Решение по делу № 2-273/2024 от 20.06.2024

Дело № 2-273/2024

(УИД 55RS0011-01-2024-000339-65)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Горьковское, Омской области                       10 июля 2024 года

Горьковский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Блохина О.В., при секретаре судебного заседания Залтан В.Р., с участием прокурора Девочкиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Горьковского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Георгиевская средняя общеобразовательная школа» (далее - МБОУ «Георгиевская СОШ») о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об охране прав инвалидов в деятельности учреждения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Горьковского района Омской области, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился с иском к МБОУ «Георгиевская СОШ» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об охране прав инвалидов в деятельности учреждения.

Из искового заявления следует, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об охране прав инвалидов в общеобразовательных учреждениях района. Установлено, что здание МБОУ «Георгиевская СОШ» не оборудовано информирующими тактильными табличками (в том числе тактильно-звуковыми) для идентификации помещений, с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения. Ссылаясь на положения ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», прокурор просит обязать ответчика обеспечить наличие при входе в здание МБОУ «Георгиевская СОШ», вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне в срок до 01.09.2025.

В судебном заседании старший помощник прокурора Девочкина А.В. заявленные исковые требования поддержала.

Представители ответчика МБОУ «Георгиевская СОШ», третьего лица Комитета по образованию Администрации Горьковского Муниципального района Омской области в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не поступало, в связи с чем, суд согласно ст. 167 ГПК РФ находит возможным, разрешить заявленный спор при имеющейся явке.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.

Статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии со ст. 15 Закона № 181-ФЗ организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам:

- условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации);

- надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;

- дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи согласно ст. 15 Закона № 181-ФЗ устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.

Частью 3 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплено, что под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно подп. «е» п. 3 Порядка, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309, руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующего условия доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Подпунктом «а» пункта 4 Порядка предусмотрено, что руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующего условия доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию входа помещений, закреплены в п. 6.5.9 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденных и введенных в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр, согласно которому информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения.

Из представленных материалов дела следует, что прокуратурой Горьковского района Омской области проведена проверка соблюдения законодательства, в ходе которой установлено, что вход в здание МБОУ «Георгиевская СОШ», расположенном в с. Георгиевка, Горьковского района Омской области, не оснащен вывеской с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне (л.д. 4-6). Функции и полномочия Учредителя организации осуществляет орган местного самоуправления - Администрация Горьковского муниципального района Омской области. Органом Администрации Горьковского муниципального района Омской области, координирующим деятельность организации, а также осуществляющим в отношении нее функции и полномочии Учредителя, переданные данному органу в соответствии с правовыми актами Горьковского муниципального района Омской области, является Комитет по образованию Администрации Горьковского муниципального района Омской области.

Выявленные недостатки по условиям доступности для инвалидов объекта образовательной организации и предоставляемых услуг в сфере образования в учреждении, в котором обучаются несовершеннолетние дети, не устранены.

С учетом вышеприведенных обстоятельств дела и правовых норм, суд приходит к выводу, что здание образовательного учреждения является объектом социальной инфраструктуры, поэтому ответчиком должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа к ним инвалидов, что согласуется с обозначенным в Конвенции ООН о правах инвалидов, участником которой является Российская Федерация, принципом полного и эффективного вовлечения инвалидов в общество.

Отсутствие в образовательном учреждении воспитанников-инвалидов по зрению не освобождает ответчика от обязанности исполнения в своей деятельности приведенных нормативных требований.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения уточненных исковых требований и возложении на ответчика обязанности обеспечить наличие при входе в здание МБОУ «Георгиевская СОШ», вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

При этом из информации Комитета по образованию Администрации Горьковского муниципального района Омской области следует, что для оборудования входа в здание образовательного учреждения вывеской с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, потребуются денежные средства в размере 70 000 рублей, которые будут выделены до 01.09.2025 (л.д. 12).

Решая вопрос о сроке устранения допущенных нарушений, суд, принимая во внимание необходимость понесения расходов, а также оценивая срок, предлагаемый сторонами, считая разумным создание условий позволяющих сохранить возможность исполнения решения суда, не делая данного обстоятельства невозможным, суд полагает необходимым установить срок исполнения до 01.09.2025, полагая его достаточным для устранения нарушений законодательства, и обоснованным.

Разрешая вопрос о взыскании государственной пошлины, суд исходит из следующего.

В силу положений ч. 2 ст. 333.20 НК РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.

Принимая во внимание тот факт, что неисполнение ответчиком перечисленных выше норм законодательства связано с материальными затруднениями, суд приходит к выводу об отсутствии у образовательного учреждения финансовых средств для уплаты государственной пошлины, в связи с чем полагает возможным освободить учреждение от ее уплаты.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Горьковского района Омской области удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Георгиевская средняя общеобразовательная школа» в срок до 01.09.2025, обеспечить наличие при входе в здание по адресу: <адрес> «А», вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Освободить МБОУ «Георгиевская СОШ» от уплаты государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Горьковский районный суд Омской области.

Председательствующий                                                                                             О.В. Блохин

Мотивированное решение суда в окончательной форме принято 10.07.2024.

Дело № 2-273/2024

(УИД 55RS0011-01-2024-000339-65)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Горьковское, Омской области                       10 июля 2024 года

Горьковский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Блохина О.В., при секретаре судебного заседания Залтан В.Р., с участием прокурора Девочкиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Горьковского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Георгиевская средняя общеобразовательная школа» (далее - МБОУ «Георгиевская СОШ») о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об охране прав инвалидов в деятельности учреждения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Горьковского района Омской области, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился с иском к МБОУ «Георгиевская СОШ» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об охране прав инвалидов в деятельности учреждения.

Из искового заявления следует, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об охране прав инвалидов в общеобразовательных учреждениях района. Установлено, что здание МБОУ «Георгиевская СОШ» не оборудовано информирующими тактильными табличками (в том числе тактильно-звуковыми) для идентификации помещений, с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения. Ссылаясь на положения ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», прокурор просит обязать ответчика обеспечить наличие при входе в здание МБОУ «Георгиевская СОШ», вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне в срок до 01.09.2025.

В судебном заседании старший помощник прокурора Девочкина А.В. заявленные исковые требования поддержала.

Представители ответчика МБОУ «Георгиевская СОШ», третьего лица Комитета по образованию Администрации Горьковского Муниципального района Омской области в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не поступало, в связи с чем, суд согласно ст. 167 ГПК РФ находит возможным, разрешить заявленный спор при имеющейся явке.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.

Статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии со ст. 15 Закона № 181-ФЗ организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам:

- условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации);

- надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;

- дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи согласно ст. 15 Закона № 181-ФЗ устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.

Частью 3 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплено, что под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно подп. «е» п. 3 Порядка, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309, руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующего условия доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Подпунктом «а» пункта 4 Порядка предусмотрено, что руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующего условия доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию входа помещений, закреплены в п. 6.5.9 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденных и введенных в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр, согласно которому информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения.

Из представленных материалов дела следует, что прокуратурой Горьковского района Омской области проведена проверка соблюдения законодательства, в ходе которой установлено, что вход в здание МБОУ «Георгиевская СОШ», расположенном в с. Георгиевка, Горьковского района Омской области, не оснащен вывеской с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне (л.д. 4-6). Функции и полномочия Учредителя организации осуществляет орган местного самоуправления - Администрация Горьковского муниципального района Омской области. Органом Администрации Горьковского муниципального района Омской области, координирующим деятельность организации, а также осуществляющим в отношении нее функции и полномочии Учредителя, переданные данному органу в соответствии с правовыми актами Горьковского муниципального района Омской области, является Комитет по образованию Администрации Горьковского муниципального района Омской области.

Выявленные недостатки по условиям доступности для инвалидов объекта образовательной организации и предоставляемых услуг в сфере образования в учреждении, в котором обучаются несовершеннолетние дети, не устранены.

С учетом вышеприведенных обстоятельств дела и правовых норм, суд приходит к выводу, что здание образовательного учреждения является объектом социальной инфраструктуры, поэтому ответчиком должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа к ним инвалидов, что согласуется с обозначенным в Конвенции ООН о правах инвалидов, участником которой является Российская Федерация, принципом полного и эффективного вовлечения инвалидов в общество.

Отсутствие в образовательном учреждении воспитанников-инвалидов по зрению не освобождает ответчика от обязанности исполнения в своей деятельности приведенных нормативных требований.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения уточненных исковых требований и возложении на ответчика обязанности обеспечить наличие при входе в здание МБОУ «Георгиевская СОШ», вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

При этом из информации Комитета по образованию Администрации Горьковского муниципального района Омской области следует, что для оборудования входа в здание образовательного учреждения вывеской с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, потребуются денежные средства в размере 70 000 рублей, которые будут выделены до 01.09.2025 (л.д. 12).

Решая вопрос о сроке устранения допущенных нарушений, суд, принимая во внимание необходимость понесения расходов, а также оценивая срок, предлагаемый сторонами, считая разумным создание условий позволяющих сохранить возможность исполнения решения суда, не делая данного обстоятельства невозможным, суд полагает необходимым установить срок исполнения до 01.09.2025, полагая его достаточным для устранения нарушений законодательства, и обоснованным.

Разрешая вопрос о взыскании государственной пошлины, суд исходит из следующего.

В силу положений ч. 2 ст. 333.20 НК РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.

Принимая во внимание тот факт, что неисполнение ответчиком перечисленных выше норм законодательства связано с материальными затруднениями, суд приходит к выводу об отсутствии у образовательного учреждения финансовых средств для уплаты государственной пошлины, в связи с чем полагает возможным освободить учреждение от ее уплаты.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Горьковского района Омской области удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Георгиевская средняя общеобразовательная школа» в срок до 01.09.2025, обеспечить наличие при входе в здание по адресу: <адрес> «А», вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Освободить МБОУ «Георгиевская СОШ» от уплаты государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Горьковский районный суд Омской области.

Председательствующий                                                                                             О.В. Блохин

Мотивированное решение суда в окончательной форме принято 10.07.2024.

2-273/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Горьковского района Омской области
Ответчики
МБОУ "Георгиевская СОШ"
Другие
Комитет по образованию администрации Горьковского муниципального района (Орган опеки и попечительства)
Суд
Горьковский районный суд Омской области
Судья
Блохин Олег Викторович
Дело на сайте суда
gorkovskcourt.oms.sudrf.ru
20.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.06.2024Передача материалов судье
21.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.07.2024Подготовка дела (собеседование)
08.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.07.2024Судебное заседание
10.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.08.2024Дело оформлено
31.08.2024Дело передано в архив
10.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее