УИД 29RS0018-01-2024-000049-50
Строка 2.104, г/п 0 руб.
Судья Поздеева Ю. М.
Докладчик Сафонов Р. С. Дело № 33-5715/2024 25 июля 2024 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе
председательствующего Хмара Е. И.,
судей Поповой Т. В., Сафонова Р. С.,
при секретаре Панютиной Ж. В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело № 2-657/2024 по иску прокурора Плесецкого района, действующего в интересах Третьякова И.В., к государственному казенному учреждению Архангельской области «Архангельский областной центр занятости населения» о понуждении отменить приказ, произвести перерасчёт пособия по безработице, взыскании недополученной суммы пособия по безработице с апелляционной жалобой представителя государственного казенного учреждения Архангельской области «Архангельский областной центр занятости населения» на решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 2 апреля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Сафонова Р. С., судебная коллегия
установила:
прокурор Плесецкого района, действующий в интересах Третьякова И. В., обратился в суд с иском к государственному казенному учреждению Архангельской области «Архангельский областной центр занятости населения» (далее – ГКУ АО «Архангельский областной центр занятости населения») о понуждении отменить приказ, произвести перерасчёт пособия по безработице, взыскании недополученной суммы пособия по безработице.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведённой прокуратурой Плесецкого района по обращению Третьякова И. В. проверки выявлены нарушения законодательства со стороны ГКУ АО «Архангельский областной центр занятости населения» при реализации возложенных на них полномочий в области содействия занятости населения. 26 апреля 2022 года Третьяков И. В. через портал «Работа в России» обратился в отделение занятости населения по Плесецкому округу и городу Мирный в целях поиска подходящей работы. Приказом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № и в соответствии со статьёй 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» Третьяков И. В. признан безработным, установлен период выплаты пособия по безработице: с 26 апреля 2022 года по 25 октября 2022 года, а также размеры и сроки выплаты денежных средств: в размере 75 процентов средней заработной платы (из расчёта 28 586 рублей 63 копейки), но не выше 15 350 рублей 40 копеек с 26 апреля 2022 года по 25 июля 2022 года; в размере 60 процентов средней заработной платы (из расчёта 28 586 рублей 63 копейки), но не выше 6 000 рублей с 26 июля 2022 года по 25 октября 2022 года. Вместе с тем всего за указанный период Третьякову И. В. начислена и выплачена сумма пособия по безработице только в размере 45 832 рубля 10 копеек (за май, июнь, июль 2022 года), все иные периоды учёта его в качестве безработного Третьяков И. В. пособие не получал. Согласно информации, полученной из Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, за последние 12 месяцев Третьяков И. В. состоял в трудовых отношениях с администрацией муниципального образования «Кенозерское» (с 12 ноября 2018 года по 31 декабря 2021 года) и Коневским территориальным отделом администрации Плесецкого муниципального округа (с 1 января 2022 года), действие трудового договора с которым по должности ведущего специалиста прекращено 31 марта 2022 года на основании пункта 2 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (в связи с истечением срока действия трудового договора), о чём сделана соответствующая запись в трудовой книжке. В ходе перерегистрации граждан, состоящих на учёте в качестве безработных, на основании сведений, поступивших из Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, установлен факт осуществления Третьяковым И. В. оплачиваемой деятельности по договору гражданско-правового характера с муниципальным объединением казенных учреждений культура «Гармония» (далее – МОКУК «Гармония») для культурно-досугового учреждения «Привал лесоруба» в посёлке Поча в период с 4 апреля 2022 года по 12 апреля 2022 года, то есть до постановки на учёт в качестве безработного. В связи с этим инспектором отделения занятости населения принято решение об изменении порядка начисления выплаты пособия по безработице. Приказом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № период начисления пособия изменён с 26 апреля 2022 года по 25 июля 2022 года, при этом размер пособия по безработице с момента признания Третьякова И. В. безработным исчислен в минимальном размере, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2021 года № 1940 (1 500 рублей), с применением районного коэффициента в размере 1,2. 29 ноября 2022 года Третьякову И. В. направлено уведомление № о необходимости возврата излишне выплаченной суммы пособия по безработице в размере 40 480 рублей 49 копеек. Приказом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № Третьяков И. В. снят с регистрационного учёта в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного). Таким образом, специалистами отделения занятости населения при исчислении минимального размера пособия по безработице допущено нарушение пункта 1 статьи 30 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», пособие по безработице назначено в минимальном размере, несмотря на то, что Третьяков И. В. в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состоял в трудовых отношениях на основании трудового договора, продолжительность которых составила более 26 недель, что свидетельствует об отнесении его к категории граждан, которым размер пособия исчисляется в процентом соотношении к среднему заработку по последнему месту работу. Прокурор просил возложить на ответчика обязанность отменить приказ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изменении продолжительности периода выплаты пособия по безработице гражданину, признанному в установленном порядке безработным, его размере и сроках выплаты», произвести перерасчёт пособия по безработице с 26 апреля 2022 года по 25 октября 2022 года, взыскать в пользу Третьякова И. В. сумму пособия по безработице за период с 26 июля 2022 года по 25 октября 2022 года в размере 18 000 рублей.
В судебном заседании суда первой инстанции участвующий в деле прокурор Митрофанова И. А. и истец Третьяков И. В. на иске настаивали.
Представитель ответчика, представитель третьего лица министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области, надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Решением Октябрьского районного суда города Архангельска от 2 апреля 2024 года иск прокурора Плесецкого района, действующего в интересах Третьякова И. В., к ГКУ АО «Архангельский областной центр занятости населения» о понуждении отменить приказ от 26 сентября 2022 года, произвести перерасчёт пособия по безработице, взыскании недополученной суммы пособия по безработице удовлетворён. На ГКУ АО «Архангельский областной центр занятости населения» возложена обязанность отменить приказ от 26 сентября 2022 года «Об изменении продолжительности периода выплаты пособия по безработице гражданину, признанному в установленном порядке безработным, его размере и сроках выплаты» №, произвести перерасчёт пособия по безработице с 26 апреля 2022 года по 25 октября 2022 года аналогично тому, как расчёт размера пособия по безработице произведён в приказе от ДД.ММ.ГГГГ №. С ГКУ АО «Архангельский областной центр занятости населения» в пользу Третьякова И. В. взыскана сумма пособия по безработице за период с 26 июля 2022 года по 25 октября 2022 года в размере 18 000 рублей.
С решением суда не согласилась представитель ответчика Вехорева О. В., она подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Считает, что при изменении истцу размера пособия по безработице до минимальной величины сотрудники органа службы занятости действовали в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Указывает, что в период с 4 апреля 2022 года по 12 апреля 2022 года Третьяков И. В. являлся субъектом гражданско-правовых, а не трудовых отношений. Прекращение действия заключённого между ним и МОКУК «Гармония» договора увольнением не является, так как на данный договор не распространяется действие трудового законодательства.
Полагает, что в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице гражданину, осуществлявшему деятельность по договору гражданско-правового характера непосредственно до начала безработицы, должно назначаться в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента. При постановке на учёт в качестве безработного в органах службы занятости Третьяков И. В. относился не к категории работавших по трудовому договору (проходивших службу), а к иной категории граждан.
Указывает, что при определении размера пособия учреждение руководствовалось рекомендациями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, а также позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 25 мая 2010 года № 11-П, согласно которым выбор гражданином той или иной формы реализации права на труд влечёт для него определённые правовые последствия, обусловленные правовым статусом, характерным для субъекта того или иного вида общественно-полезной деятельности. Такой правовой статус формируется федеральным законодателем посредством включения в него набора прав, обязанностей, государственных гарантий их реализации и мер ответственности, исходя из существа данной деятельности, её целевой направленности и фактического положения лица в порождаемых этой деятельностью отношениях.
Отмечает, что в Федеральном законе от 12 декабря 2023 года № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» законодателем уже закреплено правовое положение граждан, имевших последнюю форму занятости не по трудовому договору. В соответствии с частью 3 статьи 45 указанного Федерального закона пособие по безработице гражданам, прекратившим деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в установленном законодательством порядке, гражданам, снятым с учёта в налоговых органах в качестве плательщика налога на профессиональный доход, гражданам, вышедшим из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, и гражданам, выполнявшим работы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являлись выполнение работ и (или) оказание услуг, назначается в размере, указанном в части 1 данной статьи, в случае, если в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, они состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель. В ином случае указанным гражданам пособие по безработице назначается в размере минимальной величины пособия по безработице.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу с её доводами не согласилась исполняющая обязанности прокурора Плесецкого района Беннер Ж. В., она полагает их несостоятельными, просит оставить решение суда без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика, представитель третьего лица, извещённые о времени и месте его проведения надлежащим образом, не явились. Судебная коллегия, руководствуясь положениями частей третьей и четвёртой статьи 167, части первой статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда, изучив материалы дела, заслушав участвующего в деле прокурора Фадееву А. В., истца Третьякова И. В., возражавших относительно доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что 26 апреля 2022 года Третьяков И. В. посредством информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» обратился в отделение занятости населения по Плесецкому округу и городу Мирный ГКУ АО «Архангельский областной центр занятости населения» (далее – отделение занятости населения) с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы.
Приказом начальника отделения занятости населения от ДД.ММ.ГГГГ № Третьяков И. В. признан безработным с 26 апреля 2022 года, с указанной даты ему назначено пособие по безработице. Установлен период выплаты пособия по безработице – 6 месяцев с 26 апреля 2022 года по 25 октября 2022 года, размеры и сроки выплаты пособия: в размере 75 процентов средней заработной платы гражданина (28 586 рублей 63 копейки) – 21 439 рублей 97 копеек, но не выше 15 350 рублей 40 копеек с 26 апреля 2022 года по 25 июля 2022 года; в размере 60 процентов средней заработной платы гражданина (28 586 рублей 63 копейки) – 17 151 рубль 98 копеек, но не выше 6 000 рублей с 26 июля 2022 года по 25 октября 2022 года.
Согласно информации, полученной из Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, за последние 12 месяцев до постановки на учёт в качестве безработного Третьяков И. В. состоял в трудовых отношениях с администрацией муниципального образования «Кенозерское» с 12 ноября 2018 года по 31 декабря 2021 года и Коневским территориальным отделом администрации Плесецкого муниципального округа Архангельской области с 1 января 2022 года. Последний трудовой договор прекратил действие 31 марта 2022 года на основании пункта 2 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (в связи с истечением срока трудового договора), о чём сделана соответствующая запись в трудовой книжке истца.
В ходе перерегистрации граждан, состоящих на учёте в качестве безработных, на основании сведений, поступивших из Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, установлен факт осуществления Третьяковым И. В. до постановки на учёт в качестве безработного оплачиваемой деятельности по договору гражданско-правового характера с МОКУК «Гармония» в период с 4 апреля 2022 года по 12 апреля 2022 года.
Приказом начальника отделения занятости населения от ДД.ММ.ГГГГ № приказ о начислении Третьякову И. В. пособия по безработице с 26 апреля 2022 года изменён, определено производить начисление пособия по безработице по 25 июля 2022 года, пособие выплачивать с 26 апреля 2022 года по 25 июля 2022 года в размере минимальной величины пособия (1 500 рублей), увеличенном на районный коэффициент 1,2, – 1 800 рублей в месяц.
29 ноября 2022 года Третьякову И. В. направлено уведомление № о необходимости возврата излишне выплаченной суммы пособия по безработице в размере 40 480 рублей 49 копеек в течение 10 дней с момента получения уведомления.
Приказом начальника отделения занятости населения от ДД.ММ.ГГГГ № Третьяков И. В. снят с регистрационного учёта в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного) с 27 ноября 2022 года в связи с длительной (более месяца) неявкой безработного в органы службы занятости без уважительных причин для перерегистрации в качестве безработного.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришёл к выводу о соблюдении истцом Третьяковым И. В. всех необходимых условий для назначения пособия по безработице в максимальном размере. Исходя из того, что истец осуществлял трудовую деятельность в течение 12 месяцев, предшествовавших началу периода безработицы, продолжительность его трудовой деятельности составляла не менее 26 недель, суд признал не соответствующим нормам законодательства и подлежащим отмене приказ ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изменении продолжительности периода выплаты пособия по безработице гражданину, признанному в установленном порядке безработным, его размере и сроках выплаты», возложив на ответчика обязанность произвести перерасчёт пособия по безработице Третьякова И. В. с 26 апреля 2022 года по 25 октября 2022 года и взыскав в пользу истца сумму пособия по безработице за период с 26 июля 2022 года по 25 октября 2022 года в размере 18 000 рублей.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, считает их правильными, основанными на исследованных доказательствах, которым дана верная правовая оценка, выводы в решении подробно мотивированы, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, сомнений у судебной коллегии не вызывают.
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно части 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (часть 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации).
С 1 января 2024 года за исключением отдельных положений вступил в силу Федеральный закон от 12 декабря 2023 года № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации».
На момент рассматриваемых правоотношений правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определял Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости населения).
В силу пункта 1 статьи 3 Закона о занятости населения безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Одной из основных гарантий социальной поддержки безработных, предусмотренных Законом о занятости населения, является выплата пособия по безработице (абзац 2 пункта 1 статьи 28 указанного Закона).
Согласно пункту 1 статьи 30 Закона о занятости населения пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, начисляется в процентном отношении к среднему заработку по последнему месту работы (службы), исчисленному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель.
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Закона о занятости населения пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), за исключением граждан, указанных в пункте 1 статьи 34.1 настоящего Закона, гражданам, в отношении которых отсутствуют сведения о среднем заработке по последнему месту работы (службы), исчисленном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо сведения о том, что они состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, или не менее 26 недель до увольнения в связи с призывом на военную службу, гражданам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, гражданам, уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, гражданам, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством порядке, гражданам, вышедшим из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице, если иное не предусмотрено настоящим Законом.
Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, пособие по безработице, установленное в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличивается на размер районного коэффициента.
В силу статьи 33 Закона о занятости населения пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям (за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, статьях 34, 34.1 и 34.2 настоящего Закона) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель и признанным в установленном порядке безработными, начисляется в первые три месяца в размере 75 процентов их среднего заработка по последнему месту работы (службы), исчисленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в следующие три месяца – в размере 60 процентов указанного заработка. При этом размер пособия по безработице не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента (пункт 1).
Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением граждан, указанных в статье 34.2 настоящего Закона, ежегодно определяются Правительством Российской Федерации (пункт 3).
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Закона о занятости населения пособие по безработице во всех иных случаях гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), за исключением граждан, указанных в пункте 1 статьи 34.1 настоящего Закона, гражданам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, гражданам, уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, гражданам, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством порядке, гражданам, вышедшим из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, а также гражданам, в отношении которых отсутствуют сведения о среднем заработке по последнему месту работы (службы), исчисленном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо сведения о том, что они состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, или не менее 26 недель до увольнения в связи с призывом на военную службу, предшествовавших началу безработицы, начисляется в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента, если иное не предусмотрено настоящим Законом.
Таким образом, для граждан, осуществлявших трудовую и иную общественно-полезную деятельность и признанных в установленном порядке безработными, законодателем установлены различные правила определения размера пособия по безработице в зависимости от того, к какой категории занятых граждан они относились до постановки их на учёт в качестве безработных в органах службы занятости – к работавшим по трудовому договору (проходившим службу) либо к иным категориям.
8 апреля 2020 года Правительством Российской Федерации принято постановление № 460 «Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными», действовавшее до 1 января 2023 года (далее – Временные правила).
В соответствии с пунктом 13 Временных правил пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением граждан, указанных в пунктах 14 - 16 настоящих Временных правил, начисляется в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы), либо к среднему заработку, исчисленному центром занятости населения исходя из сведений, полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации согласно пункту 4 настоящих Временных правил, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель.
Период выплаты пособия по безработице указанным гражданам не может превышать 6 месяцев в суммарном исчислении в течение 12 месяцев.
Пособие по безработице начисляется в первые 3 месяца в размере 75 процентов среднемесячного заработка (денежного содержания, довольствия) этих граждан, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы), либо их среднего заработка, исчисленного центром занятости населения исходя из сведений, полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации согласно пункту 4 настоящих Временных правил, в следующие 3 месяца – в размере 60 процентов указанного заработка.
При этом размер пособия по безработице не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.
Разъяснения по вопросу применения положений пунктов 1 и 2 статьи 30 Закона о занятости населения и по вопросам, влияет ли выполнение гражданином работы по гражданско-правовому договору в течение некоторого времени после увольнения по любым основаниям на порядок определения размера пособия по безработице, при том, что он состоял в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, даны в пункте 8 письма Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Как следует из содержания указанного письма, для граждан, осуществлявших трудовую и иную деятельность и признанных в установленном порядке безработными, законодателем установлены различные правила определения размера пособия по безработице в зависимости от того, к какой категории занятых граждан они относились до постановки их на учёт в качестве безработных в органах службы занятости – к работавшим по трудовому договору (проходившим службу) либо к иным категориям. Пособие по безработице, устанавливаемое в процентном отношении к среднему заработку за последние три месяца работы, т. е. в размере, который может превышать минимальную величину этого пособия, безработные вправе получить при одновременном наличии следующих условий: если они перед увольнением состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, если увольнение было осуществлено в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и если увольнение не связано с их виновными действиями. Соответственно, во всех иных случаях, когда эти условия не выполняются, пособие назначается в минимальном размере.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции при разрешении спора верно исходил из того, что в течение 12 месяцев, предшествовавших безработице, Третьяков И. В. осуществлял трудовую деятельность, продолжительность которой составляла не менее 26 недель, трудовой договор прекращён по истечении срока его действия, увольнение не связано с виновными действиями работника, соответственно он имеет право на установление пособия по безработице в процентном отношении к среднему заработку за последние три месяца работы, то есть в размере, который может превышать минимальную величину этого пособия.
Пункт 2 статьи 30 Закона о занятости населения, на который ссылается ответчик как основание назначения Третьякову И. В. пособия по безработице в минимальном размере, содержит закрытый перечень категорий лиц, которым может быть установлен минимальный размер пособия, однако истец не относится ни к одной из указанных в данном пункте категорий.
Содержащаяся в жалобе ссылка на то, что в настоящее время порядок определения размера пособия по безработице гражданам, выполнявшим работы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являлись выполнение работ и (или) оказание услуг, определён положениями Федерального закона от 12 декабря 2023 года № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», выводов суда не опровергает.
В соответствии с частью 3 статьи 45 указанного Федерального закона пособие по безработице гражданам, прекратившим деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в установленном законодательством порядке, гражданам, снятым с учёта в налоговых органах в качестве плательщика налога на профессиональный доход, гражданам, вышедшим из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, и гражданам, выполнявшим работы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являлись выполнение работ и (или) оказание услуг, назначается в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, в случае, если в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, они состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель. В ином случае указанным гражданам пособие по безработице назначается в размере минимальной величины пособия по безработице.
Пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, если иное не установлено настоящей статьёй, назначается: 1) в первые три месяца – в размере 75 процентов среднего заработка; 2) в следующие три месяца – в размере 60 процентов среднего заработка (часть 1 статьи 45 Федерального закона от 12 декабря 2023 года № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации»).
Таким образом, в соответствии с нормами как действующего, так и предшествующего законодательства Третьяков И. В. имеет право на установление пособия по безработице в исчисленном от среднего заработка размере, который может превышать минимальную величину этого пособия.
Доводы апелляционной жалобы об обратном основаны на неправильном толковании закона.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что правоотношения сторон в рамках заявленных требований и материальный закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана судом с учётом требований гражданского процессуального законодательства, в связи с чем доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора и направленные на иное толкование норм материального права, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к отмене или изменению состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 2 апреля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя государственного казенного учреждения Архангельской области «Архангельский областной центр занятости населения» – без удовлетворения.
Председательствующий | Е. И. Хмара |
Судьи | Т. В. Попова |
Р. С. Сафонов |