Решение по делу № 66а-564/2021 от 26.04.2021

                                                                        № 55OS0000-01-2020-000295-62

    № 66а-564/2021

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Новосибирск                                                                    09 июня 2021 года

             Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

          председательствующего Сумачаковой Н.И.,

          судей Тертишниковой Л.А., Вольной Е.Ю.,

          при секретаре Грейсман А.А.,

            рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №3а-40/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Мир масла» к Министерству имущественных отношений Омской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости,

по апелляционной жалобе заинтересованного лица Администрации города Омска на решение Омского областного суда от 04 марта 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Тертишниковой Л.А., пояснения представителя заинтересованного лица Администрации города Омска – Окишева К.В., поддержавшего доводы жалобы, возражения на апелляционную жалобу представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «Мир масла» - Бондаренко А.И., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

общество с ограниченной ответственностью «Мир масла», являясь арендатором находящегося в муниципальной собственности города Омска земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> обратилось в Омский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости указанного земельного участка.

Требования мотивированы тем, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 03 июля 2018 года составляет 275707456,56 рублей, что не соответствует его рыночной стоимости, в связи с чем административный истец с учетом уточнения требований просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере его рыночной стоимости, определенной по результатам проведенной судебной экспертизы, согласно заключению эксперта № 1/АГ-21 от 17 февраля 2021 года - 144053784 рубля.

Решением Омского областного суда от 04 марта 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено, постановлено:

«Установить по состоянию на 3 июля 2018 года архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере его рыночной стоимости в сумме 144053784 рубля.

Установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 3 июля 2018 года по 31 декабря 2020 года.

Датой подачи заявления считать 10 ноября 2020 года».

Не согласившись с решением суда заинтересованным лицом Администрацией города Омска в лице представителя Окишева К.В. подана апелляционная жалоба, в которой он просит решение суда изменить, указав в резолютивной части, что установленная решением суда кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года.

В обоснование апелляционной жалобы, дополнений к ней указано, что судом первой инстанции вывод о начале применения кадастровой стоимости был сделан им из современной редакции статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ» № 135-ФЗ (далее - Закон № 135-Ф3), утвержденной Федеральный законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ (далее - Закон № 269-ФЗ) и вступившей в силу с 11 августа 2020 года, в которой указано на возможность применения устанавливаемой судом кадастровой стоимости со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости. Действовавшая до 11 августа 2020 года редакция статьи 24.20 Закона № 135-ФЗ предусматривала применение устанавливаемой судом кадастровой стоимости с 1 января года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости.

При этом Закон № 269-ФЗ не содержит норм, предусматривающих распространение его положений на отношения, возникшие до введения его в действие.

Таким образом, правовые нормы Закона № 269-ФЗ могут применяться к отношениям (включая, отношения по аренде земельных участков) только с 11 августа 2020 года.

С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости истец обратился 10 ноября 2020 года.

Отношения по аренде рассматриваемого земельного участка возникли в 2012 году. Согласно договору аренды, истец обязан ежемесячно уплачивать арендные платежи за пользование земельным участком, размер которых исчисляется из кадастровой стоимости земельного участка. Поэтому к обязанности истца по уплате арендных платежей за период до 11 августа 2020 года (дата введения в действие Закона № 269-ФЗ) его положения применены быть не могут. А к периоду с 01 января 2020 года могут быть применены положения действовавшей до 11 августа 2020 года редакции статьи 24.20 Закона № 135-Ф3, предусматривающие - применение устанавливаемой судом кадастровой стоимости к правоотношениям с 1 января года подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости.

Постановлением Правительства Омской области от 16.12.2020 № 542-п 01 января 2021 года установлено датой перехода к применению на территории Омской области положений статьи 22.1 Федерального закона № 237-Ф3.

Поэтому все споры о пересмотре кадастровых стоимостей объектов недвижимости, расположенных на территории Омской области, должны с 01 января 2021 года осуществляться в соответствии с положениями статьи 22.1 Федерального закона № 237-Ф3 (по заявлениям, поданным с 01 января 2021 года) или с положениями статьи 22 Федерального закона № 237-Ф3 (по заявлениям, поданным до 01 января 2021 года), а результаты этого пересмотра могут применяться только с 1 января года подачи заявления в суд или комиссию. Нормы федерального закона № 135-Ф3 при этом применяться уже не могут. Иное толкование противоречит императивным нормам статьи 6 Федерального закона № 269-ФЗ.

В возражениях на апелляционную жалобу ООО «Мир масла» просит оставить ее без удовлетворения, указывая на безосновательность доводов апелляционной жалобы.

Стороны принимали участие в судебном заседании апелляционной инстанции путем использования систем видеоконференц-связи.

Представитель заинтересованного лица Администрации города Омска - Окишев К.В. доводы жалобы поддержал, против удовлетворения которых возражала представитель ООО «Мир масла» - Бондаренко А.И.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

На основании пунктов 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Кадастровая стоимость земельного участка может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В силу положений статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельного участка проводится государственная кадастровая оценка. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке.

В соответствии с абзацем 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Закон об оценочной деятельности).

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Из материалов дела следует, что между департаментом имущественных отношений Администрации города Омска (арендодатель) и ООО «Торговый город» (арендатор) 13 июня 2012 года заключен договор аренды земельного участка № Д-Кр-31-9213 с кадастровым номером <данные изъяты> из состава земель населенных пунктов в границах города Омска сроком на 10 лет.

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, 12 декабря 2017 года в отношении названного выше земельного участка зарегистрирована аренда в пользу ООО «Мир масла», срок действия с 29 июня 2012 года - 10 лет.

На основании Порядка расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Омска (приложение № 2 к договору от 13 июня 2012 года № Д-Кр-31-9213) размер арендной платы определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.

Также между <данные изъяты> ООО «Мир масла» (покупатель) заключен договор купли-продажи № 1 недвижимого имущества от 26 сентября 2017 года в отношении нежилого здания с кадастровым номером 55:<данные изъяты>

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 12 января 2021 года сведения об оспариваемой административным истцом кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее также – ЕГРН) 3 июля 2018 года, указанная кадастровая стоимость определена по состоянию на 3 июля 2018 года и составляет 257707456,56 рублей, дата начала применения названной кадастровой стоимости - 3 июля 2018 года.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 19 февраля 2021 года сведения об актуальной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> внесены в ЕГРН 19 января 2021 года, данная кадастровая стоимость определена по состоянию на 1 января 2020 года и составляет 309279060,64 рублей, дата начала применения указанной актуальной кадастровой стоимости – 1 января 2021 года.

Таким образом, оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость вышеназванного земельного участка в настоящее время является архивной.

Вместе с тем оспариваемая кадастровая стоимость являлась действующей на дату обращения ООО «Мир масла» в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости (10 ноября 2020 года) и на дату подачи настоящего административного искового заявления в Омский областной суд (21 декабря 2020 года).

В связи с чем суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ООО «Мир масла» имело право на оспаривание архивной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.

Обращаясь в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> ООО «Мир масла» представило отчет об оценке № 18/20 от 20 октября 2020 года, подготовленный оценщиком <данные изъяты>

В то же время, учитывая указанные комиссией нарушения в представленном ООО «Мир масла» отчете об оценке рыночной стоимости, заявленное в порядке реализации процессуального права на назначение экспертизы ходатайство представителя административного истца удовлетворено, определением Омского областного суда от 19 января 2021 года по настоящему делу была назначена экспертиза для определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, проведение которой было поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>

Согласно заключению эксперта № 1/АГ-21 от 17 февраля 2021 года, выполненному экспертом <данные изъяты> А.Г., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 3 июля 2018 года составляет 144053784 рубля.

Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, исходил из того, что заключение эксперта № 1/АГ-21 от 17 февраля 2021 года является относимым, допустимым и достоверным доказательством величины рыночной стоимости спорного земельного участка, с чем судебная коллегия соглашается.

Согласно разъяснениям постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», содержащимся в пункте 25, резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ).

Если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.

Суд первой инстанции, с учетом положений частей четвертой и пятой статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в редакции Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ, пришел к выводу, что устанавливаемая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 3 июля 2018 года (дата начала применения оспариваемой архивной кадастровой стоимости согласно сведениям, внесенным в ЕГРН) по 31 декабря 2020 года (дата окончания применения оспариваемой архивной кадастровой стоимости).

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом относительно периода действия определенной судом кадастровой стоимости, доводы апелляционной жалобы о том, что подлежала применению действовавшая до 11 августа 2020 года редакция статьи 24.20 Закона № 135-ФЗ, предусматривающая применение устанавливаемой судом кадастровой стоимости с 1 января года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, находит не состоятельными, исходя из следующего.

Частью пятой в прежней редакции статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности» (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 361-ФЗ) было предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Федеральным законом от 31.07.2020 № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу 11 августа 2020 года (за исключением некоторых положений), были внесены изменения в ряд федеральных законов, в том числе в Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и в Федеральный закон от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

В новой редакции части четвертой статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности» установлено, что кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня внесения сведений о ней в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, установленных настоящей статьей.

Согласно новой редакции части пятой статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности» кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие:

исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, послужившего основанием для такого изменения;

внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, изменяющий кадастровую стоимость объекта недвижимости в сторону уменьшения;

установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

По мнению судебной коллегии, выбор редакции статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности», применимой при разрешении настоящего административного искового заявления, обусловлен действием редакции указанной статьи на момент обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, поскольку федеральным законом «Об оценочной деятельности» для юридических лиц установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора (статья 24.18), в связи с этим датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости для юридических лиц является дата обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Ввиду того, что ООО «Мир масла» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости 10 ноября 2020 года, судом правомерно применена статья 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности» в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 269-ФЗ.

Доводы жалобы о том, что Федеральный закон от 31.07.2020 № 269-ФЗ не содержит норм, предусматривающих распространение его положений на отношения, возникшие до введения его в действие, в связи с чем не может применяться к правоотношениям (включая, отношения по аренде земельных участков), возникшим ранее 11 августа 2020 года, не являются основанием для изменения судебного акта, поскольку Федеральный закон «Об оценочной деятельности» в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 269-ФЗ применен судом для рассмотрения спора о результатах определения кадастровой стоимости, который возник после вступления в силу Федерального закона от 31.07.2020 № 269-ФЗ.

Правоотношения, возникшие из договора аренды спорного земельного участка, не являлись предметом настоящего спора, вопрос о правах и обязанностях сторон договора аренды судом первой инстанции не разрешался.

Также доводы апелляционной жалобы о том, что настоящий спор подлежал разрешению в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», суд апелляционной инстанции находит несостоятельными, поскольку кадастровая стоимость спорного земельного участка (в связи с изменением его площади) была определена актом филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области от 03 июля 2018 года на основании расчета с использованием удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов муниципального образования городской округ город Омск, утвержденных Приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 20.11.2014 № 50-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Омской области».

Вышеуказанный акт был вынесен филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области на основании статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а не бюджетным учреждением в порядке, установленным статьей 16 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

Таким образом, положения Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» не подлежат применению в рассматриваемом деле, так как согласно частям 1, 2, 7 статьи 24 указанного закона государственная кадастровая оценка в течение переходного периода с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года может проводиться в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» или в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами, а государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу данного Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Указание в жалобе на иную судебную практику не может являться основанием для отмены решения суда, поскольку судебная практика основана на иных конкретных обстоятельствах дел, отличных от обстоятельств, установленных при рассмотрении настоящего спора.

В целом доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, в связи с чем, не могут служить основанием к его отмене.

Судебная коллегия признает, что суд установил все имеющие значение для дела обстоятельства, его выводы подробно изложены в мотивировочной части решения, основаны на имеющихся в деле доказательствах, исследованных и оцененных судом в соответствии с частью 1 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Нормы материального права применены верно, процессуальных нарушений не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛИЛА:

    решение Омского областного суда от 04 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заинтересованного лица Администрации города Омска - без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) через Омский областной суд в течение 6 месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи

66а-564/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
ООО Мир масла
Ответчики
Управление Федеральной службы Государственной регистрации, Кадастра и картографии по Омской области
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области
Министерство имущественных отношений Омской области
Другие
Департамент имущественных отношений Администрации города Омска
Администрация г. Омска
Суд
Пятый апелляционный суд общей юрисдикции
Судья
Тертишникова Л.А.
Дело на сайте суда
5ap.sudrf.ru
26.04.2021Передача дела судье
09.06.2021Судебное заседание
16.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.06.2021Передано в экспедицию
09.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее