О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
О возвращении материала об административном правонарушении должностному лицу, его составившему, для исправления недостатков
26 ноября 2021 года с. Александровское
Судья Александровского районного суда Ставропольского края Штанько Т.Г., изучив материал об административном правонарушении в отношении ФИО1, привлекаемой к административной ответственности по ч. 1 статьи 20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ в Александровский районный суд <адрес> поступил протокол об административном правонарушении №/ и приложенные к нему документы в отношении ФИО1, привлекаемой к административной ответственности по ч. 1 статьи 20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Пунктом 3 статьи 29.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, в том числе, выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, выносится в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
В том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение судьи должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.
Так, согласно ст.ст.2, 3 Закона РФ « О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ» местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Передавая дело судье, должностное лицо, обязано не просто указать место жительства лица, привлекаемого к ответственности, но и подтвердить, что лицо действительно проживает по адресу, указанному в протоколе об административном правонарушении, на момент направления дела в суд, то есть установить его действительное местонахождение посредством УФМС России по <адрес> в ходе возбуждения производства по делу. В нарушение указанных выше требований закона должностным лицом не представлены сведения, подтверждающие место регистрации лица, привлекаемого к административной ответственности, а также данные о его личности, а приложенная ксерокопия паспорта нечитаема и не подлежит восприятию.
Согласно ч.1 ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 КоАП РФ, который должен содержать иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Согласно правовой позиции, сформулированной в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской федерации от ДД.ММ.ГГГГ.№ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», о том, что существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
В представленном суду материале отсутствуют сведения о том, привлекался ли ранее ФИО3 к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения ( не приложена письменные сведения соответствующих органов о привлечении лица к административной ответственности).
Согласно ч.ч.1.2 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Кроме того, фабула протокола об административном правонарушении ( место и время вменяемого административного правонарушения) не подтверждается представленными по делу документами.
При таких обстоятельствах выявленные недостатки препятствуют рассмотрению судом дела об административном правонарушении по существу и являются основанием для возвращения протокола об административном правонарушении должностному лицу, его составившему, для исправления недостатков.
Согласно п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» определение о возвращении протокола об административном правонарушении исключает возможность дальнейшего движения дела, оно может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, поскольку затрагивает право указанных лиц на судебную защиту, а также опротестовано прокурором.
Вместе с тем КоАП РФ не предусматривает возможность обжалования такого определения должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 29.4 часть 1 пункт 4 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
О П Р Е Д Е Л И Л:
Возвратить протокол об административном правонарушении №/ и приложенные к нему документы в отношении ФИО1, привлекаемой к административной ответственности по ч. 1 статьи 20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях должностному лицу, его направившему, заместителю председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на территории Александровского муниципального округа ФИО4 для исправления недостатков.
Разъяснить заместителю председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на территории Александровского муниципального округа ФИО4, что согласно статье 28.8 часть 3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, недостатки протокола и других материалов дела устраняются в срок не более 3 суток со дня их поступления от судьи, рассматривающего дело об административном правонарушении, материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями должны быть возвращены судье в течение суток со дня устранения указанных недостатков.
Определение суда может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Александровский районный суд Ставропольского края.
Судья Т.Г.Штанько