Дело № 2-2239/2023 Председательствующий Шеди А.В.
Апелляционное определение № 33-819/2024
18 июня 2024 г. г. Магас
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего Кориговой М.А.,
судей Горокаевой Х.А. и Плиевой И.М.
при секретаре судебного заседания Озиеве Б.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галаева Бекхана Мухматовича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия (далее – ОСФР по Республике Ингушетия) и Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области (далее – ОСФР по Волгоградской области) о признании незаконным решения, возложении обязанности по возобновлению пенсии в прежнем размере по апелляционной жалобе ОСФР по Республике Ингушетия на решение Магасского районного суда от 2 августа 2023 г.
Заслушав доклад судьи Плиевой И.М., судебная коллегия
установила:
Галаев Б.М. обратился в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что он являлся получателем досрочной страховой пенсии. Согласно уведомлению ОСФР по Республике Ингушетия от 10 мая 2023 г. выплата пенсии прекращена с 1 декабря 2022 г. ввиду ее неправомерного установления. Указывает, что его возраст, стаж работы, как льготный, так и общий, соответствовали требованиям Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а в трудовой книжке, которую он предъявлял в пенсионный орган при назначении пенсии, указан льготный период работы на Грозненском нефтеперерабатывающем заводе им. В.И. Ленина с июля 1988 года по 1998 год в качестве слесаря по ремонту технологических установок. Полагает, что выводы в решении пенсионного органа о прекращении выплаты пенсии основаны на сомнениях в достоверности сведений, подтверждающих его право на назначение пенсии, однако проверка документов, вызывающих сомнения, путем направления соответствующих запросов в соответствующие организации не проведена, в связи с чем, ссылаясь на незаконность решения пенсионного органа, уточнив исковые требования, просит признать незаконным и подлежащим отмене решение ОСФР по Республике Ингушетия о прекращении выплаты пенсии, обязать ОСФР по Республике Ингушетия и ОСФР по Волгоградской области восстановить выплату пенсии с 1 декабря 2022 г. в прежнем размере.
Решением Магасского районного суда от 2 августа 2023 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель ОСФР по Республике Ингушетия просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что выводы суда первой инстанции являются незаконными и необоснованными, противоречат фактическим обстоятельствам и доказательствам по делу, которым не дана надлежащая оценка.
Истец Галаев Б.М. и представитель ОСФР по Волгоградской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в суд не явились, о причинах неявки не уведомили, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав мнение представителей ОСФР по Республике Ингушетия Оздоевой М.М. и Мигуновой Е.А., поддержавших доводы жалобы, представителя истца Даурбекова Б.М., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции при рассмотрении настоящего гражданского дела не допущено нарушений такого характера.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ правосудие в Российской Федерации по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при этом в соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Исходя из смысла ст. 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам;
Согласно ч.ч. 2-4 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяются:
Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 1 от 1991 года);
Список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. (далее - Список N 1 от 1956 года).
Согласно п. 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В силу п. 4 Порядка, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Из приведенных нормативных положений следует, что страховые пенсии назначаются в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Право на досрочное назначение страховой пенсии по старости при наличии определенной продолжительности общего страхового и специального стажа имеют, в том числе, лица, работавшие на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), работавшие на работах с тяжелыми условиями труда (п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости применяются соответствующие Правила и Списки, утвержденные Правительством Российской Федерации. При этом периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающими право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
При исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ до вступления в силу новых правовых актов могут применяться нормативные правовые акты, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда или пенсию за выслугу лет (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П).
В соответствии с п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, действовавших на момент принятия решения ответчиком о назначении пенсии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 555, и п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".
Следует отметить, что на основании п. 8 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Закона N 400-ФЗ и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст.ст. 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами либо могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и т.д.) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного хранения, умышленного уничтожения и т.д.) не по вине работника.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.
Согласно п. 8 Порядка осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 15 октября 2019 г. № 519п, в случае отсутствия (неполноты) сведений, необходимых для установления (уточнения) сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, либо несоответствия сведений, указанных в документах, представленных застрахованным лицом, сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, находящимся в распоряжении территориального органа ПФР, уполномоченное лицо территориального органа ПФР не позднее рабочего дня, следующего за днем приема заявления, направляет в государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, располагающие документами (сведениями), указанными в пункте 4 настоящего Порядка, запрос об их предоставлении.
В силу неоднократно выраженной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения и ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. В сфере пенсионного обеспечения это предполагает, в частности, установление такого правового регулирования, которое гарантировало бы гражданину как участнику соответствующих правоотношений уверенность в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы. Правоприменительные органы, уполномоченные на вынесение решений, связанных с реализацией гражданами их пенсионных прав, обязаны основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств, включая оценку достоверности соответствующих сведений, обеспечивая тем самым реализацию конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (абзац третий п. 2, абзац четвертый п. 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2018 г. N 10-П).
По смыслу вышеизложенных норм права и позиции Конституционного Суда Российской Федерации бремя доказывания правомерности принятого пенсионным органом решения о прекращении выплаты пенсии ложится на пенсионный орган.
Из материалов дела следует, что истец Галаев Б.М. являлся получателем досрочной страховой пенсии по старости, назначенной в соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Письмом от 10 мая 2023 г. в ответ на обращение истца ОСФР по Республике Ингушетия уведомило его о прекращении выплаты ему досрочной страховой пенсии по старости с 1 декабря 2022 г., ссылаясь на неправомерное установление пенсии.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные истцом требования, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 26 февраля 2018 г. № 10-П, разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в постановлении от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», суд первой инстанции исходил из того, что наличие у истца права на досрочное назначение страховой пенсии подтверждается представленными документами, при этом доказательств обоснованности решения о прекращении выплаты ему ранее назначенной пенсии ответчиками не представлено и судом по настоящему делу не установлено.
Данные выводы суда соответствуют нормам права. Нарушений норм материального права, а также норм процессуального права, влекущих отмену оспариваемого решения, судом не допущено.
Судом первой инстанции установлено и усматривается из материалов дела, что истцу Галаеву Б.М. в связи с достижением пенсионного возраста на основании его заявления и приложенных к нему документов, подтверждающих необходимый стаж работы, решением ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Ингушетия (ГУ-ОПФР по Республике Ингушетия) назначена досрочно страховая пенсия по старости.
Согласно материалам пенсионного дела Галаева Б.М. при установлении его права на пенсионное обеспечение ответчиком учтено осуществление им трудовой деятельности в период с 17 апреля 1985 г. по 28 апреля 1986 г., с 3 мая 1986 г. по 1 июня 1988 г., с 8 июля 1988 г. по 27 июля 1998 г., с 3 августа 1988 г. по 31 декабря 2001 г., с 1 января 2002 г. по 27 декабря 2006 г.
Из трудовой книжки истца, являющейся согласно вышеуказанным Правилам подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, усматривается, что в период с 8 июля 1988 г. по 27 июля 1998 г. он работал в качестве слесаря по ремонту технологических установок.
В разделе X. «Переработка нефти, газа, газового конденсата, угля и сланца» Списка N 1 от 1991 года под кодом 11000000-18547 указана позиция «Слесари по ремонту технологических установок, занятые в производствах, перечисленных в Списке N 1.
Право истца на льготное пенсионное обеспечение в связи с осуществлением данной работы удостоверено и справкой от 11 декабря 1999 г. № 255-а, уточняющей особый характер работ или условия труда, необходимые для льготной пенсии, выданной на имя Галаева Б.М.
Данная справка содержит исчерпывающие сведения о периоде осуществления трудовой деятельности на соответствующей должности, условиях труда, виде работы, периоде занятости, перечне документов, подтверждающих факт льготной работы с указанием даты их действия.
При этом судом установлено и ответчиками не оспаривается, что при подаче истцом Галаевым Б.М. заявления в территориальный орган Пенсионного фонда РФ о назначении ему страховой пенсии по старости досрочно им представлены необходимые документы, в том числе свидетельствующие о наличии у него льготного периода работы. При приеме документов ответчик в силу возложенных на него обязанностей проверял правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений.
Доводы жалобы о том, что справка, уточняющая особый характер работ, вызвала сомнения у ответчика, в связи с тем, что в период с 1994 года по 2001 год производственные и административные объекты Чеченской Республики подвергались ракетно-бомбовым ударам и артобстрелам, в связи с чем финансово-хозяйственная деятельность предприятий не могла осуществляться в полном объеме отмену оспариваемого решения не влекут, поскольку в трудовой книжке истца имеются соответствующие записи о периодах работы, дающей истцу право на досрочное назначение страховой пенсии.
Оценивая вышеизложенные обстоятельства в совокупности, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы истца об осуществлении им трудовой деятельности, в том числе на должности, предусмотренной Списком № 1 от 1991 года, дающей право на льготное пенсионное обеспечение, нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства доказательствами по делу, в частности сведениями из его трудовой книжки, справкой, уточняющей особый характер работ или условия труда, необходимые для льготной пенсии.
При этом судебная коллегия с учетом доводов апелляционной жалобы отмечает, что добросовестность действий истца и работодателя, заполнившего трудовую книжку и справку, презюмируется в силу закона (ст. 10 ГК РФ) и именно на ответчике лежит обязанность представить бесспорные доказательства, свидетельствующие о том, что истец предоставил недостоверные сведения при назначении ему пенсии, между тем в материалах дела отсутствуют и ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие факт предоставления недостоверных документов.
Таким образом, учитывая, что доводы истца о наличии у него права на льготное пенсионное обеспечение нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, при этом доказательств, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права истца на пенсию, ответчиками не представлено, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования в полном объеме.
Доводы жалобы о том, что суд, применяя ст. 212 ГПК РФ о немедленном исполнении решения суда, нарушил нормы гражданско-процессуального законодательства, поскольку истцом не представлены документы, подтверждающие тяжелое материальное положение, является несостоятельным. Необоснованное уменьшение получаемой истцом пенсии с учетом его возраста и невозможности возвращения к трудовой деятельности для приобретения права на пенсионное обеспечение фактически лишило его надлежащих средств к существованию, учитывая, что данная пенсия является для истца единственным источником существования, доказательств обратного материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана судом первой инстанции с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, при этом доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, а также не опровергают правильность выводов суда и не свидетельствуют о наличии оснований, влекущих отмену или изменение состоявшегося судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Магасского районного суда от 2 августа 2023 г. по гражданскому делу по иску Галаева Бекхана Мухматовича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия и Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о признании незаконным решения, возложении обязанности по возобновлению пенсии в прежнем размере оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия – без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 25 июня 2024 г.
Председательствующий
Судьи
С подлинного за надлежащими подписями
Копия верна
Судья Плиева И.М.