Решение по делу № 33-114/2021 от 30.11.2020

Судья Китюх В.В.

Судья-докладчик Сальникова Н.А. № 33-114/2021 (№ 33-9372/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 января 2021 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Рудковской И.А.,

судей Васильевой И.Л., Сальниковой Н.А.,

при секретаре Васильевой Н.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-796-2020 по иску Шестопаловой И.А. к Дмитриева М.В., администрации Шумского муниципального образования, ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району», министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании права на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в условиях чрезвычайной ситуации

по апелляционной жалобе Шестопаловой И.А. на решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 13 августа 2020 года,

у с т а н о в и л а:

Шестопалова И.А. обратилась в суд с иском к Дмитриевой М.В., администрации Шумского муниципального образования, ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району», министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании права на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в условиях чрезвычайной ситуации, указав, что с 28.08.2015 Дмитриева М.В. являлась собственником жилого помещения – <адрес изъят>, расположенной в <адрес изъят> в р.<адрес изъят> Иркутской области. В данное жилое помещение истец вселена как член семьи собственника жилого помещения Дмитриевой М.В., являясь сожительницей её сына, и решением суда от 23.07.2020 была признана членом семьи собственника. В июне 2019г. жилое помещение затоплено наводнением, поэтому для получения соответствующих мер социальной поддержки необходимо признать за нею право на социальную выплату для приобретения ли строительства жилого помещения взамен утраченного в паводок.

С учетом уточнений, истец просила суд признать за нею право на социальную выплату для приобретения ли строительства жилого помещения путем предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок.

Решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 13.08.2020 исковые требования Шестопаловой И.А. оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Шестопалова И.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование доводов жалобы указала, что является лицом, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, за нею должно быть признано право на предоставление мер социальной поддержки на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой жилого помещения. Утверждение суда о том, что истец не является членом семьи собственника жилого помещения, противоречит нормам гражданского и семейного законодательства.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Татуев Е.А. просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции извещены надлежаще, в заседание судебной коллегии не явились стороны, не просили об отложении дела, о наличии уважительных причин суд не уведомили. Судебная коллегия в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав доклад судьи Сальниковой Н.А., выслушав объяснение представителя Министерства социального развития опеки и попечительства, полагавшего решение законным и не подлежащим отмене, проверив законность и обоснованность принятого судебного акта по правилам ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены и удовлетворении апелляционной жалобы.

В соответствии с пунктом «з» части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно абз. 7 п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 2 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 18).

Согласно п. «л» ч. 1 ст. 11 названного закона, органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

27.06.2019 Указом Губернатора Иркутской области № 134-уг на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27.06.2019 введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.

Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования № 934 от 26.06.2019 с 29.06.2019 введен режим чрезвычайной ситуации в связи с повышением уровня воды в реке Уда.

29.06.2019 Постановлением Правительства Иркутской области от № 519-пп утвержден Порядок оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, единовременной материальной помощи и финансовой помощи, а также выплаты единовременных пособий за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Согласно Указу Президента РФ от 03.07.2019 № 316 (ред. от 02.08.2019) «О мерах по ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской области» наводнение на территории Иркутской области считать чрезвычайной ситуацией федерального характера и установить особый уровень реагирования (ч.1).

Правительству Российской Федерации: а) обеспечить выделение из федерального бюджета средств на капитальный ремонт поврежденного жилья (общая сумма выделяется на одно домовладение или квартиру) и определить порядок выделения указанных средств; б) решить вопрос о выделении гражданам, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания в результате наводнения на территории Иркутской области, средств из федерального бюджета на строительство и (или) на приобретение нового жилья (ч.3).

18.07.2019 Постановлением Правительства Российской Федерации от № 916 (ред. от 31.10.2019) утверждены Правила предоставления в 2019 году иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области.

Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556-пп (в ред. на 20.12.2019 дату обращения) установлено, что гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области (далее - чрезвычайная ситуация), предоставляются следующие меры социальной поддержки по обеспечению жильем:

1) гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, по их выбору в виде:

предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения;

предоставления жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области (далее - предоставление жилого помещения);

2) гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.

Данным постановлением утверждены соответствующие Положения о порядке и условиях предоставления социальных выплат.

Таким образом, меры социальной поддержки по обеспечению жильем, на приобретение или строительство жилого помещения распространяются на граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области.

Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области на предоставление социальных выплат является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - министерство социального развития) (п.3 Положения).

Министерство социального развития осуществляет полномочия по предоставлению социальных выплат через подведомственные ему государственные учреждения (п.4 Положения).

Социальные выплаты предоставляются за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Иркутской области, а также средств бюджета Иркутской области (п.5 Положения).

Условия предоставления социальной выплаты изложены в главе 2 Порядка от 17.07.2019 № 556-пп.

Согласно пунктам 1-3 ст. 6 Порядка, предоставление социальной выплаты осуществляется гражданам, отвечающим на момент обращения за предоставлением социальной выплаты одному из следующих условий:

1) являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма (далее - собственники (наниматели) утраченных жилых помещений) и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;

2) имеющим на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения (далее - имеющие документы), и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;

3) не являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.

К членам семьи гражданина относятся его супруг или супруга, дети (в том числе усыновленные, принятые под опеку (попечительство), переданные на воспитание в приемную семью, а также рожденные или усыновленные после дня введения режима чрезвычайной ситуации), несовершеннолетние братья и сестры, родители и усыновители этого гражданина и его внуки (в том числе рожденные или усыновленные детьми гражданина после дня введения режима чрезвычайной ситуации), а также иные лица, признанные решением суда членами семьи гражданина (далее - члены семьи).

Согласно п. 7 Порядка, социальная выплата предоставляется однократно в отношении одного утраченного жилого помещения. В случае утраты в связи с чрезвычайной ситуацией двух жилых помещений предоставление социальной выплаты осуществляется в отношении каждого из утраченных жилых помещений.

Условием предоставления социальной выплаты гражданину, являвшемуся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственником (сособственником) утраченного жилого помещения без установленных обременений или имеющему документы, является данное им обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения (жилого помещения и земельного участка, на котором оно расположено) в собственность Иркутской области или муниципальную собственность (п.7(1).

Исполнение указанных обязательств осуществляется в течение двух месяцев со дня регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием социальной выплаты. Пункт 8 Положения предусматривает, что одним из условий предоставления социальной выплаты и ее использования является (1) приобретение гражданином (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на утраченное жилое помещение) жилого помещения; (2) оформление в общую собственность гражданина и членов семьи приобретенного (построенного) с использованием социальной выплаты жилого помещения.

В силу п. 10 Порядка, право на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством. Срок действия свидетельства ограничивается 01.06.2020 включительно.

В целях выдачи свидетельства гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на утраченное жилое помещение) или его (их) представитель в срок до 31.03.2020 обращается (обращаются) с заявлением (совместным заявлением) о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты (далее - заявление о выдаче свидетельства) по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению в государственное учреждение Иркутской области, подведомственное министерству социального развития и включенное в перечень, утвержденный нормативным правовым актом указанного министерства, по месту жительства (пребывания) гражданина (далее - учреждение) (п. 11 Порядка).

Согласно п. 18 Порядка, основаниями для принятия решения об отказе в выдаче свидетельства являются:

1) отсутствие права гражданина на предоставление социальной выплаты в соответствии с настоящим Положением;

2) несоблюдение условий предоставления социальной выплаты, указанных в пункте 6 настоящего Положения;

3) непредставление документов или представление неполного перечня документов в соответствии с пунктом 12 настоящего Положения, за исключением документов, которые гражданин (граждане) или его (их) представитель вправе не представлять;

4) обращение с заявлением о выдаче свидетельства после срока, установленного в пункте 11 настоящего Положения.

Суд апелляционной инстанции установил, что Дмитриева М.В. является собственником жилого <адрес изъят> в р.<адрес изъят> на основании свидетельства о государственной регистрации права от 28.08.2015 (л.д. 8)

Как следует из справки администрации Шумского муниципального образования от 18.12.2019, данный жилой дом находился в зоне затопления наводнением в июне 2019г.

Согласно сведениям из Автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения Иркутской области», 02.09.2019 Дмитриевой М.В. выдано свидетельство №2020-П-Н на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в наводнение жилого помещения с учётом члена семьи (данные изъяты) на сумму 1 898 584 руб. Мера социальной поддержки реализована Дмитриевой М.В. и (данные изъяты). путём приобретения в общую долевую собственность жилого помещения площадью 53кв.м. в р.<адрес изъят>.

Обращаясь в суд с вышеназванными требованиями, истец ссылалась на вступившие в законную силу решения Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 23.07.2019 и от 22.01.2020, которыми установлен юридический факт постоянного проживания Шестопаловой И.А. в утраченном в период наводнения жилом помещении Дмитриевой М.В., в том числе в период введения режима чрезвычайной ситуации, а также она признана членом семьи собственника данного жилого помещения Дмитриевой М.В., в том числе период введения режима чрезвычайной ситуации, связанной с наводнением.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд, установив вышеназванные обстоятельства, руководствуясь приведенными нормами права, исходил из того, что в период обращения Дмитриевой М.В. и члена её семьи (данные изъяты). за соответствующей социальной выплатой в сентябре 2019г. Шестопалова И.А. не была признана членом семьи собственника утраченного жилого помещения, поэтому право на социальную выплату реализовано собственником квартиры Дмитриевой М.В. и членом её семьи сыном (данные изъяты) Доказательства того, что в период наводнения истец Шестопалова И.А. являлась членом семьи Дмитриевой М.В., были представлены Шестопаловой И.А. в компетентный орган лишь после реализации собственником права на соответствующую социальную выплату. При этом доказательств невозможности получения соответствующего документа и предъявления его в орган, ведающий принятием решений о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, вместе с собственником утраченного жилого помещения Дмитриевой М.В. и членом её семьи (данные изъяты) суду представлено не было.

Принимая во внимание, что Шестопалова И.А., хотя и признана членом семьи собственника утраченного жилого помещения, самостоятельного, отдельного от права Дмитриевой М.В. и остальных членов её семьи, права на получение социальной выплаты на приобретении иди строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок не имеет, суд не нашел правовых оснований для удовлетворения исковых требований, в иске о признании права на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в условиях чрезвычайной ситуации, отказал.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определил юридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ; выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нормы материального права при разрешении данного спора судом применены верно, нарушений норм процессуального права судом не допущено.

Судебная коллегия отмечает, что признание судом первой инстанции права за Шестопаловой И.А. на получение мер социальной поддержки не отвечает правовой природе социальной поддержки и конституционно значимым целям социальной защиты, которые в данном случае направлены на оказание помощи лицам, лишившимся жилых помещений ввиду чрезвычайной ситуации и не направлены на полное восстановление или улучшение жилищных условий пострадавших граждан. Меры социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Иркутской области, направлены на защиту их конституционного права на жилище, и предназначены для восстановления жилищных прав граждан.

Доводы апелляционной жалобы истца не могут быть признаны обоснованными, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права. Признанная членом семьи собственника утраченного жилого помещения Шестопалова И.А. не отвечает условиям предоставления социальной выплаты при том, что мера социальной поддержки в отношении спорного жилого помещения уже реализована.

Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, в связи с чем решение суда, проверенное в силу ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

определила:

решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 13 августа 2020 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Судья-председательствующий И.А. Рудковская

Судьи И.Л. Васильева

Н.А. Сальникова

33-114/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Шестопалова Ирина Анатольевна
Ответчики
Дмитриева Марина Викторовна
Министерство социальной защиты и попечительства в Иркутской области
ОГКУ Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району
Администрация Шумского МО
Другие
Малиновская Марина Геннадьевна, истца (дов.от 14.01.2020 на 1 год)
Суд
Иркутский областной суд
Судья
Сальникова Наталья Анатольевна
Дело на сайте суда
oblsud.irk.sudrf.ru
30.11.2020Передача дела судье
18.01.2021Судебное заседание
27.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2021Передано в экспедицию
18.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее