Решение по делу № 3а-15/2019 от 04.03.2019

Дело №3а-15/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 марта 2019 года г. Элиста

Верховный Суд Республики Калмыкия в составе

председательствующего - судьи Сангаджиевой Б.Т.

при секретаре Манжиковой А.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Авьюсова к Правительству Республики Калмыкия и Управлению Росреестра по Республике Калмыкия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

у с т а н о в и л:

Авьюсов обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что является арендатором муниципального земельного участка общей площадью *** кв.м. с кадастровым номером ***, относящегося к землям населенных пунктов, предназначенного под многоярусную парковку, расположенного по адресу: Республика Калмыкия, ***. Арендная плата за землю согласно договору аренды рассчитывается на основании кадастровой стоимости земельного участка. Кроме того, как арендатор он имеет исключительное право выкупа этого земельного участка, выкупная стоимость которого на основании постановления Правительства Республики Калмыкия от 24 декабря 2012 года будет исчисляться, исходя из его кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость данного земельного участка, определенная в соответствии с постановлением Правительства Республики Калмыкия от 24 декабря 2012 года № 518 по состоянию на 12 марта 2015 года, составила 4085 708 руб., что, по его мнению, существенно превышает его рыночную стоимость, которая согласно отчету оценщика равна 1215 114 руб.

Учитывая, что завышенная кадастровая стоимость земельного участка влечет необоснованное увеличение арендной платы и выкупной цены земельного участка, просит суд установить кадастровую стоимость спорного земельного участка по состоянию на 12 марта 2015 года в размере его рыночной стоимости, равной 1215114 руб., с 1 января 2019 года до даты утверждения новой кадастровой оценки.

В судебном заседании представитель административного истца Басаев С.Б. поддержал заявленные требования.

Представители административных ответчиков – Правительства Республики Калмыкия и Управления Росреестра по Республике Калмыкия, а также представители третьих лиц – филиала Федеральной кадастровой палаты Росреестра по Республике Калмыкия и Управления по земельным и имущественным отношениям Администрации г. Элисты, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились в судебное заседание, не сообщив суду о причинах неявки и не представив никаких доводов и возражений по существу заявленных исковых требований.

В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся лиц на основании имеющихся в деле доказательств.

Исследовав материалы дела, суд признает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с абзацем 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и статьи 245 Кодекса административного судопроизводства РФ граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В силу абзаца 6 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда № 28 от 30 июня 2015г. «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Из представленных истцом договора о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности от *** года и договора аренды земельного участка № *** от *** года следует, что Авьюсов является арендатором муниципального земельного участка общей площадью *** кв.м. с кадастровым номером ***, предназначенного под многоярусную парковку, по адресу: Республика Калмыкия, ***. Размер арендной платы за землю согласно пункту 3.2. договора аренды и приложения № 1 к нему определяется, исходя из кадастровой стоимости земельного участка.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Авьюсов имеет право обратиться в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости арендуемого ею земельного участка.

В силу п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 названной статьи, когда при определении рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости, то есть действующими нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления его рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого земельного участка.

Согласно п. 8 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 N 508 (в редакции приказа Минэкономразвития России от 22 июня 2015 г. № 388) кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (ФСО N 4).

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Постановлением Правительства Республики Калмыкия № 518 от 24 декабря 2012 г. «О результатах государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Республики Калмыкия» утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Калмыкия, состоящих на кадастровом учете на 01 июня 2012 г.

После указанной даты очередная государственная кадастровая оценка земель на территории Республики Калмыкия до настоящего времени не проводилась.

Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданной филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра по Республике Калмыкия», кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 12 марта 2015 года определена в размере 4085 708 руб.

Не согласившись с размером установленной кадастровой стоимости, административный истец обратился к независимому оценщику за проведением оценки рыночной стоимости земельного участка.

Согласно отчету № *** от *** г., составленному независимым оценщиком Босхаевым Х.П. (является членом (рег. № 00212 от 24.01.2008 г.) некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация «Национальная коллегия специалистов-оценщиков», включенного в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков 19.12.2007 г. за № 0006, имеет квалификационный аттестат о сдаче квалификационного экзамена по направлению «Недвижимость» от 28 февраля 2018 года № 003942-1), рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 12 марта 2015 г. составила 1215 114,00 рублей.

Изучив отчет об оценке, суд приходит к выводу, что представленный обществом отчет является достоверным, в целом соответствует требованиям действующего законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 3 и статьей 4 Закона об оценочной деятельности под оценочной деятельностью понимается деятельность оценщиков - юридических лиц и физических лиц (индивидуальных предпринимателей), - направленная на установление в отношении объектов оценки их рыночной или иной стоимости и выполняемая для потребителей этих услуг (заказчиков).

Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.

Представленный истцом отчет № *** от *** г., составленный независимым оценщиком Босхаевым Х.П. подготовлен лицом, обладающим необходимыми специальными знаниями и правом на проведение подобного рода исследования, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта.

Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости не является произвольным, оценщик в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки; отчет базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки, содержащих его количественные и качественные характеристики; определение рыночной стоимости в рамках использованного подхода является мотивированным и корректным; в качестве ценообразующих факторов оценщиком отобраны те факторы, которые наиболее полно описывают отличия объектов оценки от объектов сравнения; оценщиком последовательно произведены корректировки по всем значимым группам элементов сравнения.

Административные ответчики и заинтересованные лица, ознакомленные с представленными административным истцом результатами оценки земельного участка, в ходе судебного разбирательства по делу не представили доказательств, опровергающих указанные величины рыночной стоимости земельного участка, и не оспаривали результаты проведенной истцом оценки, а также не заявляли ходатайство о назначении по делу экспертизы.

Учитывая изложенное, суд признает административное исковое заявление Авьюсова подлежащим удовлетворению.

Согласно положениям абзаца третьего и пятого статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности кадастровая стоимость для целей определения арендной платы и выкупной цены, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный реестр недвижимости.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Принимая во внимание, что Авьюсов обратился в суд 04 марта 2019 года, датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать эту дату.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 248, 249 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Авьюсова к Правительству Республики Калмыкия и Управлению Росреестра по Республике Калмыкия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью *** кв.м. с кадастровым номером ***, относящегося к землям населенных пунктов, предназначенного под многоярусную парковку, расположенного по адресу: Республика Калмыкия, ***, в размере его рыночной стоимости, составляющей 1 215114 (один миллион двести пятнадцать тысяч сто четырнадцать) рублей по состоянию на 12 марта 2015 года на период с 1 января 2019 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи Авьюсовым административного искового заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 04 марта 2019 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционную коллегию Верховного суда Республики Калмыкия в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Сангаджиева Б.Т.

3а-15/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Авьюсов Владимир Аркадьевич
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК
Правительство РК
Другие
филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по РК
Басаев Сергей Борисович
Управление по земельным и имущественным отношениям Администрации города Элисты
Суд
Верховный Суд Республики Калмыкия
Дело на странице суда
vs.kalm.sudrf.ru
21.08.2020Регистрация административного искового заявления
21.08.2020Передача материалов судье
21.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
21.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.08.2020Судебное заседание
21.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.08.2020Дело оформлено
21.08.2020Дело передано в архив
18.03.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее