**
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 апреля 2012 года г. Кызыл
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Соскал О.М.,
судей Болат-оол А.В., Дамдын Л.Д.,
при секретаре Монгуш С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Болат-оол А.В. гражданское дело по иску Донгак А.Д. к Адвокатской палате Республики Тыва, Управлению Министерства юстиции Российской Федерации в Республике Тыва об отмене решений Совета Адвокатской палаты Республики Тыва о прекращении статуса адвоката и восстановлении статуса адвоката по апелляционной жалобе Донгак А.Д. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 16 декабря 2011 года,
УСТАНОВИЛА:
Донгак А.Д. обратилась в суд с иском к Совету Адвокатской палаты Республики Тыва, Управлению Министерства юстиции РФ по Республике Тыва об отмене решений Совета адвокатской Палаты Республики Тыва от 15 июня 2011 года о прекращении её статуса адвоката, восстановлении статуса адвоката, указывая на то, что 15 июня 2011 года Советом Адвокатской палаты Республики Тыва прекращён её статус адвоката в связи с нарушением норм Кодекса профессиональной этики адвоката и неисполнением решений органов Адвокатской палаты Республики Тыва. С решениями Совета адвокатской Палаты Республики Тыва не согласна по следующим основаниям. В решении указано на неуплату ею членских взносов в течение 15 месяцев. Однако 28 апреля 2011 года она оплатила взносы за 3 месяца 2010 года, остальная задолженность погашена 16 июня 2011 года. На заседании квалификационной коллегии Адвокатской палаты Республики Тыва 28 апреля 2011 года она поясняла о причинах неуплаты членских взносов: с августа 2009 года у неё ухудшилось состояние здоровья, находилась на стационарном лечении. Также считает необоснованными доводы о нарушении ею норм Кодекса профессиональной этики адвоката. Все следственные действия с подзащитным Т. проводились с её участием, 14 февраля 2011 года согласно записям журнала ИВС Дзун-Хемчикского РОВД они знакомились с материалами уголовного дела. Несоответствие дат в уведомлении об окончании следственных действий и протоколах ознакомления с материалами уголовного дела обвиняемого и защитника является технической ошибкой, об этом указано в приговоре Дзун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 26 апреля 2011 года в отношении Т. Просила отменить решения Совета Адвокатской палаты Республики Тыва о прекращении её статуса адвоката, как незаконные, и восстановить статус адвоката.
Судом в ходе производства по делу ненадлежащий ответчик - Совет Адвокатской палаты Республики Тыва заменен на надлежащего ответчика - Адвокатскую палату Республики Тыва.
Решением суда исковые требования Донгак А.Д. к Адвокатской палате Республики Тыва удовлетворены частично.
Судом признано незаконным решение Совета Адвокатской палаты Республики Тыва от 15 июня 2011 года о прекращении статуса адвоката Донгак А.Д. в связи с ненадлежащим исполнением профессиональных обязанностей и нарушением п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», п. 1 ч. 1 ст. 8 Кодекса профессиональной этики адвоката.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Донгак А.Д. с решением суда в части отказа в удовлетворении её требования об отмене решения Совета Адвокатской палаты Республики Тыва о прекращении статуса адвоката в связи с неисполнением решений органов адвокатской палаты не согласилась, указывая в апелляционной жалобе на то, что судом нарушены нормы материального права. Суд не учел, что дисциплинарного взыскания от 21 мая 2010 года не было. Советом адвокатской палаты не представлен административный материал о возбуждении дисциплинарного производства в 2010 году. Решение Совета Адвокатской палаты Республики Тыва от 21 мая 2010 года о наложении на неё дисциплинарного взыскания в виде предупреждения она не получала, в мае 2010 года её не вызывали в квалификационную комиссию и в Совет Адвокатской палаты Республики Тыва. В соответствии со ст. 26 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», если в течение года со дня наложения дисциплинарного взыскания адвокат не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Просит решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований отменить.
Выслушав пояснения представителя Адвокатской палаты Республики Тыва Артемьевой О.В., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 17 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» статус адвоката прекращается по решению совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации при:
1) неисполнении или ненадлежащем исполнении адвокатом своих профессиональных обязанностей перед доверителем;
2) нарушении адвокатом норм кодекса профессиональной этики адвоката;
3) неисполнении или ненадлежащем исполнении адвокатом решений органов адвокатской палаты, принятых в пределах их компетенции.
Согласно п.п. 1, 4 ст. 18 Кодекса профессиональной этики адвоката нарушение адвокатом требований законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и настоящего Кодекса, совершенное умышленно или по грубой неосторожности, влечет применение мер дисциплинарной ответственности. Меры дисциплинарной ответственности применяются только в рамках дисциплинарного производства в соответствии с процедурами, предусмотренными разделом 2 настоящего Кодекса. При определении меры дисциплинарной ответственности должны учитываться тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершён, форма вины, а также иные обстоятельства, которые Советом признаны существенными и приняты во внимание при вынесении решения.
Ст. 22 Кодекса профессиональной этики адвоката установлено, что дисциплинарное производство включает в себя стадии разбирательства в квалификационной комиссии адвокатской палаты субъекта РФ и разбирательства в Совете адвокатской палаты субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 25 Кодекса профессиональной этики адвоката Совет вправе принять по дисциплинарному производству решение о наличии в действиях (бездействии) адвоката нарушения норм законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и (или) Кодекса профессиональной этики адвоката, о неисполнении или ненадлежащем исполнении им своих обязанностей перед доверителем и о применении к адвокату мер дисциплинарной ответственности.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что 28 апреля 2011 года квалификационная комиссия Адвокатской палаты Республики Тыва вынесла заключения о ненадлежащем исполнении адвокатом Донгак А.Д. своих профессиональных обязанностей перед доверителем, а также о наличии в действиях (бездействии) Донгак А.Д. нарушений п.п. 4. 5. п. 1 ст. 7 вышеуказанного Федерального закона, п. 6 ст. 15 Кодекса профессиональной деятельности адвоката, согласно которым адвокат обязан выполнять решения органов адвокатской палаты и органов Федеральной палаты адвокатов, принятые в пределах их компетенции, ежемесячно отчислять за счёт получаемого вознаграждения средства на общие нужды адвокатской палаты.
15 июня 2011 года Советом Адвокатской палаты Республики Тыва приняты решения: о прекращении статуса адвоката Донгак А.Д. в связи с неисполнением ею решений органов Адвокатской Палаты Республики Тыва, принятых в пределах компетенции адвокатской палаты; о прекращении статуса адвоката Донгак А.Д. в связи с ненадлежащим исполнением ею своих профессиональных обязанностей перед доверителем, нарушением норм Кодекса профессиональной этики адвоката.
Суд удовлетворил требование истицы о признании незаконным решения Совета Адвокатской палаты Республики Тыва о прекращении статуса адвоката в связи с ненадлежащим исполнением ею своих профессиональных обязанностей перед доверителем и нарушением норм Кодекса профессиональной этики адвоката, указав на то, что истицей при осуществлении защиты обвиняемого Т. нарушений п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», п. 1 ч. 1 ст. 8 Кодекса профессиональной этики адвоката не допускалось; кроме того, Советом при принятии данного решения не в полной мере учтены положения ст. 18 Кодекса профессиональной этики адвоката, согласно которой при определении меры дисциплинарной ответственности должны учитываться тяжесть совершённого поступка, обстоятельства, при которых он совершён, форма вины, а также иные обстоятельства, которые могут быть признаны существенными.
Решение суда в этой части сторонами не оспаривается.
Согласно пп. 4, 5 п. 1 ст. 7 вышеуказанного Федерального закона адвокат обязан: исполнять решения органов адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, принятые в пределах их компетенции; ежемесячно отчислять за счет получаемого вознаграждения средства на общие нужды адвокатской палаты в порядке и в размерах, которые определяются собранием (конференцией) адвокатов адвокатской палаты соответствующего субъекта РФ, а также отчислять средства на содержание соответствующего адвокатского кабинета, соответствующей коллегии адвокатов или соответствующего адвокатского бюро в порядке и в размерах, которые установлены адвокатским образованием.
В соответствии с п. 6 ст. 15 Кодекса профессиональной деятельности адвоката адвокат обязан выполнять решения органов адвокатской палаты и органов Федеральной палаты адвокатов, принятые в пределах их компетенции.
Совет Адвокатской палаты Республики Тыва своим решением прекратил статус адвоката Донгак А.Д. за нарушения п.п. 4, 5 п.1 ст.7 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», п. 6 ст. 15 Кодекса профессиональной деятельности адвоката, указав на то, что по состоянию на 01 апреля 2011 года за Донгак А.Д. образовалась задолженность по обязательным отчислениям в Федеральную палату адвокатов и Адвокатскую палату Республики Тыва с февраля 2010 года в сумме ** рублей.
Суд признал данное решение Совета Адвокатской палаты Республики Тыва обоснованным.
Однако суд не принял во внимание, что п. 5 п. 1 ст. 7 вышеуказанного Федерального закона на адвоката возложена обязанность отчислять средства на общие нужды адвокатской палаты соответствующего субъекта Российской Федерации, на содержание соответствующего адвокатского кабинета, соответствующей коллегии адвокатов или соответствующего адвокатского бюро.
Обязанность адвоката по отчислению средств на общие нужды Федеральной палаты адвокатов вышеуказанным Федеральным законом не установлена.
В силу п. 1 ст. 29, п. 1 ст. 35 вышеуказанного Федерального закона адвокатская палата субъекта Российской Федерации основана на членстве адвокатов, а Федеральная палата адвокатов - на членстве адвокатских палат субъектов Российской Федерации.
Протоколом IV Всероссийского съезда адвокатов от 07 апреля 2009 года определён размер обязательных ежемесячных отчислений на общие нужды Федеральной палаты адвокатов для адвокатских палат субъектов Российской Федерации – ** руб. за каждого члена адвокатской палаты (л.д. 43).
Таким образом, указанным решением обязанность по ежемесячному отчислению средств на общие нужды Федеральной палаты адвокатов возложена на адвокатские палаты субъектов Российской Федерации, а не на адвокатов.
Решение органов Адвокатской палаты Республики Тыва или органов Федеральной палаты адвокатов, предусматривающее обязанность адвоката по ежемесячному отчислению средств на общие нужды Федеральной палаты адвокатов, Адвокатской палатой Республики Тыва суду не представлено.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что истицей не исполнена обязанность по отчислению средств на общие нужды Федеральной палаты адвокатов, является необоснованным.
Однако допущенное судом нарушение не может служить основанием для отмены решения суда, так как оно не привело к неправильному разрешению спора.
Решением общего собрания адвокатов Адвокатской палаты Республики Тыва от 21 февраля 2006 года установлен размер обязательных ежемесячных отчислений адвокатов на общие нужды Адвокатской палаты Республики Тыва - ** руб. (л.д. 42).
Согласно справке бухгалтера Адвокатской палаты Республики Тыва от 18.04.2011 г. задолженность Донгак А.Д. по отчислениям на нужды Адвокатской палаты Республики Тыва за период с февраля 2010 года по апрель 2011 года составляет ** руб. (л.д. 58).
Судом установлено, что 28 апреля 2011 года истицей произведена оплата задолженности только за три месяца (в размере ** руб.), оставшаяся задолженность погашена ею 16 июня 2011 года, после принятия Советом Адвокатской палаты Республики Тыва решения о прекращении статуса адвоката.
Суд обоснованно не признал нахождение истицы на амбулаторном и стационарном лечении уважительной причиной неисполнения ею обязанности по ежемесячному отчислению средств на нужды Адвокатской палаты Республики Тыва, так как истица находилась на амбулаторном лечении в мае и августе 2010 года – по 4 дня и на стационарном лечении в марте 2011 года – в течение 9 дней, а неисполнение ею указанной обязанности имело место в течение более года. Кроме того, по пояснениям самой истицы, несмотря на болезнь, весь указанный период она осуществляла деятельность в качестве адвоката.
Советом Адвокатской палаты Республики Тыва при определении меры дисциплинарной ответственности в соответствии со ст. 18 Кодекса профессиональной деятельности адвоката учтено, что неисполнение истицей обязанности по ежемесячному отчислению средств на нужды Адвокатской палаты Республики Тыва имело место неоднократно. Суду представлены решения Совета Адвокатской палаты Республики Тыва от 05 мая 2006 года и от 21 мая 2010 года о наложении на истицу дисциплинарных взысканий в виде предупреждений за аналогичные нарушения (л.д. соответственно 99, 138).
Правильно определив обстоятельства, имеющие значение для дела, суд пришёл к обоснованному выводу о том, что поскольку истица в течение длительного времени не исполняла решение общего собрания адвокатов Адвокатской палаты Республики Тыва о ежемесячных отчислениях на нужды Адвокатской палаты Республики Тыва, принятое в пределах его компетенции, то она правомерно привлечена к дисциплинарной ответственности в виде прекращения статуса адвоката.
С данным выводом судебная коллегия согласна, так как он подтверждается имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
Согласно п. 5 ст. 18 Кодекса профессиональной деятельности адвоката меры дисциплинарной ответственности могут быть применены к адвокату не позднее шести месяцев со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни адвоката, нахождения его в отпуске. Меры дисциплинарной ответственности могут быть применены к адвокату, если с момента совершения им нарушения прошло не более одного года.
Сроки применения мер дисциплинарной ответственности Адвокатской палатой Республики Тыва не пропущены, так как неисполнение истицей обязанности по ежемесячным отчислениям на нужды Адвокатской палаты Республики Тыва имело место по апрель 2011 года. Решение Совета Адвокатской палаты Республики Тыва о прекращении её статуса адвоката принято 15 июня 2011 года.
Доводы апелляционной жалобы о том, что решение Совета Адвокатской палаты Республики Тыва от 21 мая 2010 года о наложении дисциплинарного взыскания в виде предупреждения истица не получала, в мае 2010 года её не вызывали в квалификационную комиссию и в Совет Адвокатской палаты Республики Тыва, не могут служить основанием для отмены решения суда, так как указанные обстоятельства не имеют правового значения для разрешения дела. Факт образования задолженности по ежемесячным отчислениям на нужды Адвокатской палаты Республики Тыва в 2005-2006 годы истица в ходе судебного разбирательства не отрицала (протокол судебного заседания от 16 декабря 2011 года, л.д. 191), а наличие задолженности по ежемесячным отчислениям на нужды Адвокатской палаты Республики Тыва в 2008-2009 годы подтверждается представленными истицей квитанциями, согласно которым оплата ею задолженности за апрель-декабрь 2008 года и за январь-апрель 2009 года произведена 20 мая 2009 года (л.д. 180).
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - несостоятельными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 16 декабря 2011 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное определение изготовлено 11 апреля 2012 года.
Председательствующий
Судьи