Дело № 2-1423/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Хабаровск 22 апреля 2022 года
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Ярошенко Т.П.,
при секретаре судебного заседания Самсонове В.Ю.,
с участием:
истцов Борисовой Н.Н.,
Королевой Л.В.,
Костиной Я.В., Плахотник А.В., Скляровой Т.В., Шоперт С.Ю.,
представителя истцов Устьянцева Р.А.,
представителей ответчика Мосина И.Э.,
Карепиной А.В.,
представителя третьего лица Изотовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Борисовой Натальи Николаевны, Королевой Любовь Викторовны, Костиной Яны Викторовны, Плахотник Анны Владимировны, Скляровой Татьяны Валентиновны, Фатьяновой Елены Евгеньевны, Шоперт Светланы Юрьевны к краевому государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению «Хабаровский краевой колледж искусств» о признании приказов незаконными, взыскании заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,
установил:
истцы обратились в суд с иском к краевому государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению «Хабаровский краевой колледж искусств» (далее – КГБ ПОУ «ХККИ») о признании незаконными приказа о мерах по профилактике распространения новой коронавирусной инфекции и приказа об отстранении от работы, взыскании заработка за время вынужденного прогула взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование иска указано на то, что истцы состоят в трудовых отношениях с КГБ ПОУ «ХККИ». ДД.ММ.ГГГГ работодатель на основании приказа отстранил истцов от работы в связи с непредоставлением сведений о прохождении вакцинации. При этом, от Роспотребнадзора требований об отстранении истцов от работы не поступало. С приказами об отстранении истцы не согласны, полагают, что они изданы с нарушением норм действующего законодательства, противоречат положениям ст. 76 ТК РФ. Постановлением Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ № в постановление от ДД.ММ.ГГГГ №-пр внесены изменения, согласно которым в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории городского округа г.Хабаровск запрещена работа учреждений, реализующих программы дополнительного образования для детей в сфере образования, допуск сотрудников в здания, занимаемые учреждениями подведомственными органам местного самоуправления, осуществляется при наличии документа, удостоверяющего личность гражданина, а также QR-кода вакцинированного, либо справки. Полагают, что, фактически, отстранение их от работы вызвано невозможностью допуска в здание в связи с отсутствием документов, подтверждающих прохождение вакцинации или документов о наличии противопоказаний. Полагают, что имело место административное давление со стороны вышестоящих организаций, а законных оснований для отстранения не было.
Кроме того, указали на то, что все истцы относятся к педагогическим работникам и на них распространяется положения п. 5 ч. 2 ст. 331 ТК РФ, согласно которым к педагогической деятельности не допускаются лица, имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утвержденным федеральным органом исполнительной власти. Перечень заболеваний определен приказом Министерства здравоохранения от ДД.ММ.ГГГГ №-н и Sars-Cov-2 не является заболеванием, препятствующим работе в педагогической сфере. Наличие профилактической прививки в перечень также не входит. Требования от должностных лиц, имеющих право осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор, в адрес истцов не поступало.
Постановление Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ № не содержит требований об отстранении лиц, не имеющих документы в подтверждение вакцинации и фактически противоречит положениям ст. 88 ТК РФ, согласно которой, работодатель не наделён полномочиями по требованию от работника документов, подтверждающих состояние здоровья. Указанное постановление не может быть применено к возникшим правоотношениям между работодателем и истцами.
Указывают на то, что у работодателя не было законных оснований для отстранения истцов от работы в отсутствие подтверждения со стороны истцов прохождения вакцинации, поскольку подтверждение прохождения вакцинации законодательно не закреплено, в связи с чем, приказы об отстранении истцов от работы подлежат признанию незаконными.
Ссылаясь на изложенное, просили суд признать незаконными приказ от ДД.ММ.ГГГГ № о мерах по профилактике распространения новой коронавиусной инфекции, приказ № от ДД.ММ.ГГГГ об отстранении истцов от работы.
Истцы просили взыскать с КГБ ПОУ «ХККИ» заработную плату за время вынужденного прогула, в пользу Борисовой Н.Н. 75 327,50 руб., в пользу Королевой Л.В. 58 971,75 руб., в пользу Костиной Я.В. 45 401,75 руб., в пользу Плахотник А.В. 43 126,25 руб., в пользу Скляровой Т.В. 74 128,25 руб., в пользу Фатьяновой Е.Е. 97 991,75 руб., в пользу Шоперт С.Ю. 73 727 руб.
Взыскать с КГБ ПОУ «ХККИ» в пользу каждого истца компенсацию морального вреда в размере 70 000 руб.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика привлечены Правительство Хабаровского края, министерство культуры Хабаровского края.
В судебное заседание истец Фатьянова Е.Е. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена в установленном законом порядке, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
В судебное заседание представитель третьего лица Правительства Хабаровского края не явился, о времени и месте судебного заседания извещен в установленном законом порядке, в материалы дела представлены письменные возражения, в которых просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца, представителя третьего лица, извещенных в установленном законом порядке о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании истцы Борисова Н.Н., Королева Л.В., Костина Я.В., Плахотник А.В., Склярова Т.В., Шоперт С.Ю., каждая в отдельности, исковые требования поддержали, ссылаясь на доводы иска, просили суд признать незаконными вышеуказанные приказы об отстранении от работы, взыскать заработную плату за время вынужденного прогула и взыскать компенсацию морального вреда.
Представитель истцов Устьянцев Р.А. в судебном заседании требования истцов поддержал в полном объеме, ссылаясь на доводы иска, в том числе, указав на то, что законных оснований, при отсутствии распоряжения Роспотребнадзора, для отстранения истцов от работы, у ответчика не было, оспариваемые приказы вынесены необоснованно, в отсутствие на то правовых оснований.
Представители ответчика Мосин И.Э., Карепина А.В. в судебном заседании требования истцов не признали, ссылаясь на доводы письменных возражений, в том числе, указав на наличие у работодателя законных оснований к отстранению истцов от работы. Просили в удовлетворении иска истцам отказать.
Представитель третьего лица министерства культуры Хабаровского края Изотова Т.В. в судебном заседании требования истцов полагала необоснованными, указала на наличие у работодателя законных оснований для отстранения истцов от работы в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив представленные доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью (пункт «ж»); осуществление мер по борьбе с эпидемиями, ликвидация их последствий (пункт «з») находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №323- ФЗ) предусмотрено, что приоритет профилактики в сфере охраны здоровья как один из основных принципов охраны здоровья обеспечивается путем осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними (п.п. 2, 3 ст. 12).
Согласно ч. 2 ст. 43 Федерального закона № 323-ФЗ перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Как указал Верховный Суд РФ в апелляционном определении от 20.07.2021 № АПЛ21-218, Правительство РФ, включая коронавирусную инфекцию в указанный перечень заболеваний, исходило из того, что коронавирус характеризуется высоким уровнем контагиозности, тяжелым течением заболевания, особенно среди пациентов из групп риска, высоким уровнем летальности. Ранее среди людей коронавирус не циркулировал, в отличие от вируса гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций, является новым для человека патогеном, иммунитет к которому у населения отсутствует, имеет высокую скорость передачи вируса от человека человеку преимущественно воздушно-капельным путем, создает высокую опасность для здоровья и жизни людей, в том числе в результате быстрого исчерпания ресурсов системы здравоохранения.
В силу подпунктов 6, 7 пункта 23 Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 06.06.2019 № 254, к угрозам национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан наряду с прочим относятся: риск осложнения эпидемиологической ситуации на фоне неблагополучной ситуации в иностранных государствах по ряду новых и опасных инфекционных заболеваний; риск возникновения новых инфекций, вызываемых неизвестными патогенами, занос редких или ранее не встречавшихся на территории Российской Федерации инфекционных заболеваний, спонтанная зараженность возбудителями инфекций, возврат исчезнувших инфекций, преодоление микроорганизмами межвидовых барьеров.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в числе прочего посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу положений ст.ст. 10, 11 Федерального закона № 52-ФЗ граждане и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по введению ограничительных мероприятий (карантина), по проведению профилактических прививок (ст. 29 Федерального закона № 52-ФЗ).
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации установлены Федеральным законом от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее - Федеральный закон № 157-ФЗ).
Государственная политика в области иммунопрофилактики направлена на предупреждение, ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней (ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 157-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (ч. 3 ст. 10 Федерального закона № 157-ФЗ).
Профилактическая прививка против коронавирусной инфекции включена в декабре 2020 года в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденным приказом Минздрава РФ от 21.03.2014 № 125н. Указанным приказом Минздрава РФ также определены категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации против коронавируса.
Приведенный приказ утратил силу 31.12.2021 в связи с принятием Минздравом РФ нового приказа от 06.12.2021 № 1122н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок, календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям и порядка проведения профилактических прививок», которым профилактическая прививка против коронавирусной инфекции включена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям и определены категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации против коронавируса, к которым, в том числе отнесены работники образовательных организаций (п. 24 календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям).
Как указано в п. 4.2. Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597- 20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 № 15, эпидемиологическая тактика при COVID-19 включает проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
Согласно ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 157-ФЗ решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации.
Главные государственные санитарные врачи и их заместители при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносят мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (пп. «б» ч.1 ст. 51 Федерального закона № 52-ФЗ).
В соответствии с п. 1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 09.07.2012 № 671 (далее - Положение), Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю (далее - Управление) является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Управление осуществляет федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор (п. 8.1 Положения).
Руководитель Управления является главным государственным санитарным врачом по Хабаровскому краю (п. 11 Положения).
Пунктом 8.34.3 Положения предусмотрено, что с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности должностные лица Управления имеют право при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Из вышеприведенных норм законодательства следует, что вакцинация от коронавирусной инфекции отнесена Минздравом РФ к профилактическим прививкам по эпидемическим показаниям, то есть к прививкам, которые проводятся гражданам, когда существует реальная угроза возникновения и распространения инфекционного заболевания. Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный санитарный врач Российской Федерации и главные санитарные врачи регионов. Если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей), то для работников, которые указаны в таком постановлении, вакцинация является обязательной.
С целью предупреждения дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции среди населения главным государственным санитарным врачом Хабаровского края постановлением от 01.07.2021 № 6 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» (далее - Постановление № 6) введена обязательная вакцинация против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельных категорий (групп) граждан к которым, в том числе, отнесены работающие на основании трудового договора в сфере образования (пункт 1).
На основании пунктов 2, 2.3 данного постановления руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Хабаровского края в сферах, установленных пунктом 1 указанного постановления, в срок до 20.11.2021 предписано организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 20.12.2021 вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей регистрацию в Российской Федерации, не менее 80% от общей численности работников, сотрудников, служащих.
Пункт 1 Постановления № 6 не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с действующей инструкцией по медицинскому применению соответствующего лекарственного препарата и действующими методическими рекомендациями по вакцинации против новой коронавирусной инфекции, утвержденными министерством здравоохранения Российской Федерации (пункт 3 Постановления № 6).
Пунктом 12 постановления Правительства РФ от 15.07.1999 № 825 «Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок» к перечню работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, отнесены работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Согласно абз. 4 п. 2 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 13 декабря 2021 года № 630-пр внесены изменения в постановление Правительства Хабаровского края от 2 июля 2021 г. № 274-пр «Об отдельных ограничительных мероприятиях по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции на территории Хабаровского края».
Указанный нормативный правовой акт опубликован 14 декабря 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 13 декабря 2021 года - на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru.
Согласно данным изменениям пункт 5[1] изложен в следующей редакции: «допуск сотрудников в здания, занимаемые Правительством края, администрацией Губернатора и Правительства края, органами исполнительной власти края, Законодательной Думой Хабаровского края, органами местного самоуправления муниципальных образований края, Контрольно-счетной палатой Хабаровского края, избирательной комиссией Хабаровского края, уполномоченным по правам человека в Хабаровском крае, уполномоченным по правам ребенка в Хабаровском крае, уполномоченным по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае, учреждениями, подведомственными органам исполнительной власти края, органам местного самоуправления муниципальных образований края, осуществляется при наличии документа, удостоверяющего личность гражданина, а также QR-кода вакцинированного либо справки».
Кроме того, пункт 5[3] изложен следующим образом: «Руководителям государственных органов края, органов местного самоуправления муниципальных образований края, учреждений, подведомственных органам исполнительной власти края, органам местного самоуправления муниципальных образований края, указанных в пункте 5[1] настоящего постановления, принять меры по реализации пунктов 5[1], 5[2] настоящего постановления, в том числе по отстранению от работы (недопуску к работе) с учетом положений Трудового кодекса Российской Федерации сотрудников, у которых отсутствует QR-код вакцинированного либо справка, либо заключение».
Данное постановление Правительства Хабаровского края являлось нормативно-правовым актом обязательным для исполнения всеми гражданами и организациями на территории Хабаровского края, утратило силу с 06.03.2022 в связи с изданием постановления Правительства Хабаровского края от 05.03.2022 N 101-пр.
Так, статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрена обязанность граждан соблюдать законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности - пп. «у» п.1 ст. 11 Федерального закона № 68-ФЗ. Режим повышенной готовности на территории Хабаровского края введен распоряжением Правительства Хабаровского края от 13.02.2020 №120-рп.
В соответствии с абз. 4 п. 2 ст. 5 ФЗ от 17.09.1998 № 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет, в том числе отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
В Определении Конституционного Суда РФ от 21.11.2013 № 1867-0 указано, что предусмотренное абз. 4 п. 2 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ правовое последствие отсутствия профилактических прививок в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлено необходимостью сохранения здоровья не только таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц и, следовательно, отвечает конституционно закрепленным целям возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между КГБ ПОУ «ХККИ» /работодатель/ и Борисовой Н.Н. /работник/ заключен трудовой договор №, по условиям которого работник принимается на работу преподавателем по основному месту работы, на неопределенный срок.
ДД.ММ.ГГГГ между КГБ ПОУ «ХККИ» /работодатель/ и Королевой Л.В. /работник/ заключен трудовой договор, по условиям которого работник принимается на работу концертмейстера первой категории по основному месту работы, на неопределенный срок.
ДД.ММ.ГГГГ между КГБ ПОУ «ХККИ» /работодатель/ и Костиной Я.В. /работник/ заключен трудовой договор №, по условиям которого работник принимается на работу на должность конценртмейстера по основному месту работы, на неопределенный срок.
ДД.ММ.ГГГГ между КГБ ПОУ «ХККИ» /работодатель/ и Плахотник А.В. /работник/ заключен трудовой договор №, по условиям которого работник принимается на работу преподавателем по основному месту работы, на неопределенный срок.
ДД.ММ.ГГГГ между КГБ ПОУ «ХККИ» /работодатель/ и Скляровой Т.В. /работник/ заключен трудовой договор, по условиям которого работник принимается на работу на должность заведующей отделением «Краевая детская школа искусств» по основному месту работы, на неопределенный срок.
ДД.ММ.ГГГГ между КГБ ПОУ «ХККИ» /работодатель/ и Фатьяновой Е.Е. /работник/ заключен трудовой договор №, по условиям которого работник принимается на работу преподавателем по основному месту работы, на неопределенный срок.
ДД.ММ.ГГГГ между КГБ ПОУ «ХККИ» /работодатель/ и Шоперт С.Ю. /работник/ заключен трудовой договор №, по условиям которого работник принимается на работу преподавателем по основному месту работы, на неопределенный срок.
О приеме работников на работу, в том числе, произведены записи в трудовой книжке каждого.
Приказом директора КГБ ПОУ «ХККИ» № от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении профилактических прививок» на отдел кадровой, документационной работы и информационной безопасности возложена обязанность проинформировать работников КГБ ПОУ «ХККИ» об обязательном проведении профилактических прививок в срок до ДД.ММ.ГГГГ первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до ДД.ММ.ГГГГ вторым компонентом вакцины.
ДД.ММ.ГГГГ на собрании коллектива КГБ ПОУ «ХККИ», оформленном протоколом, принято решение выдать уведомление о вакцинации от новой коронавирусной инфекции.
ДД.ММ.ГГГГ, Королевой Л.В., Костиной Я.В., Скляровой Т.В., Борисовой Н.Н., Плахотник А.В., Шоперт С.Ю., Фатьяновой Е.Е. вручены уведомления о необходимости пройти вакцинацию от новой коронавирусной инфекции первым компонентом в срок до ДД.ММ.ГГГГ, о чем суду представлены соответствующие акты, а также акт о непредоставлении работниками Фатьяновой Е.Е. и Шоперт С.Ю. экземпляра уведомления о вакцинации от коронавируса с подписью работника о получении уведомления. При рассмотрении дела истцы не отрицали факт получения указанных уведомлений Шоперт С.Ю., Фатьяновой Е.Е.
Согласно уведомлениям о вакцинации от коронавируса сотрудникам разъяснено, что после вакцинации им необходимо предоставить в отдел кадровой, документационной работы и информационной безопасности сертификат о вакцинации против коронавируса; в случае прохождения вакцинации, для подтверждения прививки необходимо предоставить сертификат о вакцинации; при наличии медицинских противопоказаний к прививке от коронавируса, сотрудники имеют право отказаться от прививки.
Также разъяснено, что в случае отказа от вакцинации, если при отсутствии противопоказаний, сотрудники будут отстранены от работы на основании абз. 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ с ДД.ММ.ГГГГ до нормализации эпидемиологической обстановки и отмены указанного в уведомлении постановления.
Доводы Королевой Л.В. о несвоевременном получении указанного уведомления опровергаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе самим уведомлением, согласно которому истец ознакомлена с ним ДД.ММ.ГГГГ, не лишена была проставить иную дату ознакомления, выразить свое отношение к содержанию уведомления. До рассмотрения дела несогласия к работодателю по факту ненадлежащего ознакомления с уведомлениям не выражала. Доказательств, опровергающих ознакомление с уведомлением в иную дату, а не ДД.ММ.ГГГГ, а также незаблаговременного ознакомления с уведомлением, истцом не предоставлено.
17.12.2021 директором КГБ ПОУ «ХККИ» в соответствии с Постановлением Правительства Хабаровского края от 13.12.2021 № 63-пр издан приказ № 89 «О мерах по профилактике распространения новой коронавирусной инфекции», пунктом 3 которого приказано сотрудников, у которых отсутствует QR-код вакцинированного либо справки, либо заключение, отстранить от работы с учетом положений Трудового законодательства РФ с 20.12.2021.
Действия ответчика по изданию указанного приказа обусловлены постановлением Правительства Хабаровского края от 13.12.2021 года № 630-пр «О внесении изменений в постановление Правительства Хабаровского края от 02.07.2021 № 274-пр» «Об отдельных ограничительных мероприятиях по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции на территории Хабаровского края», Главного государственного санитарного врача по Хабаровскому краю от 19.11.2021 года № 14 «О внесении изменений в постановление заместителя Главного государственного санитарного врача по Хабаровскому краю от 01.07.2021 № 6», приказа Министерства культуры Хабаровского края от 14.12.2021 № 366/1-15 «О внесении изменений в приказ министерства культуры края от 02.07.2021 № 184/01-15» и признаны незаконными быть не могут.
На основании приказа директора КГБ ПОУ «ХККИ» № от ДД.ММ.ГГГГ сотрудники, в том числе: Борисова Н.Н., Королева Л.В., Плахотник А.В., Склярова Т.В., Фатьянова Е.Е., Шоперт С.Ю., Костина Я.В. отстранены от работы в связи с непрохождением вакцинации от новой коронавирусной инфекции СОVID-19 с ДД.ММ.ГГГГ до момента ее прохождения.
Согласно ст. 76 Трудового Кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника:
появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором;
в случае приостановления действия на срок до двух месяцев специального права работника (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору и если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором;
по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами. В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.
Оспариваемые приказы директор КГБ ПОУ «ХККИ» вынес в соответствие со статьей 76 Трудового Кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Хабаровского края от 13.12.2021 № 630-пр «О внесении изменений в постановление Правительства Хабаровского края от 02.07.2021 № 274-пр «Об отдельных ограничительных мероприятиях по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции на территории Хабаровского края», Приказом управления культуры Администрации города Хабаровска от 15.12.2021 № 02-01/146 «О внесении изменений в приказ от 14.12.2021 № 02-01/145 «Об организации работы учреждений культуры с 15 декабря 2021 года».
Юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими рассмотрению и разрешению судом, являются: имелись у работодателя основания для отстранения работников от работы и соблюдена ли процедура такого отстранения.
Нормы Трудового Кодекса Российской Федерации, в частности положения ст. 76 Трудового Кодекса Российской Федерации, не регулируют порядок отстранения работника от работы.
Такой порядок регулируется рекомендациями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека, изложенные в Письме Минтруда России от 23.07.2021 N 14-4/10/П-5532.
Минтруд России разъяснил, что вакцинация проводится добровольно. Исключением является выполнение работ, связанных с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Отсутствие прививки в этом случае влечет отказ в приеме на работу или отстранение от ее выполнения. Если Главным государственным санитарным врачом субъекта РФ или его заместителем вынесено постановление о проведении профилактических прививок, граждане имеют право отказаться от них, но в таком случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпиднеблагополучия.
Работодателю необходимо:
- определить перечень работников, которые относятся к группе (категории) работников, подлежащих вакцинации по постановлению Главного государственного санитарного врача по субъекту Российской Федерации.
- издать приказ об организации проведения профилактических прививок. В приказе необходимо указать:
сведения о необходимости вакцинации;
сроки прохождения вакцинации и предоставлении информации о прохождении вакцинации или об отказе от этой процедуры;
порядок предоставления сведений (сертификатов) о прохождении вакцинации;
порядок предоставления сведений о противопоказаниях к прививке;
информацию о возможности отстранения работника на основании пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ, абзаца восьмого части первой статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации в случае отказа от прохождения вакцинации;
должностное лицо, ответственное за организацию прохождения.
Как следует из представленных суду доказательств, истцы уведомлены работодателем о необходимости пройти вакцинацию против новой коронавирусной инфекции ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
В данном случае ДД.ММ.ГГГГ такое уведомление издано, все необходимые сведения в нем указаны, в нем сотрудники школы предупреждаются о предельном сроке прохождения вакцинации. Работники были ознакомлены с приказами под роспись.
При рассмотрении дела судом установлено, что оспариваемые истцами приказы КГБ ПОУ «Хабаровский краевой колледж искусств» № от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по профилактике распространения новой коронавирусной инфекции», № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отстранении от работы» являются законными, соответствуют действующему законодательству.
Таким образом, оценивая вышеизложенные нормативные акты в их единстве и взаимосвязи между собой, суд делает вывод, что истцы, как работники, работающие на основании трудового договора в сфере образования, были обязаны сделать прививку против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), поэтому издание оспариваемых приказов и действия КГБ ПОУ «ХККИ», по отстранению их от работы, как лиц, не выполнивших возложенную на них специальным Федеральным законом № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» обязанность, в полной мере соответствуют требованиям действующего законодательства, являются законными и обоснованными, что влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований.
Поскольку в основных исковых требованиях отказано, то требования о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.
Истцы на основании трудовых договоров осуществляют преподавательскую деятельность в образовательной организации, ответчик в силу приведенных положений законодательства обязан был отстранить истцов от работы на основании абз. 8 ч. 1 ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации.
Доводы истцов, что они могли быть отстранены от работы по основания ст. 76 Трудового Кодекса Российской Федерации только как носители возбудителей инфекционных заболеваний, а они таковыми не являются, несостоятельны, так как данная статья не предусматривает такого основания и в приказе об отстранении и других документах работодателя такое основание не указано.
Доводы истцов о необоснованном отстранении их от работы, необходимости их перевода на удаленную работу, являются необоснованными, поскольку в соответствии со ст. 72.2 Трудового кодекса Российской Федерации установлен перечень оснований, которые могут повлечь за собой объявление простоя, как временной приостановки работы по причинам экономического и иного характера. Указанных оснований судом не установлено, как не установлено, что работодатель был обязан при наличии установленных судом обстоятельств перевести истцом на дистанционную работу, ст. 312.9 Трудового кодекса Российской Федерации не предусматривает право работника требовать его перевода на дистанционную работу.
Представленные истцами паспорт здоровья Шоперт С.Ю., письмо министерства культура Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ о рассмотрении обращения ФИО13 не являются доказательством незаконности оспариваемых приказов, не влекут удовлетворения исковых требований истов.
Проанализировав оспариваемые приказы, суд приходит к выводу, что принятые меры, которые оспариваются истцами, обусловлены сложившейся неблагополучной эпидемиологической обстановкой на территории Хабаровского края, направлены на предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, ограничение эпидемического распространения заболеваемости и не противоречат указанным в исковом заявлении нормам.
Нарушения трудовых прав истцов со стороны работодателя, вопреки доводам истцов, судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Борисовой Натальи Николаевны, Королевой Любовь Викторовны, Костиной Яны Викторовны, Плахотник Анны Владимировны, Скляровой Татьяны Валентиновны, Фатьяновой Елены Евгеньевны, Шоперт Светланы Юрьевны к краевому государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению «Хабаровский краевой колледж искусств» о признании приказов незаконными, взыскании заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Хабаровска.
Мотивированное решение составлено 29.04.2022 года
Председательствующий судья Т.П. Ярошенко
Копия верна.
Председательствующий судья Т.П. Ярошенко
Решение не вступило в законную силу.
УИД - 27RS0001-01-2022-000506-83
Подлинник решения находится в материалах дела № 2-1423/2022 в Центральном районном суде г. Хабаровска.
Секретарь В.Ю.Самсонов
Дело № 2-1423/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Хабаровск 22 апреля 2022 года
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Ярошенко Т.П.,
при секретаре судебного заседания Самсонове В.Ю.,
с участием:
истцов Борисовой Н.Н.,
Королевой Л.В.,
Костиной Я.В., Плахотник А.В., Скляровой Т.В., Шоперт С.Ю.,
представителя истцов Устьянцева Р.А.,.,
представителей ответчика Мосина И.Э.,
Карепиной А.В.
представителя третьего лица Изотовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Борисовой Натальи Николаевны, Королевой Любовь Викторовны, Костиной Яны Викторовны, Плахотник Анны Владимировны, Скляровой Татьяны Валентиновны, Фатьяновой Елены Евгеньевны, Шоперт Светланы Юрьевны к краевому государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению «Хабаровский краевой колледж искусств» о признании приказов незаконными, взыскании заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,
руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Борисовой Натальи Николаевны, Королевой Любовь Викторовны, Костиной Яны Викторовны, Плахотник Анны Владимировны, Скляровой Татьяны Валентиновны, Фатьяновой Елены Евгеньевны, Шоперт Светланы Юрьевны к краевому государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению «Хабаровский краевой колледж искусств» о признании приказов незаконными, взыскании заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Хабаровска.
Мотивированное решение будет составлено 29.04.2022 года
Председательствующий судья Т.П. Ярошенко