Дело №2-5245/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 июня 2015 года г. Махачкала
Советский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Атаева Э.М., при секретаре Кадыровой А.Н., с участием представителя ответчика Гаджихановой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Качакаева Н.П. к Министерству здравоохранения РД об обязании обеспечить лекарственными препаратами,
установил:
Качакаев Н.П. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения РД об обязании обеспечить лекарственными препаратами в соответствии с медицинскими показаниями постоянно до отмены препаратов врачом, взыскании <данные изъяты> рублей в счет компенсации материального и морального вреда, с обращением вынесенного решения немедленному исполнению.
В обоснование исковых требований указывает, что он страдает заболеванием хронический гломерулонефрит смешанный вариант, ХБП 5 ст., ХНМ III, неврогенная анемия с 02.08.2011г., что подтверждается заключением Центральной больницы г. Махачкалы РД от 02.08.2011 г., так же выпиской из истории болезни №1592/5 Центральной больницы г. Кизляр РД. Ему бессрочно установлена инвалидность 1 группы, в связи с общим заболеванием, что подтверждается справкой ФГУ МСЭ от 15.08.2011 г. серии МСЭ 2011 №0023 803.
Для подержания жизнеспособности он через день постоянно вынужден ездить на гемодиализ в г. Кизляр (в любом состоянии и в любую погоду).
Заключением врача Центральной больницы г. Махачкалы РД с 2011 г. по 2013 г., также заключением врача Центральной больницы г. Кизляр РД с 2013 г. по 2014 г. назначены препараты: Мирцера в дозе 100 мг. 1 раз в месяц; Микферр в дозе 5,0 мг. 2 раза в неделю; Кетестерил в дозе по 3 таб. 3 раза в день.
А также заключением врачей отделения гравитационной хирургии крови от 29.01.2015 г. ему назначены препараты: Мирцера 100 мкг. 1 раз в месяц; Венофер 5,0 в/в 2 р. в неделю; Рокальтрол 0,25 мг. №30 1 таб. утром на 1 мес; Глюконат кальция 10% 10,0 в/в №15.
С 2011 г. по май месяц 2014 г. Министерство здравоохранения РД обеспечила его вышеназванными лекарственными препаратами. С мая месяца 2014 г. по сегодняшний день Министерством здравоохранения РД необоснованно прекращено обеспечение лекарственными препаратами.
На его устные обращения, вразумительного ответа, по факту необоснованного прекращения обеспечения жизненно важными лекарственными препаратами Министерство здравоохранения РД не дало.
В связи с необоснованным прекращением обеспечения названными жизненно важными медицинскими препаратами его здоровье резко ухудшилось.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право и охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь государственных муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Исходя из данного конституционного положения законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы отдельных категорий граждан.
Это же отражено и в ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 г. №323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации».
На основании п. 8 ч. 1 ст. 6.1. Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «С государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды.
В состав предоставляемого таким гражданам набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, предусматривающая и обеспечение лекарственна средствами по рецептам врача (п. 6.2.).
Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 г. N 890 государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами изделиями медицинского назначения" утверждены перечни групп населения и виды заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врача бесплатно без ограничений в части ассортимента. В указанных перечнях поименованы инвалиды I группы. Финансирование расходов по оплате лекарственных средств осуществляется за счет средств субъекта Российской Федерации и иных источников, привлекаемых на эти цели.
Положением о Министерстве здравоохранения РД, утвержденным постановлением Правительства РД от 08 мая 2013 года за №239 к полномочиям Министерства здравоохранения РД отнесены, в частности: защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; организация оказания населению Республики Дагестан первичной медико-санитарно помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях РД.
В целях обеспечения конституционных прав граждан в Республике Дагестан на получение бесплатной медицинской помощи, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.05.2003г. N 255 «О разработке и финансировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и контроле за их реализацией», Постановлением Правительства РД от 20.12.2013 года утверждена территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в РД на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.
В разделе Программы установлен Порядок и условия предоставления медицинской помощи, предоставляемой в плановом порядке, перечень мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни, осуществляемых в рамках Программы.
Согласно Порядка обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, донорской кровью и ее компонентами, лечебным питанием, в том числе специализированным продуктами лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи с учетом видов, условий и форм оказания медицинской помощи.
Обеспечение граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, донорской кровью и ее компонентами, лечебным питанием, в том числе специализированными продуктами лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи с учетом видов, условий и форм оказания медицинской помощи не подлежит оплате за счет личных средств граждан.
Назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям не подлежит оплате за счет личных средств граждан.
В соответствии с Порядком в перечень мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни, осуществляемых в рамках Программы: входит в частности, осуществление мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними.
Согласно Перечня заболеваний (состояний) и перечнем видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета Республики Дагестан и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования РД в рамках Программы бесплатно предоставляется; в рамках Программы ОМС обязательного медицинского страхования оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь, специализированная медицинская помощь (за исключением высокотехнологичной медицинской помощи в 2013 и 2014 годах) в следующих страховых случаях: - новообразования.
Согласно п. 21 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно, за счет средств бюджета субъекта РФ, относится организации оказания специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях (за исключением федеральных специализированных медицинских учреждений, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти).
Таким образом, считает, что Министерство здравоохранения РД должно выполнить обязанность по обеспечению его лекарственными препаратами Мирцера, Микферр, Кетестерил, Венофер, Рокальтрол и Глюконат кальция в том количестве, который прописал врач.
В соответствии с ч.1 ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда (ч.1,2 ст.1101 ГК РФ).
Необоснованный отказ в обеспечении истца лекарственными препаратами причинил и причиняет ему физические и нравственные страдания, поскольку его состояние с каждым днем ухудшается, что реально угрожает жизни и здоровью.
В судебном заседании истец Качакаев Н.П., будучи надлежащим образом, извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, направив заявление, ходатайствовал рассмотреть дело в его отсутствие по состоянию здоровья.
Представитель ответчика – Министерства здравоохранения РД (по доверенности от 26 января 2015 за №14-073) Гаджиханова А.И. исковые требования Качакаева Н.П. не признала, представив возражения на иск, просила в их удовлетворении по изложенным в возражениях основаниям, отказать. Представив реестр рецептов лекарственных средств, отпущенных при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи на Качакаева Н.П., основную заявку на 2014 год, реестр заявок на дополнительное лекарственное обеспечение в период с 01.01.2014г. по 31.12.2014г., основную заявку на 2015 г., пояснила суду, что Министерством здравоохранения РД в целях обеспечения граждан республики (в том числе и больного Качакаева Н.П.) лекарственными препаратами заключены государственные контракты.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения РД от 13 июня 2012 г. № 575-М «Об утверждении административного регламента предоставления Министерством здравоохранения Республики Дагестан государственной услуги по приему заявлений, постановке на учет и предоставлению информации по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг» (зарегистрирован в Минюсте РД от 22.06.2012 г. № 1642), регламентирующим порядок взаимодействия Министерства здравоохранения РД с лечебно-профилактическими учреждениями и аптечными организациями, расположенными на территории Республики Дагестан, участвующими в дополнительном лекарственном обеспечении, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также бюджета Республики Дагестан, в зависимости от категории льготы лекарственное обеспечение осуществляется за счет бюджета Российской Федерации или бюджета Республики Дагестан на основании своевременно представленных плановых или дополнительных заявок ЛПУ, сформированных лечащим врачом, с учетом необходимой корректировки дозы препаратов или изменения схемы лечения плановых или дополнительных заявок, направляемых на согласование в отдел мониторинга национального проекта и дополнительного лекарственного обеспечения населения Министерства здравоохранения Республики Дагестан.
По плановой (основной) заявке на 2014 год ГБУ РД Поликлиники Центральной районной больницы Бабаюртовского района на Качакаева Н.П. были заявлены следующие лекарственные препараты:
диротон-12 уп.
колнкор кор-12уп.
тромбо АСС-12уп.
престариум- 4уп.
амлодипин- 8уп.
амоксикла- 4уп
арбидол- 2уп.
кетостерил- Зуп.
ликфер- Зуп.
мирцера-4уп.
отпущены аптечным учреждением за весь 2014 год:
гопорт-5уп.
ликфер1
рекормон5уп.
мирцера-6 уп.
аргефор-6 уп.
(реестр рецептов отпущенных лекарственных средств прилагается).
Дополнительная заявка ГБУ РД Поликлиники Центральной районной больницы Бабаюртовского района на Качакаева Н.П. представлена в Минздрав РД 2.12.2014г. (заявка прилагается).
По плановой (основной) заявке на 2015 год ГБУ РД Поликлиники Центральной районной больницы Бабаюртовского района на Качакаева Н.П. были заявлены следующие лекарственные препараты:
Кетостерил-2уп.
Ликфер-2 уп.
Мирцера-2уп.
Дополнительная заявка ГБУ РД Поликлиники Центральной районной больницы Бабаюртовского района на Качакаева Н.П. представлена в Минздрав РД 23.03.2015г. (заявка прилагается).
Кетостерил-18уп.
Ликфер-18 уп.
Мирцера-18уп. отпущены аптечным учреждением за период 2015г. по сегодняшний день:
Кетостерил-4уп.
Ликфер-5 уп.
Мирцера-7уп.
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21 декабря 2013 года № 355-ФЗ «О нормативе финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, на 2014 год», норматив финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения предусмотрен 671 рубль.
А денежные средства, заложенные для федеральных льготников, определяются по формуле: кол-во льготников х 671 рубль (норматив на одного льготника в месяц) х 12 мес. что на год составляет <данные изъяты> рубля. Тогда как, Министерством здравоохранения РД приняты и предпринимаются все возможные и необходимые меры для обеспечения Качакаева Н.М. необходимыми лекарственными средствами, в связи, с чем просит суд в удовлетворении искового заявления Качакаева Н.М. отказать.
Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении искового заявления Качакаева Н.М. по следующим основаниям.
В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Республики Дагестан, утвержденного постановлением Правительства РД от 07.06.2008г. № 182 «Вопросы Министерства здравоохранения Республики Дагестан» (далее - Положение) Министерство здравоохранения Республики Дагестан является органом исполнительной власти Республики Дагестан, обеспечивающим проведение в установленном порядке государственной политики в сфере здравоохранения.
В соответствии со ст. 6.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Закона, предоставляется дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача необходимыми лекарственными средствами.
Согласно п. 8 ст. 6.1 названного Закона право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в частности, инвалиды.
Качакаев Н.П. как инвалид 1 группы имеет право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами по рецептам врача.
В силу п. 5 ст. 6.3 указанного Федерального закона № 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Указанный Порядок утвержден приказом Министра здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2004 г. № 328, в соответствии с которым, гражданам, имеющим право на федеральную льготу, лечащий врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения и перечнем специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.02.2007 г. № ПО «О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания» в соответствии со статьей 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и в целях обеспечения граждан, в том числе имеющих право на получение государственной социальной помощи, по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, была утверждена Форма № 148- 1/у-88 «Рецептурный бланк».
Указанный бланк является формой строгой отчетности, выписывается врачом и является основанием для получения лекарств бесплатно.
Считает, что истцом не представлено доказательств в подтверждение того, что указанные им расходы в размере <данные изъяты> рублей были необходимы, а также того, что эти расходы были понесены на приобретение лекарств рекомендованных врачом, поскольку рецепты установленной формы не представлены.
Кроме того не представлены чеки, тогда как именно чек является единственным доказательством того что лекарственные препараты были куплены. Предоставление гражданам социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными средствами определено разделом II Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 г. № 328 согласно п. 2.7 которого в случае временного отсутствия лекарственных средств, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного средства, предусмотренного Перечнем лекарственных средств, взамен выписанного или иного лекарственного средства по вновь выписанному рецепту.
Данная норма направлена на защиту интересов граждан, обязывая аптечные учреждения не отказывать в отпуске указанных в предъявленном рецепте лекарственных средств в связи с их временным отсутствием, а принимать возможные меры для получения гражданами лекарственных средств, необходимых им для лечения. При этом ст. 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определено, что с 1 января 2008 г. органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы для осуществления следующие полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг:
осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;
организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Таким образом, обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, должно осуществляться на основе государственных контрактов, заключаемых уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с фармацевтическими организациями.
Закупка льготных лекарственных препаратов производится только через аукцион.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения РД от 13 июня 2012 г. № 575-М «Об утверждении административного регламента предоставления Министерством здравоохранения Республики Дагестан государственной услуги по приему заявлений, постановке на учет и предоставлению информации по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг» (зарегистрирован в Минюсте РД от 22.06.2012 г. № 1642), регламентирующим порядок взаимодействия Министерства здравоохранения РД с лечебно-профилактическими учреждениями и аптечными организациями, расположенными на территории Республики Дагестан, участвующими в дополнительном лекарственном обеспечении, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также бюджета Республики Дагестан, в зависимости от категории льготы лекарственное обеспечение осуществляется за счет бюджета Российской Федерации или бюджета Республики Дагестан на основании своевременно представленных плановых или дополнительных заявок ЛПУ, сформированных лечащим врачом, с учетом необходимой корректировки дозы препаратов или изменения схемы лечения плановых или дополнительных заявок, направляемых на согласование в отдел мониторинга национального проекта и дополнительного лекарственного обеспечения населения Министерства здравоохранения Республики Дагестан.
Каждая сторона доказывает те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ).
В соответствии со ст. 57 ГПК РФ доказательства по гражданскому делу представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Согласно ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
О том, что Министерством здравоохранения РД приняты и предпринимаются все необходимые меры для обеспечения Качакаева Н.П. необходимыми лекарственными средствами согласно действующему законодательству, свидетельствует представленные и исследованные в судебном заседании доказательства, такие как: реестр рецептов лекарственных средств, отпущенных при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи на Качакаева Н.П., основная заявку на 2014 год, реестр заявок на дополнительное лекарственное обеспечение в период с 01.01.2014г. по 31.12.2014г., основная заявка на 2015 год.
Не представлены истцом также доказательства причинения ему действием (бездействием) Министерства здравоохранения РД материального и морального вреда на сумму <данные изъяты> рублей, в связи, с чем в удовлетворении исковых требований следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193,194 и 199 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении искового заявления Качакаева Н.П. к Министерству здравоохранения РД об обязании обеспечить лекарственными препаратами в соответствии с медицинскими показаниями постоянно до отмены препаратов врачом, взыскании <данные изъяты> рублей в счет компенсации материального и морального вреда, с обращением вынесенного решения немедленному исполнению отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РД в течение месяца со дня вынесения.
Судья Атаев Э.М.
Отпечатано в совещательной комнате.