г. Санкт-Петербург
Дело № 2-5493/2019 26 ноября 2019 года
78RS0008-01-2019-006241-02
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе
председательствующего судьи Колосовой Т.Н.,
при секретаре Ивановой М.В.,
с участием помощника Субботиной О.В.,
представителя истца Ганичевой С.Н.,
адвоката Сполан Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга к Степановой Светлане Алексеевне о взыскании неосновательно полученных сумм,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Управления Пенсионного фонда РФ в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга обратилось в суд с иском к Степановой С.А., просило взыскать незаконно полученные денежные средства в размере 52 549 руб. 83 коп.
В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что Степанова Светлана Алексеевна, <дата>.р., является получателем страховой пенсии по старости с 18.12.2006г. В соответствии со ст.12.1 Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (введена Федеральным законом от 24.07.2009г. № 213-ФЗ с 1 января 2010 года) если общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п.4 ст. 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации, ему устанавливается федеральная социальная доплата (ФСД) к пенсии в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера. Согласно Письму ПФ РФ от 17.11.2009г. № АД-28-25/11252 «Об организационных мероприятиях, связанных с установлением социальных доплат к пенсии» в отношении граждан, которые по состоянию на 31 декабря 2009 года являлись получателями пенсии, решение об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии (ФСД) принималось территориальным органом ПФР на основании сведений, имеющихся в его распоряжении, с уточнением по данным индивидуального (персонифицированного) учета факта работы пенсионера и (или) осуществления им иной деятельности, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию, а также сведений о мерах социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъекта Российской Федерации в денежном выражении, и сведений о денежных эквивалентах мер социальной поддержки, их денежных компенсациях, полученных от уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в рамках информационного взаимодействия. В целях выяснения волеизъявления пенсионеров о получении ФСД гражданам направлялись Уведомления об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии. Уведомление № 201 от 02.12.2009г., в котором были разъяснены условия установления ФСД, направлено Степановой С.А. 03.12.2009г. исх. № 10/6577. При проведении выборочной проверки по факту работы получателей ФСД было установлено, что Степанова С.А. осуществляет трудовую деятельность в СНТ «ЛИСИ». Факт работы с 01.10.2014г. по 30.04.2015г., с 01.10.2015г. по 30.04.2016г., с 01.10.2016г. по 31.03.2017г. подтверждается сведениями, представленными в ПФР работодателем в целях ведения индивидуального (персонифицированного) учета граждан (выпиской из лицевого счета застрахованного лица от 31.03.2017г., сведениями о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица от 27.11.2018г.). В результате сокрытия факта работы Степановой С.А. была неосновательно начислена федеральная социальная доплата к пенсии за периоды с 01.10.2014г. по 30.04.2015г. (1800,28 * 3 + 2139,62+ 1628,64 * 3), с 01.10.2015г. по 30.04.2016г. (2073,07 *3 + 3654,07 + 3453,49 * 3) и с 01.10.2016г. по 31.03.2017г. (3409,60 *4 + 3125,65*2) в общей сумме 52 549 рублей 83 копейки. Факт зачисления федеральной социальной доплаты на счет Степановой Светланы Алексеевны за указанные периоды подтверждается сообщениями ПАО «Сбербанк России» от 11.12.2018г. № 0065793523, от 30.07.2019г. № 0089344591. Ответчица неоднократно извещалась об образовавшейся переплате и необходимости ее погасить, однако до настоящего времени денежные средства на счет ПФР не возвращены. Ввиду отказа Степановой С.А. добровольно погасить образовавшуюся переплату ФСД, Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда РФ в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга принято решение о взыскании с ответчицы неправомерно полученных денежных средств в размере 52 549 руб. 83 коп. в судебном порядке.
Представитель истца в судебное заседание явился, исковые требования просил удовлетворить в полном объеме.
Ответчик Степанова С.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела неоднократно извещалась по адресу, указанному в заявлении о назначении пенсии (л.д.10), в связи с тем, что у суда отсутствуют сведения о регистрации ответчика по указанному адресу (л.д.38,43) интересы ответчика представлял адвокат по назначению Сполан Т.Е., которая в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просила отказать.
Изучив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, выслушав представителя истца и адвоката, суд приходит к выводу, что исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Степанова Светлана Алексеевна, <дата> является получателем страховой пенсии по старости с 18.12.2006г.
В соответствии со ст.12.1 Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (введена Федеральным законом от 24.07.2009г. № 213-ФЗ с 1 января 2010 года) если общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п.4 ст. 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации, ему устанавливается федеральная социальная доплата (ФСД) к пенсии в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера.
Размеры социальной доплаты к пенсии пересматриваются при изменении величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации, устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», при изменении, индексации, увеличении размеров денежных выплат, а также при изменении денежных эквивалентов мер социальной поддержки и денежных компенсаций.
В силу п.10 ст. 12.1 Закона № 178-ФЗ социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Согласно ст.7 Федерального закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованными лицами являются граждане, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Согласно Письму ПФ РФ от 17.11.2009г. № АД-28-25/11252 «Об организационных мероприятиях, связанных с установлением социальных доплат к пенсии» в отношении граждан, которые по состоянию на 31 декабря 2009 года являлись получателями пенсии, решение об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии (ФСД) принималось территориальным органом ПФР на основании сведений, имеющихся в его распоряжении, с уточнением по данным индивидуального (персонифицированного) учета факта работы пенсионера и (или) осуществления им иной деятельности, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию, а также сведений о мерах социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъекта Российской Федерации в денежном выражении, и сведений о денежных эквивалентах мер социальной поддержки, их денежных компенсациях, полученных от уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в рамках информационного взаимодействия.
В целях выяснения волеизъявления пенсионеров о получении ФСД гражданам направлялись Уведомления об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии.
Уведомление № 201 от 02.12.2009г., в котором были разъяснены условия установления ФСД, направлено Степановой С.А. 03.12.2009г. исх. № 10/6577.
В соответствии с п.12 ст.12.1 Закона № 178-ФЗ пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты.
В соответствии с пп.2 п.28 Правил обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты, утвержденных Приказом Минтруда России от 07.04.2017г. № 339н, выплата ФСД прекращается на период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой гражданин подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.
При проведении выборочной проверки по факту работы получателей ФСД было установлено, что Степанова С.А. осуществляет трудовую деятельность в СНТ «ЛИСИ».
Факт работы с 01.10.2014г. по 30.04.2015г., с 01.10.2015г. по 30.04.2016г., с 01.10.2016г. по 31.03.2017г. подтверждается сведениями, представленными в ПФР работодателем в целях ведения индивидуального (персонифицированного) учета граждан (выпиской из лицевого счета застрахованного лица от 31.03.2017г., сведениями о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица от 27.11.2018г.)
В результате сокрытия факта работы Степановой С.А. была неосновательно начислена федеральная социальная доплата к пенсии за периоды с 01.10.2014г. по 30.04.2015г. (1800,28 * 3 + 2139,62+ 1628,64 * 3), с 01.10.2015г. по 30.04.2016г. (2073,07 *3 + 3654,07 + 3453,49 * 3) и с 01.10.2016г. по 31.03.2017г. (3409,60 *4 + 3125,65*2) в общей сумме 52 549 рублей 83 копейки.
Факт зачисления федеральной социальной доплаты на счет Степановой Светланы Алексеевны за указанные периоды подтверждается сообщениями ПАО «Сбербанк России» от 11.12.2018г. № 0065793523, от 30.07.2019г. № 0089344591.
Согласно п.12 ст.12.1 Закона № 178-ФЗ удержание излишне выплаченных сумм социальной доплаты к пенсии производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В силу п.2 ст.28 Закона № 400-ФЗ в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что ответчица неоднократно извещалась об образовавшейся переплате и необходимости ее погасить, однако до настоящего времени денежные средства на счет ПФР не возвращены.
Поскольку федеральная социальная доплата была начислена Степановой С.А. в период, когда она осуществляла деятельность, в период которой подлежала обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суд приходит к выводу, что указанная сумма является неосновательно приобретенным ответчицей имуществом.
Статья 1102 ГК РФ устанавливает, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований, приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). При этом указанное правило применяется независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Для возникновения обязательства возврата неосновательного обогащения необходимо одновременное наличие трех условий: 1) наличие обогащения; 2) обогащение за счет другого лица; 3) отсутствие правового основания для такого обогащения.
Оснований, указанных в статье 1109 ГК РФ судом не установлено.
В нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено достаточных допустимых доказательств, которые могли бы послужить основанием для отказа истцу в удовлетворении исковых требований.
Таким образом, учитывая, что факт перечисления денежных средств истцом ответчику последним не оспаривается, данные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела, доказательств возврата денежных средств ответчиком не представлено, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме
В соответствии с ч.1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств погашения задолженности перед истцом.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, учитывая, что истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, с ответчика в доход бюджета Санкт-Петербурга подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 776 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 52 549 ░░░. 83 ░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 776 ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 03 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.