УИД № 57RS0026-01-2020-001651-70
Производство № 2-99/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 мая 2021 г. г. Орел
Северный районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Тишаевой Ю.В.
при секретарях судебного заседания Прониной О.В., Балашовой М. С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северного районного суда г. Орла гражданское дело по исковому заявлению Волошиной Валентины Александровны, Журавлевой Тамары Тихоновны, Кожуховой Валентины Владимировны, Королева Валерия Ивановича, Рожковой Юлии Владимировны, Чувашевой Елены Сергеевны, Ступиной Ольги Ивановны, Ковалевой Любови Леонидовны, Митина Александра Николаевича к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» и администрации Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области о перерасчете платы за предоставление коммунальной услуги обращение с твердыми коммунальными отходами, о внесении изменений в договор об оказании услуг, возложении обязанности по обеспечению граждан мешками или другими емкостями для сбора и складирования твердых коммунальных отходов, организации вывоза твердых коммунальных отходов, взыскании денежной компенсации морального вреда и штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Рожкова Ю.В., Королев В.И., Кожухова В.В., Волошина В,А., Журавлева Т.Т. обратились в Орловский районный суд г.Орла с иском к ООО УК «Зеленая роща» и администрации Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области о признании незаконным начисления платы за обращение с твердыми коммунальными отходами, перерасчете платы за предоставление коммунальной услуги обращение с твердыми коммунальными отходами, о предоставлении информации о месте, времени и способе сбора и периодичности вывоза твердых коммунальных отходов, возложении обязанности установить контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов, возложении обязанности по обеспечению граждан мешками или другими емкостями для сбора и складирования твердых коммунальных отходов, взыскании денежной компенсации морального вреда и штрафа. В обоснование заявленных требований истцы указали, что они являются жильцами домовладений по Болховскому шоссе д.Жилина Орловского района Орловской области. В их адрес, а также в адрес иных жильцов домовладений с № по № и с № по № указанной деревни поступили квитанции о начислении платы за услуги по вывозу твердых коммунальных отходов, при этом в квитанциях было указано о наличии задолженности, образовавшейся в период с марта по ноябрь 2019 года. Выставление квитанции с включением в нее задолженности за вывоз ТКО является незаконным. На территории д.Жилина Орловского района по Болховскому шоссе в районе домовладений с № по № и с № по № не установлено ни одного контейнера для сбора ТКО. В ответ на обращение жителей д.Жилина Орловского района письмом № 1919 от 20.02.2019 года ООО «УК Зеленая роща» сообщило, что согласно разъяснению администрации Неполодского сельского поселения отсутствие или удаленность контейнерной площадки не является поводом для отказа в оказании услуги по вывозу ТКО. Между тем, указанное противоречит пункту 2.2.3 «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территории населенных мест», в соответствии с которым площадки для установки контейнеров для сбора ТКО должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстоянии не менее 20 метров, но не более 100 метров. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более пяти. В районе 100 метров от домовладений с № по № и с № по № ни одной такой площадки не имеется. В ответе на обращение жильцов ООО «УК Зеленая Роща» подтвердило, что на многих улицах частного сектора контейнерные площадки не устанавливаются из-за необходимости соблюдения норм по минимальному удалению площадки от жилого дома (норма составляет 20 метров). Указанные обстоятельства подтверждены и в письме администрации Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области № 201 от 15.02.2019 года. Кроме того, в письме № 185 от 14.02.2019 года, направленном администрацией Неполодского сельского поселения в адрес ООО «УК «Зеленая роща», администрация просила исключить из квитанций, направленных абонентам д.Жилина, Болховское шоссе, дома с № по № и с № по №, задолженность по уплате за сбор и вывоз ТКО в связи с отсутствием контейнеров для сбора ТКО. Помимо изложенного, истцам надлежащим образом не предоставлена информация о поставщике услуг и оказываемых услугах, в частности, о месте, времени и способе сбора и вывоза ТКО, о периодичности вывоза мусора, о местах его хранения до момента вывоза. Тем самым нарушены права истцов, предусмотренные Законом «О защите прав потребителей». В ответ на претензии в адрес ООО «УК «Зеленая Роща» и администрации Неполодского сельского поселения жителям д.Жилина было отказано в удовлетворении требований о предоставлении экземпляра заключенного договора на оказание услуг, на основании которого жителям выставляется счет по вывозу ТКО. Помимо этого, является незаконным начисление платы за сбор и вывоз ТКО за период с марта по ноябрь 2019 года и выставление квитанций с задолженностью, поскольку в указанный период соответствующие квитанции жильцам не поступали. Кроме того, в данный период услуга по сбору и вывозу ТКО истцам предоставлена не была. Контейнерные площадки и контейнеры для сбора мусора на Болховском шоссе в районе домов с № по № и с № по № до настоящего времени не установлены, пакеты или другие емкости для сбора мусора истцам и другим жителям не предоставлены. Лишь с 8 декабря 2019 года ООО «УК Зеленая Роща» начало производить бестарный вывоз мусора один раз в неделю, но без надлежащего уведомления об этом жителей, при этом услуга оказывается ответчиком некачественно. При этом вывоз мусора осуществляется с нарушением требований СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10, пункт 8.2.4 которых предусматривает, что контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора отходов и мусора, должны вывозиться и опорожняться ежедневно. Поскольку ООО «УК «Зеленая роща» не предоставлена жителям информация о месте сбора ТКО, а администрацией Неполодского сельского поселения не организованы контейнерные площадки по Болховскому шоссе в районе домов №№, №, жители с декабря 2019 года вынуждены выставлять мусор на обочину проезжей части дороги напротив своих домов. В течение недели мешки с мусором вдоль дороги накапливаются, образуя несанкционированные свалки, происходит загнивание и разложение отходов, появляется специфический запах, кроме того, многие мешки разрываются бродячими собаками, и мусор разлетается на прилегающие территории. Таким образом, ООО «УК «Зеленая роща» оказывает коммунальную услугу по бестарному (мешковому) вывозу ТКО некачественно, не в полном объеме и в нарушение санитарных норм. Вышеперечисленными действиями ответчиков истцам был причинен моральный вред и материальный ущерб, поскольку просьбы истцов об отмене незаконно начисленной задолженности ответчиками были проигнорированы. Контейнеры для мусора до настоящего времени не установлены. По изложенным основаниям истцы просят суд признать незаконным начисление ООО «УК «Зеленая Роща» платы за не оказанную услугу по вывозу ТКО за период с марта по ноябрь 2019 года, а именно: Рожковой Ю.В. – в размере 2 376,45 рублей, Королеву В.И. – в размере 2 112,4 рубля, Кожуховой В.В. - в размере 3 960,72 рубля, Волошиной В.А. – в размере 3 960,72 рубля, Журавлевой Т.Т. – в размере 3 168,63 рубля; обязать администрацию Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области письменно предоставить истцам информацию о месте, времени и способе сбора и вывоза ТКО, о периодичности вывоза мусора, о местах его хранения до момента вывоза и до момента установки контейнера; обязать администрацию Неполодского сельского поселения <адрес> установить контейнеры для сбора ТКО по адресу: Орловская область, Орловский район, д.Жилина, ул.Болховское шоссе, д. №№, №; обязать ООО УК «Зеленая Роща» предоставить истцам квитанции об оплате услуги по вывозу ТКО с декабря 2019 года без начисления задолженности за период с марта по ноябрь 2019 года; обязать ООО УК «Зеленая роща» произвести перерасчет задолженности истцов и зачесть оплаченные ранее Королевым В.И. денежные средства в сумме 2760 рублей, Кожуховой В.В, - в сумме 849,16 рублей, Волошиной В.А. – в сумме 849,16 рублей, Журавлевой Т.Т. – в сумме 679,33 рубля, в счет платежей за период с декабря 2019 года; обязать ООО УК «Зеленая роща» организовать при бестарном (мешковом) вывозе мусора вывоз ТКО на Болховском шоссе, д. №№, №, ежедневно, а также бесплатно предоставлять истцам мешки и другие емкости для сбора ТКО; взыскать с ООО УК «Зеленая Роща» штраф за несоблюдение удовлетворения требований потребителя в добровольном порядке в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу истцов, и взыскать с ответчиков в пользу истцов денежную компенсацию морального вреда в сумме 5 000 рублей в пользу каждого.
Также в Орловский районный суд Орловской области поступило исковое заявление Чувашевой Е.С., Ступиной О.И., Ковалевой Л.Л., Шашкиной Л.В., Митина А.Н. к ООО УК «Зеленая роща» и администрации Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области о признании незаконным начисления платы за обращение с твердыми коммунальными отходами, перерасчете платы за предоставление коммунальной услуги обращение с твердыми коммунальными отходами, о предоставлении информации о месте, времени и способе сбора и периодичности вывоза твердых коммунальных отходов, возложении обязанности установить контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов, возложении обязанности по обеспечению граждан мешками или другими емкостями для сбора и складирования твердых коммунальных отходов, взыскании денежной компенсации морального вреда и штрафа. Ссылаясь на те же фактические обстоятельства, что и в исковом заявлении Рожковой Ю.В., Королева В.И., Кожуховой В.В., Волошиной В.А., Журавлевой Т.Т., истцами были заявлены аналогичные исковые требования, при этом во вновь заявленном иске истцы просили суд признать незаконным начисление ООО «УК «Зеленая Роща» платы за не оказанную услугу по вывозу ТКО за период с марта по ноябрь 2019 года, а именно: Чувашевой Е.С. – в размере 3 960,72 рубля, Ступиной О.И. – в размере 6 337,17 рублей, Ковалевой Л.Л. – в размере 4 753 рубля, Шашкиной Л.В. – в размере 2 376,45 рублей, Митину А.Н. – в размере 1 584,27 рублей.
Определением Орловского районного суда Орловской области от 09.10.2020 года гражданское дело по иску Рожковой Ю.В., Королева В.И., Кожуховой В.В., Волошиной В.А., Журавлевой Т.Т. и гражданское дело по иску Чувашевой Е.С., Ступиной О.И., Ковалевой Л.Л., Шашкиной Л.В., Митина А.Н. объединены в одно производство.
Также 09.10.2020 года председательствующим по делу судьей было вынесено определение об удовлетворении отвода Орловскому районному суду, после чего гражданское дело было передано в Орловский областной суд для изменения территориальной подсудности.
На основании определения Орловского областного суда от 10.12.2020 года дело передано для рассмотрения в Северный районный суд г.Орла.
Определением Северного районного суда г. Орла от 21.01.2021 года производство по делу в части исковых требований Шашкиной Ларисы Владимировны прекращено в связи с отказом истца от своих исковых требований.
В ходе рассмотрения дела истцы неоднократно уточняли исковые требования, окончательно просили суд произвести перерасчет платы, взимаемой с них за предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в связи с предоставлением услуги ненадлежащего качества в сторону уменьшения, снизить размер платы взимаемой с них за предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в связи с предоставлением услуги ненадлежащего качества, за период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2020 года для истца Королёва Валерия Ивановича по домовладению №, находящемуся по адресу: Орловская область, Орловский район, д Жилина, ул. Болховское шоссе, до 442 рубля 05 копеек, для Рожковой Юлии Владимировны по домовладению №, находящемуся по адресу: Орловская область, Орловский район, д Жилина, ул. Болховское шоссе, - до 442 рубля 05 копеек, для Кожуховой Валентины Владимировны по домовладению №а, находящемуся по адресу: Орловская область, Орловский район, д Жилина, ул. Болховское шоссе, до 736 рублей 75 копеек; для Журавлевой Тамары Тихоновны по домовладению №а, находящемуся по адресу: Орловская область, Орловский район, д Жилина, ул. Болховское шоссе, до 589 рублей 40 копеек, для Волошиной Валентины Александровны по домовладению №, находящемуся по адресу: Орловская область, Орловский район, д Жилина, ул. Болховское шоссе, до 736 рублей 75 копеек, для Чувашевой Елены Сергеевны по домовладению №, находящемуся по адресу: Орловская область, Орловский район, д Жилина, ул. Болховское шоссе, до 736 рублей 75 копеек, для Ступиной Ольги Ивановны по домовладению №, находящемуся по адресу: Орловская область, Орловский район, д Жилина, ул. Болховское шоссе, до 1178 рублей 80 копеек, для Ковалевой Любови Леонидовны по домовладению №, находящемуся по адресу: Орловская область, Орловский район, д Жилина, ул. Болховское шоссе, до 884 рубля 10 копеек, для Митина Александра Николаевича по домовладению №, находящемуся по адресу: Орловская область, Орловский район, д Жилина, ул. Болховское шоссе, до 294 рублей 70 копеек. Обязать ответчиков выполнить свои обязательства в натуре, безвозмездно представлять истцам при бесконтейнерном (мешковом) методе сбора ТКО мешки (емкости) для сбора и складирования ТКО общим объемом, не менее установленного нормативного объема на сбор и накопление ТКО (2,25м3/чел/год по количеству проживающих, в том числе авансом – не менее нормативного объема ТКО следующего расчетного периода (одного календарного месяца); обязать ООО «УК Зеленая Роща» указать в договоре оферты регионального оператора важные и существенные условия оказания услуги: периодичность и время вывоза твердых коммунальных отходов, места приема и передачи твердых коммунальных отходов, маршрут в соответствии со схемой обращения с отходами и Реестром мест накопления ТКО, предельно допустимое значение уплотнения твердых коммунальных отходов, порядок осуществления региональным оператором деятельности оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющего деятельность по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов; обязать ООО «УК Зеленая Роща» обеспечить вывоз ТКО по Болховскому шоссе, дома № №, №№ согласно нормам СанПиН и п. 17 Приложения № 1 Постановления Правительства РФ № 354 ежедневно. Взыскать с ООО «УК Зеленая Роща» в пользу каждого истца денежную компенсацию морального вреда в сумме по 2500 рублей и штраф, предусмотренный п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей», в размере 50% от суммы, присужденной в пользу потребителя. Обязать администрацию Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области надлежащим образом организовать места сбора ТКО бесконтейнерным (мешковым) способом для домовладения истцов, согласно решению схода жителей, с размещением непосредственно на местах сбора ТКО, на видных местах населённого пункта и в СМИ информации об обслуживаемых домовладениях потребителей, о собственнике площадки и графике вывоза (согласно СанПиН и Постановления Правительства РФ № 354) твердых коммунальных отходов, и согласно п. 15 и п. 19 Постановления Правительства РФ № 1039 указать в реестре мест сбора ТКО данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов; взыскать с администрации Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области в пользу каждого истца денежную компенсацию морального вреда в сумме по 2500 рублей.
Истцы Кожухова В.В., Чувашева Е.С. и Митин А. Н. в судебном заседании 21.05.2021 года уточненные исковые требования поддержали по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Истцы Журавлева Т.Т., Ступина О.И., Рожкова Ю.В., Королев В.И., Ковалева Л.Л., надлежаще извещенные о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, ранее в судебном заседании исковые требования поддержали.
Истец Волошина В.А., надлежаще извещенная о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась. Ранее в материалы дела Волошиной В.А. и Королевым В.И. были представлены ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель истцов Рожковой Ю.В., Королева В.И., Кожуховой В.В., Волошиной В.А., Журавлевой Т.Т., Чувашевой Е.С., Ступиной О.И., Ковалевой Л.Л., Митина А. Н. по доверенностям Власов К. В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям. В дополнение суду пояснил, что действительно населенный пункт д. Жилина полностью обеспечен в необходимом количестве исходя из численности населения (общего количества проживающих в населённом пункте) и фактического накопления отходов мусоросборными контейнерами и контейнерными площадками (местами) в соответствии с требованиями действующего законодательства. С декабря 2019 года наряду с организованными местами накопления ТКО в количестве 15 единиц, организован дополнительный бестарный (мешковый) сбор ТКО. Но при этом услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором не регулярно, с перерывами, превышающими установленную продолжительность как по вывозу мусора с контейнерных площадок, так и по мешковому сбору ТКО, в связи с чем истцы имеют право на снижение размера платы за оказываемую им услугу.
Ответчик ООО «УК Зеленая роща» надлежаще извещен о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание 21.05.2021 года своего представителя не направил. Ранее представитель ответчика по доверенности Астахов А. В. в судебном заседании исковые требования не признал, представил письменные возражения на исковое заявление, в которых указал, что ООО «УК Зеленая роща» приступило к деятельности по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области с 01 января 2019 года, в том числе к оказанию услуг на территории Неполодского сельского поседения Орловского района. Договор на оказание услуг по транспортированию ТКО с территории Советского района г. Орла и прилегающих к нему территорий Орловского района заключен с ООО «Эко-транс». Д. Жилина Орловского района включена в перечень населенных пунктов, где необходимо осуществлять сбор и вывоз ТКО. Вывоз осуществляется с пяти установленных мест накопления (контейнерных площадок) по адресам: ул. Заречная, Болховское шоссе, ул. Строительная д. Жилина. Создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области. Реестр контейнерных площадок, расположенных на территории Неполодского сельского поселения Орловского района и населенный пункт Жилина, утвержден постановлением администрации Неполодского сельского поселения от 28.03.2019 года № 182, согласно которому на территории д. Жилина оборудовано 15 контейнерных площадок и установлено 54 емкости для ТКО. К началу деятельности регионального оператора, к 01 января 2019 года органами местного самоуправления Орловского района на территории д. Жилина были организованы места накопления ТКО, которые в дальнейшем вошли в перечень объектов обслуживаемых ООО «УК Зеленая роща». Первые платежные документы на оплату оказанной региональным оператором коммунальной услуги по обращению с ТКО за январь 2019 года жителям Болховского шоссе д. Жилина были направлены в феврале 2019 года. При этом, уже в марте 2019 года от администрации Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области в адрес ООО «УК «Зеленая роща» поступило письмо от 15.02.2019 года № 205, в котором глава администрации ФИО14 просил приостановить начисление платы за услугу по обращению с ТКО за период январь-февраль 2019 года в связи с отсутствием мест накопления ТКО (контейнерных площадок) для ряда частных домовладений, расположенных в д. Жилина по Болховскому шоссе, т. е. в связи с фактическим отсутствием организованного сбора и вывоза отходов с указанной улицы. В связи с этим, было принято решение приостановить начисление истцам платы за услугу по обращению с ТКО до момента организации мест накопления ТКО в непосредственной близости к домовладениям истцов. В ноябре 2019 года региональному оператору поступило обращение Главы Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области, в котором он просил произвести начисление платы потребителям, проживающим в домах №№, №№ по Болховскому шоссе д. Жилина Орловского района с 01.03.2019 года, тем самым орган местного самоуправления подтвердил наличие организованного вывоза отходов для жителей Болховского шоссе д. Жилина. Письмо администрации Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области послужило основанием для возобновления начисления платы истцам и направления платежных документов в ноябре 2019 года с учетом задолженности за период март-октябрь 2019 года. Таким образом, уже в марте 2019 года, на момент утверждения реестра контейнерных площадок на территории Неполодского сельского поселения у истцов имелась реальная возможность складировать свои отходы на любую из 15 контейнерных площадок, организованных органом местного самоуправления в д. Жилина. Истцы имели доступ к организованным на момент начала деятельности регионального оператора контейнерным площадкам для ТКО, тем самым имели возможность складировать образующиеся отходы и получать коммунальную услугу. Услуга региональным оператором по обращении с ТКО истцам оказана в полном объеме и надлежащего качества. Весь образующийся в спорный период объем ТКО вывезен. Решением администрации Неполодского сельского поселения на территории Болховское шоссе д. Жилина Орловского района Орловской области с декабря 2019 года наряду с организованными местами накопления ТКО в количестве 15 единиц, организован дополнительный бестарный (мешковый) сбор ТКО. Начисление платы в период с 01.03.2019 года по 31.12.2020 года является правомерным. Несоблюдение предусмотренных СанПиН расстояний между площадками для ТКО и жилыми домами истцов, само по себе не свидетельствует о том, что региональный оператор не оказывает услугу надлежаще. Заявляя о допущенных систематических нарушениях со стороны регионального оператора, выразившихся в нарушении периодичности вывоза отходов с территории Болховского шоссе д. Жилина, истцы не представили акты о нарушении региональным оператором обязательств по договору, которые были фиксировали факты нарушения обязательств по договору со стороны регионального оператора, что делает недоказанным доводы истцов. Договор на обращение с ТКО, заключаемый с региональным оператором и потребителями, носит императивный характер, что прямо запрещает внесение каких-либо изменений в договор по соглашению сторон. Требование о предоставлении мешков (пакетов) потребителям основано на не верном толковании норм действующего законодательства и не может быть исполнено региональным оператором ввиду отсутствия законодательно закрепленной обязанности и финансирования в рамках действующего тарифа.
Представитель ответчика администрации Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области по доверенности Феноменова О. Н., надлежаще извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась. В представленном на исковое заявление отзыве Глава администрации просит рассмотреть дело без участия представителя администрации и отказать истцам в удовлетворении исковых требования, заявленных к администрации Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области, указав, что населенный пункт д. Жилина полностью обеспечен в необходимом количестве исходя из численности населения (общего количества проживающих в населённом пункте) и фактического накопления отходов мусоросборными контейнерами и контейнерными площадками (местами) в соответствии с требованиями действующего законодательства. В целях создания условий для повышения качества жизни населения администрация Неполодского сельского поселения предпринимает все меры для комфортного проживания граждан на территории Неполодского сельского поселения, в том числе и д. Жилина. Полностью соблюсти СанПиН в частном секторе по Болховскому шоссе, д. №№, №№, невозможно. На основании утвержденных Правил благоустройства и санитарной очистки территории Неполодского сельского поселения с учетом согласования с Роспотребнадзором администрация Неполодского сельского поселения предусмотрела к существующей организованной услуге по сбору ТКО оказываемой региональным оператором ООО «УК «Зеленая Роща», дополнительный бестарный (мешковой) способ в районе частных домом по Болховскому шоссе, д. №№, №№. Мешковой способ осуществляется следующим образом. Жители этих домов складируют мусор в пакеты и выставляют их напротив своих домов, вдоль автомобильной дороги. Мусоровозы двигаясь, не создавая препятсвий в движении и не создавая чрезвычайную ситуацию забирают мешки с отходами из населенного пункта и вывозят их на полигоны. Дополнительный способ сбора ТКО осуществляется с ноября 2019 года, о чем частный сектор был проинформирован объявлением и подтвержден фотографиями. Данные сведения также внесены в реестр. Граждане были проинформированы о том, что бестарный (мешковый) сбор оказывается два раза в неделю, в среду и воскресенье и выносить пакеты с мусором в другие дни не рекомендуется. Возложение обязанности на ответчика по приобретению пакетов или емкостей для сбора ТКО ни одним нормативным актом не предусмотрено. Истцы непосредственно с ответчиком договор на оказание услуг по обращению с ТКО не заключали, присоединились к условиям публичного договора, размещенного в официальном средстве массовой информации. Действующим законодательством не предусмотрена возможность взыскания с органа местного самоуправления денежной компенсации морального вреда и штрафа, предусмотренного Законом РФ «О защите прав потребителей».
Третьи лица ООО "Эко-Транс", Администрация Орловского района Орловской области и привлечённое для дачи заключения по делу Управление Роспотребнадзора по Орловской области надлежаще извещены о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание 21.05.2021 года своих представителей не направили.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии с положениями статьи 1 указанного закона региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора; сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.
Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641", обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами под потребителем понимается собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 2).
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (пункт 3).
Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра", места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В судебном заседании установлено, что в Орловской области функции регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами с 01.01.2019 года исполняет общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Зеленая роща" на основании Соглашения № 222-Д/18 от 24 августа 2018 года, заключенного между Департаментом топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области и региональным оператором по обращения с твердыми коммунальными отходами - ООО "Управляющая компания "Зеленая роща".
Услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов в Советском районе г. Орла и прилегающих к нему территориях Орловского района с 01.01.2019 года по настоящее время оказывает ООО «Эко-Транс» на основании заключенных между ним и ООО «УК «Зеленая роща» договоров № ЭА-ТКО-2019-189 от 27.12.2018 года и № ЭА-ТКО-2020-14 от 30.12.2019 года.
Полномочия по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов Администрацией Орловского района Орловской области в 2019 году переданы администрации Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области на основании Соглашения от 18.12.2018 года, а в 2020 году – на основании Соглашения от 16.12.2019 года.
Администрация Орловского района приняла на себя обязанности, в том числе по обеспечению своевременного финансирования переданных полномочий, а администрация Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области по добросовестному осуществлению полномочий, предусмотренные пунктом 1.1 Соглашения; целевому использованию переданных материальных ресурсов и финансовых средств исключительно на осуществление переданных полномочий; предоставлению в администрацию района не позднее 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором были выполнены работы, отчетов о ходе исполнения полномочий, использовании финансовых средств.
Полномочия, передаваемые администрацией района в соответствии с данными Соглашениями, осуществляются за счет средств бюджета Орловского района в бюджет Неполодского сельского поселения в виде иных межбюджетных трансфертов на 2019 (2020) год с распределением денежных средств по полномочиям согласно Приложениям к указанным Соглашениям. Финансирование переданных полномочий осуществляется по факту их выполнения администрацией поселения после предоставления соответствующих документов.
Постановлением главы Орловского района Орловской области от 3 июля 2019 года N 1945 утверждена муниципальная программа Орловского района "Создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Орловского района", задачами которой является увеличение на территории Орловского района Орловской области мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. В качестве планового результата указано создание на территории Орловского района мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующих законодательству в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения для расположения 177 контейнеров.
Соисполнителями указанной программы являются, в том числе администрации сельских поселений, входящих в состав Орловского района.
Во исполнение своих полномочий администрацией Неполодского сельского поселения изданы и утверждены Правила благоустройства и санитарного содержания территории Неполодского сельского поселения Решением от 20.10.2017 года № 15/4-СС; генеральная схема очистки территории Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области; утвержден Порядок сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Неполодского сельского поселения постановлением от 12.05.2017 года № 106-А. Постановлением администрации Неполодского сельского поселения от 28.03.2019 года № 182 утвержден и ведется Реестр контейнерных площадок накопления ТКО на территории Неполодского сельского поселения, а также утвержден Реестр по бестарному (бесконтейнерному) сбору ТКО, которые размещены на официальном сайте администрации сельского поселения.
Судом установлено и не оспаривалось стороной истца, что администрация Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области организовала и обеспечила населенный пункт д. Жилина Орловского района Орловской области в необходимом количестве мусоросборными контейнерами и контейнерными площадками (местами) исходя из численности населения, пользующегося мусоросборниками и норм годового накопления отходов, и предусмотрела дополнительный способ сбора ТКО в районе частных домовладений истцов.
Сбор ТКО на территории Неполодского сельского поселения организован двумя способами: накопление ТКО в контейнерах, расположенных на пятнадцати контейнерных площадках (основной способ), в том числе по ул. Заречная, которые являются наиболее приближенными к домовладениям истцов, и бестарный способ накопления (дополнительный).
Дополнительный бестарный (мешковый) сбор ТКО организован в частном секторе в районе домовладений №№, № № по Болховскому шоссе д. Жилина Орловского района Орловской области с декабря 2019 года Постановлением администрации Неполодского сельского поселения.
Таким образом, судом установлено, что администрацией Орловского района Орловской области и администрацией Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области в рамках их полномочий был принят ряд документов, предусматривающих в обязанностях органов местного самоуправления создание контейнерных площадок на территории Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области, увеличение количества контейнеров, финансирование данных мероприятий, а также организацию бестарного (мешкового) сбора ТКО как дополнительный способ вывоза ТКО. Указанные документы на момент разрешения спора недействующими не признавались в установленном законом порядке.
Постановлением Правительства Орловской области от 21 июля 2017 года N 300 утверждены Правила осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области, содержание и порядок заключения соглашения между органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, уполномоченным на заключение соглашения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, и региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области и условий проведения торгов на осуществление сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Орловской области, в соответствии с абзацем 11 пункта 9 которого региональный оператор обязан обеспечивать создание и содержание контейнерных площадок, в том числе осуществлять монтаж, ремонт контейнерных площадок и контейнеров (с указанием источника финансирования при необходимости).
Заключенное между Департаментом топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области и региональным оператором 24 августа 2018 года Соглашение не содержит обязанности регионального оператора по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также обеспечению на безвозмездной основе потребителей коммунальной услуги по обращению с ТКО пакетами, мешками или иными емкостями для сбора ТКО при бестарном способе сбора ТКО.
Согласно пункту 5 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
В типовом договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, форма которого утверждена постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, обязанность регионального оператора по обеспечению потребителей услуги пакетами или емкостями для сбора и складирования ТКО при бестарном (мешковом) сборе ТКО не предусмотрена.
Согласно письму Федеральной антимонопольной службы, подготовленному на обращение Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области от 20.07.2020 года по вопросу учета расходов на приобретение мешков для бесконтейнерного сбора для накопления ТКО, нормативно правовыми актами Российской Федерации в сфере тарифного регулирования в составе необходимой валовой выручки регионального оператора по обращению с ТКО статья расходов на приобретение мешков для бесконтейнерного сбора для накопления ТКО в настоящее время не предусмотрена.
Как установлено судом, ни один из нормативно-правовых актом, регулирующих спорные правоотношения, не возлагает на регионального оператора обязанности по приобретению потребителям пакетов или иных емкостей для сбора ТКО при бестарном (мешковом) способе. Не установлена такая обязанность на законодательном уровне и в отношении органа местного самоуправления.
С учетом установленных обстоятельств и норм действующего законодательства в сфере регулирования деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на ответчиков обязанности по обеспечению истцов пакетами для сбора ТКО или иными емкостями.
Поскольку администрация Неполодского сельского поселения, осуществляя полномочия органа местного самоуправления муниципального района в области обращения с твердыми коммунальными отходами, исполнила свою обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, утвердила схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, организовала два способа сбора ТКО, ведет реестры мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов как по основному контейнерному способу сбора ТКО, так и по бестарному (мешковому), по согласованию с Роспотребнадзором определила места сбора ТКО для бестарного способа вывоза ТКО, в соответствии с которым истцы складируют твердые коммунальные отходы в пакеты и выставляют их напротив своих домов по Болховскому шоссе вдоль автомобильной дороги, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований о возложении на администрацию Неполодского сельского поселения обязанности организовать места сбора ТКО бесконтейнерным (мешковым) способом для домовладения истцов в соответствии с решением схода жителей.
Требования истцов о возложении на администрацию Неполодского сельского поселения обязанности по размещению в СМИ информации об обслуживаемых домовладениях потребителей, о собственнике площадки и графике вывоза твердых коммунальных отходов, с указанием в реестре мест сбора ТКО данных об источниках образования твердых коммунальных отходов не основаны на законе. Истцами не представлено доказательств нарушения их прав тем, что в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для бестарного (мешкового) не указаны конкретные места сбора ТКО. Как пояснили сами истцы и их представитель по доверенности Власов К. В. в судебном заседании, по согласованию жителями домов №№ и №№ по Болховскому шоссе в протоколе собрания жителей от 04.10.2020 года определены несколько общих мест складирования ТКО напротив частных домов по Болховскому шоссе, вдоль автомобильной дороги. Требования об обустройстве площадок предусмотрены СанПиН 2.1.3684-21 только для накопления твердых коммунальных отходов в мусоросборники или для накопления крупногабаритных отходов. График сбора и транспортирования ТКО при бестарном способе сбора ТКО согласовывается с органом местного самоуправления муниципального образования Орловской области с учетом мнения всех потребителей. Доказательств выяснения мнения всех жителей частных домов № № и №№ по Болховскому шоссе относительно графика сбора и транспортирования ТКО истцами не представлено.
Правовых оснований для взыскания с администрации Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области в пользу истцов денежной компенсации морального вреда не имеется.
В части требований о перерасчете платы, взимаемой с истцов за предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в связи с предоставлением услуги ненадлежащего качества в сторону уменьшения и возложении обязанности на регионального оператора по обеспечению ежедневного вывоза ТКО по Болховскому шоссе, дома № №, №№ судом установлено следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ)плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Согласно пункту 148(24) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право: получать в необходимых объемах коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами надлежащего качества; требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемой коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, оформления и предоставления акта проверки, акта об устранении выявленных недостатков; требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при предоставлении указанной коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении; требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 148(22) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, определенном Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" и числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении (п. 148(28), 148(34) Правил).
Согласно п. 148(45) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении указанной коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Требования к качеству коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления указанной коммунальной услуги, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при предоставлении такой коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам.
Пунктом 17 раздела VII Приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", установлено, что региональный оператор обязан обеспечить своевременный вывоз твердых коммунальных отходов из мест накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время года (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).
Допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и допустимые отклонения качества этой коммунальной услуги – не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 48 часов единовременно – при среднесуточной температуре воздуха +5 °C и ниже; не более 24 часов единовременно – при среднесуточной температуре воздуха свыше +5 °C.
За каждые 24 часа отклонения суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 3,3 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам.
В соответствии с Примечанием к Приложению № 1, в целях применения настоящего приложения подлежат использованию действующие нормы и требования законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, устанавливающие обязательные требования к качеству предоставления коммунальных услуг. Приведенные в настоящем приложении ГОСТы, СНиПы, СанПиНы не являются исчерпывающими и применяются до момента вступления в силу иных норм и требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, регулирующих те же вопросы.
В оспариваемый истцами период действовали Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 №4690-88, которые утратили силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.12.2020 года № 42.
Пунктом 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88, действовавших до конца 2020 года, была установлена следующая периодичность вывоза твердых бытовых отходов. В целях исключения возможности загнивания и разложения отходов в дворовых сборниках при временном хранении, срок хранения твердых бытовых отходов в холодное время года (при температуре – 5 градусов и ниже) должен быть не более трое суток, а в теплое время года (при плюсовой температуре – свыше +5 градусов) - не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твёрдых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N 62297).
Санитарные правила, утвержденные данным документом, введены в действие с 1 марта 2021 года.
В соответствии с пунктом 11 СанПиН 2.1.3684-21 срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток: плюс 5 °C и выше - не более 1 суток; плюс 4 °C и ниже - не более 3 суток.
Допускается сбор и удаление (вывоз) ТКО (КГО) с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городских поселений бестарным методом (без накопления ТКО (КГО) на контейнерных площадках) (пункт 15 СанПиН 2.1.3684-21).
Постановлением Правительства Орловской области от 28.01.2021 N 34 утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Орловской области.
Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Орловской области (далее - Порядок) устанавливает требования к осуществлению накопления (в том числе раздельному накоплению) твердых коммунальных отходов на территории Орловской области и разработан в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Орловской области в сфере охраны окружающей среды, а также экологическими, санитарными и иными требованиями в области охраны окружающей среды и здоровья человека в целях предотвращения вредного воздействия твердых коммунальных отходов (далее также - ТКО) на окружающую среду и здоровье человека, а также вовлечения ТКО в повторный хозяйственный оборот (пункты 1.1, 1.2).
Согласно п. 4.8. Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Орловской области вывоз ТКО с контейнерных площадок осуществляется региональным оператором или оператором по обращению с ТКО в соответствии с условиями договора об оказании услуг по обращению с ТКО. Периодичность вывоза ТКО определяется условиями договора об оказании услуг по обращению с ТКО в соответствии с законодательством Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия человека.
Бестарный способ накопления ТКО применяется на территориях малоэтажной застройки (ИЖС и МКД не выше двух этажей) населенного пункта, садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ до момента обустройства данной территории контейнерной площадкой (пункт 6.1. Порядка)
Накопление ТКО бестарным способом (в пакетах, мешках, пластиковых или металлических баках или других специально предназначенных для их накопления емкостях) осуществляется в местах накопления ТКО, определенных органом местного самоуправления с учетом мнения потребителей. Бремя содержания такого места накопления ТКО несут собственники или правообладатели земельного участка, на котором располагается место накопления ТКО (пункт 6.2. Порядка).
Согласно п. 6.3 Порядка частота (периодичность) сбора и транспортирования ТКО при применении бестарного способа накопления осуществляется по мере накопления отходов с учетом санитарно-эпидемиологических требований к условиям накопления и периодичности вывоза отходов и определяется графиком транспортирования, согласованным с органом местного самоуправления муниципального образования Орловской области, на территории которого применяется такой способ накопления ТКО, с учетом мнения потребителей.
В судебном заседании установлено, что начисление платы за услугу по обращению с ТКО за период январь-февраль 2019 года не производилось для ряда частных домовладений, расположенных в д. Жилина по Болховскому шоссе, в том числе, для домовладений истцов №№, в связи с отсутствием мест накопления ТКО (контейнерных площадок), т. е. в связи с фактическим отсутствием организованного сбора и вывоза отходов с указанной улицы.
Из возражений администрации Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области следует, что сбор и вывоз ТКО бестарным (мешковым) способом для домовладений №, № по Болховскому шоссе д. Жилина Орловского района Орловской области должен производится два раза в неделю (среда и воскресенье).
Заявляя требования о перерасчете платы, взимаемой за оказанную услугу, истцы ссылались на то, что региональным оператором услуга по обращению с ТКО оказывается ненадлежащего качества, с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, указывая, что вывоз ТКО с контейнерных площадок и бестарным способом осуществляется региональным оператором не в соответствии с условиями договора об оказании услуг по обращению с ТКО и периодичностью, установленной законодательством Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия человека. В подтверждение своих доводов истцы представили фотографии размещенных объявлений о периодичности вывоза ТКО бестарным способом от их домовладений, в соответствии с которыми сбор ТКО бестарным способом в районе домов №№, №№ Болховского шоссе д. Жилина Орловского района Орловской области осуществляется один раз в неделю по воскресеньям.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 21,22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" в случае предоставления потребителю коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность потребитель вправе потребовать от лица, виновного в неоказании услуг или в нарушении непрерывности предоставления и (или) качества коммунальных услуг, возмещения убытков, уплаты неустойки, денежной компенсации морального вреда и штрафа в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (часть 4 статьи 157 ЖК РФ и пункт 150 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354).
При разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными статьей 55 ГПК РФ (например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта).
Исполнитель коммунальных услуг освобождается от ответственности за оказание услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывом, превышающим установленную продолжительность, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом (пункт 3 статьи 401 ГК РФ, пункт 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей").
Как установлено судом, по фактам превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуги по обращению с ТКО истцами акты не составлялись.
Между тем, в целях проверки доводов истцов о несоблюдении региональным оператором действующих в спорный период санитарных норм и правил в части периодичности сбора и транспортирования ТКО, судом были допрошены жители домов д. Жилина Орловского района Орловской области: № по ул. Заречная, № №, 31 по Болховскому шоссе, которые подтвердили, что сбор и транспортировка ТКО в районе домов истцов региональным оператором осуществляется с нарушением периодичности, установленной санитарными нормами и правилами.
Свидетель ФИО16 суд пояснила, что она является собственником домовладения № по ул. Заречная с 1996 года. На ул. Заречная установлены контейнеры для сбора ТКО, оборудованы контейнерные площадки. В 2019-2020 годах вывоз мусора с контейнерной площадки, которая ближе к домовладениям по Болховскому шоссе, производился не регулярно, контейнеры были набиты «с верхом», и даже около них были свалки. Особенно проблемы с вывозом мусора были в зимнее время. В настоящее время вывоз мусора осуществляется два раза в неделю, в среду и в один из нерабочих дней. В среду отследить вывоз мусора она не может, так как находится на работе, а по выходным видит, что вывоз мусора осуществляется с контейнерной площадки. В 2019-2020 годах мусор вывозили реже, с периодичностью 1 раз в неделю или две недели, а иногда и один раз в месяц. Пакеты с мусором, которые жители домов по Болховскому шоссе д. Жилина выносили на улицу к дороге, могли стоять неделю и по месяцу, поэтому собаки разрывали пакеты и растаскивали мусор. 8 мая этого года она выезжала в город, вдоль дороги стояли пакеты с мусором. Сегодня она обратила внимание, что те же пакеты стоят вдоль дороги. На Болховском шоссе с вывозом ТКО ситуация хуже чем на ул. Заречной. Жители домов по Болховскому шоссе не пользуются контейнерами, установленными на ул. Заречная, так как жителям домов по ул. Заречной самим не хватает этих контейнеров для складирования отходов, в связи с чем часто возникали конфликты. Запомнилось то, что вдоль дороги постоянно стоят пакеты с отходами. Бестарным (мешковым) способом услуга по обращению с ТКО начала оказываться не так давно. Она видела объявления на остановке, в которых жителей этих домов информировали о дне недели, в который будет сбор ТКО мешковым способом.
Свидетель ФИО17 суд пояснила, что она является собственником дома № по Болховскому шоссе д. Жилина. Мешковой способ сбора ТКО по Болховскому шоссе был организован с декабря 2019 года. Бывало, что раз в неделю мусор вывозился, а бывало, что и раз в месяц и 2-3 раза в месяц, но в последнее время - по 2 раза в неделю. В холодное время года мусор вывозился чаще, а летом реже. В теплое время года мусор вывозят один раз в неделю. Может быть, она не всегда видела, когда вывозят мусор, но его вывозят не регулярно, поскольку она кладет мешки возле своего дома под липу, а потом, выйдя на улицу, видит, что мусор не увезли. Мешки с мусором своевременно не забирают, поэтому собаки их разрывают, и жильцам приходится снова собирать мусор в новые пакеты. C какой периодичностью осуществляется вывоз мусора с контейнерных площадок, она не знает, но возле её дома и на противоположной стороне дороги постоянно беспорядок, мусор вывозят очень редко, не регулярно. Не сразу, спустя какое-то время в 2020 году работник администрации собрала жителей домов по Болховскому шоссе и пояснила, что жителям необходимо сгруппироваться и определить, где они будут складывать мусор. Жители определились, что каждый будет ставить мусор возле своего дома.
Свидетель ФИО18 суду пояснила, что она является собственником дома по адресу: Болховское шоссе, д. №, проживает в доме с 2005 года. С декабря 2019 года по Болховскому шоссе оказывается услуга по сбору ТКО мешковым способом. Мешки вывозились не регулярно, 1-2 раза в месяц, зимой – 1 раз в месяц. Мешки с мусором разрывали кошки и собаки, поэтому жители организовывали субботники и потом сами убирали этот мусор. Ежедневного вывоза мусора в летнее время не было никогда. Она не работает, поэтому имеет возможность видеть, когда приезжает мусоровоз. В 2020 году в теплое время года мусор могли вывозить 2 раза в неделю, но это не регулярно. На собрании жители сами определили места сбора ТКО. В настоящее время отходы также не регулярно вывозятся. С 1 мая до настоящего времени мусор вывезли всего 1 раз. Со слов жителей домов, где установлены контейнеры, вывоз мусора с контейнерных площадок в д.Жилина осуществляется 2 раза в месяц.
Представленные ответчиком ООО «УК «Зелена роща» акты оказания услуг по транспортированию ТКО с мест накопления отходов у населения к договору № ЭА-ТКО-2019-01 от 27.12.2018 года за 2019 год и акты оказания услуг по транспортированию ТКО с мест накопления отходов у населения к договору № ЭА-ТКО-2020-02 от 30.12.2019 года за 2020 год суд оценивает критически, поскольку они подписаны региональным оператор в одностороннем порядке. Как следует из мотивированных отказов регионального оператора от подписания представленных ему ООО «Эко-Транс» актов, ООО «УК «Зелена роща» не были приняты оказанные ООО «Эко-Транс» услуги по транспортированию ТКО.
Подлежит критической оценке и ответ ООО «Эко-Транс» за запрос суда относительно периодичности вывоза ТКО с мест накоплений в д. Жилина Орловского района Орловской области, согласно которому вывоз мусора в д. Жилина осуществлялся ежедневно, поскольку истцами в материалы дела представлены доказательства, опровергающие эту информацию, в частности фотографии объявлений, размещенных на остановке общественного транспорта и деревьях вблизи жилых домов по Болховскому шоссе д. Жилина, показания допрошенных в судебном заседании свидетелей.
Представленные по запросу суда ООО «Эко-Транс» путевые листы, график транспортирования ТКО, акты об оказании услуг по транспортированию ТКО с мест накопления отходов за 2019 и 2020 год не подтверждают с достоверностью факты оказания услуги по обращению с ТКО с периодичностью, установленной санитарными нормами и правилами. В актах об оказании услуги отражены лишь объемы ТКО, которые транспортированы с мест их накопления ООО «Эко-Транс» за месяц со всей территории оказываемых услуг.
Судом истребовались в ООО «Эко-Транс» данные о фиксации аппаратурой спутниковой навигации информации о движении мусоровоза и загрузке ТКО по Болховскому шоссе, д. №№, №№, за период с марта 2019 года по декабрь 2020 года, однако такая информация представлена не была по причине хранения данных на сервере в течение трех месяцев.
Таким образом, ответчиком ООО «УК «Зеленая роща» не представлено доказательств неисполнения обязательств или их ненадлежащее исполнение вследствие непреодолимой силы.
Согласно пункту 1 статьи 29 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе потребовать соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги).
В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Установив обстоятельства, свидетельствующие о том, что региональным оператором ООО «УК «Зелена роща» в период с января 2019 года по февраль 2019 года включительно услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами истцам не оказывалась, с марта 2019 года по декабрь 2020 года - оказывалась с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, суд, исходя из императивно установленной периодичности вывоза ТКО в зависимости от среднесуточной температуры, приходит к выводу о том, что предоставление коммунальной услуги с периодичностью, не отвечающей требованиям санитарно-эпидемиологических норм, является нарушением прав потребителей, в связи с чем, приходит к выводу об обоснованности требований истцов о перерасчете платы, взимаемой с них за предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в связи с предоставлением услуги ненадлежащего качества в сторону уменьшения, снижении размера платы за период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2020 года и возложении на ответчика ООО «УК «Зелена роща» обязанности обеспечить вывоз ТКО по Болховскому шоссе, дома № №, №№ согласно требованиям СанПиН.
Суд признает правильным расчет размера платы за предоставление истцам коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в связи с предоставлением услуги ненадлежащего качества за период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2020 года, поскольку он произведен в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, с применением утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора и исходя из числа постоянно проживающих потребителей в жилом помещении.
В связи с тем, что региональный оператор ООО «УК «Зеленая роща» как исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами нарушил право истцов на получение в необходимых объемах коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами надлежащего качества, обязанность произвести истцам перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу в связи с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, не исполнил, суд находит обоснованными требования истцов о возмещении им морального вреда посредством выплаты денежной компенсации.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины ответчика ООО «УК «Зелена роща», длительность нарушения прав истцов. В связи с бездействием ООО «УК «Зеленая роща» в процессе досудебного порядка урегулирования спора истцы были вынуждены обратиться в суд за восстановлением нарушенного права, поэтому суд полагает, что требования истцов Волошиной Валентины Александровны, Журавлевой Тамары Тихоновны, Кожуховой Валентины Владимировны, Королева Валерия Ивановича, Рожковой Юлии Владимировны, Чувашевой Елены Сергеевны, Ступиной Ольги Ивановны, Ковалевой Любови Леонидовны, Митина Александра Николаевича о компенсации морального вреда подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая, что ответчиком ООО «УК «Зеленая роща» в добровольном порядке требования истцов не были удовлетворены, то их требования о взыскании с ответчика ООО «УК «Зеленая роща» штрафа, предусмотренного п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» является законным и обоснованным. Размер штрафа в пользу каждого из истцов в данном случае составит по 1250 рублей (2500/2=1250).
Поскольку услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается истцам региональным оператором на основании договора, заключенного на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации, договор на оказание этой услуги является публичным, то исковые требования о внесении изменений в условия договора не подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку истцы по искам о защите прав потребителей освобождены от уплаты государственной пошлины, то в соответствии со ст. 333.19 НК РФ, ст. 103 ГПК РФ, ст. 61.1 БК РФ с ООО «УК «Зеленая роща» подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета Муниципального образования Город Орел в размере 900 рублей.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Волошиной Валентины Александровны, Журавлевой Тамары Тихоновны, Кожуховой Валентины Владимировны, Королева Валерия Ивановича, Рожковой Юлии Владимировны, Чувашевой Елены Сергеевны, Ступиной Ольги Ивановны, Ковалевой Любови Леонидовны, Митина Александра Николаевича к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» о перерасчете платы за предоставление коммунальной услуги обращение с твердыми коммунальными отходами, о внесении изменений в договор об оказании услуг, возложении обязанности по обеспечению граждан мешками или другими емкостями для сбора и складирования твердых коммунальных отходов, взыскании денежной компенсации морального вреда и штрафа удовлетворить частично.
Произвести перерасчет платы, взимаемой с истцов за предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в связи с предоставлением услуги ненадлежащего качества в сторону уменьшения.
Установить для истца Королёва Валерия Ивановича размер платы, взимаемой за предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в связи с предоставлением услуги ненадлежащего качества, за период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2020 года по домовладению №, находящемуся по адресу: <адрес>, 442 рубля 05 копеек.
Установить для истца Рожковой Юлии Владимировны размер платы, взимаемой за предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в связи с предоставлением услуги ненадлежащего качества, за период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2020 года по домовладению №, находящемуся по адресу: <адрес>, 442 рубля 05 копеек.
Установить для истца Кожуховой Валентины Владимировны размер платы, взимаемой за предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в связи с предоставлением услуги ненадлежащего качества, за период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2020 года по домовладению №, находящемуся по адресу: <адрес>, 736 рублей 75 копеек.
Установить для истца Журавлевой Тамары Тихоновны размер платы, взимаемой за предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в связи с предоставлением услуги ненадлежащего качества, за период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2020 года по домовладению №, находящемуся по адресу: <адрес>, 589 рублей 40 копеек.
Установить для истца Волошиной Валентины Александровны размер платы, взимаемой за предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в связи с предоставлением услуги ненадлежащего качества, за период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2020 года по домовладению №, находящемуся по адресу: <адрес>, 736 рублей 75 копеек.
Установить для истца Чувашевой Елены Сергеевны размер платы, взимаемой за предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в связи с предоставлением услуги ненадлежащего качества, за период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2020 года по домовладению №, находящемуся по адресу: <адрес>, 736 рублей 75 копеек.
Установить для истца Ступиной Ольги Ивановны размер платы, взимаемой за предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в связи с предоставлением услуги ненадлежащего качества, за период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2020 года по домовладению №, находящемуся по адресу: <адрес>, 1178 рублей 80 копеек.
Установить для истца Ковалевой Любови Леонидовны размер платы, взимаемой за предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в связи с предоставлением услуги ненадлежащего качества, за период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2020 года по домовладению №, находящемуся по адресу: <адрес>, 884 рубля 10 копеек.
Установить для истца Митина Александра Николаевича размер платы, взимаемой за предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в связи с предоставлением услуги ненадлежащего качества, за период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2020 года по домовладению №, находящемуся по адресу: <адрес>, 294 рубля 70 копеек.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» обеспечить своевременность вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления по Болховскому шоссе г. Орла в районе домов №№, №№ с периодичностью, установленной СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", не реже одного раза в трое суток при среднесуточной температуре наружного воздуха плюс 4 °C и ниже, и ежедневно при среднесуточной температуре наружного воздуха плюс 5 °C и выше.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» в пользу каждого из истцов Волошиной Валентины Александровны, Журавлевой Тамары Тихоновны, Кожуховой Валентины Владимировны, Королева Валерия Ивановича, Рожковой Юлии Владимировны, Чувашевой Елены Сергеевны, Ступиной Ольги Ивановны, Ковалевой Любови Леонидовны, Митина Александра Николаевича денежную компенсацию морального вреда в размере по 2500 рублей и штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере по 1250 рублей, а всего по 3750 рублей в пользу каждого истца.
Исковые требования Волошиной Валентины Александровны, Журавлевой Тамары Тихоновны, Кожуховой Валентины Владимировны, Королева Валерия Ивановича, Рожковой Юлии Владимировны, Чувашевой Елены Сергеевны, Ступиной Ольги Ивановны, Ковалевой Любови Леонидовны, Митина Александра Николаевича к администрации Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области о возложении обязанности по обеспечению граждан мешками или другими емкостями для сбора и складирования твердых коммунальных отходов, организации вывоза твердых коммунальных отходов, взыскании денежной компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
В удовлетворении остальной части исковых требований к ООО «УК «Зеленая роща» отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» в доход бюджета муниципального образования «Город Орел» государственную пошлину в сумме 900 рублей.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Северный районный суд г.Орла путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме будет изготовлено 28 мая 2021 года.
Судья Ю.В. Тишаева