Дело № 2-750/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 марта 2018 года Бийский городской суд Алтайского края в составе судьи Носенко М.С., при секретаре Безнутровой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бийского района в интересах Якимович А.М. к Управлению социальной защиты населения по г.Бийску, Бийскому и Солтонскому районам о взыскании недополученной компенсации затрат на оплату электроэнергии,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Бийского района Алтайского края обратился в суд в интересах Якимович А.М. с иском к Управлению социальной защиты населения по г. Бийску, Бийскому и Солтонскому районам Алтайского края (далее по тексту – УСЗН по г. Бийску, Бийскому и Солтонскому районам Алтайского края), в котором с учетом уточнения заявленных требований (л.д. 57-58) просил взыскать с ответчика в пользу Якимович А.М. недополученную в период с ноября 2014 года по март 2017 года сумму компенсации понесенных материальным истцом затрат на оплату электроэнергии в размере 34 367 руб. 22 коп.
В обоснование заявленных требований указывает, что прокуратурой г. Бийского района Алтайского края проведена проверка по обращению Якимович А.М., который относится к категории педагогических работников, проживающей и работающей в сельской местности, о неполной компенсации затрат на электроэнергию.
В ходе проверки было установлено, что в соответствии с показаниями прибора учета потребленной электроэнергии Якимович А.М. в период с ноября 2014 года по март 2017 года оплачено 38 206 руб.90 коп., в то время как компенсация затрат за потребленную электроэнергию, предоставленная ответчиком с учетом требований п. 16 постановления Администрации Алтайского края от 1 апреля 2008 года № 126 «Об утверждении Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан с Алтайском крае», за аналогичный период составила 3839 руб. 68 коп.
Таким образом, сумма недополученной компенсации составила 34 367 руб.22 коп. (38 206 руб.90 коп - 3839 руб. 68 коп.).
Ссылаясь на указанные обстоятельства, а также п. 4 ст. 4, п. 8 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании» (далее по тексту – Закон об образовании), Закон Алтайского края от 03 ноября 2005 года № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности (далее по тексту – Закон Алтайского края от 03 ноября 2005 года № 88-ЗС), Правила возмещения расходов, связанных с предоставлением компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), утвержденные постановлением администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 года № 99 (далее по тексту – Правила от 29 февраля 2012 года № 99), прокурор Бийского района Алтайского края обратился в суд с настоящим иском.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Жданова Т.Е., настаивала на удовлетворении исковых требований по приведенным в иске основаниям. Дополнительно пояснила, что отдельный прибор учета для фиксации потребленной электроэнергии для освещения жилого помещения в доме истца не установлен.
Истец Якимович А.М. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, в телефонограмме просил рассмотреть дело в его отсутствие, что суд находит возможным.
В судебном заседании 5 марта 2018 года Якимович А.М. поддержал заявленные требования в полном объеме, пояснил, что на территории его домовладения имеются надворные постройки: гараж, баня. В гараже освещения нет, в бане имеется электрическая лампочка, которая подключена к прибору учета отопления. Также у него над крыльцом жилого помещения имеется электролампа, которая освещает придомовую территорию. Кроме того, пояснил, что на земельном участке имеются строения для содержания домашних животных, однако таковых он не держит.
Представитель ответчика УСЗН по г. Бийску, Бийскому и Солтонскому районам Алтайского края Речкунова Н.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала. В обоснование позиции по спору ссылалась на доводы, приведенные в возражениях на иск с учетом их дополнения, пояснив, что стороной истца не представлено доказательств, что электроэнергия использовалась только для освещения жилого помещения. Отдельный прибор учета электрической энергии, необходимой для освещения жилого помещения, у истца отсутствует. В связи с изложенными обстоятельствами отсутствуют основания для начисления компенсации по общему прибору учета, начисление компенсации в соответствии с законом производится расчетным путем.
Представитель третьего лица Министерства труда и социальной защиты Алтайского края Коршунова О.О., действующая на основании доверенности, также возражала против удовлетворения исковых требований, поддержав доводы представленного отзыва на иск.
Представитель третьего лица – АО «Алтайэнергосбыт» в суд не явился по неизвестной причине, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме в связи с нижеследующим.
При разрешении настоящего спора установлены следующие фактические обстоятельства.
Якимович А.М. с 01.09.1985 по настоящее время работает в МКОУ «Светлоозерская средняя общеобразовательная школа» Бийского района Алтайского края, занимает должность <данные изъяты> Указанное обстоятельство подтверждается справкой с места работы от 07.12.2017 (л.д. 6).
Жилое помещение, в котором проживает истец – квартира <адрес>, - оборудовано двумя приборами учета электроэнергии, один из которых учитывает электроэнергию на отопление, на основании показаний которых Якимович А.М. производит оплату за указанную услугу.
Как следует из выписки из лицевого счета по расчетам за потребленную электроэнергию (без учета оплаты за отопление) за период с ноября 2014 года по март 2017 года (л.д. 7), справки УСЗН по г. Бийску, Бийскому и Солтонскому районам Алтайского края (л.д. 8) Якимович А.М. в период с ноября 2014 года по март 2017 года оплачено 38 206 руб. 90 коп., в то время как компенсация затрат за потребленную электроэнергию, предоставленная ответчиком за аналогичный период, составила 3839 руб. 68 коп.
Сторона истца не согласна с размером компенсации, в связи с чем обратилась в суд с настоящим иском.
В соответствии п.п. «е» и «ж» ст. 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования, социальная защита граждан находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч.ч. 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) установлено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 439-ФЗ «О внесении изменений в ст.ст. 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (действовавшего до 1 сентября 2013 года) в ст. 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» были внесены изменения, в соответствии с которыми предоставление мер социальной поддержки в натуральном виде было заменено на компенсацию произведенных педагогическими работниками платежей, а также закреплено, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет субъектов Российской Федерации.
При этом, в ст. 3 вышеуказанного закона законодатель указал, что нормативные правовые акты Российской Федерации, принятые во исполнение абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Закона.
Аналогичное правовое регулирование закреплено в действующем с 1 сентября 2013 года Законе об образовании.
Ч. 8 ст. 47 Закона об образовании, вступившего в законную силу с 1 сентября 2013 года, установлено, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Во исполнение указанного Федерального закона принят Закон Алтайского края Закон Алтайского края от 3 ноября 2005 года № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)», ч. 1 ст. 2 которого в редакции от 30 ноября 2016 года установлено, что размер компенсации устанавливается в твердой денежной сумме законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Ст. 2 Закона Алтайского края от 3 ноября 2005 года № 88-ЗС в ранее действующей редакции устанавливала, что размер компенсации определяется как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения.
Размер компенсации расходов, связанных с освещением жилого помещения, определяется исходя из установленных тарифов и показании приборов учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Постановлением администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 года № 99 утверждены Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края (действовало до 1 апреля 2017 года).
П. 2 Правил от 29 февраля 2012 года № 99 определяет, что компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения предоставляется проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края.
В соответствии с п. 3 указанных Правил компенсация педагогическим работникам, указанным в п. 2 настоящих Правил, предоставляется в отношении одного жилого помещения по месту жительства работника.
Компенсация педагогическим работникам может предоставляться по месту пребывания при условии неполучения компенсации по месту жительства. Компенсация в данном случае предоставляется на период пребывания.
На основании п. 3.1 Правил от 29 февраля 2012 года № 99 компенсация предоставляется педагогическим работникам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения, отопления и освещения или при заключении и (или) выполнении соглашений по ее погашению, заключенных с организациями и индивидуальными предпринимателями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги.
В соответствии с п.4 названных Правил компенсация предоставляется в размере 100% оплаты жилого помещения, отопления и освещения.
Согласно п. 29 Правил от 29 февраля 2012 года № 99 денежный эквивалент оплаты освещения жилого помещения определяется исходя из установленных тарифов и показаний приборов учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном действующим законодательством, и составляет 9,9 кВт/ч в год, или 0,825 кВт/ч в месяц на 1 кв. м. общей площади занимаемого жилого помещения.
Из анализа вышеизложенных норм действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения, следует, что компенсация педагогическим работникам предоставляется только за жилое помещение, отопление и освещение.
При этом действующее законодательство, предусматривающее в качестве социальной защиты указанной категории граждан выплаты компенсации за данные услуги, не ущемляет права педагогических работников, которым ранее действующее законодательство определяло такие меры социальной поддержки в натуральной форме.
В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе, по электроснабжению в жилых помещениях с применением метода аналогов и расчетного метода, который применяется при отсутствии прибора учета. При этом п. 27 указанных Правил установлено, что в норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях включается расход электрической энергии, необходимый для освещения жилых помещений и использования бытовых приборов в жилых помещениях, в том числе стационарных электрических плит для приготовления пищи и электроотопительных и (или) электронагревательных установок в жилых помещениях при отсутствии централизованных газоснабжения, теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения.
В соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденными приказом Минэнерго России от 13 января 2003 года № 6, под электроснабжением понимается обеспечение потребителей электрической энергией.
Согласно СНиП 23-05-95 (утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 07 ноября 2016 года № 777/пр) под понятием «освещение» предполагается искусственное и естественное освещение помещения.
Таким образом, понятия «освещение» и «электрическая энергия» не являются тождественными, в связи с чем при отсутствии у лица, имеющего право на компенсацию понесенных им затрат за жилое помещение, отопление и освещение, прибора учета электроэнергии, потребляемой непосредственно на освещение жилого помещения, размер компенсации должен определяться расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании из пояснений процессуального истца следует, что в жилом помещении, занимаемом Якимович А.М., отдельного прибора, производящего учет потребления электроэнергии на освещение непосредственно жилого помещения, не установлено.
Поскольку у материального истца отсутствует прибор учета электроэнергии, потребляемой непосредственно на освещение, размер компенсации расходов на оплату освещения жилого помещения ответчиком обоснованно определялся расчетным путем в порядке, установленном действующим законодательством.
Оснований для компенсации Якимович А.М. расходов на оплату электроэнергии, потребляемой на иные нужды, помимо освещения, вопреки доводам стороны истца, не имелось.
При этом, на то обстоятельство, что производимый расчет компенсации на освещение является арифметически неверным и не соответствует п. 29 Правил от 29 февраля 2012 года № 99, прокурор в исковом заявлении не ссылается, а суд в соответствии с ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) принимает решение по заявленным требованиям.
Таким образом, оснований для взыскания с УСЗН по г. Бийску, Бийскому и Солтонскому районам Алтайского края в пользу Якимович А.М. суммы компенсации понесенных ею затрат на оплату электроэнергии в период с ноября 2014 года по март 2017 года в размере 34 367 руб.22 коп. не имеется, а потому требования истца подлежат отклонению в полном объеме, как основанные на неверном толковании вышеизложенных норм права.
Кроме того, суд соглашается с доводами представителя ответчика, что исковые требования в части периода недополученной суммы компенсации с 01.11.2014 по 30.11.2014 заявлены за пределами срока исковой давности, составляющего три года (ст.196 ГК РФ), учитывая, что исковое заявление в суд подано 28.12.2017. Таким образом, в данной части требования не подлежат удовлетворению в том числе по основанию пропуска срока исковой давности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований прокурору Бийского района в интересах Якимович А.М. к Управлению социальной защиты населения по г.Бийску, Бийскому и Солтонскому районам о взыскании недополученной компенсации затрат на оплату электроэнергии - отказать в полном объеме.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья: М.С. Носенко