Дело № 2а-343/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
село Октябрьское 21 сентября 2020 года
Октябрьский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Столбовой О.А.
при секретаре Бобылковой П.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению межрайонной ИФНС России № 10 по Челябинской области к Абросимов АВ о взыскании задолженности по налогам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России ХХ по <--х--> (далее - МРИ) обратилась в суд с административным иском к Абросимов АВ о взыскании задолженности по налогам и пени, в обосновании указав, что у административного ответчика образовалась задолженность по налогу и пени по нему в общем размере 3973,85 рублей, которую МРИ просит взыскать с административного ответчика, восстановив срок для обращения в суд.
В судебное заседание представитель МРИ не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.6, 30).
Административный ответчик Абросимов АВ в судебное заседание не явился, отбывает наказание в местах лишения свободы, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, своего отзыва по заявленным требованиям не представил (л.д.29).
Суд с учетом мнения стороны считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения участника процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению.
В силу ст.19 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги.
Согласно ст.31 НК РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, предъявлять в суды иски о взыскании недоимки и пеней.
Согласно ст.52 НК РФ налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление с указанием сумма налога, подлежащей уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.
В силу ст.ст.69-70 НК РФ налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате налога при наличии у него недоимки не позднее трех месяцев.
В судебном заседании установлено, что Абросимов АВ является плательщиком налога, по которому имеет задолженность, составляющую вместе с пенями 3973,85 рублей.
Согласно требованию ХХ по состоянию на ХХ месяца ХХХХ года сумма налога составила 3408 рублей, пени 565,85 рублей, срок исполнения указанного требования был установлен до ХХ месяца ХХХХ года (л.д.7).
В силу ст.48 НК РФ, а также положений главы 32 КАС РФ общий срок на обращение в суд составляет 6 месяцев с момента истечения срока для добровольного исполнения требования об уплате налогов, пени. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В соответствии с абз.2 ч.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Поскольку срок исполнения требования ХХ по взысканию с Абросимов АВ налога был установлен до ХХ месяца ХХХХ года, то, таким образом, срок обращения МРИ в суд с настоящим административным иском с учетом положений ст.48 НК РФ истекал ХХ месяца ХХХХ года.
Вместе с тем, с заявлением в суд о взыскании задолженности по данным налогам МРИ обратилась только ХХ месяца ХХХХ года, то есть со значительным пропуском установленного срока (л.д.6).
При этом из представленных материалов не следует, что налоговым органом предпринимались все необходимые меры ко взысканию с административного ответчика задолженности в установленном законом порядке. Никаких уважительных причин, наличие которых препятствовало МРИ в предусмотренные законом сроки обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности, суду не представлено и в суде не установлено. Соблюдение публичных интересов государства, иные причины организационного и административного характера не являются исключительными, объективно препятствующим своевременному обращению в суд с иском в целях осуществления возложенных на налоговый орган обязанностей по контролю и надзору в области налогов и сборов, поскольку именно осуществление такой деятельности является одной из основных задач налоговых органов (ст.ст.32-33 НК РФ).
Конституционный Суд РФ в Определении от ХХ месяца ХХХХ года ХХ-О-О также указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, не может осуществляться.
Таким образом, несоблюдение МРИ установленных налоговым законодательством сроков на обращение в суд с заявлением о взыскании налогов, указанных в административном исковом заявлении, является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно ч.8 ст.219 КАС РФ основанием для отказа в удовлетворении административного иска является пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность его восстановления (в том числе по уважительной причине).
В соответствии с ч.7 ст.219 КАС РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено законом.
Вместе с тем, указанный срок может быть восстановлен только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи заявления в установленный срок. Таким образом, суд может отказать в удовлетворении заявленных требований административного истца за пропуском процессуального срока обращения только в случае установления его пропуска без уважительных причин и невозможности его восстановления. Поскольку уважительных причин для пропуска срока обращения в суд административным истцом не представлено, суд приходит к выводу, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Кроме того, принимая такое решение, суд также учитывает, что согласно ч.1 ст.12 Федерального закона от ХХ месяца ХХХХ года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на ХХ месяца ХХХХ года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Согласно позиции Верховного Суда РФ, высказанной в определении от ХХ месяца ХХХХ года ХХ-КА19-2, по смыслу налогового законодательства следует разграничивать понятия «срок уплаты налога» и «дата образования недоимки (задолженности)». Перенесенные сроки уплаты налога не изменяют момент возникновения недоимки по его уплате, который наступает на следующий день после истечения первоначально установленного законом срока для такой уплаты.
Таким образом, в силу данных положений закона задолженность Абросимов АВ по налогу на имущество по требованию ХХ как образовавшаяся до ХХ месяца ХХХХ года является безденежной к взысканию и также подлежит списанию.
С учетом всей совокупности изложенного суд приходит к выводу, что в удовлетворении заявленных административных исковых требований следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.175-178, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления межрайонной ИФНС России ХХ по <--х--> о взыскании с Абросимов АВ задолженности по налогу и пеней по нему в общем размере 3973 рубля 85 копеек, восстановлении срока для обращения в суд - отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Октябрьский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения.
Председательствующий