Решение по делу № 2-2259/2024 от 25.04.2024

УИД 63RS0№ ***-96

Дело № ***

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

30 октября 2024 года                                                город Сызрань

Сызранский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Мосиной С.В.,

с участием старшего помощника прокурора г.Сызрани Ковалевой З.С., представителя ответчика Администрации г.о.Сызрань Андреевой Н.П., представителя третьего лица МКУ г.о.Сызрань «СызраньСтройЗаказчик» Мишуниной И.Н.

при секретаре судебного заседания Буреевой Д.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2259/2024 по иску заместителя прокурора города Сызрани Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.о.Сызрань о сносе аварийных многоквартирных домов,

у с т а н о в и л:

    Заместитель прокурора г. Сызрани Самарской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации городского округа Сызрань Самарской области о возложении обязанности провести организационно – хозяйственные мероприятия по сносу аварийных и расселенных многоквартирных домов с зачисткой территории от строительного мусора в течение 3-х (трех) лет с даты вступления решения суда в законную силу по следующим адресам:

    <адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

    В обоснование заявленных требований указал, что Прокуратурой города Сызрани во исполнение приказа прокурора Самарской области от 09.09.2019 №133 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при переселении граждан из аварийного жилищного фонда и его ликвидации», на основании решения о проведении проверки от 08.04.2024 №200, проведена проверка исполнения требований законодательства при переселении граждан из аварийного жилищного фонда и его ликвидации на территории г.о.Сызрань. Установлено, что по состоянию на 05.04.2024 на территории городского округа Сызрань имеются 125 расселенных и подлежащих сносу многоквартирных домов, из них 85 многоквартирных домов, граждане в которых сняты с регистрационного учета и фактически не проживают, в связи с предоставлением иных жилых помещений. Так, на территории г.о. Сызрань расположены многоквартирные дома, которые признаны аварийными и подлежащими сносу, по следующим адресам: 1) <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 30.08.2010 № 2437, граждане, не снятые с регистрационного учета, отсутствуют, граждане в указанном доме не проживают; 2) <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 11.11.2011 № 3424, граждане, не снятые с регистрационного учета, отсутствуют; 3) <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 18.03.2009 № 624, граждане, не снятые с регистрационного учета, отсутствуют, граждане в указанном доме не проживают; 4) <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 21.10.2011 № 2884, граждане, не снятые с регистрационного учета, отсутствуют, граждане в указанном доме не проживают; 5) <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 03.04.2012 № 755, граждане, не снятые с регистрационного учета, отсутствуют; 6) <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 14.05.2012 № 1098, граждане, не снятые с регистрационного учета, отсутствуют, граждане в указанном доме не проживают; 7) г<адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 03.03.2012 № 480, граждане, не снятые с регистрационного учета, отсутствуют, граждане в указанном доме не проживают; 8) г<адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 02.07.2012 № 1668, граждане, не снятые с регистрационного учета, отсутствуют, граждане в указанном доме не проживают; 9) <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 18.03.2013 № 1689, граждане, не снятые с регистрационного учета, отсутствуют, граждане в указанном доме не проживают; 10) <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 02.07.2012 № 1668, граждане, не снятые с регистрационного учета, отсутствуют, граждане в указанном доме не проживают; 11) <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 02.07.2014 № 2128, граждане, не снятые с регистрационного учета, отсутствуют, граждане в указанном доме не проживают; 12) <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 30.12.2013 № 4237, граждане, не снятые с регистрационного учета, отсутствуют, граждане в указанном доме не проживают; 13) <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 16.01.2013 № 71, граждане, не снятые с регистрационного учета, отсутствуют, граждане в указанном доме не проживают; 14) <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 13.12.2012 № 3453, граждане, не снятые с регистрационного учета, отсутствуют, граждане в указанном доме не проживают; 15) <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 28.05.2012 № 1230, граждане, не снятые с регистрационного учета, отсутствуют, граждане в указанном доме не проживают; 16) <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 06.05.2015 № 1172, граждане, не снятые с регистрационного учета, отсутствуют, граждане в указанном доме не проживают; 17) <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 08.11.2012 № 3014, граждане, не снятые с регистрационного учета, отсутствуют, граждане в указанном доме не проживают; 18) <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 13.05.2015 № 1242, граждане, не снятые с регистрационного учета, отсутствуют; 19) <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 02.07.2012 № 1668, граждане, не снятые с регистрационного учета, отсутствуют, граждане в указанном доме не проживают; 20) <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 10.12.2013 № 3895, граждане, не снятые с регистрационного учета, отсутствуют, граждане в указанном доме не проживают; 21) <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 25.03.2013 № 769, граждане, не снятые с регистрационного учета, отсутствуют, граждане в указанном доме не проживают; 22) <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 13.12.2012 № 3453, граждане, не снятые с регистрационного учета, отсутствуют, граждане в указанном доме не проживают; 23) <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 08.11.2012 № 3014, граждане, не снятые с регистрационного учета, отсутствуют, граждане в указанном доме не проживают; 24) <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 02.07.2012 № 1668, граждане, не снятые с регистрационного учета, отсутствуют, граждане в указанном доме не проживают; 25) <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 02.07.2012 № 1668, граждане, не снятые с регистрационного учета, отсутствуют, граждане в указанном доме не проживают; 26) <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 02.07.2012 № 1668, граждане, не снятые с регистрационного учета, отсутствуют, граждане в указанном доме не проживают; 27) <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу па основании постановления администрации городского округа Сызрань от 03.06.2015 № 1455, граждане, не снятые с регистрационного учета, отсутствуют, граждане в указанном доме не проживают; 28) <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 06.07.2015 № 1826, граждане, не снятые с регистрационного учета, отсутствуют, граждане в указанном доме не проживают; 29) <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 15.04.2014 № 1123, граждане, не снятые с регистрационного учета, отсутствуют, граждане в указанном доме не проживают; 30) <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 30.12.2013 № 4237, граждане, не снятые с регистрационного учета отсутствуют, граждане в указанном доме не проживают; 31) <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 14.05.2012 № 1098, граждане, не снятые с регистрационного учета, отсутствуют, граждане в указанном доме не проживают; 32) <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 02.07.2012 № 1668, граждане, не снятые с регистрационного учета, отсутствуют, граждане в указанном доме не проживают; 33) <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 16.01.2013 № 71, граждане, не снятые с регистрационного учета, отсутствуют, граждане в указанном доме не проживают; 34) <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 30.12.2013 № 4237, граждане, не снятые с регистрационного учета, отсутствуют, граждане в указанном доме не проживают; 35) <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 10.12.2013 № 3895, граждане, не снятые с регистрационного учета, отсутствуют, граждане в указанном доме не проживают; 36) <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 01.04.2014 № 950, граждане, не снятые с регистрационного учета, отсутствуют, граждане в указанном доме не проживают; 37) <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 27.05.2013 № 1448, граждане, не снятые с регистрационного учета, отсутствуют, граждане в указанном доме не проживают; 38) <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 25.03.2013 № 769, граждане, не снятые с регистрационного учета, отсутствуют, граждане в указанном доме не проживают; 39) <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 09.09.2013 № 2734, граждане, не снятые с регистрационного учета, отсутствуют, граждане в указанном доме не проживают; 40) <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 07.11.2013 № 3511, граждане, не снятые с регистрационного учета, отсутствуют, граждане в указанном доме не проживают; 41) <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 26.11.2014 № 4013, граждане, не снятые с регистрационного учета, отсутствуют, граждане в указанном доме не проживают; 42) <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 28.08.2015 № 2399, граждане, не снятые с регистрационного учета, отсутствуют, граждане в указанном доме не проживают; 43) <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 20.08.2015 № 63, граждане, не снятые с регистрационного учета, отсутствуют, граждане в указанном доме не проживают; 44) <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 20.01.2016 № 63, граждане, не снятые с регистрационного учета, отсутствуют, граждане в указанном доме не проживают; 45) <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 27.06.2013 № 1808, граждане, не снятые с регистрационного учета, отсутствуют; 46) <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 02.07.2014 № 2128, граждане, не снятые с регистрационного учета, отсутствуют, граждане в указанном доме не проживают; 47) г<адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на    основании    постановления администрации городского округа Сызрань от 07.11.2013 № 3511, граждане, не снятые с регистрационного учета, отсутствуют, граждане в указанном доме не проживают; 48) <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 01.04.2014 № 950, граждане, не снятые с регистрационного учета, отсутствуют, граждане в указанном доме не проживают; 49) <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 02.07.2012 № 1668, граждане, не снятые с регистрационного учета, отсутствуют, граждане в указанном доме не проживают; 50) <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 30.12.2013 № 4237, граждане, не снятые с регистрационного учета, отсутствуют, граждане в указанном доме не проживают; 51) <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 27.06.2013 № 1808, граждане, не снятые с регистрационного учета, отсутствуют, граждане в указанном доме не проживают; 52) <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 02.07.2014 № 2128, граждане, не снятые с регистрационного учета, отсутствуют, граждане в указанном доме не проживают; 53) <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 18.06.2013 № 1689, граждане, не снятые с регистрационного учета, отсутствуют, граждане в указанном доме не проживают; 54) г<адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 09.09.2013 № 2734, граждане, не снятые с регистрационного учета, отсутствуют, граждане в указанном доме не проживают; 55) <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 01.04.2014 № 947, граждане, не снятые с регистрационного учета, отсутствуют, граждане в указанном доме не проживают; 56) <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 10.12.2013 № 3895, граждане, не снятые с регистрационного учета, отсутствуют, граждане в указанном доме не проживают; 57) <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 10.02.2014 № 308, граждане, не снятые с регистрационного учета, отсутствуют, граждане в указанном доме не проживают; 58) <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 07.11.2014 № 3790, граждане, не снятые с регистрационного учета, отсутствуют, граждане в указанном доме не проживают; 59) <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 25.03.2013 № 769, граждане, не снятые с регистрационного учета, отсутствуют, граждане в указанном доме не проживают; 60) <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 10 02.2014 № 308, граждане, не снятые с регистрационного учета, отсутствуют, граждане в указанном доме не проживают; 61) <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 16.12.2014 № 4283, граждане, не снятые с регистрационного учета, отсутствуют, граждане в указанном доме не проживают; 62) г<адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 16.01.2013 № 71, граждане, не снятые с регистрационного учета, отсутствуют, граждане в указанном доме не проживают. При этом установлено, что администрацией г.о. Сызрань снос 62 многоквартирных домов не проведен, мероприятия по сносу (демонтажу) аварийных жилых домов и ликвидации свалок с зачисткой территории от строительного мусора не проводятся. В силу требований ст. 14 Жилищного кодекса РФ определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений, направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище (вопрос № 3 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда России за II квартал 2009 года, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда России от 16.09.2009). В настоящее время жильцы многоквартирных домов расселены и сняты с регистрационного учета в полном объеме. Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания имущества. Из положений ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 № 209-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений» следует, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора. Снос аварийного жилья будет способствовать восстановлению прав граждан на благоприятные условия проживания, увеличению на территории района количества снесенных домов, освобождению земельных участков с целью их дальнейшего использования по назначению. В связи с тем, что длительное бездействие должностных лиц органов местного самоуправления городского округа Сызрань по сносу аварийных домов нарушает права неопределенного круга лиц, создает угрозу возникновения пожаров, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе в связи с отсутствием ограничения доступа к данным объектам, и является недопустимым, заместитель прокурора г.Сызрани обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

    В ходе рассмотрения дела, заместителем прокурора г.Сызрани Самарской области исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ были уточнены, из исковых требований были исключены требования о сносе аварийных и расселенных многоквартирных домов по адресам: <адрес>

    В обоснование уточненных исковых требований указал, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, не подлежит сносу. Постановлением Администрации г.о.Сызрань от 30.08.2010 №2437 многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим реконструкции. Приказом Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области от 01.09.2017 №111 вышеуказанный объект признан объектом культурного наследия, находящимся в неудовлетворительном состоянии, и планируется к предоставлению в аренду на льготных условиях в соответствии со ст.14.1 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», Решением Думы г.о.Сызрань Самарской области от 24.04.2019 №36 «О Положении «О порядке установления льготной арендной платы в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в неудовлетворительном состоянии, относящихся к муниципальной собственности г.о.Сызрань». Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> является выявленным объектом культурного наследия согласно письму управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области от 01.03.2019 №431830, сносу не подлежит. Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> прекратил свое существование в связи с полным разрушением. На основании решения о проведении проверки исполнения требований законодательства при переселении граждан из аварийного жилищного фонда и его ликвидации на территории г.о.Сызрань №423 от 10.09.2024, прокуратурой города совместно с ведущим специалистом производственно – технического отдела МКУ г.о.Сызрань «Служба городского хозяйства» произведен выездной осмотр объекта по адресу: <адрес> согласно Акту от 12.09.2024 установлено, что вышеуказанный участок с КН 63:08:0114030:318 полностью разрушен, вследствие чего имеется строительный мусор.

    В судебном заседании представитель прокурора г.о. Сызрань старший помощник прокурора Ковалева З.С. поддержала уточненные исковые требования в полном объеме, сославшись на доводы искового заявления.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации г.о.Сызрань - Андреева Н.П., действующая на основании доверенности от 01.07.2024, против удовлетворения исковых требований возражала, указав, что Администрацией г.о.Сызрань принят нормативный правовой акт, которым установлены сроки для сноса аварийных домов, который предусматривает плановое, поэтапное (планируемое) осуществление сноса всех жилых домов, признанных аварийными и расселенными в установленном порядке. Постановлением Администрации г.о.Сызрань от 29.04.2020 №991 «Об определении срока сноса аварийных домов», в редакции от 13.11.2023 №3968, согласно решений Сызранского городского суда установлен срок сноса 33 аварийных многоквартирных домов, расселенных до 2020 года и подлежащих сносу в срок до 2033 года. Данное Постановление является действующим, не признано незаконным и исполняется в установленном порядке. Финансирование расходов по сносу аварийного жилищного фонда является расходным обязательством городского округа Сызрань и осуществляется в пределах объема бюджетных ассигнований, предусмотренных в установленном порядке Решением Думы городского округа Сызрань о бюджете городского округа Сызрань на соответствующий финансовый год. Постановлением Администрации городского округа Сызрань от 13.12.2019 № 3526 «Об установлении расходных обязательств городского округа Сызрань», было установлено расходное обязательство городского округа Сызрань на снос аварийного жилищного фонда: в 2020 году в сумме 5860,3 тыс. руб., в 2021 году в сумме 4245,5 тыс. руб. В 2020 году и первом полугодии 2021 года всего снесено 16 домов. Постановлением Администрации городского округа Сызрань от 7.11.2023 № 3943 «Об установлении расходного обязательства городского округа Сызрань на снос аварийного жилищного фонда» на 2024 год бюджетом городского округа Сызрань предусмотрены средства в размере 5000,0 тыс. руб. Бюджетом городского округа Сызрань ежегодно предусматриваются средства на финансирование мероприятий по сносу аварийных домов, в том числе на разработку проектов по демонтажу и на производство работ по демонтажу, но учитывая объем расселенных аварийных многоквартирных домов, произвести их ликвидацию без поддержки вышестоящих бюджетов не представляется возможным. Просит обратить внимание суда на то, что порядок и сроки предъявления требования о сносе дома законодателем не урегулированы, равно как и определение разумного срока, предоставляемого собственникам для сноса аварийного дома. Принимая во внимание, что признание домов аварийными и подлежащими сносу, а также определение сроков отселения граждан и сроков сноса указанных домов является исключительной компетенцией органа местного самоуправления, заявленные требования являются незаконными и нарушают права органа местного самоуправления городского округа Сызрань, в связи с чем, считает заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению.

В судебном заседании представитель третьего лица МКУ г.о.Сызрань «СызраньСтройЗаказчик» Мишунина И.Н., действующая на основании доверенности от 15.10.2024, против удовлетворения исковых требований возражала, указав, что Постановлением Администрации городского округа Сызрань от 13.11.2023 №3968 «Об определении срока сноса аварийных домов, согласно решений Сызранского городского суда, определен список первоочередных 33 аварийных многоквартирных дома, расселенных до 2020 года и подлежащих сносу в срок до 2033 года. В 2023 году выполнены работы по демонтажу аварийных расселенных МКД: - за счет средств муниципалитета 5 (пять), расположенных по адресам: <адрес> Согласно Постановления от 07.11.2023 № 3943 «Об установлении расходного обязательства г.о. Сызрань на снос аварийного жилищного фонда» на 2024 год бюджетом городского округа Сызрань предусмотрены средства в размере 5000,0 тыс. руб. В 2024 году выполнены работы по демонтажу аварийных расселенных МКД: за счет средств муниципалитета 4 (четыре), расположенные по адресу: <адрес> Согласно требования статьи 55.31. Градостроительного кодекса РФ снос объектов капитального строительства должен осуществляться в соответствии с проектом организации работ по сносу объекта капитального строительства после отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно- технического обеспечения в соответствии с условиями отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения, выданными организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно- технического обеспечения, а также после вывода объекта капитального строительства из эксплуатации в случае, если это предусмотрено федеральными законами. На сегодняшний день, МКУ г.о.Сызрань «СызраньСтройЗаказчик» разработано 28 проектов по демонтажу расселенных аварийных многоквартирных домов. В рамках реализации Государственной программы Самарской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017" до 2024 года (далее - государственная программа), утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 29.03.2019 № 179, до 31.12.2024 планируется расселить 106 авариных МКД, общей площадью равной 15181,92 кв.м. Бюджетом городского округа Сызрань ежегодно предусматриваются средства на финансирование мероприятий по сносу, в том числе на разработку проекта по демонтажу и непосредственно на производство работ по демонтажу, но учитывая нарастающий объём расселённых аварийных многоквартирных домов, средствами бюджета муниципалитета произвести их скорую ликвидацию, без поддержки из вышестоящих бюджетов, не представляется возможным. С целью реализации Государственной программы, в части сноса расселенных аварийных МКД, расположенных на территории городского округа Сызрань, Администрацией городского округа Сызрань в адрес Правительства Самарской области направлено обращение с просьбой рассмотреть возможность ежегодного частичного финансирования мероприятий по демонтажу (исх. № 01- 02/4842 от 26.09.2023). Однако, вопрос финансирования находится на рассмотрении.

    Определением Сызранского городского суда Самарской области от 24.06.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Комитет по строительству и архитектуре администрации г. Сызрани Самарской области.

    Определением Сызранского городского суда Самарской области от 16.07.2024 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Комитет Жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Сызрани Самарской области и Комитет имущественных отношений администрации г. Сызрани Самарской области.

    Определением Сызранского городского суда Самарской области от 24.09.2024 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области и Управление культуры администрации г.о. Сызрань.

    Определением Сызранского городского суда Самарской области от 16.10.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство строительства Самарской области.

В судебное заседание представители третьих лиц КЖКХ Администрации г.о.Сызрань, Министерства строительства Самарской области, КСиА Администрации г.о.Сызрань, Сызранского отделения Управления Росреестра по Самарской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии с п.2.1 ст.113 ГПК РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части третьей настоящей статьи срок, если суд располагает доказательствами того, что указанные лица надлежащим образом извещены о времени и месте первого судебного заседания. Такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Лица, указанные в абзаце первом настоящей части, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.

При отсутствии технической возможности у органов местного самоуправления, иных органов и организаций они вправе заявить ходатайство о направлении им судебных извещений и вызовов без использования информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Представители третьих лиц об уважительных причинах неявки суд не уведомили, об отложении судебного заседания не просили, возражений по существу исковых требований не представили, в связи с чем, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.

В судебное заседание представитель третьего лица Управления культуры Администрации г.о.Сызрань не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

В судебное заседание представитель третьего лица Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в отзыве на исковое заявление просил рассмотреть дело без его участия, а также указал на необходимость уточнения исковых требований в части исключения из исковых требований многоквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес> по следующим основаниям. Снос объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия запрещен, на основании п.10 ст.16.1, п.13 ст.18 Федерального закона №73-ФЗ. Из указанных в исковом заявлении зданий, статусом объекта культурного наследия обладают: объект культурного наследия регионального значения «Дом коллежского регистратора Попова А.А.», расположен по адресу <адрес> выявленный объект культурного наследия «Жилой дом», расположен по адресу <адрес>. Также, здание, расположенное по адресу <адрес>, относится к исторически ценным градоформирующим объектам исторического поселения регионального значения г.Сызрани Самарской области и является составляющим его предмет охраны, согласно Постановлению Правительства Самарской области от 05.02.2021 №49 «Об утверждении предмета охраны исторического поселения регионального значения г.Сызрани Самарской области, границ территории исторического поселения регионального значения г.Сызрани Самарской области и требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения регионального значения г.Сызрани Самарской области».

В судебное заседание представитель третьего лица КИО Администрации г.о.Сызрань не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменных возражениях на исковое заявление просила рассмотреть дело без участия представителя третьего лица, а также указала, что считает незаконными требования о сносе в отношении следующих объектов. Многоквартирный дом, расположенный по адресу <адрес> не подлежит сносу. Постановлением Администрации г.о.Сызрань от 30.08.2010 №2437 многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим реконструкции. Приказом Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области от 01.09.2017 №111 вышеуказанный объект признан объектом культурного наследия, находящимся в неудовлетворительном состоянии, и планируется к предоставлению в аренду на льготных условиях. Многоквартирный дом, расположенный по адресу <адрес>, является выявленным объектом культурного наследия (письмо управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области от 01.03.2019 №431830), сносу не подлежит. Многоквартирный дом, расположенный по адресу <адрес> прекратил свое существование в связи с полным разрушением. Комитетом запланированы на 2024 год кадастровые работы по подготовке акта обследования на объект недвижимости по указанному адресу, для снятия многоквартирного дома с кадастрового учета. Документы будут поданы в Управление Росреестра не позднее 25.12.2024.

Проверив дело, заслушав лиц, участвующих в деле, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Судом установлено, что прокуратурой города Сызрани во исполнение приказа прокурора Самарской области от 09.09.2019 №133 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при переселении граждан из аварийного жилищного фонда и его ликвидации», на основании решения о проведении проверки от 08.04.2024 №200 проведена проверка исполнения требований законодательства при переселении граждан из аварийного жилищного фонда и его ликвидации на территории г.о.Сызрань.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В силу пункта 8 части 1 статьи 16 Закона № 131 -ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа.

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания и осуществление муниципального жилищного контроля (ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса России).

Положениями п. 10 ст. 32 Жилищного кодекса России установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24.12.2018 утвержден Паспорт национального проекта «Жилье и городская среда».

В состав национального проекта «Жилье и городская среда» входит Федеральный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», целью которого является создание механизмов по обеспечению устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда.

Ключевые цели нацпроекта «Жилье и городская среда» — обеспечение доступным жильем семей со средним достатком, в том числе создание возможностей для приобретения или строительства ими жилья с использованием ипотечного кредита, увеличение объема жилищного строительства, повышение комфортности городской среды, создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда.

В силу приведенных норм права на органы местного самоуправления муниципального образования возложены обязанности по реализации мер, предупреждающих причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе мер по сносу аварийных расселенных домов.

Проверкой установлено, что по состоянию на 05.04.2024 на территории г.о.Сызрань имеются 125 расселенных и подлежащих сносу многоквартирных домов, из них 85 многоквартирных домов, граждане в которых сняты с регистрационного учета и фактически не проживают, в связи с предоставлением иных жилых помещений.

Так, на территории г.о. Сызрань расположены многоквартирные дома, которые признаны аварийными и подлежащими сносу, по следующим адресам:

1)    <адрес> аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 30.08.2010 № 2437;

2)    <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 11.11.2011 № 3424;

3)    <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу па основании постановления администрации городского округа Сызрань от 18.03.2009 № 624;

4)    <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 21.10.2011 № 2884;

5)    <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 03.04.2012 № 755;

6)    <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 14.05.2012 № 1098;

7)    <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 03.03.2012 № 480;

8)    <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 02.07.2012 № 1668;

9)    <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 18.03.2013 № 1689;

10)    <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 02.07.2012 № 1668;

11)    <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 02.07.2014 № 2128;

12)    <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 30.12.2013 № 4237;

13)    <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 16.01.2013 № 71;

14)    <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 13.12.2012 № 3453;

15)    <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 28.05.2012 № 1230;

16)    <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 06.05.2015 № 1172;

17)    <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 08.11.2012 № 3014;

18)    <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 13.05.2015 № 1242;

19)    <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 02.07.2012 № 1668;

20)    <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 10.12.2013 № 3895;

21)    <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 25.03.2013 № 769;

22)    <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 13.12.2012 № 3453;

23)    <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 08.11.2012 № 3014;

24)    <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 02.07.2012 № 1668;

25)    <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 02.07.2012 № 1668;

26)    <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 02.07.2012 № 1668;

27)    <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу па основании постановления администрации городского округа Сызрань от 03.06.2015 № 1455;

28)    <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 06.07.2015 № 1826;

29)    <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 15.04.2014 № 1123;

30)    <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 30.12.2013    № 4237;

31) <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 14.05.2012 № 1098;

32)    <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 02.07.2012 № 1668;

33)    <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 16.01.2013 № 71;

34)    <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 30.12.2013 № 4237;

35)    <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 10.12.2013 № 3895;

36)    <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 01.04.2014 № 950;

37)    <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 27.05.2013 № 1448;

38)    <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 25.03.2013 № 769;

39)    <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 09.09.2013 № 2734;

40)    <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 07.11.2013 № 3511;

41)    <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 26.11.2014 № 4013;

42)    <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 28.08.2015 № 2399;

43)    <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 20.08.2015 № 63;

44)    <адрес> аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 20.01.2016 № 63;

45)    г<адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 27.06.2013 № 1808;

46)    <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань    от 02.07.2014 № 2128;

47)    <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на    основании    постановления администрации городского округа Сызрань от 07.11.2013 № 3511;

48)    <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 01.04.2014 № 950;

49)    <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 02.07.2012 № 1668;

50)    <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 30.12.2013 № 4237;

51)     <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 27.06.2013 № 1808;

52)     <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 02.07.2014 № 2128;

53)    <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 18.06.2013 № 1689;

54)    <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 09.09.2013 № 2734;

55)    <адрес> аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 01.04.2014 № 947;

56)    <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 10.12.2013 № 3895;

57)    <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 10.02.2014 № 308;

58)    <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 07.11.2014 № 3790;

59)    <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 25.03.2013 № 769;

60)    <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 10 02.2014 № 308;

61)    <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 16.12.2014 № 4283;

62)    <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа Сызрань от 16.01.2013 № 71.

При этом установлено, что администрацией г.о. Сызрань снос 62 многоквартирных домов не проведен, мероприятия по сносу (демонтажу) аварийных жилых домов и ликвидации свалок с зачисткой территории от строительного мусора не проводятся.

Как указано выше в силу требований ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений, направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище (вопрос № 3 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда России за II квартал 2009 года, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда России от 16.09.2009).

В настоящее время жильцы многоквартирных домов расселены и сняты с регистрационного учета, что также подтверждается сведениями, предоставленными МБУ «МФЦ г.о.Сызрань» от 29.10.2024 №1983.

По информации Администрации г.о.Сызрань, Постановлением Администрации городского округа Сызрань от 13.11.2023 №3968 «Об определении срока сноса аварийных домов», согласно решений Сызранского городского суда, определен список первоочередных 33 аварийных многоквартирных дома, расселенных до 2020 года и подлежащих сносу в срок до 2033 года. В 2023 году выполнены работы по демонтажу аварийных расселенных МКД:

- за счет средств муниципалитета 5 (пять), расположенных по адресам: <адрес>

- сторонней организации 1 (один), расположенный по адресу: <адрес> - общая площадь 775,2 кв.м.

Согласно Постановления от 07.11.2023 № 3943 «Об установлении расходного обязательства г.о. Сызрань на снос аварийного жилищного фонда» на 2024 год бюджетом городского округа Сызрань предусмотрены средства в размере 5 000,0 тыс. руб. В 2024 году выполнены работы по демонтажу аварийных расселенных МКД:

- за счет средств муниципалитета 4 (четыре), расположенные по адресу: <адрес>

- сторонней организации 2 (два), расположенных по адресу: <адрес>

С целью реализации Государственной программы, в части сноса расселенных аварийных МКД, расположенных на территории городского округа Сызрань, Администрацией г.о. Сызрань в адрес Правительства Самарской области направлено обращение с просьбой рассмотреть возможность ежегодного частичного финансирования мероприятий по демонтажу (исх. № 01-02/4842 от 26.09.2023). Однако, вопрос финансирования находится на рассмотрении.

На территории Самарской области реализуется государственная программа «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2025 года», утвержденная постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 № 684 (далее - Программа № 684). Постановлением Правительства Самарской области от 21.04.2023 № 327 срок реализации Программы № 684 продлены до 2025 года. Задачами Программы № 684 является, в том числе, снос или реконструкция расселенных аварийных домов.

Таким образом, учитывая, что объектом региональной адресной программы является жилищный фонд как совокупность жилых помещений многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными, подлежащих сносу и расселению, ответчик не вправе произвольно выводить за рамки действия указанной Программы № 684 вопросы сноса аварийных домов.

Таким образом, судом установлено, что длительное бездействие должностных лиц органов местного самоуправления городского округа Сызрань по сносу аварийных домов нарушает права неопределенного круга лиц, создает угрозу возникновения пожаров, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе в связи с отсутствием ограничения доступа к данным объектам, и является недопустимым.

Принимая во внимание, что сами по себе авариные дома являются объектом опасности, нахождение на территории которого, в частности лиц без определенного места жительства, а также несовершеннолетних детей, может привести к наступлению негативных последствий, в том числе к причинению вреда здоровья данным лицам, например, в случае возникновения пожара или обрушения элементов дома, суд полагает, что исковые требования прокурора г. Сызрани подлежат удовлетворению.

Доводы ответчика Администрации г.о.Сызрань о том, что в настоящее время отсутствует финансирование для реализации работ по сносу указанных многоквартирных домов, не является основанием для отказа в иске.

Каких-либо других объективных, допустимых и достаточных доказательств в подтверждение своих возражений ответчиком не предоставлено.

Вместе с тем, в рамках рассмотрения дела исковые требования были уточнены, из исковых требований были исключены требования о сносе аварийных и расселенных многоквартирных домов по адресам: <адрес>, не подлежит сносу. Постановлением Администрации г.о.Сызрань от 30.08.2010 №2437 многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим реконструкции. Приказом Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области от 01.09.2017 №111 вышеуказанный объект признан объектом культурного наследия, находящимся в неудовлетворительном состоянии, и планируется к предоставлению в аренду на льготных условиях. Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> является выявленным объектом культурного наследия согласно письму управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области от 01.03.2019 №431830, сносу не подлежит. Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> прекратил свое существование в связи с полным разрушением. На основании решения о проведении проверки исполнения требований законодательства при переселении граждан из аварийного жилищного фонда и его ликвидации на территории г.о.Сызрань №423 от 10.09.2024, прокуратурой города совместно с ведущим специалистом производственно – технического отдела МКУ г.о.Сызрань «Служба городского хозяйства» произведен выездной осмотр объекта по адресу: <адрес> согласно Акту от 12.09.2024 установлено, что вышеуказанный участок с КН № *** полностью разрушен, вследствие чего имеется строительный мусор.

Решением Сызранского городского суда от 13.08.2019, вступившим в законную силу 31.10.2019, оставлен без удовлетворения иск прокурора г. Сызрани о понуждении администрации городского округа Сызрань произвести снос аварийного жилого дома по адресу: <адрес>, с ликвидацией свалок и зачисткой территории от строительного мусора.

В соответствии с абз.3 ст.220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если: имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон.

Поскольку прокурору г. Сызрани решением Сызранского городского суда от 13.08.2019 отказано в сносе аварийного жилого дома по адресу: г. Сызрань ул. Ст.Разина, д.29, в настоящее время обстоятельства сноса данного жилого дома не изменились, требования прокурора в части сноса вышеуказанного дома удовлетворению не подлежит.

Кроме того, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении требований о сносе многоквартирных домов, расположенных по адресам: г.Сызрань, ул.Фрунзе, д.24 и г.Сызрань, ул.Свердлова, д.17 по следующим основаниям.

По информации Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области от 11.10.2024 №УГООКН/4738, здание, расположенное по адресу <адрес> относится к исторически ценным градоформирующим объектам исторического поселения регионального значения г.Сызрани Самарской области и является составляющим его предмет охраны, согласно Постановлению Правительства Самарской области от 05.02.2021 №49 «Об утверждении предмета охраны исторического поселения регионального значения г.Сызрани Самарской области, границ территории исторического поселения регионального значения г.Сызрани Самарской области и требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения регионального значения г.Сызрани Самарской области».

Согласно преамбуле Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов РФ представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа РФ и являются неотъемлемой частью всемирно культурного наследия. В РФ гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.

В силу п.1 ст.33 Федерального закона №73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Снос объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия запрещен, на основании п.10 ст.16.1, п.13 ст.18 Федерального закона №73-ФЗ.

В соответствии в п.9 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 №972, градостроительные (планировочные, типологические, масштабные) характеристики исторически ценных градоформирующих объектов подлежат сохранению.

Кроме того, согласно ч.3 ст.7.14.1 КоАП РФ, уничтожение или повреждение объектов, составляющих предмет охраны исторического поселения, является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа.

При таких обстоятельствах, в силу вышеприведенных правовых норм, суд полагает, что исковые требования о сносе дома, расположенного по адресу г.Сызрань, ул.Фрунзе, д.24 следует оставить без удовлетворения.

Также, согласно сообщению МБУ «МФЦ г.о.Сызрань» от 29.10.2024 №1983, в квартире №3 по адресу <адрес> имеются лица, состоящие на регистрационном учете в указанном жилом помещении, а именно: Хорнашова М.С., <дата>.р., Шульц М.В., <дата>., Морозов А.В., <дата> г.р.

Поскольку, факт наличия лиц, состоящих на регистрационном учете в указанном многоквартирном доме является препятствием для осуществления мероприятий по его сносу, суд полагает необходимым в удовлетворении исковых требований о сносе многоквартирного дома по адресу г.Сызрань, ул.Свердлова, д.17, также отказать.

Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, которые могут быть совершены только ответчиком, с учетом возражений стороны ответчика, а также представленных доказательств, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В силу ч. 2 ст. 314 Гражданского кодекса России в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющие определить этот срок, а равно и в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования, обязательство должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления требования о его исполнении.

С учетом изложенного, суд полагает целесообразным определить срок для исполнения решения суда о сносе многоквартирных домов в течение 3 (трех) лет со дня вступления судебного решения в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования заместителя прокурора г. Сызрань в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Обязать Администрацию г.о.Сызрань Самарской области (ИНН/ОГРН 6325017706/1026303059628) провести организационно – хозяйственные мероприятия по сносу аварийных и расселенных многоквартирных домов с зачисткой территории от строительного мусора в течение 3-х (трех) лет с даты вступления решения суда в законную силу по следующим адресам:

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

В остальной части исковых требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

         Судья                                            Мосина С.В.

Мотивированное решение суда изготовлено 13.11.2024.

    Судья                                            Мосина С.В.

2-2259/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель прокурора г. Сызрани в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация г.о. Сызрань
Другие
Управление культуры Администрации г.о. Сызрань
Управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области
Комитет имущественных отношений Администрации г.о. Сызрань
МКУ "СызраньСтройЗаказчик"
Сызранский отдел Управления Росреестра по Самарской области
Комитет жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о. Сызрань
Комитет по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань
Министерство строительства Самарской области
Суд
Сызранский городской суд Самарской области
Судья
Мосина С.В.
Дело на странице суда
syzransky.sam.sudrf.ru
25.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.04.2024Передача материалов судье
06.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.05.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
27.05.2024Предварительное судебное заседание
27.05.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
24.06.2024Предварительное судебное заседание
24.06.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
16.07.2024Предварительное судебное заседание
16.07.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
28.08.2024Предварительное судебное заседание
28.08.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
24.09.2024Предварительное судебное заседание
16.10.2024Предварительное судебное заседание
30.10.2024Судебное заседание
13.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.12.2024Дело оформлено
30.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее