Решение по делу № 33-14287/2023 от 05.12.2023

59RS0003-01-2023-001933-53

Судья Поносова И.В.

№ 2-2552/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь Дело № 33-14287/2023

21 декабря 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе

председательствующего Казанцевой Е.С.,

судей Заривчацкой Т.А., Мухтаровой И.А.,

при секретаре Кузьминой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Городская клиническая больница им. Симхи Нафтолиевича Гринберга» на решение Кировского районного суда города Перми от 12 октября 2023 года.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Заривчацкой Т.А., пояснения представителя ответчика Ковалевой О.П., пояснения истцов: Кожевниковой Л.Е. (паспорт), Ахметшиной Н.Х. (паспорт), Валиевой Е.Р. (паспорт), Политовой Л.И. (паспорт), представителя истца заместителя прокурора Пермского края Иванова А.В. (удостоверение), судебная коллегия,

установила:

Прокуратура Кировского района г.Перми обратилась в суд в интересах Ахметшиной Нурии Халяфовны, Богуславской Елены Витальевны, Валиевой Елены Рафисовны, Карповой Светланы Геннадьевны, Кожевниковой Ларисы Евгеньевны, Лехотиной Любови Валентиновны, Политовой, Людмилы Ивановны, Рыбьяковой Анастасии Николаевны, Слабожанкиной Магазуры Гаряфетдиновны с исковым заявлением к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Пермского края «Городская клиническая больница им. Симхи Нафтолиевича Гринберга (далее - ГБУЗ ПК «Городская клиническая больница им. С.Н. Гринберга»), о взыскании в пользу Ахметшиной Н.Х. Богуславской Е.В., Валиевой Е.Р., Карповой С.Г., Лехоткиной Л.В., Рыбьяковой А.Н. невыплаченной заработной платы в сумме 136864 рубля 20 копеек каждой, а также в пользу Кожевниковой Л.Е., Политовой Л.И., Слабожанкиной М.Г. невыплаченной заработной платы в размере 20119 рублей 68 копеек каждой.

В обоснование требований указано, что в прокуратуру Кировского района г.Перми поступило коллективное обращение вышеуказанных лиц о выплате заработной платы в неполном объеме. Из обращения следует, что истцы состоят в трудовых отношениях с ГБУЗ ПК «ГКБ им.С.Н. Гринберга» и работают в должностях: Ахметшина Н.Х. – врач офтальмолог; Богуславская Е.В. – врач невропатологом; Валиева Е.Р. – врач дерматовенеролог; Карпова С.Г. – врач терапевт; Лехоткина Л.В. – врач терапевт; Рыбъякова А.Н. – врач хирург; Кожевникова Л.Е., Политова Л.И., Слабожанкина М.Г. – медицинские сестры.

В декабре 2022 года на основании соглашения № **, заключенного 22.12.2022 между Министерством здравоохранения Пермского края и ГБУЗ ПК «ГКБ им.С.Н. Гринберга» из бюджета Пермского края учреждению предоставлена субсидия на финансовое обеспечение оплаты труда и начислений на выплаты по оплате труда отдельных категорий медицинских работников, определенных Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятия по реализации государственной социальной политики» в размере 40 009 418,40 руб.

На основании соглашения № **, заключенного 23.12.2022 между Министерством здравоохранения и ГБУЗ ПК «ГКБ им. С.Н. Гринберга» из бюджета Пермского края предоставлена субсидия в размере 27 346 557 руб. на финансовое обеспечение достижения целевых показателей оплаты труда отдельных категорий медицинских работников, определенных Указом № 597 за счет средств бюджета Пермского края.

Целью предоставления вышеуказанных субсидий являлось обеспечение учреждением достижения целевых показателей оплаты труда по категориям медицинских работников, определенных Указом № 597. Субсидия, полученная за счет федерального бюджета, была распределена между медицинскими работниками учреждения в соответствии с приказами №№ 379-ОТ, 382-ОТ от 26.12.2022.

Разовая выплата по категории «Врачи» составила 143864,20 рублей (исходя из расчета: 67355975,40 * 77,8% - 13% / 316,9 = 143864,20 рублей), за вычетом полученных работниками премий, медицинским работникам Ахметшиной Н.Х. Богуславской Е.В., Валиевой Е.Р., Карповой С.Г., Лехоткиной Л.В., Рыбьяковой А.Н. полагалось начисление денежных средств в размере 136864,20 рублей.

Разовая выплата по категории «Средний медицинский персонал» составила 25119,68 рублей (из расчета: 67355975,40 * 19,5% - 13% / 454,9), за вычетом полученных работниками премий, медицинским работникам Кожевниковой Л.Е., Политовой Л.И., Слабожанкиной М.Г. полагалось начисление денежных средств в размере 20119,68 рублей.

Однако врачам Богуславской Е.В., Лехотиной Л.В., Ахметшиной Н.Х., Валиевой Е.Р., Карповой С.Г., Политовой Л.И., а также медицинским сестрам Кожевниковой Л.Е. и Слабожанкиной М.Г. единовременные выплаты за счет средств субсидий не были начислены и выплачены. Врачу Рыбъяковой А.Н. выплаты субсидий произведены частично, а именно: в размере 3 673, 85 руб. из федеральной субсидии и 2 076,15 руб. из региональной субсидии. В качестве основания для не начисления выплаты работодателем указано на то, что истцы в 2022 году не участвовали в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи населению, так как в соответствии с приказами главного врача ГБУЗ ПК «ГКБ им.С.Н. Гринберга» были направлены в призывные комиссии Военного комиссариата Кировского района г.Перми.

Определением суда в протокольной форме к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Военный комиссариат Пермского края.

В судебное заседание истец Богуславская Е.В. не явилась, извещена надлежащим образом.

Иные истцы, процессуальный истец в судебном заседании на заявленных требованиях настаивали.

Представитель ответчика Ковалева О.В. с исковыми требованиями не согласилась, по основаниям, изложенным в отзыве (т.1 л.д. 241-244, т.2 л.д.26).

Третьи лица в судебное заседание своих представителей не направили, извещены надлежащим образом, пояснений на иск не представили.

Суд постановил решение об удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить. Приводит доводы несоответствии выводов суда обстоятельствам дела. Согласно п. 5.2. Положения об оплате труда работников ГБУЗ ПК «ГКБ им. Щ Гринберга» (далее - Положение об оплате) решение о введении выплат стимулирующего характера и условиях их осуществления принимается Учреждением самостоятельно в пределах фонда оплаты труда. В Соответствии с п. 5.9. Положения об оплате, премирование осуществляется по решению руководителя учреждения. Постоянные составляющие заработной платы, начислялись и были выплачены истцам ежемесячно в установленные сроки и в установленных размерах в соответствии с условиями трудовых договоров, равно как и стимулирующие выплаты. Расчетные листки истцов свидетельствуют о начислении им заработной платы в соответствии с условиями трудовых договоров и фактически отработанного времени в полном объеме. Положения Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 предусматривают утверждение средних показателей заработной платы конкретных категорий работников в качестве индикативных значений в рамках реализации мероприятий по повышению заработной платы. Средние показатели заработной платы отдельных категорий работников, принятые в конкретном регионе, не являются гарантированными каждому конкретному работнику минимальным размером оплаты труда, поскольку заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в период работы в военно-врачебных комиссиях медицинские работники проводят военно-врачебную экспертизу и не осуществляют трудовую деятельность в медицинской организации, участвующей в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальной программе обязательного медицинского страхования. Выплаты в конце декабря 2022 года работникам ГБУЗ ПК «ГКБ им. С.Н. Гринберга» произведены из средств целевых субсидий, полученных из федерального и регионального бюджетов. Со ссылкой на п. 1 ст. 78.1. Бюджетного кодекса РФ, апеллянт указывает, что Министерством здравоохранения Пермского края утверждены Порядки определения объема и условий предоставления субсидий на финансовое обеспечение оплаты труда и начислений на выплаты по оплате труда отдельных категорий медицинских работников, определенных Указом Президента РФ № 597 (Приказ Министерства здравоохранения Пермского края от 22.12.2022г. №34-01-02-1541, от 22.12.2022г. № 34-01-02-1552) (далее - Порядки). В соответствии с Порядками средства носят целевой характер и не могут быть использованы на иные цели. Целью предоставления субсидий является обеспечение достижения целевых показателей оплаты труда по категориям медицинских работников, определенных Указом Президента РФ № 597 в среднем по Пермскому краю.

Также, согласно указанным Порядкам, медицинская организация самостоятельно распределяет субсидию между отдельными категориями медицинских работников и несет ответственность за целевое использование предоставленных субсидий. Расчет целевых показателей оплаты труда отдельных категорий медицинских работников, определенных Указом № 597, в разрезе каждой категории медицинских работников к прогнозному значению среднемесячного дохода от трудовой деятельности в регионе формируется по данным формы ЗП - здрав за 11 месяцев 2022 года, размещенной в интегрированной информационной системе «РИС МКР» (далее - форма ЗП-здрав). Согласно таблице, категория персонала: врачи, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал, достижение целевого показателя ЗП-здрав за 12 месяцев 2022 года, 88205, 46586, 41 010. В соответствии с абзацем 1 подпункта 3 пункта 2, пункт 3 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704, врачам и среднему медицинскому персоналу, направленному для работы в призывной комиссии, производится компенсации среднего заработка за счет средств Министерства обороны Российской Федерации (МО РФ). Расчет среднего заработка производится согласно действующему законодательству. Согласно п. 6.5. Положения об оплате труда работников ГБУЗ ПК «ГКБ им. С.Н. Гринберга» фонд оплаты труда формируется исходя из средств, поступающих за счет межбюджетных трансфертов из бюджета Пермского края, средств обязательного медицинскогострахования, поступающих за счет Территориального фонда обязательного медицинского страхования и средств, поступающих от приносящей доход деятельности Учреждения. В расчет целевого показателя оплаты труда отдельных категорий медицинских работников, определенных Указом №597, не включается оплата труда за счет средств МО РФ. Таким образом, распределение выплат за счет средств региональной и федеральной субсидии на работников, направленных в военкомат, не позволило бы достичь необходимых целевых показателей.

В возражениях на апелляционную жалобу Прокуратура Кировского района г. Перми просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

На заседании судебной коллегии представитель ответчика на доводах апелляционной жалобы настаивала.

Представитель процессуального истца указал на отсутствие оснований для отмены решения суда, постановленного с учетом всех обстоятельств дела при правильном применении норм материального права.

Истцы указали на свое несогласие с апелляционной жалобой.

Проверив законность и обоснованность решения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Как следует из материалов дела, истцы и ответчик ГБУЗ ПК «Городская клиническая больница им. С.Н. Гринберга состоят в трудовых отношениях. Ахметшина Н.Х., Богуславская Е.В., Валиева Е.Р., Карпова С.Г., Лехотина Л.В., Рыбьякова А.Н. занимают должности врачей-специалистов, Кожевникова Л.Е., Слобожанкина М.Г. и Политова Л.И. – должности медицинских сестер.

Указанные лица были направлены для работы в призывной комиссии военного комиссариата Кировского района г. Перми на основании договора № ** от 11.01.2023, заключенного между ФКУ «Военный комиссариат Пермского края» и ГБУЗ ПК «ГКБ им. С.Н. Гринберга» (т.1 л.д. 129-132).

Направление для работы в призывной комиссии оформлено Приказами главного врача ГБУЗ ПК «ГКБ им. С.Н. Гринберга» на период с 10.01.2022 по 31.03.2022 года (приказ от 30.09.2021 № **); с 01.04.2022 года по 15.07.2022 года (приказ от 25.01.2022 № **), а также с 01.10.2022 года по 31.12.2022 года (приказ от 17.06.2022 № **); оплату труда поручено производить за счет средств МО РФ (т.1 л.д.122-127).

В период, не охватываемый вышеуказанными приказами, истцы осуществляли трудовую деятельность в ГБУЗ ПК «ГКБ им. С.Н. Гринберга», что подтверждается табелями учета рабочего времени.

В декабре 2022 года медицинским работникам ГБУЗ ПК «ГКБ им. С.Н. Гринберга» были начислены выплаты за счет средств федеральной и региональной субсидии, однако истцы, указанные выплаты не получили, что ответчиком не оспаривается.

Судом установлено, что указанные субсидии предоставлены ответчику в целях реализации мероприятий, предусмотренных Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики, согласно которым Правительству Российской Федерации поручено принять до 1 декабря 2012 года программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг и предусмотрев повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), - до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе (абз. 2 подпункта "е" пункта 1 Указа).

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется, в том числе, указами Президента РФ (часть 1 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).

Во исполнение Указа Президента РФ № 597 Правительством Пермского края издано постановление от 19 декабря 2022 года № 1099-п «О дополнительном финансовом обеспечении оплаты труда и начислений на выплаты по оплате труда отдельных категорий медицинских работников, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», которым принято решение предоставить в 2022 году субсидии государственным учреждениям здравоохранения Пермского края, подведомственным Министерству здравоохранения Пермского края, на финансовое обеспечение оплаты труда и начислений на выплаты по оплате труда отдельных категорий медицинских работников, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

Субсидии учреждениям предоставляются в целях обеспечения достижения в 2022 году целевых показателей оплаты труда отдельных категорий работников учреждений, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (пункт 2 Постановления от 19 декабря 2022 года № 1099-п).

Указанное постановление вступило в силу со дня его официального опубликования и действует до 31 декабря 2022 года.

Министерством здравоохранения Пермского края во исполнение вышеназванного постановления были утверждены Порядки определения объема и условий предоставления субсидий на финансовое обеспечение оплаты труда и начислений на выплаты по оплате труда отдельных категорий медицинских работников, определенных Указом Президента РФ № 597 (приказ Минздрава Пермского края от 22.12.2022 № 34-01-02-1541, а также приказ от 22.12.2022 № 34-01-02-1552).

На основании соглашения № 20-2022-087580, заключенного 22.12.2022 между Министерством здравоохранения Пермского края и ГБУЗ ПК «ГКБ им. С.Н. Гринберга» из бюджета Пермского края Учреждению предоставлена субсидия на финансовое обеспечение оплаты труда и начислений на выплаты по оплате труда отдельных категорий медицинских работников, определенных Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 в общем размере 40 009 418,40 руб. (т.1 л.д. 185-197).

На основании соглашения № **, заключенного 23.12.2022 между Министерством здравоохранения и ГБУЗ ПК «ГКБ им. С.Н. Гринберга» из бюджета Пермского края Учреждению предоставлена субсидия в общем размере 27 346 557 руб. на финансовое обеспечение достижения целевых показателей оплаты труда отдельных категорий медицинских работников, определенных Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 (т.1 л.д.168-184).

Приказом и.о. главного врача ГБУЗ ПК «ГКБ им. С.Н. Гринберга» от 26.12.2022 № 379-ОТ ГКУ ПК «Центр бухгалтерского учета» в целях достижения целевых показателей поручено произвести разовые выплаты за счет средств федерального бюджета медицинским работникам ГБУЗ ПК «ГКБ им. С.Н. Гринберга» трудоустроенным до 01.09.2022 по основному месту работы согласно приложению (т. 1 л.д 198-199).

Приказом и.о. главного врача от 26.12.2022 № 380-ОТ принято решение о разовой выплате за счет средств регионального бюджета медицинским работникам ГБУЗ ПК «ГКБ им. С.Н. Гринберга» трудоустроенным до 01.09.2022 по основному месту работы согласно приложению (т.1 л.д. 204-205)

Часть денежных средств, полученных в рамках субсидий, была также распределена медицинским работникам ГБУЗ ПК «ГКБ им. С.Н. Гринберга» на основании соответствующих приказов и.о. главного врача от 26.12.2022 №382-ОТ, № 383-ОТ, № 388-ОТ (т.1 л.д. 209-216).

Работникам Ахметшиной Н.Х., Богуславской Е.В., Валиевой Е.Р., Карповой С.Г., Кожевниковой Л.Е., Лехотиной Л.В., Политовой Л.И., Слабожанкиной М.Г. разовые выплаты в рамках субсидий за счет федерального и регионального бюджета начислены и выплачены не были, что подтверждается в том числе расчетными листками (т.2 л.д.14-22). Рыбьяковой А.Н. приказами № 379-ОТ и № 380-ОТ была выплачена субсидия за счет средств федерального бюджета в размере 3 673,85 рубля, а также за счет средств регионального бюджета в размере 2 076,15 рубля, данные выплаты подтверждаются расчетным листком работника за декабрь 2022 года (т.2 л.д. 21).

Возражая против удовлетворения заявленных требований, ответчик приводил доводы о том, что денежные средства, представленные в рамках субсидий, носят целевой характер, т.е. подлежат выплате медицинским работникам, задействованным в оказании медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования, и не могут быть использованы на иные цели. Врачам и среднему медицинскому персоналу, направленному в военкомат для работы в призывной комиссии, производится компенсация среднего заработка за счет средств Министерства обороны РФ. Расчет среднего заработка производится согласно действующему законодательству. При этом в расчет целевого показателя оплаты труда отдельных категорий медицинских работников, определенных Указом № 597 не включается оплата труда за счет средств Министерства обороны РФ. Выплата указанным лицам за счет средств региональной и федеральной субсидии врачам и среднему медицинскому персоналу, работающему по направлению в военкомате Кировского района г. Перми, не соответствует требованиям законодательства (т.1 л.д. 222-225).

Также ответчиком представлен свой расчет выплат за счет средств субсидий, которые бы полагались выплате истцам, согласно которому работникам Ахметшиной Н.Х., Богуславской Е.В., Валиевой Е.Р., Карповой С.Г., Лехоткиной Л.В. подлежала выплате сумма по 136864,20 рублей каждой (из расчета: 143864,20 рублей – 7000 рублей), а в пользу врача Рыбьяковой А.Н. подлежала бы выплате сумма 136864,80 рублей (из расчета: 143864,20 рублей – 2000 рублей - 1805,35 рублей - 3194,05 рублей); в пользу работников среднего медицинского персонала – медицинских сестер Кожевниковой Л.Е., Политовой Л.И., Слабожанкиной М.Г. подлежала бы выплата 20119,68 каждой (из расчета: 25119,68 рублей – 5000 рублей).

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Указ Президента РФ, а также принятые в целях его исполнения акты органов государственной власти не предусматривают положений, позволяющих работодателям избирательно применять повышение размера средней заработной платы медицинских работников по причинам, не связанным с результатами их трудовой деятельности.

Судебная коллегия считает вывод суда правильным, поскольку истцы относятся к категории лиц, указанных в подпункте «е» пункта 1 Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597, состоят в трудовых отношениях с ответчиком, оказывают медицинские услуги. Участие работников ответчика в военно-врачебных комиссиях представляет собой служебные командировки, т.е. выполнение поручения работодателя на определенный срок вне места постоянной работы (статья 166 Трудового кодекса РФ), что предполагает предоставление таким работникам определенных гарантий в части сохранения среднего заработка (статья 167 Трудового кодекса РФ).

Из положений пункта 7 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704, следует, что за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации, осуществляется компенсация расходов организаций, связанных с выплатой среднего заработка (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда) врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, возмещением расходов по их проезду в другую местность и обратно, найму (поднайму) жилья, а также командировочных (суточных) расходов в случае участия указанных лиц в проведении мероприятий, перечисленных в абзаце 1 подпункта 3 пункта 2 указанных Правил, в том числе медицинское освидетельствование граждан в связи с воинским учетом, призывом на военную службу, поступлением в военную профессиональную образовательную организацию, военную образовательную организацию высшего образования, поступлением на военную службу по контракту, поступлением в мобилизационный людской резерв, призывом на военные сборы.

Из изложенного следует, что лицом, на которое возложена обязанность по выплате работнику заработной платы при направлении в служебную командировку, в том числе, для участия в военно-врачебной комиссии, является работодатель. То обстоятельство, что в дальнейшем, расходы работодателя подлежат компенсации в соответствии с положениями федерального законодательства, не свидетельствует о том, что средства, представляющие собой фонд оплаты труда такого работника не подлежат учету для определения достижения целевых показателей оплаты труда по некоторым категориям медицинских работников в соответствии с Указом Президента РФ № 597. Иное предполагало бы необоснованное неравенство в оплате труда лиц, занимающих одинаковые должности, но выполняющих в соответствии с поручением работодателя различные виды работ.

Доводы жалобы о том, что истцам произведена выплата всех постоянных составляющих заработной платы, что решение о распределении выплат стимулирующего характера осуществляется учреждением самостоятельно, а также, что спорные выплаты не являются гарантированными, в рассматриваемом случае не имеют правового значения, в связи с тем, что иных причин невыплаты истцам дополнительных денежных средств помимо неоказания ими в периоды командировок услуг в рамках программы обязательного медицинского страхования ответчик не указывает. На отсутствие оснований для признания данных действий работодателя правомерными указано выше.

Также подлежат отклонению доводы о необходимости использования средств субсидий согласно их целевому назначению.

В соответствии с пунктом 1.8 «Порядка определения объема и условий предоставления субсидии.. .», утвержденного Приказом Министерства Здравоохранения Пермского края от 22.12.2022 № 34-01-02-1541, целью предоставления субсидии является обеспечение достижения целевых показателей оплаты труда по категориям медицинских работников «врачи и работники, имеющие иное высшее образование, средний и младший медицинский персонал». Согласно пункту 1 Приказа Министерства здравоохранения Пермского края от 22.12.2022 № 34-01-02-1552 предусмотрено направление бюджетных ассигнований для повышения оплаты труда отдельных категорий медицинских работников государственных учреждений Пермского края, оказывающих медицинскую помощь в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Пункт 2 того же приказа определяет способы доведения денежных средств в зависимости от вида государственного учреждения здравоохранения. Тем же приказом утверждены порядки определения объема и условий предоставления субсидий в зависимости от вида оказываемой работниками медицинской помощи (включенной, либо не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования) (л.д. 140-167).

Как следует из материалов дела, истцы относятся к перечисленным в Приказах Министерства здравоохранения Пермского края категориям работников, работают в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Пермского края, в перерывах между командировками выполняют должностные обязанности по оказанию медицинской помощи в рамках своих должностных обязанностей. Таким образом, оснований для вывода о том, что выплата истцам денежных средств за счет субсидий противоречит целям выделения соответствующих субсидий учреждению, не имеется.

На основании изложенного судебная коллегия пришла к выводу о том, что решение суда постановлено с учетом всех обстоятельств дела, установленных на основании представленных доказательств, которые получили надлежащую оценку в соответствии с положениями статьи 67 ГПК РФ. Сведений, опровергающих правильность выводов, изложенных в обжалуемом решении, апелляционная жалоба не содержит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения в соответствии с положениями части 4 статьи 330 ГПК РФ, не установлено.

Руководствуясь статьями 199, 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Кировского районного суда города Перми от 12 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Городская клиническая больница им. Симхи Нафтолиевича Гринберга» без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

В окончательном виде апелляционное определение изготовлено 26 декабря 2023 года.

59RS0003-01-2023-001933-53

Судья Поносова И.В.

№ 2-2552/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь Дело № 33-14287/2023

21 декабря 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе

председательствующего Казанцевой Е.С.,

судей Заривчацкой Т.А., Мухтаровой И.А.,

при секретаре Кузьминой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Городская клиническая больница им. Симхи Нафтолиевича Гринберга» на решение Кировского районного суда города Перми от 12 октября 2023 года.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Заривчацкой Т.А., пояснения представителя ответчика Ковалевой О.П., пояснения истцов: Кожевниковой Л.Е. (паспорт), Ахметшиной Н.Х. (паспорт), Валиевой Е.Р. (паспорт), Политовой Л.И. (паспорт), представителя истца заместителя прокурора Пермского края Иванова А.В. (удостоверение), судебная коллегия,

установила:

Прокуратура Кировского района г.Перми обратилась в суд в интересах Ахметшиной Нурии Халяфовны, Богуславской Елены Витальевны, Валиевой Елены Рафисовны, Карповой Светланы Геннадьевны, Кожевниковой Ларисы Евгеньевны, Лехотиной Любови Валентиновны, Политовой, Людмилы Ивановны, Рыбьяковой Анастасии Николаевны, Слабожанкиной Магазуры Гаряфетдиновны с исковым заявлением к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Пермского края «Городская клиническая больница им. Симхи Нафтолиевича Гринберга (далее - ГБУЗ ПК «Городская клиническая больница им. С.Н. Гринберга»), о взыскании в пользу Ахметшиной Н.Х. Богуславской Е.В., Валиевой Е.Р., Карповой С.Г., Лехоткиной Л.В., Рыбьяковой А.Н. невыплаченной заработной платы в сумме 136864 рубля 20 копеек каждой, а также в пользу Кожевниковой Л.Е., Политовой Л.И., Слабожанкиной М.Г. невыплаченной заработной платы в размере 20119 рублей 68 копеек каждой.

В обоснование требований указано, что в прокуратуру Кировского района г.Перми поступило коллективное обращение вышеуказанных лиц о выплате заработной платы в неполном объеме. Из обращения следует, что истцы состоят в трудовых отношениях с ГБУЗ ПК «ГКБ им.С.Н. Гринберга» и работают в должностях: Ахметшина Н.Х. – врач офтальмолог; Богуславская Е.В. – врач невропатологом; Валиева Е.Р. – врач дерматовенеролог; Карпова С.Г. – врач терапевт; Лехоткина Л.В. – врач терапевт; Рыбъякова А.Н. – врач хирург; Кожевникова Л.Е., Политова Л.И., Слабожанкина М.Г. – медицинские сестры.

В декабре 2022 года на основании соглашения № **, заключенного 22.12.2022 между Министерством здравоохранения Пермского края и ГБУЗ ПК «ГКБ им.С.Н. Гринберга» из бюджета Пермского края учреждению предоставлена субсидия на финансовое обеспечение оплаты труда и начислений на выплаты по оплате труда отдельных категорий медицинских работников, определенных Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятия по реализации государственной социальной политики» в размере 40 009 418,40 руб.

На основании соглашения № **, заключенного 23.12.2022 между Министерством здравоохранения и ГБУЗ ПК «ГКБ им. С.Н. Гринберга» из бюджета Пермского края предоставлена субсидия в размере 27 346 557 руб. на финансовое обеспечение достижения целевых показателей оплаты труда отдельных категорий медицинских работников, определенных Указом № 597 за счет средств бюджета Пермского края.

Целью предоставления вышеуказанных субсидий являлось обеспечение учреждением достижения целевых показателей оплаты труда по категориям медицинских работников, определенных Указом № 597. Субсидия, полученная за счет федерального бюджета, была распределена между медицинскими работниками учреждения в соответствии с приказами №№ 379-ОТ, 382-ОТ от 26.12.2022.

Разовая выплата по категории «Врачи» составила 143864,20 рублей (исходя из расчета: 67355975,40 * 77,8% - 13% / 316,9 = 143864,20 рублей), за вычетом полученных работниками премий, медицинским работникам Ахметшиной Н.Х. Богуславской Е.В., Валиевой Е.Р., Карповой С.Г., Лехоткиной Л.В., Рыбьяковой А.Н. полагалось начисление денежных средств в размере 136864,20 рублей.

Разовая выплата по категории «Средний медицинский персонал» составила 25119,68 рублей (из расчета: 67355975,40 * 19,5% - 13% / 454,9), за вычетом полученных работниками премий, медицинским работникам Кожевниковой Л.Е., Политовой Л.И., Слабожанкиной М.Г. полагалось начисление денежных средств в размере 20119,68 рублей.

Однако врачам Богуславской Е.В., Лехотиной Л.В., Ахметшиной Н.Х., Валиевой Е.Р., Карповой С.Г., Политовой Л.И., а также медицинским сестрам Кожевниковой Л.Е. и Слабожанкиной М.Г. единовременные выплаты за счет средств субсидий не были начислены и выплачены. Врачу Рыбъяковой А.Н. выплаты субсидий произведены частично, а именно: в размере 3 673, 85 руб. из федеральной субсидии и 2 076,15 руб. из региональной субсидии. В качестве основания для не начисления выплаты работодателем указано на то, что истцы в 2022 году не участвовали в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи населению, так как в соответствии с приказами главного врача ГБУЗ ПК «ГКБ им.С.Н. Гринберга» были направлены в призывные комиссии Военного комиссариата Кировского района г.Перми.

Определением суда в протокольной форме к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Военный комиссариат Пермского края.

В судебное заседание истец Богуславская Е.В. не явилась, извещена надлежащим образом.

Иные истцы, процессуальный истец в судебном заседании на заявленных требованиях настаивали.

Представитель ответчика Ковалева О.В. с исковыми требованиями не согласилась, по основаниям, изложенным в отзыве (т.1 л.д. 241-244, т.2 л.д.26).

Третьи лица в судебное заседание своих представителей не направили, извещены надлежащим образом, пояснений на иск не представили.

Суд постановил решение об удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить. Приводит доводы несоответствии выводов суда обстоятельствам дела. Согласно п. 5.2. Положения об оплате труда работников ГБУЗ ПК «ГКБ им. Щ Гринберга» (далее - Положение об оплате) решение о введении выплат стимулирующего характера и условиях их осуществления принимается Учреждением самостоятельно в пределах фонда оплаты труда. В Соответствии с п. 5.9. Положения об оплате, премирование осуществляется по решению руководителя учреждения. Постоянные составляющие заработной платы, начислялись и были выплачены истцам ежемесячно в установленные сроки и в установленных размерах в соответствии с условиями трудовых договоров, равно как и стимулирующие выплаты. Расчетные листки истцов свидетельствуют о начислении им заработной платы в соответствии с условиями трудовых договоров и фактически отработанного времени в полном объеме. Положения Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 предусматривают утверждение средних показателей заработной платы конкретных категорий работников в качестве индикативных значений в рамках реализации мероприятий по повышению заработной платы. Средние показатели заработной платы отдельных категорий работников, принятые в конкретном регионе, не являются гарантированными каждому конкретному работнику минимальным размером оплаты труда, поскольку заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в период работы в военно-врачебных комиссиях медицинские работники проводят военно-врачебную экспертизу и не осуществляют трудовую деятельность в медицинской организации, участвующей в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальной программе обязательного медицинского страхования. Выплаты в конце декабря 2022 года работникам ГБУЗ ПК «ГКБ им. С.Н. Гринберга» произведены из средств целевых субсидий, полученных из федерального и регионального бюджетов. Со ссылкой на п. 1 ст. 78.1. Бюджетного кодекса РФ, апеллянт указывает, что Министерством здравоохранения Пермского края утверждены Порядки определения объема и условий предоставления субсидий на финансовое обеспечение оплаты труда и начислений на выплаты по оплате труда отдельных категорий медицинских работников, определенных Указом Президента РФ № 597 (Приказ Министерства здравоохранения Пермского края от 22.12.2022г. №34-01-02-1541, от 22.12.2022г. № 34-01-02-1552) (далее - Порядки). В соответствии с Порядками средства носят целевой характер и не могут быть использованы на иные цели. Целью предоставления субсидий является обеспечение достижения целевых показателей оплаты труда по категориям медицинских работников, определенных Указом Президента РФ № 597 в среднем по Пермскому краю.

Также, согласно указанным Порядкам, медицинская организация самостоятельно распределяет субсидию между отдельными категориями медицинских работников и несет ответственность за целевое использование предоставленных субсидий. Расчет целевых показателей оплаты труда отдельных категорий медицинских работников, определенных Указом № 597, в разрезе каждой категории медицинских работников к прогнозному значению среднемесячного дохода от трудовой деятельности в регионе формируется по данным формы ЗП - здрав за 11 месяцев 2022 года, размещенной в интегрированной информационной системе «РИС МКР» (далее - форма ЗП-здрав). Согласно таблице, категория персонала: врачи, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал, достижение целевого показателя ЗП-здрав за 12 месяцев 2022 года, 88205, 46586, 41 010. В соответствии с абзацем 1 подпункта 3 пункта 2, пункт 3 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704, врачам и среднему медицинскому персоналу, направленному для работы в призывной комиссии, производится компенсации среднего заработка за счет средств Министерства обороны Российской Федерации (МО РФ). Расчет среднего заработка производится согласно действующему законодательству. Согласно п. 6.5. Положения об оплате труда работников ГБУЗ ПК «ГКБ им. С.Н. Гринберга» фонд оплаты труда формируется исходя из средств, поступающих за счет межбюджетных трансфертов из бюджета Пермского края, средств обязательного медицинскогострахования, поступающих за счет Территориального фонда обязательного медицинского страхования и средств, поступающих от приносящей доход деятельности Учреждения. В расчет целевого показателя оплаты труда отдельных категорий медицинских работников, определенных Указом №597, не включается оплата труда за счет средств МО РФ. Таким образом, распределение выплат за счет средств региональной и федеральной субсидии на работников, направленных в военкомат, не позволило бы достичь необходимых целевых показателей.

В возражениях на апелляционную жалобу Прокуратура Кировского района г. Перми просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

На заседании судебной коллегии представитель ответчика на доводах апелляционной жалобы настаивала.

Представитель процессуального истца указал на отсутствие оснований для отмены решения суда, постановленного с учетом всех обстоятельств дела при правильном применении норм материального права.

Истцы указали на свое несогласие с апелляционной жалобой.

Проверив законность и обоснованность решения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Как следует из материалов дела, истцы и ответчик ГБУЗ ПК «Городская клиническая больница им. С.Н. Гринберга состоят в трудовых отношениях. Ахметшина Н.Х., Богуславская Е.В., Валиева Е.Р., Карпова С.Г., Лехотина Л.В., Рыбьякова А.Н. занимают должности врачей-специалистов, Кожевникова Л.Е., Слобожанкина М.Г. и Политова Л.И. – должности медицинских сестер.

Указанные лица были направлены для работы в призывной комиссии военного комиссариата Кировского района г. Перми на основании договора № ** от 11.01.2023, заключенного между ФКУ «Военный комиссариат Пермского края» и ГБУЗ ПК «ГКБ им. С.Н. Гринберга» (т.1 л.д. 129-132).

Направление для работы в призывной комиссии оформлено Приказами главного врача ГБУЗ ПК «ГКБ им. С.Н. Гринберга» на период с 10.01.2022 по 31.03.2022 года (приказ от 30.09.2021 № **); с 01.04.2022 года по 15.07.2022 года (приказ от 25.01.2022 № **), а также с 01.10.2022 года по 31.12.2022 года (приказ от 17.06.2022 № **); оплату труда поручено производить за счет средств МО РФ (т.1 л.д.122-127).

В период, не охватываемый вышеуказанными приказами, истцы осуществляли трудовую деятельность в ГБУЗ ПК «ГКБ им. С.Н. Гринберга», что подтверждается табелями учета рабочего времени.

В декабре 2022 года медицинским работникам ГБУЗ ПК «ГКБ им. С.Н. Гринберга» были начислены выплаты за счет средств федеральной и региональной субсидии, однако истцы, указанные выплаты не получили, что ответчиком не оспаривается.

Судом установлено, что указанные субсидии предоставлены ответчику в целях реализации мероприятий, предусмотренных Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики, согласно которым Правительству Российской Федерации поручено принять до 1 декабря 2012 года программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг и предусмотрев повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), - до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе (абз. 2 подпункта "е" пункта 1 Указа).

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется, в том числе, указами Президента РФ (часть 1 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).

Во исполнение Указа Президента РФ № 597 Правительством Пермского края издано постановление от 19 декабря 2022 года № 1099-п «О дополнительном финансовом обеспечении оплаты труда и начислений на выплаты по оплате труда отдельных категорий медицинских работников, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», которым принято решение предоставить в 2022 году субсидии государственным учреждениям здравоохранения Пермского края, подведомственным Министерству здравоохранения Пермского края, на финансовое обеспечение оплаты труда и начислений на выплаты по оплате труда отдельных категорий медицинских работников, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

Субсидии учреждениям предоставляются в целях обеспечения достижения в 2022 году целевых показателей оплаты труда отдельных категорий работников учреждений, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (пункт 2 Постановления от 19 декабря 2022 года № 1099-п).

Указанное постановление вступило в силу со дня его официального опубликования и действует до 31 декабря 2022 года.

Министерством здравоохранения Пермского края во исполнение вышеназванного постановления были утверждены Порядки определения объема и условий предоставления субсидий на финансовое обеспечение оплаты труда и начислений на выплаты по оплате труда отдельных категорий медицинских работников, определенных Указом Президента РФ № 597 (приказ Минздрава Пермского края от 22.12.2022 № 34-01-02-1541, а также приказ от 22.12.2022 № 34-01-02-1552).

На основании соглашения № 20-2022-087580, заключенного 22.12.2022 между Министерством здравоохранения Пермского края и ГБУЗ ПК «ГКБ им. С.Н. Гринберга» из бюджета Пермского края Учреждению предоставлена субсидия на финансовое обеспечение оплаты труда и начислений на выплаты по оплате труда отдельных категорий медицинских работников, определенных Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 в общем размере 40 009 418,40 руб. (т.1 л.д. 185-197).

На основании соглашения № **, заключенного 23.12.2022 между Министерством здравоохранения и ГБУЗ ПК «ГКБ им. С.Н. Гринберга» из бюджета Пермского края Учреждению предоставлена субсидия в общем размере 27 346 557 руб. на финансовое обеспечение достижения целевых показателей оплаты труда отдельных категорий медицинских работников, определенных Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 (т.1 л.д.168-184).

Приказом и.о. главного врача ГБУЗ ПК «ГКБ им. С.Н. Гринберга» от 26.12.2022 № 379-ОТ ГКУ ПК «Центр бухгалтерского учета» в целях достижения целевых показателей поручено произвести разовые выплаты за счет средств федерального бюджета медицинским работникам ГБУЗ ПК «ГКБ им. С.Н. Гринберга» трудоустроенным до 01.09.2022 по основному месту работы согласно приложению (т. 1 л.д 198-199).

Приказом и.о. главного врача от 26.12.2022 № 380-ОТ принято решение о разовой выплате за счет средств регионального бюджета медицинским работникам ГБУЗ ПК «ГКБ им. С.Н. Гринберга» трудоустроенным до 01.09.2022 по основному месту работы согласно приложению (т.1 л.д. 204-205)

Часть денежных средств, полученных в рамках субсидий, была также распределена медицинским работникам ГБУЗ ПК «ГКБ им. С.Н. Гринберга» на основании соответствующих приказов и.о. главного врача от 26.12.2022 №382-ОТ, № 383-ОТ, № 388-ОТ (т.1 л.д. 209-216).

Работникам Ахметшиной Н.Х., Богуславской Е.В., Валиевой Е.Р., Карповой С.Г., Кожевниковой Л.Е., Лехотиной Л.В., Политовой Л.И., Слабожанкиной М.Г. разовые выплаты в рамках субсидий за счет федерального и регионального бюджета начислены и выплачены не были, что подтверждается в том числе расчетными листками (т.2 л.д.14-22). Рыбьяковой А.Н. приказами № 379-ОТ и № 380-ОТ была выплачена субсидия за счет средств федерального бюджета в размере 3 673,85 рубля, а также за счет средств регионального бюджета в размере 2 076,15 рубля, данные выплаты подтверждаются расчетным листком работника за декабрь 2022 года (т.2 л.д. 21).

Возражая против удовлетворения заявленных требований, ответчик приводил доводы о том, что денежные средства, представленные в рамках субсидий, носят целевой характер, т.е. подлежат выплате медицинским работникам, задействованным в оказании медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования, и не могут быть использованы на иные цели. Врачам и среднему медицинскому персоналу, направленному в военкомат для работы в призывной комиссии, производится компенсация среднего заработка за счет средств Министерства обороны РФ. Расчет среднего заработка производится согласно действующему законодательству. При этом в расчет целевого показателя оплаты труда отдельных категорий медицинских работников, определенных Указом № 597 не включается оплата труда за счет средств Министерства обороны РФ. Выплата указанным лицам за счет средств региональной и федеральной субсидии врачам и среднему медицинскому персоналу, работающему по направлению в военкомате Кировского района г. Перми, не соответствует требованиям законодательства (т.1 л.д. 222-225).

Также ответчиком представлен свой расчет выплат за счет средств субсидий, которые бы полагались выплате истцам, согласно которому работникам Ахметшиной Н.Х., Богуславской Е.В., Валиевой Е.Р., Карповой С.Г., Лехоткиной Л.В. подлежала выплате сумма по 136864,20 рублей каждой (из расчета: 143864,20 рублей – 7000 рублей), а в пользу врача Рыбьяковой А.Н. подлежала бы выплате сумма 136864,80 рублей (из расчета: 143864,20 рублей – 2000 рублей - 1805,35 рублей - 3194,05 рублей); в пользу работников среднего медицинского персонала – медицинских сестер Кожевниковой Л.Е., Политовой Л.И., Слабожанкиной М.Г. подлежала бы выплата 20119,68 каждой (из расчета: 25119,68 рублей – 5000 рублей).

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Указ Президента РФ, а также принятые в целях его исполнения акты органов государственной власти не предусматривают положений, позволяющих работодателям избирательно применять повышение размера средней заработной платы медицинских работников по причинам, не связанным с результатами их трудовой деятельности.

Судебная коллегия считает вывод суда правильным, поскольку истцы относятся к категории лиц, указанных в подпункте «е» пункта 1 Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597, состоят в трудовых отношениях с ответчиком, оказывают медицинские услуги. Участие работников ответчика в военно-врачебных комиссиях представляет собой служебные командировки, т.е. выполнение поручения работодателя на определенный срок вне места постоянной работы (статья 166 Трудового кодекса РФ), что предполагает предоставление таким работникам определенных гарантий в части сохранения среднего заработка (статья 167 Трудового кодекса РФ).

Из положений пункта 7 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704, следует, что за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации, осуществляется компенсация расходов организаций, связанных с выплатой среднего заработка (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда) врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, возмещением расходов по их проезду в другую местность и обратно, найму (поднайму) жилья, а также командировочных (суточных) расходов в случае участия указанных лиц в проведении мероприятий, перечисленных в абзаце 1 подпункта 3 пункта 2 указанных Правил, в том числе медицинское освидетельствование граждан в связи с воинским учетом, призывом на военную службу, поступлением в военную профессиональную образовательную организацию, военную образовательную организацию высшего образования, поступлением на военную службу по контракту, поступлением в мобилизационный людской резерв, призывом на военные сборы.

Из изложенного следует, что лицом, на которое возложена обязанность по выплате работнику заработной платы при направлении в служебную командировку, в том числе, для участия в военно-врачебной комиссии, является работодатель. То обстоятельство, что в дальнейшем, расходы работодателя подлежат компенсации в соответствии с положениями федерального законодательства, не свидетельствует о том, что средства, представляющие собой фонд оплаты труда такого работника не подлежат учету для определения достижения целевых показателей оплаты труда по некоторым категориям медицинских работников в соответствии с Указом Президента РФ № 597. Иное предполагало бы необоснованное неравенство в оплате труда лиц, занимающих одинаковые должности, но выполняющих в соответствии с поручением работодателя различные виды работ.

Доводы жалобы о том, что истцам произведена выплата всех постоянных составляющих заработной платы, что решение о распределении выплат стимулирующего характера осуществляется учреждением самостоятельно, а также, что спорные выплаты не являются гарантированными, в рассматриваемом случае не имеют правового значения, в связи с тем, что иных причин невыплаты истцам дополнительных денежных средств помимо неоказания ими в периоды командировок услуг в рамках программы обязательного медицинского страхования ответчик не указывает. На отсутствие оснований для признания данных действий работодателя правомерными указано выше.

Также подлежат отклонению доводы о необходимости использования средств субсидий согласно их целевому назначению.

В соответствии с пунктом 1.8 «Порядка определения объема и условий предоставления субсидии.. .», утвержденного Приказом Министерства Здравоохранения Пермского края от 22.12.2022 № 34-01-02-1541, целью предоставления субсидии является обеспечение достижения целевых показателей оплаты труда по категориям медицинских работников «врачи и работники, имеющие иное высшее образование, средний и младший медицинский персонал». Согласно пункту 1 Приказа Министерства здравоохранения Пермского края от 22.12.2022 № 34-01-02-1552 предусмотрено направление бюджетных ассигнований для повышения оплаты труда отдельных категорий медицинских работников государственных учреждений Пермского края, оказывающих медицинскую помощь в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Пункт 2 того же приказа определяет способы доведения денежных средств в зависимости от вида государственного учреждения здравоохранения. Тем же приказом утверждены порядки определения объема и условий предоставления субсидий в зависимости от вида оказываемой работниками медицинской помощи (включенной, либо не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования) (л.д. 140-167).

Как следует из материалов дела, истцы относятся к перечисленным в Приказах Министерства здравоохранения Пермского края категориям работников, работают в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Пермского края, в перерывах между командировками выполняют должностные обязанности по оказанию медицинской помощи в рамках своих должностных обязанностей. Таким образом, оснований для вывода о том, что выплата истцам денежных средств за счет субсидий противоречит целям выделения соответствующих субсидий учреждению, не имеется.

На основании изложенного судебная коллегия пришла к выводу о том, что решение суда постановлено с учетом всех обстоятельств дела, установленных на основании представленных доказательств, которые получили надлежащую оценку в соответствии с положениями статьи 67 ГПК РФ. Сведений, опровергающих правильность выводов, изложенных в обжалуемом решении, апелляционная жалоба не содержит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения в соответствии с положениями части 4 статьи 330 ГПК РФ, не установлено.

Руководствуясь статьями 199, 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Кировского районного суда города Перми от 12 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Городская клиническая больница им. Симхи Нафтолиевича Гринберга» без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

В окончательном виде апелляционное определение изготовлено 26 декабря 2023 года.

33-14287/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Политова Людмила Ивановна
Карпова Светлана Геннадьевна
Кожевникова Лариса Евгеньевна
Богуславская Елена Витальевна
Рыбьякова Анастасия Николаевна
Валиева Елена Рафисовна
Прокуратура Кировского района г. Перми
Ахметшина Нурия Халяфовна
Лехотина Любовь Валентиновна
Слабожанкина Магазура Гаряфетдиновна
Ответчики
ГБУЗ ПК "Городская клиническая больница им.Симхи Нафтолиевича Гринберга"
Другие
Министерство здравоохранения Пермского края
Военный комиссариат Кировского района г. Перми
Военный комиссариат Пермского края
Суд
Пермский краевой суд
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
05.12.2023Передача дела судье
21.12.2023Судебное заседание
26.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.12.2023Передано в экспедицию
21.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее