УИД 31RS0011-01-2024-000016-82 Дело № 2-189/2024
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
4 марта 2024 г. г. Короча
Корочанский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Поповой И.В.,
при секретаре судебного заседания Кидановой О.В.,
с участием истца – помощника прокурора Корочанского района Белгородской области Ходова И.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Корочанского района Белгородской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Дорохову С.Н. об обязании пройти профилактический медицинский осмотр,
у с т а н о в и л:
Прокурор Корочанского района Белгородской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Дорохову С.Н., в котором просит обязать ответчика пройти в медицинской организации медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза после освобождения из исправительного учреждения в течение месяца со дня вступления в силу решения суда в законную силу. Требования мотивированы тем, что прокуратурой района в целях снижения уровня заболевания туберкулезом осуществляется надзор за исполнением законодательства о профилактике туберкулеза в части прохождения лицами, отбывавшими наказание в местах лишения свободы и содержавшимися в СИЗО, обязательных медицинских обследований; в силу положений Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными задачами охраны здоровья являются приоритет охраны здоровья детей, ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, приоритет профилактики в сфере охраны здоровья; согласно положениям Федерального закона от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» в целях выявления туберкулеза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан, порядок и сроки проведения которых устанавливаются уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти; приказом Министерства здравоохранения РФ от 21.03.2017 № 124н утвержден порядок и сроки проведения медицинских осмотром граждан в целях выявления туберкулеза, согласно указанному порядку лица, освобожденные из мест отбывания наказания в виде лишения свободы, из мест содержания под стражей, подлежат профилактическим медицинским осмотрам в целях выявления туберкулеза два раза в год в течение первых двух лет после освобождения; в ходе проверки прокурором установлено, что ответчик освободился из мест лишения свободы 29.01.2023, прибыл для проживания на территорию Корочанского района, согласно информации ОГБУЗ «Корочанская ЦРБ» ответчик проходил флюорографическое обследование 10.09.2021; таким образом ответчиком не исполняется возложенная законодательством обязанность.
Истец в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Ответчик извещен о времени и месте судебного заседания посредством электронной заказной судебной корреспонденции (конверт возвращен в связи с истечением срока хранения), а также посредством размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Корочанского районного суда Белгородской области в сети Интернет, в судебное заседание не явился, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
Исходя из положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также ГПК РФ), 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в порядке заочного производства в соответствии с ч. 1 ст. 233 ГПК РФ с учетом мнения представителя истца, в судебном заседании не возражавшего относительно вынесения заочного решения.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст. 17, 18 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией, основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов.
Ст.ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья.
В силу положений ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно ст. 8 данного Федерального закона граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с п. п. 2, 6 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья граждан - это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи; профилактика - это комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.
Основными принципами охраны здоровья являются приоритет охраны здоровья детей, ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.
П. 3 ст. 12 указанного Федерального закона установлено, что приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними.
Правовые основы осуществления государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации в целях охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения установлены федеральным законом от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации».
Согласно ч. 4 ст. 8 данного Федерального закона в целях выявления туберкулеза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан, порядок и сроки проведения которых устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с вышеназванными нормами, приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2017 № 124н утверждены порядок и сроки проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза, которые устанавливают правила проведения профилактических осмотров граждан (взрослых и детей) в целях выявления туберкулеза в медицинских организациях и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность, независимо от организационно-правовой формы. В соответствии с п. 2 данного порядка профилактические осмотры граждан проводятся в медицинских организациях по месту жительства, работы, службы, учебы, по месту отбывания наказания в виде лишения свободы, в местах содержания под стражей.
Согласно п/п «г» п. 8 названного порядка профилактические осмотры представляют собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, свидетельствующих о наличии туберкулеза, с применением следующих методов обследования в зависимости от возраста, в частности для взрослых - флюорография легких или рентгенография органов грудной клетки (легких).
Сроки проведения профилактических осмотров в отношении отдельных групп граждан определены приложением к данному порядку (п. 9 порядка).
Согласно приложению к Порядку и срокам проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза, лица, освобожденные из мест отбывания наказания в виде лишения свободы, из мест содержания под стражей, - в течение первых 2 лет после освобождения, профилактическим медицинским осмотрам в целях выявления туберкулеза подлежат 2 раза в год.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, а также не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В силу ч. 3 ст. 39 данного Федерального закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 4 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» установлено, что в целях раннего выявления туберкулеза у взрослого населения прохождению профилактических медицинских осмотров подлежат граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, организация профилактических осмотров для выявления больных туберкулезом и контроль за их проведением осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан (п. 799), профилактические медицинские осмотры проводятся в массовом, групповом (по эпидемическим показаниям) и индивидуальном порядке в медицинских организациях по месту жительства, работы, службы, учебы или содержания в следственных изоляторах и исправительных учреждениях (п. 800), по эпидемиологическим показаниям (независимо от наличия или отсутствия признаков заболевания туберкулезом) профилактические медицинские осмотры проходят 2 раза в год, в том числе, лица, освобожденные из следственных изоляторов и исправительных учреждений в течение первых 2 лет после освобождения (п. 809).
Как следует из материалов дела, Дорохов С.Н. "дата" года рождения отбывал наказание в виде лишения свободы в ФКУ «Исправительная колония № УФСИН по ***», ***, освобожден "дата" (информация ОМВД России по *** от "дата" №).
По данным ОГБУЗ «Корочанская ЦРБ» по состоянию на "дата" ответчик проходил флюорографию 10.09.2021"дата", R-области грудной клетки (информация от "дата" №, от 30.012024 №).
Изложенное свидетельствует о том, что имеет место нарушение законодательства о здравоохранении, выразившееся в не прохождении обязательных профилактических медицинских осмотров в целях выявления туберкулеза, ответчик не исполнил возложенную на него законом обязанность по прохождению профилактического медицинского осмотра в целях выявления туберкулеза.
Из представленных материалов следует, что прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что ответчик, освободившийся из мест содержания под стражей, профилактические медицинские осмотры в целях выявления туберкулеза с установленной периодичностью и в установленные сроки (2 раза в год в течение первых 2-х лет после освобождения) не прошел, чем подвергает опасности жизнь и здоровье других граждан, что затрагивает их права, свободы и законные интересы.
Уклонение ответчика от прохождения флюорографического обследования влечет за собой угрозу как для его жизни и здоровья, так и для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, и, в первую очередь, детей, контактировавших с ним, поскольку препятствует ранней диагностике заболевания, его своевременному лечению, способствует развитию активной и заразной формы туберкулеза.
Требование прокурора связано с возложением на ответчика обязанности по совершению действий, направленных на прохождение профилактического медицинского осмотра на предмет определения наличия либо отсутствия признаков заболевания туберкулезом.
При таких обстоятельствах имеются основания для возложения на ответчика в судебном порядке обязанности пройти медицинский осмотр, поскольку имеют место особые обстоятельства, связанные с угрозой наступления тяжких последствий ввиду причинения ущерба как здоровью ответчика, так и здоровью неопределенного круга лиц, соответственно, иск подлежит удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 333.36 Налогового кодекса РФ истец от уплаты государственной пошлины освобожден, в связи с чем, по правилам ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика, в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300,00 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 235, 237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковое заявление прокурора Корочанского района Белгородской области (ИНН 3124014851), действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Дорохову С.Н. (паспорт гражданина РФ серии №, СНИЛС №) пройти профилактический медицинский осмотр удовлетворить.
Обязать Дорохова С.Н. "дата" года рождения, паспорт гражданина РФ серии 1422 №, СНИЛС №, в течение месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения пройти в медицинской организации профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза после освобождения из исправительного учреждения.
Взыскать с Дорохова С.Н. "дата" года рождения, паспорт гражданина РФ серии 1422 №, СНИЛС №, в доход бюджета муниципального района «Корочанский район» Белгородской области государственную пошлину в размере 300,00 руб.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья
Мотивированный текст заочного решения изготовлен 11 марта 2024 г.