Дело № 2-244/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 октября 2019г. с. Староюрьево
Староюрьевский районный суд Тамбовской области в составе:
Председательствующего судьи Татарцева И.В.
При секретаре Пустынниковой О.С.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Староюрьевского района к администрации Староюрьевского района Тамбовской области и ООО «Староюрьевская коммунальная служба» об устранении выявленных нарушений в области санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства,
У с т а н о в и л:
Прокурор Староюрьевского района обратился в суд с иском к администрации Староюрьевского района Тамбовской области и ООО «Староюрьевская коммунальная служба» об устранении выявленных нарушений в области санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства, указав, что в ходе проверки было установлено, что ООО «Староюрьевская коммунальная служба» осуществляет деятельность по размещению (захоронению) отходов IV класса опасности, имеет бессрочную лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности № от ДД.ММ.ГГГГ выданной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Тамбовской области.
В качестве объекта размещения отходов (полигона), на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного между администрацией <адрес> и ООО «Староюрьевская коммунальная служба», Обществом используется земельный участок площадью № кв.м., назначение: сооружение (полигон для захоронения твердых бытовых отходов) местоположение: <адрес>, в центральной части кадастрового квартала №, площадью № кв.м. Согласно п. 3.2.2, 3.2.8 вышеназванного договора ООО «Староюрьевская служба» обязано содержать арендуемое имущество, прилегающую территорию в надлежащем техническом и санитарном состоянии, обеспечивать пожарную безопасность, а также проводить работы по рекультивации земельного участка в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
При этом на основании п. 6.3 Договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, договор подлежит досрочному расторжению, а «арендатор» выселению при невыполнении обязательств, предусмотренных пп. 3.2.1 - 3.2.7.
Однако проверкой установлено, что деятельность ООО «Староюрьевская коммунальная служба» по эксплуатации полигона при размещении отходов осуществляется с систематическими и длящимися нарушениями природоохранного законодательства, экологических, санитарных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Так, ДД.ММ.ГГГГ в ходе осмотра полигона твердых бытовых отходов расположенного <адрес> с. в центральной части кадастрового квартала № установлено, что территориальное е полигона отсутствует, ограждение по периметру присутствует частично, подъездная дорога к свалке захламлена отходами, технология захоронения отходов не соблюдается, складирование отходов производится бессистемно, не производится послойное уплотнение отходов, отсутствует шлагбаум у въезда на полигон, радиационный контроль на территории полигона не проводится, на территории полигона техника занимающаяся захоронением отходов не расположена.
Кроме того, на полигоне наблюдалось горение отходов, отсутствовала водоотводная канава, которая обеспечивает отвод поверхностных вод в обход данного участка, полоса озеленения и телефонная связь.
Фактически ДД.ММ.ГГГГ при осмотре полигона для захоронения ТБО указанного выше выявлено: отсутствие средства для ликвидации аварийных ситуаций, вывоз на полигон отходов производится без сортирования по классу опасности, инвентаризация отходов, информация об отходах в органы государственного контроля не направляется, методика проведения производственного экологического мониторинга отсутствует, не согласована с органами экологического контроля.
В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района Генеральному директору ООО «Староюрьевская коммунальная служба» внесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах при осуществлении деятельности по обращению с отходами и эксплуатации полигонов (рассмотрено, 1 лицо привлечено к дисциплинарной ответственности).
ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения проверки программа мониторинга состояния загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду для изучения вставлена не была, что в свою очередь указывает на ее отсутствие. Кроме того, проверкой установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ санитарно-защитная зона не разработана.
Таким образом, обществом нарушено положение п.3.1 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 5.09.2007. N74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», согласно которому, разработка санитарно-защитной зоны является обязательной. При этом в перечень промышленных объектов и производств, определенных пунктом 7.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, входят также под п. 7.1.12 полигоны ТБО.
В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района генеральному директору ООО «Староюрьевская коммунальная служба» внесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления рассмотрено, 1 лицо привлечено к дисциплинарной ответственности).
ДД.ММ.ГГГГ в деятельности ООО «Староюрьевская коммунальная служба» выявлено нарушение п 5.7. Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01, согласно которому, на территории полигона не допускается сжигание ТБО, и должны быть приняты меры по недопустимости самовозгорания ТБО.
Однако, в нарушение вышеуказанных правовых норм выездной проверкой установлено, что по состоянию на 13 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ на вышеуказанном полигоне происходит тление ранее горевших отходов, сотрудники работающие на полигоне и осуществляющие контроль состава и чет объема поступающих отходов отсутствуют, сведения о произошедшем возгорании на полигоне в ТО ГПН по Первомайскому и Староюрьевскому району, а также в ПЧ № не поступали.
Таким образом, обществом нарушено положение п.5.7 Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», ст. 11, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», что нарушает права неопределенного круга лиц на чистый атмосферный воздух в сельских поселениях.
По данному факту ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в ООО Староюрьевская коммунальная служба» внесено представление об устранении нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также об отходах производства и потребления (рассмотрено, 1 лицо привлечено к дисциплинарной ответственности).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ полигон захоронения отходов <адрес> не эксплуатировался в связи с отсутствием заключенного с региональным оператором договора.
ДД.ММ.ГГГГ между АО «Тамбовская сетевая компания» и ООО
Староюрьевская коммунальная служба» заключен срочный договор на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых бытовых отходов (далее по тексту - Договор).
Согласно п. 9.1 срок действия Договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Контрольной проверкой исполнения законодательства об отходах Производства и потребления при эксплуатации полигона проведенной в текущем году. Установлено, что Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2001 N 16 введены в действие Санитарные правила (вместе с «СП 2.1.7.1038-01. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых лов. Санитарные правила»), устанавливающие гигиенические требования к устройству, содержанию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов. Требования настоящих правил являются обязательными для соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, деятельность которых связана с проектированием и с эксплуатацией таких полигонов (п. 1.2 этих Правил).
Из п. 2.1 Правил следует, что полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения.
Устройство полигонов ТБО должно осуществляться в соответствии с установленным порядком по проектированию, эксплуатации и рекультивации эпигонов для твердых бытовых отходов (п. 3.6 указанных Санитарных правил).
Из данных норм следует, что требования по безопасности и проектированию полигонов твердых бытовых отходов относятся, в т.ч. и к тем полигонам, которые уже эксплуатируются (п. 1.1, 1.2, 3.6 Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01). Иначе безопасность для населения при эксплуатации полигонов твердых бытовых отходов обеспечена быть не может.
По результатам контрольной проверки установлено, что санитарно-защитная зона не разработана.
Вокруг полигона выполнена обваловка из грунта высотой 1-1,5м. При этом отсутствует легкое ограждение всей территории полигона и территории хозяйственной зоны.
Пунктом 4.4. Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», по периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м. В ограде полигона устраивается шлагбаум у производственно - бытового здания на момент проверки отсутствовал.
Пунктом 4.1 СП 2.1.7.1038-01 предусмотрено, что хозяйственная зона устраивается для размещения производственно - бытового здания для персонала, гаража или навеса для размещения машин и механизмов. Для персонала предусматривается обеспечение питьевой и хозяйственно - бытовой водой в необходимом количестве, комната для приема пищи, туалет.
Согласно п. 4.2 СП 2.1.7.1038-01 территория хозяйственной зоны бетонируется или асфальтируется, освещается, имеет легкое ограждение. Указанные требования Санитарных Правил ООО «Староюрьевская коммунальная служба» не выполняется.
Также установлено, что складирование ТБО осуществляется с нарушением - требований в области обращения отходов, а именно места складирования осуществляется не по схеме, а хаотично, что свидетельствует о нарушении п. 5.1 1 2.1.7.1038-01 согласно которой, складирование ТБО допускается только на рабочей карте и в соответствий с инструкцией по проектированию, эксплуатации рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов.
На территории Российской Федерации действует Инструкция по тактированию, эксплуатации и рекультивации полигонов твердых бытовых отходов, утвержденная Министерством строительства Российской Федерации от 1.11.1996.
Пункт 2.1. Инструкции устанавливает, что на полигоне выполняются следующие основные виды работ: прием, складирование и изоляция ТБО.
Организация работ на полигоне определяется технологической схемой эксплуатации полигона, разрабатываемой в составе проекта. Технологическая схема представляет собой генплан полигона, определяющий с учетом сезонов :а последовательность выполнения работ, размещения площадей для складирования ТБО и разработки изолирующего грунта.
Основным документом планирования работ является график эксплуатации, составляемый на год. Планируется помесячно: количество принимаемых ТБО с указанием N карт, на которые складируются отходы, разработка грунта для изоляции ТБО.
Примеры составления технологической схемы и графика эксплуатации едены в Приложении 2 к Инструкции.
На предприятии отсутствует участок для мытья, дезинфекции контейнеров, нарушен п. 1.23. Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов твердых бытовых отходов, согласно которому на выезде из полигона должна быть контрольно-дезинфицирующая зона с устройством железобетонной ванны длиной 8 м, глубиной 0,3 м. и шириной 3 м. для дезинфекции колес мусоровозов. Кроме того, в ходе прокурорской проверки установлено, что обществом не т противопожарные требования, предусмотренные для полигонов бытовых отходов, что создает угрозу возникновения пожаров, в том числе травы непосредственно примыкающей к жилым постройкам жителей <адрес>. На полигоне отсутствуют огнетушители, отсутствует сборный железобетонный резервуар для воды или пруд для пожаротушения емкостью не менее 50куб.м. Требования к оборудованию полигона средствами пожаротушения трены пунктом 4.3.3 Инструкции, согласно которому на полигоне должны быть разработаны конкретные меры по пожарной безопасности. Для выполнения повседневных работ, надзора за первичными средствами пожаротушения и организации тушения назначается ответственный за пожарную безопасность на полигоне. Полигоны должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения из расчета на 500 кв. м площади два пенных огнетушителя.
Пунктом 1.24. Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов твердых бытовых отходов предусмотрено, что на полигоне предусматривается сборный железобетонный резервуар или пруд для пожаротушения проектируется емкостью не менее 50 куб. м и определяется местными условиями.
Согласно объяснениям генерального директора ООО «Староюрьевская коммунальная служба» устранить указанные нарушения не представляется возможным в связи с отсутствием у общества необходимых денежных средств.
Таким образом, дальнейшее функционирование полигона для размещения отходов на территории <адрес> влечет за собой нарушение естественного состояния окружающей среды и впоследствии может повлиять на здоровье населения.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из экологических правоотношений, направлены на защиту прав граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением, гарантированных статьей 42 Конституции Российской Федерации, что определяет подведомственность этих дел судам общей юрисдикции (статья 126 Конституции РФ, пункт 1 части 1 статьи 22 ГПК РФ).
Поскольку имущественные отношения участников гражданского (хозяйственного) оборота, возникающие в ходе осуществления этими лицами предпринимательской и иной экономической деятельности, предметом заявленных требований по делам данной категории не являются, указанные дела рассматриваются в судах общей юрисдикции независимо от субъектного состава участвующих в деле лиц.
Прокуратура Староюрьевского района просит:
Обязать ООО «Староюрьевская коммунальная служба» и администрацию Староюрьевского района Тамбовской области устранить выявленные нарушения в области санитарно - эпидемиологического и природоохранного законодательства, а именно: установить легкое ограждение всей территории полигона и территории хозяйственной зоны; обустроить хозяйственную зону для размещения производственно - бытового здания для персонала, гаража или навеса для размещения машин и механизмов, обеспечить персонал питьевой и хозяйственно - бытовой водой в необходимом количестве, а также комнату для приема пищи, туалет; обустроить контрольно-дезинфицирующую зону с устройством железобетонной ванны длиной 8 м. глубиной 0,3 м. и шириной 3 м. для дезинфекции колес мусоровозов; оснастить полигон огнетушителями, и сборным железобетонным резервуаром для воды или пруд для пожаротушения емкостью не менее 50 куб.м.
В судебном заседании заместитель прокурора Староюрьевского района ФИО3 исковое заявление поддержала в полном объеме, и не возразила против признания иска ответчиками.
Представитель администрации Староюрьевского района Тамбовской области – заместитель главы района - ФИО4 требования прокуратуры района признал в части обустроить контрольно-дезинфицирующую зону с устройством железобетонной ванны длиной 8 м, глубиной 0,3 м и шириной 3 м для дезинфекции колес мусоровозов.
Представитель ООО «Староюрьевская коммунальная служба» ФИО7 требования прокуратуры района признал в части:
установить легкое ограждение всей территории полигона и территории хозяйственной зоны;
обустроить хозяйственную зону для размещения производственно - бытового здания для персонала, гаража или навеса для размещения машин и механизмов, обеспечить персонал питьевой и хозяйственно - бытовой водой в необходимом количестве, а также комнату для приема пищи, туалет;
оснастить полигон огнетушителями, и сборным железобетонным резервуаром для воды или пруд для пожаротушения емкостью не менее 50куб.м.
Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основания или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Су не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает моровое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Признание иска ответчиками не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, поэтому суд принимает признание иска ответчиками.
В соответствии со ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в монтировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
В связи с тем, что ответчикам необходимо для исполнения решения суда провести необходимые работы, суд считает возможным установить срок для исполнения решения суда два месяца.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Обязать ООО «Староюрьевская коммунальная служба» устранить выявленные нарушения в области санитарно - эпидемиологического и природоохранного законодательства, полигон для захоронения твердых бытовых отходов, местоположение: <адрес>, в центральной части кадастрового квартала №, площадью № кв.м. (№ кв.м.) а именно:
установить легкое ограждение всей территории полигона и территории хозяйственной зоны;
обустроить хозяйственную зону для размещения производственно - бытового здания для персонала, гаража или навеса для размещения машин и механизмов, обеспечить персонал питьевой и хозяйственно - бытовой водой в необходимом количестве, а также комнату для приема пищи, туалет;
оснастить полигон огнетушителями, и сборным железобетонным резервуаром для воды или пруд для пожаротушения емкостью не менее 50куб.м.
Обязать администрацию Староюрьевского района Тамбовской области устранить выявленные нарушения в области санитарно - эпидемиологического и природоохранного законодательства, полигон для захоронения твердых бытовых отходов, местоположение: <адрес>, в центральной части кадастрового квартала №, а именно: обустроить контрольно-дезинфицирующую зону с устройством железобетонной ванны длиной 8 м, глубиной 0,3 м и шириной 3 м для дезинфекции колес мусоровозов.
Срок для исполнения решения 2 месяца.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течении месяца со дня принятия его в окончательной форме в Тамбовский областной суд через Староюрьевский районный суд Тамбовской области.
Судья: И.В. Татарцев.
Мотивированное решение изготовлено 07 октября 2019г.
Судья: И.В. Татарцев.