РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 октября 2019 года Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Панковой М.А.,
при секретаре судебного заседания Усенко А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1843/2019 по административному исковому заявлению ООО «СК Развитие» к Правительству Самарской области, Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «СК Развитие» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населённых пунктов, разрешенное использование: для магазинов, общей площадью 1 100 кв.м., расположенного по адресу, установленному относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 10.04.2018 года в размере 1 229 500 рублей.
Требования мотивированы тем, что административный истец является арендатором указанного земельного участка, кадастровая стоимость которого по результатам государственной кадастровой оценки существенно превышает размер рыночной стоимости, тем самым затронуты права и обязанности административного истца как плательщика арендной платы.
В обоснование заявления административный истец ссылается на отчёт об оценке ООО «РЕГИОН» от 26.07.2019 года № №, которым по состоянию на 10.04.2018 года определена рыночная стоимость земельного участка в размере 1 229 500 рублей.
Однако решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области отклонила заявление ООО «СК Развитие» о пересмотре результатов кадастровой стоимости земельного участка.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец считает, что имеются основания для установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости в судебном порядке. Просит требования удовлетворить.
Представитель ООО «СК Развитие» по доверенности от 22.07.2019 года Андрианов А.Н. в судебном заседании поддержал административные исковые требования по основаниям, изложенным выше.
Представители Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Администрации г.о.Кинель Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель Администрации г.о.Кинель Самарской области представил письменный отзыв на административный иск, в котором в удовлетворении административного иска просил отказать.
Иные участвующие в деле лица письменных возражений в адрес суда не направили.
В соответствии со статьёй 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административные требования подлежат удовлетворению.
Часть 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определяет, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером №, категория земель: земли населённых пунктов, разрешенное использование: для магазинов, общей площадью 1 100 кв.м., расположенного по адресу, установленному относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, арендатором которого является ООО «СК Развитие», что подтверждается договором аренды земельного участка от 25.09.2018 года № №, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 11.09.2019 года.
На данном земельном участке расположено нежилое здание с кадастровым номером №, принадлежащее на праве собственности ООО «СК Развитие», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 11.09.2019 года.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 года № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером № определена по состоянию на 10.04.2018 года и составляет 3 890 535 рублей, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 31.07.2019 года.
В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Таким образом, установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца как арендатора земельного участка, от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения арендной платы за предоставленный земельный участок.
Согласно статье 24.18 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в комиссии или суде, в случае если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Административный истец воспользовался предоставленным статьёй 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости спорного земельного участка и 06.08.2019 года обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Самарской области.
Решением от 28.08.2019 года № № Комиссия отклонила заявление ООО «СК Развитие», указав, что оформление и содержание отчета об оценке не соответствует ст.11 ФЗ РФ от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленной федеральными стандартами оценки, что выражается в следующем:
В соответствии с п.5 ФСО № 3 отчет об оценке не должен вводить в заблуждение пользователя отчета. На стр.26 отчета оценщик со ссылкой на «Исследование рынка земельных участков под промышленное использование Самарской области, 1кв. 2018 года» делает вывод об аналогичности цен на рынке г.Сызрани, г.Новокуйбышевска и г.Кинеля. При этом оценщик игнорирует информацию на стр.25 отчета, в соответствии с которой аналогами рынка г.Кинеля являются скорее г.Чапаевск, г.Отрадный, чем г.Сызрань, рынок Волжского района не является аналогичным к г.Кинель. Отчет вводит в заблуждение, выводы оценщика являются ложными. Нарушен п.5 ФСО № 3.
В соответствии с п.11 ФСО № 7 анализ рынка сегмента рынка объекта оценки содержит в себе обоснование расширение сегмента рынка при недостаточности развитости рынка. В отчете обоснованно расширение сегмента рынка при недостаточной развитости рынка. В отчете обоснованно расширение сегмента рынка от территории г.Кинель до г.Сызрань и г.Новокуйбышевск, в то время как оценщик использует аналог из пос. Спутник Волжского района, который не является территорией, схожей по экономическим показателям с г.Кинель. Нарушен п.11 ФСО № 7, п.22 ФСО № 7 (выбор аналогов не в соответствии с анализом рынка).
Согласно статье 24.18 Закона РФ от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
При этом основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Административным истцом в обоснование требований представлен отчёт об оценке ООО «РЕГИОН» от 26.07.2019 года № №, из которого усматривается, что объектом оценки являлся земельный участок с кадастровым номером №, итоговая рыночная стоимость которого по состоянию на 10.04.2018 года составила 1 229 500 рублей.
Исследовав отчёт об оценке, суд приходит к выводу о том, что он соответствует требованиям федерального законодательства об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.
На основании статьи 11 указанного Федерального закона, итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчёт об оценке объекта оценки (далее также - отчет).
Отчёт составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Отчёт не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчёте в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта недвижимости, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки, отраженных в отчёте.
Согласно статье 12 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», оценка выполнена на дату определения кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 10.04.2018 года.
Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в Отчёте об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчёты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчётами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости земельных участков основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчётных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к Отчёту об оценке документами.
В соответствии с заключением специалиста ООО «Аспект» от 11.09.2019 года № №, отчет об оценке от 26.07.2019 года № №, выполненный оценщиком ООО «РЕГИОН» соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям ФЗ РФ от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности. Результат, полученный в отчете об оценке, можно считать объективным, обоснованным и достоверным.
С учётом изложенного, оснований полагать, что представленный административным истцом Отчёт об оценке не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, у суда не имеется.
Согласно статье 12 Закона N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», отчёт независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчёте, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которая в том числе распространяет своё действие и на дела о пересмотре кадастровой стоимости, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером №, содержащих сведения об иной его рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовых оснований для назначения судебной оценочной экспертизы по инициативе суда не имеется.
Суд считает возможным принять отчёт об оценке, подготовленный оценщиком ООО «РЕГИОН», в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего величину рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 10.04.2018 года, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанного отчёта.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению.
Установление кадастровой стоимости в размере равном его рыночной стоимости на основании решения комиссии или суда является основанием для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости без принятия какого-либо дополнительного решения.
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 13.09.2019 года, в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области –28.08.2019 года, что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования ООО «СК Развитие» к Правительству Самарской области, Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населённых пунктов, разрешенное использование: для магазинов, общей площадью 1 100 кв.м., расположенного по адресу, установленному относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 10.04.2018 года в размере 1 229 500 рублей.
Датой подачи в суд административного иска считать 13.09.2019 года, датой обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области – 28.08.2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 08 октября 2019 года.
Председательствующий М.А.Панкова