики, области активных воздействий на гидрометеорологические процессы), мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды, в том числе, ионосферы и околоземного космического пространства, предоставление информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, об опасных природных явлениях.
В силу ст. 4 данного Закона одним из принципов деятельности гидрометеорологической службы является обеспечение достоверности информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и ее доступности для пользователей (потребителей).
Основным направлением государственного регулирования деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях является, в том числе обеспечение органов государственной власти, Вооруженных Сил РФ, а также населения информацией о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении, в том числе экстренной информацией.
Указанное обеспечение осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в соответствии с утверждаемым Правительством РФ положением о государственных услугах в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды (ст. 5 Закона).
Участники деятельности гидрометеорологической службы обязаны соблюдать законодательство РФ об обеспечении единства измерений, в том числе, требования, установленные федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, при проведении наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, сборе, обработке, хранении и распространении информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, а также при получении информационной продукции (ст. 10 Закона).
В соответствии с п. 4 Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), утв. постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004 года № 372, Росгидромет осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации. ФГБУ «Северо-Западное УГМС» является подведомственной Росгидромету организацией.
Согласно п. 2 ст. 17 Федерального закона от 19 июля 1998 года N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" информация общего назначения доводится до пользователей (потребителей) в виде текстов в письменной форме, таблиц и графиков по сетям электрической и почтовой связи, через средства массовой информации в режиме регулярных сообщений или по запросам пользователей (потребителей).
Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 15 ноября 1997 года N 1425 "Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды" информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды общего назначения предоставляется бесплатно органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов РФ, органам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Данным нормативным актом прогноз погоды на территории субъектов РФ на 1-3 суток отнесен к информационным услугам общего назначения.
Согласно п. 4.4 РД 52.27.724-2019 «Наставление по краткосрочным прогнозам погоды - общего назначения», введенным в действие Приказом Росгидромета от 25 июня 2019 года № 297, в прогнозы погоды общего назначения включается информация о следующих явлениях погоды: гроза, град, шквал, туман (мгла), гололед, изморозь, налипание (отложение) мокрого снега на проводах и деревьях, метель (в том числе низовая), пыльная (песчаная) буря, гололедица, снежные заносы, заморозки в воздухе и/или на поверхности почвы, сильная жара, сильный мороз, аномально жаркая (холодная) погода.
В соответствии с РД 52.27.724-2019 «Наставления по краткосрочным прогнозам погоды общего назначения», опасное природное явление (ОЯ) - природный процесс (явление), возникающий в атмосфере и/или у поверхности Земли, который по своей интенсивности (силе), масштабу распространения и продолжительности оказывает или может оказать поражающее воздействие на людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и окружающую среду и привести к значительному материальному ущербу.
В случае если метеорологическое, гидрологическое, агрометеорологическое или морское гидрометеорологическое явление значительно затрудняет или препятствует деятельности отдельных отраслей экономики и может нанести материальный ущерб, но по своим количественным значениям не достигает критерия опасного явления, оно может быть признано неблагоприятным гидрометеорологическим явлением (НЯ) (РД 52.10.842-2017 «Наставление гидрометеорологическим станциям и постам», РД 52.04.563-2013 «Инструкция по подготовке и передаче штормовых сообщений наблюдательными подразделениями», РД 52.27.724- 2019 «Наставления по краткосрочным прогнозам погоды общего назначения»).
В соответствии с п. 5.1-5.2 РД 52.04.563-2013 Инструкции по подготовке и передаче штормовых сообщений наблюдательными подразделениями критерии ОЯ устанавливаются отдельно для территории ответственности каждого управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (УГМС). На основании типового перечня ОЯ по решению УГМС разрабатываются дифференцированные по территории деятельности УГМС перечни и критерии ОЯ.
Типовой перечень ОЯ и их общие критерии, рекомендованные Всемирной метеорологической организацией, приведены в приложении А к РД 52.27.724-2019 «Наставления по краткосрочным прогнозам погоды общего назначения». В частности данным перечнем предусмотрено опасное явление в виде крупного града в виде крупных частичек льда (градин), не менее 20 мм., выпадающих из кучево-дождевых облаков.
Согласно Инструкции для оперативно-прогностических подразделений Росгидромета по использованию информации ДМРЛ в синоптической практике, введенной в действие с 01 сентября 2016 года Приказом Росгидромета от 23 августа 2016 года № 368, на шкале карты метеоявлений град принято условно классифицировать по величине как: слабый - менее 5 мм; умеренный - 5-20 мм; сильный - более 20 мм.
Согласно примечанию к п. 3.1.7 РД 52.27.724-2019 к ОЯ также относится комплекс метеорологических явлений (КМЯ), каждое из которых по интенсивности (силе) и/или продолжительности не достигает критерия отдельного ОЯ, но близко к нему.
В соответствии с п. 3.1.3 РД 52.27.724-2019 критерий опасного (неблагоприятного) явления: количественное значение характеристики метеорологической величины, сочетание (комплекс) метеорологических явлений и временной промежуток, при достижении которых явление считается опасным (неблагоприятным).
В приложении Б к РД 52.27.724-2019 приведен Типовой перечень и критерии явлений погоды и метеорологических величин, входящих в комплекс метеорологических явлений (КМЯ), сочетание которых образует ОЯ.
Аналогичный перечень утвержден ФГБУ «Северо-Западное УГМС» (т. 2 л.д. 25-28).
Согласно перечню КНЯ может состоять из двух или более явлений в различных сочетаниях. Сочетания зависят от времени года и синоптической ситуации.
В соответствии с примечанием к п. 3.1.6 РД 52.27.724-2019 информация о прогнозируемом неблагоприятном метеорологическом явлении подготавливается оперативно-прогностическим подразделением и передается пользователю (потребителю) по договорам на услуги по информационному обеспечению в соответствии с утвержденным порядком и по утвержденной схеме [4].
Штормовое оповещение: информация о начавшемся опасном природном явлении (п. 3.1.20), 3.1.21 штормовое предупреждение: информация о прогнозируемом опасном природном явлении (п. 3.1.20) 3.1.22 штормовое сообщение: сообщение, передаваемое наблюдательными подразделениями, в котором содержатся сведения о возникновении и развитии (усилении и окончании) метеорологических ОЯ и НЯ, и значениях характеризующих их метеорологических величин (п. 3.1.22).
Порядок действий и обязанности органов гидрометеорологической службы, при угрозе возникновения и возникновении ОЯ устанавливает руководящий документ РД 52.88.699-2008 «Положение о порядке действия учреждений и организаций при угрозе возникновения и возникновении опасных природных явлений».
В силу п. 7.2 РД 52.88.699-2008 непосредственно подготовку и выпуск экстренной информации осуществляют оперативно-прогностические подразделения (ОПП) при угрозе возникновения и возникновении ОЯ в зоне ответственности. Подготовка и выпуск экстренной информации включает в себя:
- выявление зон потенциальной угрозы возникновения ОЯ;
- прогноз времени возникновения и интенсивности ОЯ;
- составление штормового предупреждения (штормового оповещения);
- передачу штормового предупреждения (штормового оповещения) потребителям.
Согласно п. 7.3 РД 52.88.699-2008 ОПП после подготовки штормового предупреждения (штормового оповещения) об угрозе возникновения и/или возникновения ОЯ и доклада его содержания руководителю организации обязаны немедленно довести его содержание до:
- органов управления РСЧС, исполнительной власти (правительства) субъекта РФ и/или муниципального образования и других потребителей в соответствии со "Схемой штормового предупреждения и штормового оповещения об ОЯ", используя для этого все имеющиеся средства и каналы связи;
- в адреса учреждений Росгидромета.
Предупреждения населения о чрезвычайных ситуациях (ЧС), связанных с ОЯ, осуществляются органами МЧС России в соответствии с соглашением [7], заключенным между МЧС России и Росгидрометом, на федеральном, региональном и территориальном уровнях (п. 7.7. РД 52.88.699-2008).
В соответствии с п.п. 3.39-7 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 27 апреля 2010 года N 450 "О Комитете по информатизации и связи" указанный орган обязан обеспечивать своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
Штормовые предупреждения составляют ОПП по районам своей ответственности на основании детального анализа аэросиноптических материалов и информации, получаемой от сети станций и постов, в том числе, ведомственных, а также от технических средств и метеорологических спутников.
Штормовые предупреждения составляют с максимально возможной заблаговременностью независимо от того, предусматривались ОЯ или нет в ранее разработанных прогнозах погоды (п. 8.1 РД 52.88.699-2008).
ОПП при угрозе возникновения ОЯ обязаны немедленно составить штормовое предупреждение с указанием ожидаемого времени возникновения, продолжительности и интенсивности (значения характеристик) прогнозируемых ОЯ (п. 8.2 РД 52.88.699-2008).
Если ожидается, что ОЯ будет наблюдаться на части обслуживаемой территории или акватории, в штормовом предупреждении о возникновении ОЯ необходимо указать район его распространения, (например: на юге области, на побережье, в предгорьях и т.п.). При прогнозе ОЯ, связанных с развитием интенсивной конвекции (шквал, град, очень сильный дождь, сильный ливень, смерч), а также сильного тумана, заморозков и паводков, может применяться термин "местами". При наличии условий возникновения смерчей допускается использование терминов "имеется опасность возникновения (формирования) смерчей" или "имеется опасность возникновения (формирования) смерча над морем и выхода его на сушу" (п. 8.5 РД 52.88.699-2008).
Для оценки интенсивности, масштабов распространения и определения последствий воздействия ОЯ, а также для подтверждения факта возникновения ОЯ (если ОЯ на станции не зафиксировано), сотрудники ОНС в обязательном порядке принимают участие в обследованиях районов его распространения (маршрутных, авиационных), проводимых органами исполнительной власти субъекта РФ или органами МЧС России (п. 9.2 РД 52.88.699-2008).
Между тем, из согласно сведениями Росгидромета достижения конвективными явлениями опасных критериев (ОЯ) в Санкт-Петербурге не ожидалось и по данным государственной наблюдательной сети не наблюдалось. Град отмечен только АМЦ Пулково (юг Санкт-Петербурга) без указания размера. Таким образом, синоптическая ситуация 09 июня 2020 года не давала основания для выпуска штормового предупреждения о крупном граде, с учетом вероятностного прогноза по данным ДМРЛ был выпущено предупреждение о граде с заблаговременностью 1 час по Санкт-Петербургу. Крупный град категории ОЯ наблюдательной сетью зафиксирован не был (т. 1 л.д. 225-227).
Остальные доводы апелляционной жалобы фактически выражают несогласие истца с выводами суда, однако по существу их не опровергают, оснований к отмене решения не содержат, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, оснований, предусмотренных ч. 5 ст. 330 ГПК РФ для рассмотрения дела по правилам суда первой инстанции, не приведено.
При разрешении спора судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.
Руководствуясь ст.ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 22 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 июня 2022 года.