Дело № 2а-304/2022
УИД 02RS0001-01-2021-012782-45
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 января 2022 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Малковой И.С.
при секретаре Назарбековой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Н.М. к судебному приставу-исполнителю ОСП по <адрес> УФССП России по Республике Алтай О.В., УФССП России по Республике Алтай об уменьшении исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Н.М. обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю ОСП по <адрес> УФССП России по Республике Алтай О.В. об уменьшении исполнительского сбора, установленного постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №, с 6221 рубля 16 коп. до 4665 рублей 87 коп. В обоснование указала, что не уклоняется от исполнения требований исполнительного документа, но в настоящее время имущественное положение не позволяет полностью исполнить требования о взыскании исполнительского сбора в связи с оплатой коммунальных услуг, текущих расходов.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено УФССП России по Республике Алтай.
В судебное заседание стороны не явились, представителей не направили, извещены надлежащим образом.
Суд, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Горно-Алтайским городским судом Республики Алтай, в ОСП по <адрес> УФССП России по Республике Алтай возбуждено исполнительное производство №-ИП, предмет исполнения: задолженность по платежам за жилую площадь, коммунальные платежи, включая пени в размере 88873 рубля 77 коп. в отношении должника Н.М. в пользу взыскателя АО «Горно-Алтайское ЖКХ».
Поскольку требования указанного исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем 5-тидневный срок должником исполнены не были, в отношении Н.М. судебным приставом-исполнителем ОСП по <адрес> УФССП России по Республике Алтай О.В. вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора в размере 6221 рубль 16 коп.
Также, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом –исполнителем ОСП по <адрес> О.В. вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника (об обращении взыскания на пенсию).
Исполнительский сбор взыскивается в рамках исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П указано, что исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера.
Полномочие судебного пристава-исполнителя от имени государства налагать взыскание на должника в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», направлено на обеспечение установленного им публично-правового порядка принудительного исполнения судебных и иных актов и воплощает конституционно значимый публично-правовой интерес государства и общества в осуществлении эффективного правосудия в целях защиты и восстановления нарушенных прав.
Согласно ч. 6 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном данным Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи (ч. 7).
Разрешая спор в части требований об уменьшении размера исполнительского сбора, суд учитывает положения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П и Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", в соответствии с которыми размер исполнительского сбора должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости, индивидуализации и дифференцированности наказания, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
При этом право оценки представленных сторонами доказательств, признания того или иного обстоятельства смягчающим юридическую ответственность лица и позволяющим снизить максимальный размер исполнительского сбора, принадлежит суду.
Учитывая, что должник по исполнительному производству Н.М. не уклонялась от исполнения требований исполнительного документа, суд, принимая во внимание материальное положение административного истца, о чем в материалы дела представлена справка № от ДД.ММ.ГГГГ, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований и уменьшения исполнительского сбора на одну четверть от установленного размера, то есть до 4665 рублей 87 коп. (6221,16 – 25% = 4665,87).
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░., ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 4665 ░░░░░░ 87 ░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░