№ №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 августа 2018 года <адрес>
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего судьи Агафонова П.Ю.,
при секретаре судебного заседания Гончаровой Л.Ю.,
с участием истца Якимовой Л.И. и её представителя – адвоката Коноковой М.А. (по ордеру), представителя ответчика Администрации муниципального образования «<адрес>» Республики Адыгея – (по доверенности) Ананниковой Э.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Якимовой <данные изъяты> к Администрации муниципального образования «<адрес>» Республики Адыгея о признании права собственности в порядке наследования,
У С Т А Н О В И Л :
Истец Якимова <данные изъяты> обратилась в суд с иском к ответчику Администрации муниципального образования «<адрес>» Республики Адыгея о признании права собственности в порядке наследования. В обоснование заявленных требований указала, что на основании распоряжения Главы администрации <адрес> Республики Адыгея № 3617-р от 23.11.1994 года, решения Майкопского городского народного суда Республики Адыгея от 03.09.1996 года и определения Майкопского городского суда Республики Адыгея от 26.01.1998 года Сунцову <данные изъяты> принадлежали на праве собственности земельный участок, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для индивидуального жилищного строительства, площадью 496 кв.м., с кадастровым номером 01:08:0515006:19, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, и ? доля домовладения, расположенного по адресу: <адрес>. 12.12.2015 года Сунцов <данные изъяты> умер. После его смерти открылось наследство, состоящее из вышеуказанного наследственного имущества. Наследником по закону имущества, оставшегося после смерти Сунцова <данные изъяты>, является Якимова <данные изъяты>, дочь умершего, которая в установленный законом шестимесячный срок обратилась к нотариусу Майкопского городского нотариального округа Республики Адыгея Устовой <данные изъяты> с заявлением о принятии наследства. Однако нотариусом её было отказано в совершении нотариального действия в связи с наличием несоответствий в правоустанавливающих документах, а также невозможностью установить какое наследственное имущество входит в состав наследства. Просила признать за ней право собственности в порядке наследования после смерти Сунцова <данные изъяты>, 23.08.1942 года рождения, умершего 12.12.2015 года, на земельный участок, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для индивидуального жилищного строительства, площадью 496 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, и ? долю домовладения, расположенного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истец уточнил исковые требования и просил признать право собственности в порядке наследования после смерти Сунцова <данные изъяты>, 23.08.1942 года рождения, умершего 12.12.2015 года, на ? долю земельного участка, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для индивидуального жилищного строительства, площадью 997 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, и ? долю домовладения, расположенного по адресу: <адрес>. Доводы, изложенные в исковом заявлении истец и его представитель по ордеру Конокова М.А., поддержали в полном объёме, просили удовлетворить исковые требования с учётом уточнений и пояснений.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования «<адрес>» Республики Адыгея по доверенности Ананникова Э.Ю. оставила рассмотрение заявленных исковых требований с учётом уточнений на усмотрение суда.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела в их совокупности, дав им надлежащую оценку, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим кодексом.
В соответствии со ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
В силу ст. 1114 ГК РФ днём открытия наследства является день смерти гражданина.
Как усматривается из свидетельства о смерти серия I-АЗ № от 14.12.2015 года, Сунцов <данные изъяты> умер 12.12.2015 года, актовая запись о смерти № от 14.12.2015 года. Таким образом, после его смерти открылось наследство.
Из материалов дела следует, что при жизни в соответствии с распоряжением Главы администрации <адрес> Республики Адыгея №-р от 23.11.1994 года, решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от 08.04.1997 года и определением Майкопского городского суда Республики Адыгея от 26.01.1998 года, Сунцову <данные изъяты>, умершему 12.12.2015 года, принадлежали на праве собственности ? доля земельного участка, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для индивидуального жилищного строительства, площадью 997 кв.м., с кадастровым номером № расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, и ? доля домовладения, расположенного по адресу: <адрес>.
Следовательно, Сунцов <данные изъяты> являлся собственником вышеназванного ? доли земельного участка и ? доли жилого дома.
Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим кодексом.
Так как Сунцовым Иваном Егоровичем, 23.08.1942 года рождения, умершим 12.12.2015 года, завещание составлено не было, то к наследованию призываются наследники по закону.
По смыслу ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очерёдности, предусмотренной ст.ст. 1142-1145 и 1148 настоящего кодекса.
Ст. 1142 ГК РФ гласит, что наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно свидетельству о рождении серия I-АГ № от 27.04.1971 года Сунцова <данные изъяты> родилась 20.04.1971 года, актовая запись о рождении № от 27.04.1971 года, в разделе родители в графе отец которого, указан Сунцов <данные изъяты>.
Из свидетельства о заключении брака серия I-АЗ № от 15.05.2001 года усматривается, что в связи с вступлением в брак с Якимовым <данные изъяты> Сунцова <данные изъяты> сменила фамилию с «Сунцовой» на «Якимову», актовая запись о заключении брака № от 06.05.1989 года.
В судебном заседании установлено, что Сунцов <данные изъяты> и Якимова <данные изъяты> являются отцом и дочерью.
В связи с чем наследником первой очереди по закону после смерти Сунцова <данные изъяты>, 23.08.1942 года рождения, умершего 12.12.2015 года, является дочь умершего – Якимова <данные изъяты>.
В указанной связи, после смерти Сунцова <данные изъяты>, 23.08.1942 года рождения, умершего 12.12.2015 года, Якимовой <данные изъяты> причиталось наследство в виде ? доли земельного участка, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для индивидуального жилищного строительства, площадью 997 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, и ? доли домовладения, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чём бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Принятое наследство признаётся принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Ст. 1153 ГК РФ оговаривает способы принятия наследства. Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В силу ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Из наследственного дела №, заведённого нотариусом Майкопского городского нотариального округа Устовой <данные изъяты> на основании поданного 08.02.2016 года истцом заявления о принятии наследства после смерти отца – Сунцова <данные изъяты>, умершего 12.12.2015 года, следует, что Якимова <данные изъяты> является единственным наследником по закону, своевременно обратившимся к нотариусу и принявшим наследство.
Судом также установлено, что выдача нотариусом свидетельства о праве на наследство была невозможна, так как при изучении представленных нотариусу документов последним было выявлено, что согласно выписке из ЕГРН на жилой дом по адресу: <адрес>, № от 03.04.2018 года, право собственности за Сунцовым <данные изъяты> зарегистрировано на основании решения Майкопского городского народного суда Республики Адыгея от 03.09.1996 года по делу № и решения Майкопского городского суда Республики Адыгея от 14.05.2013 года по делу №; решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от 08.04.1997 года данное домовладение разделено на <адрес> (в счёт доли Островерх <данные изъяты>) и квартиру № 2 (в счёт доли Сунцова <данные изъяты>); решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от 14.05.2013 года по делу № за Сунцовым <данные изъяты> признано право собственности на ? долю жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежавшую Островерх <данные изъяты>, однако апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея от 22.07.2016 года решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 14.05.2013 года отменено; по сведениям Росреесрта по адресу: <адрес>, зарегистрирован и жилой дом и <адрес> (с разными кадастровыми номерами); следовательно, за Сунцовым <данные изъяты> осталась ? доля в праве общей собственности на жилой дом (она же <адрес>), а не целый дом согласно выписке из ЕГРН. Учитывая вышеизложенное и в соответствии со ст. 1112 ГК РФ (в состав имущества входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество…) определить какое недвижимое имущество (жилой дом, ? доля в праве собственности на жилой дом или <адрес>) входит в состав наследства, открывшегося после смерти Сунцова <данные изъяты>, нотариус не смог.
При этом в распоряжении Главы администрации <адрес> Республики Адыгея №-р от 23.11.1994 года, решении Майкопского городского народного суда Республики Адыгея от 03.09.1996 года и определении Майкопского городского суда Республики Адыгея от 26.01.1998 года, указывается, что за Сунцовым <данные изъяты> закреплён на праве собственности земельный участок площадью 997 кв.м. в домовладении по <адрес> в квартале 690, домовладение № по <адрес> разделено: Островерх <данные изъяты> выделена в собственность <адрес>, состоящая из помещений №, 2, 3, 5, что составляет 4/7 доли всего домовладения и земельный участок площадью 499 кв.м. (на схеме к заключению эксперта показана красным цветом), без общего двора; Сунцову <данные изъяты> выделена в собственность <адрес>, состоящая из помещений №, 5, что составляет 3/7 доли от общего домовладения и земельный участок площадью 496 кв.м. (на схеме показан синим цветов); изменён порядок и способ исполнения судебного решения от 03.04.1997 года; в счёт причитающегося Сунцову <данные изъяты> долга (1 637 рублей) выделено в его собственность помещение № (кладовку площадью 3,8 кв.м.); изменены идеальные доли совладельцев, признано за Сунцовым <данные изъяты> и Островерх <данные изъяты> право собственности по ? части домовладения № по <адрес> за каждым.
Поскольку наследственное имущество наследодателя Сунцова <данные изъяты> состоит из ? доли земельного участка, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для индивидуального жилищного строительства, площадью 997 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, и ? доли домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, то Якимова <данные изъяты> имеет право на указанное имущество в порядке наследования.
В связи с чем, суд считает, требования истца о признании за ним права собственности в порядке наследования на вышеуказанное наследственное имущество обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Якимовой <данные изъяты> к Администрации муниципального образования «<адрес>» Республики Адыгея о признании права собственности в порядке наследования, удовлетворить.
Признать за Якимовой <данные изъяты> право собственности в порядке наследования после смерти Сунцова <данные изъяты>, 23.08.1942 года рождения, умершего 12.12.2015 года, на ? долю земельного участка, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для индивидуального жилищного строительства, площадью 997 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, и ? долю домовладения, расположенного по адресу: <адрес>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд Республики Адыгея в течение месяца со дня принятия решения.
Председательствующий | подпись | П.Ю. Агафонов |