Дело № 2-1037/2022
УИД: 59RS0030-01-2022-001484-50
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 декабря 2022 года Пермский край, город Оса
Осинский районный суд Пермского края в составе
председательствующего Томашевич Н.Л.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Качиной Е.А.,
с участием истца Матюша И.А.,
ответчика Исаева А.Е.,
помощника прокурора Осинского района Пермского края Сакаева М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видеоконференцсвязи гражданское дело по иску Матюша Ирины Александровны к Исаеву Александру Евгеньевичу о взыскании компенсации морального вреда, неустойки, судебных расходов,
у с т а н о в и л:
Матюша И.А. обратилась в суд с иском к Исаеву А.Е. о взыскании компенсации морального вреда в размере 70 000 рублей, неустойки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 26 110 рублей, расходов по оплате услуг представителя в размере 4 000 рублей.
В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ, около <данные изъяты> часов, около дома по адресу: <адрес>, Исаев А.Е. умышленно, с целью причинения вреда здоровью, нанес несколько ударов по лицу Матюша И.А., причинив телесные повреждения, повлекшие за собой легкий вред здоровью. Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Осинского судебного района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ уголовное дело в отношении Исаева А.Е. прекращено в связи с примирением с потерпевшей Матюша И.А. При этом, в ходе рассмотрения материалов уголовного дела между сторонами было достигнуто соглашение о добровольном возмещении ответчиком морального вреда в размере 70 000 рублей в срок до ДД.ММ.ГГГГ, с условием об уплате неустойки за просрочку платежа. В добровольном порядке ответчиком соглашение не исполнено, в связи с чем, Матюша И.А. вынуждена обратиться в суд.
В судебном заседании истец Матюша И.А. на исковых требованиях настаивала по изложенным в иске доводам, дополнительно указала, что в связи с причинением телесных повреждений испытала физическую боль в течение месяца, болела область глаза и носа. Длительное время вынуждена была сидеть дома (три недели), поскольку на лице были синяки, было стыдно и неудобно выходить на улицу и показываться людям. В больнице находилась на амбулаторном лечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ испытала стресс и шок, поскольку такое происходило впервые. Из-за повреждений на лице испытала чувство неполноценности, на улицу выходила только в огород и в больницу. Чтобы выйти на улицу приходилось носить темные очки, было неприятно, когда люди спрашивали о том, что случилось.
Ответчик Исаев А.Е. исковые требования в части взыскания компенсации морального вреда в размере 70 000 рублей признал. Со взысканием неустойки не согласен, поскольку возместить компенсацию морального вреда не имел возможности в связи с заключением под стражу. Со взысканием судебных расходов не согласен, так как истец могла сама составить исковое заявление. До заключения под стражу не работал, был самозанятым, работал тренером в спортивной секции, имел доход в размере 20 000 – 30 000 рублей. Женат, на иждивении имеет несовершеннолетнего ребенка. В местах лишения свободы будет находится до 2027 года, в колонии на работу устроиться возможности нет, так как все ставки заняты.
Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего необходимым исковые требования удовлетворить, исследовав материалы настоящего гражданского дела, уголовного дела мирового судьи №, оценив в совокупности, исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Исаевым А.Е. и Матюша И.А. заключено соглашение, по условиям которого Исаев А.Е. обязуется в целях заглаживания вреда перед Матюша И.А. за нанесенные побои ДД.ММ.ГГГГ возместить моральный вред в размере 70 000 рублей, а Матюша И.А. в свою очередь отказывается от частного обвинения. Денежные средства в размере 70 000 рублей оплачиваются в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ, равными платежами не менее 6 000 рублей в месяц, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, последний платеж должен быть произведен не позднее ДД.ММ.ГГГГ в размере 4 000 рублей. При этом стороны договорились, что размер ущерба является окончательным и не подлежит изменению. Исаев А.Е. в случае нарушения сроков перечисления компенсации морального вреда обязуется заплатить Матюше И.А. неустойку из расчёта 0,1% (70 рублей в день) от общей суммы морального вреда за каждый день нарушения нарушенного обязательства.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Осинского судебного района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ производство по уголовному делу в отношении Исаева А.Е., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 115 Уголовного кодекса Российской Федерации, прекращено на основании статьи 20 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с примирением сторон.
При этом, как следует из указанного постановления, Исаев А.Е. обвиняется частным обвинителем-потерпевшим Матюша И.А. в умышленном причинении легкого вреда здоровью, а именно в том, что ДД.ММ.ГГГГ, около <данные изъяты> часов, около дома по адресу: <адрес>, Исаев А.Е., действуя умышленно, с целью причинения вреда здоровью Матюша И.А., нанес потерпевшей не менее одного удара по лицу, причинив ей телесные повреждения в виде кровоподтека с припухлостью мягких тканей в области правой глазницы, раны в верхнем веке правого глаза, кровоподтека на носу; ушибленной раны параорбитальной области, отека носа, кровоподтека правой половины лица, закрытого перелома костей носа без смещения, которые квалифицируются как повреждения, повлекшие за собой легкий вред здоровью по критерию длительности расстройства здоровья на срок менее трех недель.
Из медицинской карты амбулаторного больного Матюша И.А. следует, что последняя ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов обратилась в приемное отделение ГБУЗ ПК «Осинская центральная районная больница», установлен диагноз: ушибленная рана правой параорбитальной области, оказана медицинская помощь.
В тот же день Матюша И.А. консультирована отоларингологом, установлен диагноз «ЗЧМТ, не исключается перелом костей носа».
По результатам рентгенологического обследования установлен перелом спинки носа без смещения, отоларингологом ДД.ММ.ГГГГ установлен диагноз: «ЗЧМТ, закрытый перелом костей носа без смещения».
ДД.ММ.ГГГГ Матюша И.А. консультирована хирургом, установлен диагноз «перелом костей носа», рекомендована консультация невролога, у хирурга наблюдалась до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ хирургом обнаружено, что имеются боли в области лица, кровоподтеки рассасываются, установлен диагноз «перелом костей носа, ЗЧМТ, сотрясение головного мозга».
В тот же день Матюша И.А. консультирована неврологом, установлен диагноз «ушиб головы, перелом костей носа», у невролога наблюдалась до ДД.ММ.ГГГГ.
Из показаний свидетеля Беловой Л.П. следует, что последняя является матерью истца. ДД.ММ.ГГГГ дочь позвонила, была в стрессе, сообщила, что группа парней вызвала на улицу внука, которого начали избивать, после того, как дочь с мужем выбежали на улицу, последних также избили. Ответчик избил дочь, нанес ей удары по лицу. По телефону дочь плакала, сообщила, что пойдет в больницу, что у нее сломан нос, болит лицо. На следующий день пришла к дочери, увидела на лице дочери синяки, синяки под глазами, распухший нос. Дочь очень переживала, плакала из-за этой ситуации, говорила, что все лицо болит, болит голова. Дочь переживала, что ее дети видят ее в таком состоянии. Дочь не могла выйти на улицу, при необходимости одевала очки, так как было неудобно перед людьми. Дочь работала у мужа, который является индивидуальным предпринимателем, вела документацию, работала продавцом, общалась с поставщиками. На работу дочь не выходила из-за синяков на лице, головной боли. Дочь не ходила на работу недели две, может быть чуть больше. Она не могла себе позволить отвести детей в детский сад и забрать из детского сада, прогуляться с ними на улице, сходить в магазин, в связи с чем, приходилось дочери помогать. Также к дочери в связи с этой ситуацией в течение месяца приезжали сотрудники полиции, в связи с чем, дочь в ходе общения с ними испытывала волнения из-за своего внешнего вида. Дочери было неприятно ходить с синяками как женщине. У дочери такая ситуация была впервые в жизни, в связи с чем, она испытала сильный стресс.
Из показаний свидетеля Масленниковой И.А. следует, что последняя находится в дружеских отношениях с истцом. Летом истец позвонила ей, сообщила, что ее семью бьют. Выйдя на улицу, увидели, что от дома отходит толпа людей. Матюша И.А. и ее муж стояли избитые, в крови, на улице. У Матюши И.А. все лицо было в крови, опухшее, не открывался один глаз. Матюша И.А. стояла, державшись за голову, так как болела голова и лицо. Матюша И.А. от случившегося была в шоке, ее трясло, не понимала, что произошло и почему, плакала. В этот же день Матюша И.А. обратилась в больницу. На следующий день состояние у Матюши И.А. было такое же, она не отошла от шока, плакала, так как ее дети, увидев в таком виде, не подходили к ней. Лицо у Матюши И.А. было опухшее, были синяки под глазами, бровью, на переносице. Матюше И.А. было стыдно в таком виде показываться на улицу, переживала, что подумают о ней и ее семье родители других детей в детском саду. Недели три Матюша И.А. не выходила на улицу, она не могла сходить в детский сад, магазин, на работу. Также Матюшу И.А. напугала реакция ее детей. Неделю Матюша И.А. принимала обезболивающие лекарства, так как была головная боль, на которую она потом еще долго жаловалась.
Права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статьи 17 и 45 Конституции Российской Федерации).
Одним из способов защиты гражданских прав является компенсация морального вреда (статьи 12, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Как разъяснено в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Вина в причинении морального вреда предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в причинении вреда доказывается лицом, причинившим вред (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из разъяснений пункта 14 вышеуказанного Пленума Верховного суда Российской Федерации следует, что под физическими страданиями следует понимать физическую боль, связанную с причинением увечья, иным повреждением здоровья, либо заболевание, в том числе перенесенное в результате нравственных страданий, ограничение возможности передвижения вследствие повреждения здоровья, неблагоприятные ощущения или болезненные симптомы, а под нравственными страданиями - страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, переживания в связи с утратой родственников, потерей работы, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной или врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции).
Отсутствие заболевания или иного повреждения здоровья, находящегося в причинно-следственной связи с физическими или нравственными страданиями потерпевшего, само по себе не является основанием для отказа в иске о компенсации морального вреда.
Причинение морального вреда потерпевшему в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях предполагается, и сам факт причинения вреда здоровью, в том числе при отсутствии возможности точного определения его степени тяжести, является достаточным основанием для удовлетворения иска о компенсации морального вреда. Привлечение лица, причинившего вред здоровью потерпевшего, к уголовной или административной ответственности не является обязательным условием для удовлетворения иска (пункт 15 Пленума).
Факт причинения морального вреда потерпевшему от преступления, в том числе преступления против собственности, не нуждается в доказывании, если судом на основе исследования фактических обстоятельств дела установлено, что это преступление нарушает личные неимущественные права потерпевшего либо посягает на принадлежащие ему нематериальные блага (пункт 17 Пленума).
Наличие причинной связи между противоправным поведением причинителя вреда и моральным вредом (страданиями как последствиями нарушения личных неимущественных прав или посягательства на иные нематериальные блага) означает, что противоправное поведение причинителя вреда повлекло наступление негативных последствий в виде физических или нравственных страданий потерпевшего (пункт 18).
По общему правилу, моральный вред компенсируется в денежной форме (пункт 1 статьи 1099 и пункт 1 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Факт получения потерпевшим добровольно предоставленной причинителем вреда компенсации как в денежной, так и в иной форме, как и сделанное потерпевшим в рамках уголовного судопроизводства заявление о полной компенсации причиненного ему морального вреда, не исключает возможности взыскания компенсации морального вреда в порядке гражданского судопроизводства (пункт 24 Пленума).
При определении размера компенсации морального вреда судом должны учитываться требования разумности и справедливости (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации). В связи с этим сумма компенсации морального вреда, подлежащая взысканию с ответчика, должна быть соразмерной последствиям нарушения и компенсировать потерпевшему перенесенные им физические или нравственные страдания (статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации), устранить эти страдания либо сгладить их остроту.
Факт причинения истцу Матюша И.А. морального вреда, выразившегося в причинении последнией физических и нравственных страданий, подтверждается материалами уголовного дела, устанавливающими факт причинения истцу телесных повреждений, повлекших причинение легкого вреда здоровью, и нарушения неимущественного права последней на здоровье, что ответчиком не оспаривается.
Определяя размер денежной компенсации морального вреда, суд учитывает фактические обстоятельства дела, степень физических страданий (неблагоприятные ощущения и болезненные симптомы) и нравственных страданий (нарушение душевного спокойствия, возникновение чувства стыда, сохранение своей неполноценности из-за повреждений на лице, невозможность продолжать активную общественную жизнь), их продолжительность, то обстоятельства, что телесные повреждения лица причинены женщине, а также возраст последней, ее род занятий, кроме того, требования разумности, справедливости, и соразмерности компенсации последствиям нарушения прав как основополагающие принципы, предполагающие установление судом баланса интересов сторон. С учетом указанного, суд полагает необходимым определить размер компенсации морального вреда в размере 70 000 рублей.
Оснований для применения положений части 3 статьи 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации суд не усматривает, поскольку вред причинен действиями Исаева А.Е., совершенными умышленно.
Вместе с тем, правовых оснований для взыскания с ответчика неустойки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (373 дня) суд не усматривает, поскольку обязанность возмещения морального вреда возлагается на ответчика после вступления решения суда в законную силу.
Понесенные истцом расходы по оплате услуг представителя за составление искового заявления являлись необходимыми для реализации права на судебную защиту, документально подтверждены, в связи с чем, на основании части 1 статьи 98, статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежат возмещению ответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
исковые требования Матюша Ирины Александровны (паспорт №) к Исаеву Александру Евгеньевичу (паспорт №) удовлетворить частично.
Взыскать с Исаева Александра Евгеньевича в пользу Матюша Ирины Александровны компенсацию морального вреда в размере 70 000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 4 000 рублей.
В остальной части исковые требования Матюша Ирины Александровны оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Осинский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья -