Решение по делу № 33а-29548/2019 от 05.09.2019

Судья: Кочнова И.С.

Дело № 33а-29548/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

    РїСЂРµРґСЃРµРґР°С‚ельствующего СЃСѓРґСЊРё Р’РѕСЂРѕРЅРѕРІРѕР№ Рњ.Рќ.,

    СЃСѓРґРµР№ Гулиной Р•. Рњ., Сухановой И.Рќ.,

    РїСЂРё секретаре Налапкине Рђ.Рџ.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 11 сентября 2019 года апелляционную жалобу А.А.И., С.А.Г., Т.Д.С., К.И.Н., И.В.Г., Е.И.Ш., Б.Э.В, С.А.А., С.С.О., Ж.А.А. на решение Волоколамского городского суда Московской области от 21 июня 2019 года по делу

    РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Рђ.Рђ.И., РЎ.Рђ.Р“., Рў.Р”.РЎ., Рљ.И.Рќ., И.Р’.Р“., Р•.И.РЁ., Р‘.Р­.Р’., РЎ.Рђ.Рђ., РЎ.РЎ.Рћ., Р–.Рђ.Рђ. Рє администрации Волоколамского муниципального района РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ области Рѕ признании недействительными публичных слушаний РѕС‚ 12.04.2019 Рі. РїРѕ объекту государственной экологической экспертизы «Проект реконструкции полигона РўРљРћ «Ядрово», признании недействительным итогового протокола публичных слушаний, признании незаконными результатов публичных слушаний,

    Р·Р°СЃР»СѓС€Р°РІ доклад СЃСѓРґСЊРё Гулиной Р•.Рњ.,

объяснения явившихся лиц,

УСТАНОВИЛА:

А А.И., С А.Г., Т Д.С., К И.Н., И В.Г., Е И.Ш., Б Э.В., С А.А., С С.О., Ж А.А. обратились в суд с административным иском к администрации Волоколамского муниципального района Московской области о признании недействительными публичных слушаний от 12.04.2019 г. по объекту государственной экологической экспертизы «Проект реконструкции полигона ТКО «Ядрово», признании недействительным итогового протокола публичных слушаний, признании незаконными результатов публичных слушаний.

В обосновании требований указали, что в нарушение распоряжения министерства экологии Московской области № 198 от 18.03.2016 г. по объекту государственной экологической экспертизы «Проект реконструкции и рекультивации полигона ТКО «Ядрово» заказчиком проекта ООО «Ядрово» и организатором проведения общественного обсуждения администрацией Волоколамского муниципального района не было организовано и не проводилось общественное обсуждение в форме опроса технического задания. Несмотря на это, постановлением Главы Волоколамского муниципального района Московской области № 119 от 03.03.2019 г. на 12.04.2019 г. назначены общественные обсуждения в форме общественных слушаний по объекту государственной экологической экспертизы: «Проект реконструкции и рекультивации полигона ТКО «Ядрово». На сайте администрации Волоколамского муниципального района была размещена проектная документация. содержащая неполную, недостоверную, противоречивую информацию, которая была вынесена на публичные слушание от 12.04.2019 г. Общественность Волоколамского района в период обсуждения представила 144 замечания по проекту. 12.04.2019 г. в МУ ЦКТ «Родники» в 19 часов проектировщиками была представлена презентация по техническим решениям, заложенным в проекте. Вопреки положению об организации и проведению публичных слушаний она была скрыта от общественности для ознакомления. Считают, что административным ответчиком допущены нарушения: в протоколе проведения публичных слушаний; подписание протокола неуполномоченным лицом; отсутствие учета высказываний гражданами положений и замечаний, либо искажение их смысла; отсутствие в итоговом документе по результатам проведенных публичных слушаний (заключения) перечня замечаний и предложений. поступивших от граждан. а также основания для их отклонения. Считают, что цели общественных слушаний не достигнуты. Реализация объекта уже осуществляется с 15.04.2019 г. По окончании всех выступлений присутствующие в зале практически единогласно выразили свое мнение об отклонении данного проекта. Однако их мнение не учтены при проведении слушаний и не отражены в протоколе. Протокол публичных слушаний не был подготовлен в 3-х дневный срок со дня окончания публичных слушаний. На сайте администрации Волоколамского муниципального района Московской области не размещены все приложения к протоколу общественных слушаний, включающие в себя сведения об участниках публичных слушаний. Административные истцы просили признать недействительными публичные слушания от 12.04.2019 г. по объекту государственной экологической экспертизы «Проект реконструкции и рекультивации полигона ТКО «Ядрово», признать недействительным итоговый прокол публичных слушаний.

В судебном заседании административные истцы требования поддержали.

Представитель административного ответчика иск не признал.

Решением Волоколамского городского суда Московской области от 21 июня 2019 года в удовлетворении требований отказано.

В апелляционной жалобе административные истцы ставят вопрос об отмене постановленного решения как незаконного и необоснованного.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Частями 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как установлено судом и следует из материалов дела, Постановлением Главы Волоколамского муниципального района Московской области № 119 от 03.03.2019 г. на 12.04.2019 г. назначены общественные обсуждения в форме общественных слушаний по объекту государственной экологической экспертизы: «Проект реконструкции и рекультивации полигона ТКО «Ядрово». Заказчиком общественных слушаний являлось ООО «Ядрово».

Жители Волоколамского муниципального района Московской области были оповещены о проведении публичных слушаний путем размещения публикации в средствах массовой информации: в «Российской газете» № 52 (7810) от 11.03.2019 г., в газете «Ежедневные новости. Подмосковье сегодня «№ 43 (4456) от 11.03.2019 г., в газете «Волоколамский край» № 9/1 от 11.03.2019 г., в газете "Вестник Волоколамского района" № 9/1 от 11.03.2019, и на официальном информационном сайте администрации Волоколамского муниципального района Московской области в сети Интернет.

Была организована совместно с заказчиком работа по приему письменных предложений и замечаний по объекту государственной экологической экспертизы: «Проект реконструкции и рекультивации полигона ТКО «Ядрово». Прием письменных предложений и заявлений прекращен 11.04.2019 г.

В период проведения общественных обсуждений поступило 144 предложения и замечания по проекту объекта.

Заказчиком представлены материалы, в отношении которых проводятся слушания в электронном виде для размещения на официальном Интернет- сайте администрации Волоколамского муниципального района Московской области.

Экспозиция демонстрационных материалов проекта была размещена в Администрации, основные материалы проекта размещены также на официальном сайте Администрации в сети Интернет в разделе "Официальные документы".

Общественные слушания были проведены 12.04.2019 г. в МУ ЦКТ «Родники» г. Волоколамска.

Из представленных регистрационных листов участников общественных обсуждений 12.04.2019 г. усматривается, что было зарегистрировано 343 участника. В общественных слушаниях приняли участие жители Волоколамского муниципального района Московской области. представители администрации Волоколамского муниципального района Московской области. представители ООО «Ядрово», представители ООО «ГеоТехПроект», представители Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области и Министерства экологии и природопользования Московской области.

Докладчиком на общественных слушаниях выступил представитель проектировщика, технический директор ООО «ГеоТехПроект». Представлена презентация по техническим решениям, заложенным в проекте.

По результатам заседания общественных обсуждений составлены протокол и заключение.

В протоколе проведения общественных слушаний от 12.04.2019 г. указаны: дата и место проведения общественных слушаний, время их начала, правовые основания для проведения общественных слушаний, ответственное лицо за организацию общественных слушаний, регламент общественных слушаний, информация об информировании общественности о проведении общественных слушаний, перечень материалов, представленных для ознакомления общественности, количество участников общественных слушаний, тезисы выступлений участников общественных слушаний, вопросы, задаваемые докладчикам, с указанием авторов вопросов, полученные ответы.

Списки участников общественных слушаний, регистрационные листы составлены.

По завершении общественных слушаний председатель президиума подвел итоги их проведения.

Протокол изготовлен секретарем ООО «Ядрово» в течение 7 дней после проведения общественных слушаний и размещен для ознакомления на сайте администрации - «Новости Волоколамска» 19.04.2019 г.

Желающие подписать протокол из числа участников общественных слушаний обратились в администрацию Волоколамского муниципального района Московской области и подписали его.

Заключение по результатам общественных слушаний по объекту государственной экологической экспертизы; проектная документация: «Проект реконструкции и рекультивации полигона ТКО «Ядрово» опубликовано 10.05.2019 г. в печатной издании Администрации Волоколамского муниципального района Московской области «Вестник Волоколамского района» за № 18, а также на сайтах Администрации Волоколамского муниципального района - «Новости Волоколамска» и «Полигон Ядрово».

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворении административного иска исходя из следующего.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

Порядок организации и проведение публичных слушаний предусмотрены методическими рекомендациями органам местного самоуправления Московской области по проведению общественных обсуждений объектов государственной экологической экспертизы на территории Московской области, утвержденные Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области № 198-РМ от 18.03.2016 г.

Методические рекомендации органам местного самоуправления Московской области по проведению общественных обсуждений объектов государственной экологической экспертизы на территории Московской области (далее - Рекомендации) разработаны в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", приказом Госкомэкологии Российской Федерации от 16.05.2000 N 372 "Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации" и направлены на обеспечение единого подхода к процедуре информирования органами местного самоуправления общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности на территории Московской области, организации общественных обсуждений возможных экологических, социальных и экономических последствий и принятия решений в области охраны окружающей среды.

Судом установлено, что ответчиком публичные слушания проводились в установленном порядке: возможность участвовать в обсуждении проекта истцам была обеспечена, о чем прямо свидетельствует общее количество лиц, принявших участие в публичных слушаниях; протокол и заключение оформлены в соответствии с действующим законодательством, содержат все необходимые сведения и реквизиты, подготовлены с учетом поступивших предложений и замечаний участников публичных слушаний по проекту, в том числе "отрицательных". Заключением о результатах публичных слушаний обобщены результаты публичных слушаний.

При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что оспариваемые публичные слушания от 12.04.2019 г. и итоговый протокол публичных слушаний соответствуют требованиям действующего законодательства Российской Федерации и Московской области, прав и законных интересов административных истцов не нарушают, не предрешают тех вопросов, речь о которых ведут административные истцы.

Суд правильно отметил, что учет как отрицательного, так и положительного мнения общественности не означает, что и заключение государственной экспертной комиссии по экологической экспертизе в будущем будет соответственно отрицательным или положительным.

Суд сделал правильный вывод о том, что нарушений процедуры проведения публичных слушаний не установлено, административные истцы имели возможность лично участвовать в обсуждении проекта и вносить замечания, то есть реализовать свое право на участие в общественных обсуждениях по объекту государственной экологической экспертизы. Ссылаясь на допущенные нарушения при организации и проведении публичных слушаний, истцы не приводят доводов о том, как именно были нарушены их права, и каким образом признание незаконным результатах публичных слушаний приведет к их восстановлению.

Кроме того, судом верно указано, что публичные слушания в данном случает являлись способом информирования населения об объекте государственной экологической экспертизы: «Проектная документация «Проект реконструкции и рекультивации полигона ТКО «Ядрово» и выяснения мнения местных жителей относительно планируемых работ. Решения, принятые на публичных слушаниях, носят рекомендательный характер, не имеют властно-обязывающего характера, не порождают непосредственно правовых последствий, не могут нарушать какие-либо права административных истцов и в случае, если был нарушен установленный порядок их проведения.

Изложенное согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 15 июля 2010 года N 931-О-О, в соответствии с которой публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный, характер; публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.

Таким образом, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, нарушений процессуального характера не допущено, а потому оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб не имеется.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

    

Решение Волоколамского городского суда Московской области от 21 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу А.А.И., С.А.Г., Т.Д.С., К.И.Н., И.В.Г., Е.И.Ш., Б.Э.В., С.А.А., С.С.О., Ж.А.А. – без удовлетворения.

Председательствующий

РЎСѓРґСЊРё

33а-29548/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Другие
Ткаченко Д.С.
Аладинский А.И.
Стельмах А.Г.
Елисеева И.Ш.
ЖДАНОВ А.А.
Суриков С.О.
Каскевич И.Н.
Суслопаров А.А.
Администрация Волоколамского муниципального района Мо
Борисов Э.В.
Игнатьев В.Г.
Суд
Московский областной суд
Судья
Гулина Е.М.
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
05.09.2019Судебное заседание
06.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.11.2019Передано в экспедицию
11.09.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее