Решение по делу № 2-3218/2013 от 07.05.2013

№ 2-3218/13

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 июня 2013 года     город Уфа

Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Идрисовой А.В.,

при секретаре Ушановой В.С.,

с участием представителя прокуратуры - помощник прокурора Октябрьского района г. Уфы Шаймарданова А.З., истца Рахматуллиной А.Х., представителя ответчика Темирбулатовой Э.И. /доверенность от 23 июля 2012 года № 1/2453, удостоверенной Главой Администрации ГО г.Уфа Ялаловым И.И./,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района города Уфы, действующего в интересах Рахматуллиной А.Х., к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района города Уфы Республики Башкортостан, действуя в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах Рахматуллиной А.Х., обратился в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в котором просит обязать ответчика предоставить Рахматуллиной А.Х. жилое помещение по договору социального найма вне очереди по норме предоставления жилья.

В обоснование иска истец указал на то, что прокуратурой Октябрьского района города Уфы Республики Башкортостан проводилась проверка по исполнению законодательства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятии мер по защите их прав и законных интересов.

Установлено, что распоряжением Администрации Октябрьского района ГО г. Уфа РБ № от 03 октября 2011 года Рахматуллина А.Х. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях и включена во внеочерной список по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».

Однако в нарушение действующего законодательства Рахматуллиной А.Х. по достижении 18-летнего возраста ответчиком в течение 3-х месяцев жилье по договору социального найма не предоставлено, тем самым нарушены права Рахматуллиной А.Х. на жилье.

В судебном заседании представитель прокурора Октябрьского района города Уфы Республики Башкортостан - Шаймарданов А.З. поддержал исковые требования по ранее изложенным основаниям просил удовлетворить иск к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Истец Рахматуллина А.Х. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить по основаниям, указанным в иске.

Представитель ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Темербулатова Э.И. просила отказать в удовлетворении иска, пояснив, что истец была поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях 28 декабря 2012 года, а с 01 января 2013 года вступил в действие закон, которым предусмотрено предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, а не по договору социального найма.

Представитель третьего лица Правительства Республики Башкортостан, будучи извещенным надлежащим образом о дне, времени и месте рассмотрения дела, на судебное заседание не явился, о причине своей неявки в суд своевременно не сообщил, что вызвало рассмотрение дела в его отсутствие в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав и оценив материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив юридически значимые обстоятельства по делу, суд считает, что иск прокурора Октябрьского района г. Уфы, действующего в интересах Рахматуллиной А.Х. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции от 21 ноября 2011 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

В силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года, подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года № 250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).

Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве.

В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 57 названного Кодекса, в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года - на момент возникновения спорных правоотношений, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Из материалов дела установлено, что Рахматуллина А.Х. родилась ДД.ММ.ГГГГ в Кармаскалинском районе Республики Башкортостан, в графе «отец» указан «Рахматуллин Х.Н.», а в графе «мать» указана «Рахматуллина Р.Н.», что подтверждается копией свидетельства о рождении серии № № от 18 апреля 1991 года.

Мать Рахматуллиной А.Х. - Рахматуллина Р.Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти серии № № от 03 февраля 1999 года, а отец Рахматуллин Х.Н. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти серии № № от 12 августа 1999 года.

Установлено, что Рахматуллиной А.Х. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, оставшейся без попечения родителей, на основании постановления главы администрации Кармаскалинского района г. Уфы РБ № от 25 августа 1999 года был назначен опекун Асылбаева Р.Н.

Постановлением главы администрации Кармаскалинского района г. Уфы РБ № от 10 сентября 1999 года за Рахматуллиной А.Х. закреплено жилое помещение - комната в общежитии МПМК «Кармаскалинская-1» в <адрес>

Впоследствии, Постановлением главы администрации Кармаскалинского района г. Уфы РБ № от 27 апреля 2011 года Постановление главы администрации Кармаскалинского района г. Уфы РБ № от 10 сентября 1999 года отменено.

Установлено, что Рахматуллина А.Х. проживала и была зарегистрирована по адресу: РБ, <адрес> с 28 апреля 2011 года.

Распоряжением главы Администрации Октябрьского района ГО г. Уфа РБ № от 03 октября 2011 года Рахматуллина А.Х. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях.

В настоящее время Рахматуллина А.Х. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> улица РБ, <адрес> не имеет жилья и не находится на полном государственном обеспечении, окончила образовательное учреждение, однако она не обеспечена жилым помещением.

Суд считает, что обязанность обеспечения Рахматуллиной А.Х. жилым помещением должна быть возложена на Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан, поскольку порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому обязанность обеспечения Рахматуллиной А.Х. жилым помещением из муниципального фонда может быть возложена на администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан при условии наделения ее в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-з ( в редакции от 06 декабря 2011 года) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются следующими государственными полномочиями Республики Башкортостан … по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях)…

Суд считает, что обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди.

Анализ представленных в суд доказательств дает суду основание считать, что Рахматуллина А.Х., которая в силу статьи 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относятся к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, окончила пребывание в образовательных учреждениях и имеет право на обеспечение ее вне очереди жилым помещением по договору социального найма органом местного самоуправления - Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пределах социальной нормы представления жилья, предусмотренной решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 12/22 от 08 июня 2006 года «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению,периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа г. Уфа», площадью не ниже 14 кв.м.

Так как государственные полномочия РБ по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, после окончания ими учебного заведения были переданы в установленном порядке Администрации ГО г. Уфа, однако расходы по предоставлению жилья являются расходными обязательствами РБ, то обязанность по предоставлению жилых помещений истцу должна осуществляться Администрацией ГО г. Уфа за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.

Доводы представителя ответчика о том, что в соответствии с изменениями, внесенными в действующее законодательство и вступившими в силу с 01 января 2013 года, истец имеет право на обеспечение его жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, а не по договору социального найма, суд считает необоснованными, так как правоотношения между истцом и ответчиком по предоставлению истцу жилого помещения возникли до 01 января 2013 года, истец была включена в список лиц, нуждающихся в жилых помещениях до 01 января 2013 года, право на предоставление жилого помещения по договору социального найма возникло у истца до 01 января 2013 года, поэтому подлежит применению закон, действовавший в период возникновения у истца права на предоставление жилого помещения.

Руководствуясь статьями 56, 194-196, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Октябрьского района города Уфы, действующего в интересах Рахматуллиной А.Х., к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить Рахматуллиной А.Х. по договору социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв. м., за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме - 24 июня 2013 года.

Судья                               подпись                       А.В. Идрисова

2-3218/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Октябрьского района г Уфы в интересах Рахматуллиной А.Х.
Рахматуллина А.Х.
Ответчики
Администрация ГО Уфа
Суд
Октябрьский районный суд г. Уфы
Дело на сайте суда
oktiabrsky.bkr.sudrf.ru
07.05.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.05.2013Передача материалов судье
08.05.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.05.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.05.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.06.2013Судебное заседание
24.06.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.07.2013Дело сдано в канцелярию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее