Р Е Ш Е Н И Е
17 августа 2021 года посёлок Ленинский
Судья Ленинского районного суда Тульской области Никишин С.Н.,
с участием представителя заявителя ГУЗ «<данные изъяты>» по доверенности ФИО1,
рассмотрев жалобу представителя ГУЗ «<данные изъяты>» по доверенности ФИО1 на постановление заместителя главного государственного инспектора г. Тулы по Зареченскому округу по пожарному надзору Главного управления МЧС России по Тульской области ФИО2 от 14 июля 2021 года, вынесенное за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении ГУЗ «<данные изъяты>»,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Тулы по Зареченскому округу по пожарному надзору Главного управления МЧС России по Тульской области ФИО2 от 14 июля 2021 года ГУЗ «<данные изъяты>» признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, представитель ГУЗ «<данные изъяты>» по доверенности ФИО1 обратился с жалобой в Ленинский районный суд Тульской области, в которой просит уменьшить сумму штрафных санкций до 75 000 рублей, по следующим основаниям, ГУЗ «<данные изъяты>» ранее к административной ответственности не привлекалось. Являясь учреждением здравоохранения, все свои силы и средства тратит на лечебный процесс, направленный на борьбу с пандемией Covid-19. Денежные средства на замену, ремонт, восстановление пожарной сигнализации, а также на другие виды ремонтных работ от министерства здравоохранения на счета больницы не поступали.
В настоящее время помимо лечебного процесса денежные средства расходуются на погашение образовавшейся дебиторской задолженности в размере почти 11 миллионов рублей, потраченных на приобретение средств индивидуальной защиты, дезинфицирующих средств и оборудования.
Наложение на ГУЗ «<данные изъяты>» административного штрафа в размере 150 000 рублей еще более усугубит финансовое положение учреждения.
В судебном заседании представитель ГУЗ <данные изъяты>» по доверенности ФИО1 поддержал заявленные им требования по основаниям, указанным в жалобе, дополнительно пояснив, что у ГУЗ «<данные изъяты>» имеется кредитная задолженность в сумме 14 220 184, 39 руб. В настоящее время лечебным учреждением по устранению нарушений пожарной безопасности, указанных в предписании исполнены пункты 1, 7, 8, 12, 22, 25. Пункт 2 – ответственное лицо обучено, обучение руководителя планируется. Пункты 3, 4, 5, 6, 9, 23, 26 получены коммерческие предложения на заключение договора, объявлена закупка. Пункт 10 будет выполнен до указанного в предписании срока, так как необходимо получить заключение градостроительной экспертизы о возможности увеличения проемов, так как дверные проемы находятся в несущих конструкциях здания. Пункты с 13 по 21 требуют финансирования, в связи с чем 21 июля 2021 года направлено письмо в адрес заместителя председателя правительства Тульской области – министра здравоохранения ФИО3 Исполнение допущенных нарушений, указанных в пунктах 11, 24, 27 находятся в стадии работы.
В пунктах 13, 14, 15, 16 18, 20,21 имеются ссылки на СП 5.13130.2009, утративший юридическую силу с 01 марта 2021 года. Правила противопожарного режима в РФ утверждены Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» вступили в силу с 1 января 2021 года и действуют до 31 декабря 2026 года.
Представитель главного управления МЧС России по Тульской области в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен.
Суд с учетом мнения заявителя счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителя главного управления МЧС России по Тульской области.
Изучив доводы жалобы, выслушав представителя ГУЗ «<данные изъяты>» по доверенности ФИО1, исследовав материалы дела, суд полагает, что имеются основания для удовлетворения указанной жалобы по следующим основаниям.
Часть 1 ст. 20.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 20 Закона о пожарной безопасности установлено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Из ч. 2, 3 ст. 4 Федерального закона N 123-ФЗ от 22 июля 2008 года "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" следует, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона "О пожарной безопасности" Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее по тексту Правила).
В силу ч. 1 ст. 38 Закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в том числе: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Как усматривается из материалов дела в ходе проведения проверки ГУЗ «<данные изъяты>» допущены нарушения пожарной безопасности, а именно:
- не обеспечено ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности, эксплуатирующих сверх срока службы, установленного изготовителем, о возможности дальнейшей эксплуатации их до замены в установленном порядке (п.54 «Правил противопожарного режима РФ»);
- не организовано проведение проверок сетей наружного водопровода противопожарного водоснабжения, находящихся на территории организации и внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения в части водоотдачи не реже 2 раза в год (весной осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (п.48 Правил противопожарного режима РФ);
- не организовано проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах не реже 1 раза в 5 лет, с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты ( п.17 б «Правил противопожарного режима в РФ»);
- допущено хранение баллонов с газами без навинченных на них горловины предохранительными колпаками (п 364 (к) « Правил противопожарного режима в РФ»;- не установлено в каждом защищаемом помещении не менее 3 точечных пожарных извещателей, включенных в три независимых радиальных шлейфа однопороговых приборов, либо не менее 4 точечных пожарных извещателей, включенных по два извещателя в каждый шлейф (ч. 10 ст. 83 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ; п. 14.3 СП 5.13130.2009);
- формирование сигналов на управление в автоматическом режиме установками оповещения осуществляется при срабатывании одного пожарного извещателя, не удовлетворяющего рекомендациям, изложенным в приложении Р (ч.10 ст. 83 ФЗ от 22.07.№ 123-ФЗ, п. 14.2 СП 5.13130.2009);
- расстояние от точечных дымовых извещателей до электросветильников, в ряде помещений менее 0,5м Р. (ч.10 ст. 83 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ, п. 14.2 СП 5.13130.2009) Р (ч. 10 ст. 83 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ, п. 13.3.6 СП 5.13130.2009);
- отсутствует автоматическая пожарная сигнализация пространства за подвесными потолками (ч. 10 ст. 83 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ, таб. А 2 приложения А СП 5.13130.2009);
- кабели и провода автоматических установок противопожарной защиты не соответствуют требованиям, нормативным документам в области пожарной безопасности Р ( ч. 10 ст. 83 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ, п. 4.5 СП 6.13130.2009);
- расстояние от проводов и кабелей систем пожарной автоматики с напряжением до 60 В до силовых и осветительных кабелей при параллельной открытой прокладке менее 0,5 м. Р (ч. 10 ст. 83 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ, п. 13.15.15. СП 5.13130.2009);
- настенные речевые оповещатели располагаются на расстоянии от потолка до верхней части оповещения менее 150 мм Р (ч. 10 ст. 83 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ, п. 4.4 СП 3.13130.2009);
- точечные пожарные извещатели размещены не на несущих строительных конструкциях Р (ч. 10 ст. 83 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ, п. 13.3.4 СП 5.13130.2009);
- расстояние от перекрытия до измерительного элемента извещателя менее 30 мм (ч. 10 ст. 83 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ, таблица П.1 приложения П СП 5.13130.2009).
По факту выявленных нарушений в отношении ГУЗ «<данные изъяты>» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, который соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ.
Вина ГУЗ «<данные изъяты>» доказана и подтверждается совокупностью собранных доказательств: протоколом об административном правонарушении N 000102 от 30 июня 2021 года; предписанием № от 30 июня 2021 года, учредительными документами ГУЗ «<данные изъяты>» и другими доказательствами, полученными с соблюдением требований закона.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо пришло к обоснованному выводу о виновности ГУЗ <данные изъяты>» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Постановление о привлечении ГУЗ «<данные изъяты>» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.43 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Вместе с тем, полагаю необходимым исключить из объема обвинения, установленного постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Тулы по Зареченскому округу по пожарному надзору Главного управления МЧС России по Тульской области Красикова Р.Н. от 14 июля 2021 года, вмененное ГУЗ «<данные изъяты>" нарушение положений п.14.3 СП 5.13130.2009, п. 14.2 СП 5.13130.2009, п. 13.3.6 СП 5.13130.2009, таб. А приложения А СП 5.13130.2009, п. 13.15.15 СП 5.13130.2009, п. 13.3.4 СП 5.13130.2009, таблицы П.1 приложения П СП 5.13130.2009, поскольку указанный нормативный акт утратил силу с 01 марта 2021 года.
Исключение из объема обвинения указанного нарушения не влечет изменения квалификации действий ГУЗ «<данные изъяты>» по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, а также размера назначенного наказания, поскольку по данной норме закона квалифицированы и иные нарушения норм и требований пожарной безопасности, установленные административным органом.
Оценивая назначенное наказание, считаю, что имеющиеся в деле и дополнительно представленные документы дают основание для применения положений ч.ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При этом, согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.
Учитывая характер совершенного административного правонарушения, отсутствие негативных последствий, принятия мер к устранению выявленных нарушений, тяжелое финансовое положение ГУЗ «<данные изъяты>», что подтверждается представленными документами, полагаю возможным снизить наказание, назначив его в размере половины назначенного административного штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями чч. 3.2, 3.3 ст. 4.1, ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
Жалобу представителя ГУЗ <данные изъяты>» по доверенности ФИО1 на постановление заместителя главного государственного инспектора г. Тулы по Зареченскому округу по пожарному надзору Главного управления МЧС России по Тульской области ФИО2 от 14 июля 2021 года, вынесенное за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении ГУЗ «<данные изъяты>» - удовлетворить.
Постановление заместителя главного государственного инспектора г. Тулы по Зареченскому округу по пожарному надзору Главного управления МЧС России по Тульской области ФИО2 от 14 июля 2021 года, вынесенное за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении ГУЗ «<данные изъяты>» изменить:
- исключить из объема обвинения указание на нарушение положений п.14.3 СП 5.13130.2009, п. 14.2 СП 5.13130.2009, п. 13.3.6 СП 5.13130.2009, таб. А приложения А СП 5.13130.2009, п. 13.15.15 СП 5.13130.2009, п. 13.3.4 СП 5.13130.2009, таблицы П.1 приложения П СП 5.13130.2009;
- назначить ГУЗ «<данные изъяты>» наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.
Указанную сумму перечислить в УФК по Тульской области (ГУ МЧС России по Тульской области), р/с 03100643000000016600 Отделение Тула Банка России//УФК по Тульской области г. Тула. БИК 017003983, ИНН 7106063211, КПП 710601001, ОКТМО 70701000001, КБК 17711601201010004140.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд в течение десяти дней со дня вручения или получения его копии.
Судья С.Н. Никишин