Решение
именем Российской Федерации
город Черемхово 17 февраля 2021 года
Черемховский районный суд Иркутской области в составе судьи Новиковой О.А., при секретаре Хохловой Т.С., с участием старшего помощника прокурора г. Черемхово Иркутской области Невидимовой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-62/2021 по административному исковому заявлению прокурора <адрес>, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Лоховского муниципального образования <адрес> о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства,
установил:
прокурор <адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что прокуратурой <адрес> организован надзор за исполнением органами местного самоуправления законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. На территории Лоховского муниципального образования <адрес> при прохождении отопительного сезона в 2020-2021 году установлено, что сетей тепло, водоснабжения, расположенные на территории муниципального образования находится в ветхом состоянии (имеют большой процент износа). Согласно акту технического обследования системы сетей в <адрес> – теплотрассы по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, исследуемый объект находится в аварийном состоянии. Теплотрасса из стальных труб диаметром <данные изъяты> мм введена в эксплуатацию в 1974 году. Тепловая сеть от <данные изъяты> проложена подземно в непроходных каналах, ее протяженность составляет <данные изъяты> м. Трубопроводы имеют следы коррозии, свищи, при гидравлическом испытании не выдержали давления 1,25 рабочего. Из-за коррозии произошло утончение стенок труб, износ составляет 70%. Тепловая изоляция разрушена. Железобетонные плиты перекрытия каналов от <данные изъяты> отсутствуют. Запорная арматура из-за нарушения герметичности в связи с износом, повреждением и загрязнением поверхности уплотнительных колец корпуса вышла из строя. Существующие деревянные тепловые камеры имеют следы разрушения и загнивания. Согласно акту обследования объектов инженерных сетей (от котельной до МКДОУ детский сад <адрес>) в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ инженерные сети от котельной до МКДОУ детский сад в <адрес> находятся у неудовлетворительном состоянии. Так, согласно указанному акту теплотрасса из стальных труб диаметром <данные изъяты> мм введена в эксплуатацию в 1974 году, проложена в непроходных сборных железобетонных каналах подземно протяженностью <данные изъяты>. Трубопроводы имеют следы коррозии, свищи, при гидравлическом испытании не выдержали давление 1,25 рабочего. Из-за коррозии произошло истончение стенок труб, износ составляет 70%. Тепловая изоляция разрушена. Запорная арматура из-за нарушения герметичности в связи с износом, повреждением и загрязнением поверхности уплотнительных колец корпуса вышла из строя. Также, согласно акту обследования объектов инженерных сетей, совместно с теплотрассой проложена сеть холодного водопровода в одном канале протяженностью 244 м. Трубопроводы имеют следы коррозии, свищи, износ составляет 75%. Сети тепло и водоснабжения находятся в собственности Лоховского муниципального образования и в установленном законом порядке не переданы обслуживающей организации по концессионному соглашению, переданы в аренду ООО «ЖКХ». Инженерные сети тепло и водоснабжения являются объектами ЖКХ которыми осуществляется тепло и водоснабжения на территории Лоховского сельского поселения, в том числе объектов образования, культуры и населения муниципального образования. Непринятие мер по своевременной реконструкции котельной, сетей тепло и водоснабжения может повлечь возникновение аварийных ситуаций и как следствие прекращение подачи тепла и воды населению и организациям <адрес>, в том числе учреждениям образования и здравоохранения, т.е. неопределенному кругу лиц. На основании изложенного просил суд обязать администрацию Лоховского муниципального образования в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения закона в сфере жилищно-коммунального хозяйства, принять меры по капитальному ремонту названных объектов:
Представитель административного истца в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель административного ответчика – глава Лоховского муниципального образования <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще и своевременно, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие и признании исковых требований прокурора <адрес>.
Изучив материалы административного дела, выслушав представителя административного истца, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные данными федеральными законами, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями <адрес> вопросов местного значения» полномочия по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации закреплены за сельскими поселениями.
В соответствии с п. 7 приложения № к Приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №/пр оценка состояния объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения проводится на основании акта технического обследования с учетом оценки степени физического износа оборудования объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения: в интервале от «61%» до «80%» - оборудование находится в аварийном состоянии, оборудование опасно в эксплуатации - нарушением работы водопроводных и канализационных сетей или подвергающее опасности жизнь и здоровье обслуживающего персонала находящегося в непосредственной близости; в интервале от «81%» до «100%» - оборудование, включение которого невозможно и (или) опасно для сетей, и (или) жизни и здоровья обслуживающего персонала, эксплуатация такого оборудования неминуемо приведет к аварии и (или) такое оборудование физически невозможно включить в работу.
Из материалов административного дела следует, что в нарушение указанных норм на территории Лоховского муниципального образования при прохождении отопительного сезона в <данные изъяты> году установлено, что сети тепло и водоснабжения, расположенные на территории муниципального образования имеют большой процент износа.
В частности, из акта технического обследования объекта – теплотрассы по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что объектом обследования являлось состояние труб теплотрассы на участках от <данные изъяты> до <данные изъяты> <адрес>.
В ходе обследования установлено, что теплотрасса на указанном участке, протяженностью 390 м имеет следы коррозии, из-за которой произошло утончение стенок труб, свищи, при гидравлическом испытании не выдерживают рабочего давления. Запорная арматура из-за нарушения герметичности в связи с износом, повреждением и загрязнением уплотнительных колец корпуса вышла из строя. Деревянные тепловые камеры имеют следы разрушения и загнивания. Железобетонные плиты перекрытия каналов от <данные изъяты> на участке отсутствуют.
Таким образом, износ обследуемого объекта составляет 70%, следовательно объект находится в аварийном состоянии, в связи с чем на вышеперечисленных участках теплотрассы требуется полная замена труб от ТК-2 до ТК-9 диаметром 108 мм протяженностью <данные изъяты> диаметром 89 мм протяженностью <данные изъяты> диаметром <данные изъяты> мм протяженностью <данные изъяты> м. Произвести замену теплофикационных камер в количестве 11 штук, в камерах заменить запорную арматуру на краны шаровые под приварку с ручкой диаметром <данные изъяты> шт, диаметром <данные изъяты>. Произвести установку плит перекрытия канала из сборного железобетона протяженностью <данные изъяты> выполнить тепловую изоляцию и антикоррозийную изоляцию. Труб. Установить сильфонные компенсаторы двухсекционные диаметром <данные изъяты> шт, диаметром <данные изъяты> шт, диаметром <данные изъяты> шт. Совместно с теплотрассой проложить сеть холодного водопровода в одном канале. Полностью заменить трубы водопровода на пластмассовые диаметром <данные изъяты> протяженностью <данные изъяты> м. Выполнить тепловую изоляцию труб, произвести замену запорной арматуры на краны шаровые латунные муфтовые диаметром <данные изъяты> шт., диаметром <данные изъяты>. Установить на водопроводную сеть переходы ПЭ-сталь диаметром <данные изъяты> шт. Произвести установку тройников пластмассовых диаметром <данные изъяты> шт.
Из акта обследования объектов инженерных сетей (от котельной до <данные изъяты> детский сад <адрес>) в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что объектом обследования являлось состояние труб теплотрассы от котельной до МКДОУ детский сад <адрес>.
В ходе обследования установлено, что теплотрасса на указанном участке, протяженностью 244 м, имеет следы коррозии, из-за которой произошло утончение стенок труб, свищи, при гидравлическом испытании не выдерживают рабочего давления. Запорная арматура из-за нарушения герметичности в связи с износом, повреждением и загрязнением поверхности уплотнительных колец корпуса вышла из строя.
Таким образом, износ обследуемого объекта составляет 70%, следовательно объект находится в аварийном состоянии, в связи с чем на вышеуказанном участке инженерных сетей требуется выполнить комплекс работ по капитальному ремонту, методами устранения дефектов, перечисленных в представленной таблице.
Административным ответчиком в 2019 году с участием МБУ «Проект-сметсервис» составлена дефектная ведомость на капитальный ремонт теплотрассы по <адрес> в <адрес>, в 2020 году составлена дефектная ведомость на капитальный ремонт инженерных сетей от котельной до МКДОУ детский сад <адрес>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> и ответа администрации муниципального образования сети теплоснабжения, расположенные по адресу: <адрес> от здания котельной <адрес> №а до здания детского сада <адрес>, с кадастровым номером 38:20:140101:681, а равно сети водоснабжения по аналогичному адресу с кадастровым номером <данные изъяты> а также участок, расположенный от <данные изъяты>, <данные изъяты> по <адрес>, является частью сети теплоснабжения с кадастровым номером 38:<данные изъяты> и частью сети водоснабжения с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенных по адресу: Российская Федерация, <адрес> <данные изъяты> жилого <адрес>, находятся в собственности Лоховского муниципального образования, в установленном законом порядке обслуживающей организации по концессионному соглашению до настоящего времени не передан.
Согласно ст.ст. 209, 210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, указанные сети тепло и водоснабжения являются объектами жилищно-коммунального хозяйства, которыми осуществляется тепло и водоснабжение на территории Лоховского сельского поселения, в том числе объектов образования, культуры и населения муниципального образования.
По выявленным нарушениям закона главе Лоховского муниципального образования прокурором города ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно ответу администрации Лоховского муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГ нарушения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства административным ответчиком не устранены. Данный факт представителем административного ответчика не оспорен.
Таким образом, невыполнение администрацией поселения норм в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в частности, непринятие мер по своевременной реконструкции сетей тепло и водоснабжения может повлечь возникновение аварийных ситуаций и как следствие прекращение подачи воды населению и организациям <адрес>, в том числе учреждениям образования и здравоохранения, что в свою очередь создаст угрозу жизни и здоровью граждан, то есть неопределенному кругу лиц.
Таким образом, требования прокурора <адрес> к администрации Лоховского муниципального образования <адрес> о возложении обязанности принять меры по устранению нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства подлежат удовлетворению.
Административный иск заявлен в интересах неопределённого круга лиц, поскольку круг лиц Лоховского муниципального образования <адрес>, определить невозможно, в связи с чем, обращение в суд прокурора <адрес> правомерно.
Частью 1 ст. 114 КАС РФ предусмотрено, что расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета
Прокурор <адрес>, администрация Лоховского муниципального образования <адрес> освобождены от уплаты государственной пошлины в соответствии с пп. 9, 19 п. 1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
административное исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределённого круга лиц к администрации Лоховского муниципального образования <адрес> о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства - удовлетворить.
Возложить на администрацию Лоховского муниципального образования <адрес> обязанность в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения закона в сфере жилищно-коммунального хозяйства, путем принятия мер к проведению капитального ремонта:
- участка сети теплоснабжения с кадастровым номером 38:20:140101:681 и сети водоснабжения с кадастровым номером 38:20:140101:682, расположенного по адресу: <адрес> от здания котельной <адрес> №а до здания детского сада <адрес>;
- участка от ТК-2 до ТК-9, от ТК-9 до ТК-11, от ТК-11 до ТК-14 по <адрес>, являющегося частью сети водоснабжения с кадастровым номером 38:20:000000:1825 и сети водоснабжения с кадастровым номером 38:20:000000:1826.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Черемховский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня составления судом мотивированного решения, которое будет составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: О.А. Новикова