Дело № 2-2155/2016г.
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 октября 2016 года г. Липецк
Липецкий районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Панченко Т.В.,
при секретаре Козловой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по иску прокурора Липецкого муниципального района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Стройсервис» о понуждении к предоставлению расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Липецкого района Липецкой области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Стройсервис» о понуждении к предоставлению расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование за 2 кв. 2016 года, указывая, что прокуратурой района проведена проверка по вопросу предоставления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам в ГУ – ЛРО ФСС РФ, в ходе которой установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 24.07.1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» ООО «Стройсервис» до настоящего времени не представило в ГУ – ЛРО ФСС РФ расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования, произведенным в счет уплаты этих страховых взносов в ФСС РФ, за 2 квартал 2016 года, что лишает фонд возможности осуществлять деятельность по контролю за уплатой указанных взносов на обязательное государственное социальное страхование. Просит суд обязать ООО «Стройсервис» представить в ГУ – Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования РФ расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование за 2 квартал 2016 года.
В судебном заседании помощник прокурора Липецкого района Липецкой области Юрицына А.Ю. исковые требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика – ООО «Стройсервис» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежаще и своевременно, причины неявки суду не сообщил, возражений на иск не представил.
Представитель третьего лица - ГУ – ЛРО ФСС РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежаще и своевременно, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования прокурора поддержал.
Учитывая согласие прокурора на рассмотрение дела в заочном порядке, в силу ст. 233 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившего представителя ответчика в порядке заочного производства.
Выслушав прокурора, изучив письменные материалы дела, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из п. 4 ст. 27 и п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Обязательное социальное страхование осуществляют страховщики в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 16.07.1999 года N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»).
Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 года № 101 утверждено Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации, согласно которому Фонд социального страхования Российской Федерации управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют также контроль за правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Согласно ч. 1 ст. 2.1. Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе организации - юридические лица.
В силу ст. 2.2. данного закона обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется страховщиком, которым является Фонд социального страхования Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В соответствии со ст. 4.8. того же закона страхователи, указанные в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, обязаны в порядке, установленном страховщиком по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, вести учет:
1) сумм начисленных и уплаченных (перечисленных) страховых взносов, пеней и штрафов;
2) сумм произведенных расходов на выплату страхового обеспечения;
3) расчетов по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с территориальным органом страховщика по месту регистрации страхователя.
Страхователи, указанные в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, обязаны представлять в территориальные органы страховщика отчеты (расчеты) по форме, утвержденной страховщиком по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, о суммах:
1) начисленных страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации;2) использованных ими средств на выплату страхового обеспечения;
3) расходов на выплату страхового обеспечения, подлежащих зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации;
4) страховых взносов, пеней, штрафов, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Отчеты (расчеты), предусмотренные частью 2 настоящей статьи, страхователи, указанные в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, представляют ежеквартально:
1) на бумажном носителе не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом;
2) в форме электронного документа не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.1998 года N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» для целей настоящего закона страхователь - юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Федерального закона; страховщик - Фонд социального страхования Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 17 данного закона страхователь обязан, в частности, правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы; собирать и представлять за свой счет страховщику в установленные страховщиком сроки документы (их заверенные копии), являющиеся основанием для начисления и уплаты страховых взносов, назначения обеспечения по страхованию, и иные сведения, необходимые для осуществления обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; вести учет начисления и перечисления страховых взносов и производимых им страховых выплат, обеспечивать сохранность имеющихся у него документов, являющихся основанием для обеспечения по страхованию, и представлять страховщику отчетность по форме, установленной страховщиком по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Согласно ст. 24 названного закона страхователи в установленном порядке осуществляют учет случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний застрахованных и связанного с ними обеспечения по страхованию, ведут государственную ежеквартальную статистическую, а также бухгалтерскую отчетность.
Страхователи ежеквартально представляют в установленном порядке страховщику по месту их регистрации отчетность по форме, установленной страховщиком по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования:
на бумажном носителе не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;
в форме электронного документа не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Порядок предоставления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения, позволяет органам Фонда социального страхования РФ в порядке ст. 29 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», ст. 18 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» контролировать правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов, а также правильность выплаты обязательного страхового обеспечения гражданам.
Приказом ФСС РФ от 26.02.2015г. № 59 утверждена форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС).
Из материалов дела следует, что ООО «Стройсервис» является действующим юридическим лицом, что подтверждается выпиской из Единого государственного рeестра юридических лиц.
Согласно извещению ГУ – ЛРО ФСС РФ данное общество было зарегистрировано в органе Фонда социального страхования РФ в качестве страхователя с 04.04.2012 года.
Согласно информации ГУ – ЛРО ФСС РФ ООО «Стройсервис» не представлен расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения, по форме – 4 - ФСС за 1 полугодие 2016г.
Доказательств, опровергающих изложенные выше обстоятельства, ответчиком в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
Таким образом, учитывая, что ответчиком не выполняется возложенная на него законом обязанность по предоставлению в ГУ – ЛРО ФСС РФ расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование по форме – 4 ФСС, что препятствует осуществлению от имени государства Фонду социального страхования РФ деятельности по контролю за уплатой и правильностью начисления данных страховых взносов, а также правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения гражданам. суд считает требования прокурора Липецкого района Липецкой области обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Также суд считает необходимым установить ООО «Стройсервис» пятнадцатидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда для устранения выявленных нарушений, учитывая характер дела, требования законодательства, а также действия, которые необходимо совершить ответчику.
Согласно со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку прокурор при подаче иска освобожден от уплаты государственной пошлины, она подлежит взысканию с ответчика в размере 6000 руб. согласно ст.333.19 НК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать ООО «Стройсервис» в течение пятнадцати дней со дня вступления решения суда в законную силу представить в ГУ – Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования РФ расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС) за 1 полугодие 2016 года.
Взыскать с ООО «Стройсервис» в доход бюджета Липецкого муниципального района Липецкой области государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Липецкий областной суд в течение 1 месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение 1 месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, путем подачи апелляционной жалобы через Липецкий районный суд.
Судья Т.В.Панченко
Решение в окончательной форме
изготовлено 10.10.2016г.