Дело № 2а-3602/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 сентября 2020 года Бийский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего Курносовой А.Н.,
при секретаре Пивоваровой О.Б.,
с участием помощника прокурора г. Бийска Игнатьевой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации «Бийское» к Шевелеву АА об установлении административного надзора и административных ограничений,
У С Т А Н О В И Л:
Межмуниципальное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации «Бийское» обратилось в суд с административным иском к Шевелеву А.А. об установлении административного надзора и административных ограничений.
В обоснование требований указано, что Шевелев А.А. был осужден 18 января 2016 года Бийским городским судом Алтайского края по п.п. «а, в, г» ч. 2 ст. 163 Уголовного кодекса Российской Федерации, ему назначено наказание в виде 05 лет 03 месяцев лишения свободы.
02 октября 2018 года административный ответчик освобожден из ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области.
Учитывая, что Шевелевым А.А. было совершено тяжкое преступление (ст. 15 Уголовного кодекса Российской Федерации), то на основании п. «г» ч. 3 ст. 86 Уголовного кодекса Российской Федерации дата погашения судимости наступает 02 октября 2026 года.
Согласно сведениям базы данных ФИС ГИБДД-М установлено, что Шевелев А.А. в период погашения судимости за совершение тяжкого преступления был привлечен к административной ответственности за совершение правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность: 22 января 2019 года, 15 марта 2019 года и 15 марта 2020 года по ч.1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылаясь на п. 2 ч. 3 ст. 3, ст. 5 Федерального закона №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», просит установить административный надзор в отношении Шевелева А.А. на срок три года и административные ограничения в виде: обязательной явки в отдел полиции по месту жительства, пребывания или фактического нахождения один раз в месяц для регистрации; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания, с 22 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин.
Административный истец - представитель МУ МВД России «Бийское» по доверенности Романова Т.А., в судебном заседании, дав аналогичные пояснения, требования административного иска поддержала, уточнив их, просила установить административный надзор в отношении Шевелева А.А. на срок три года и административные ограничения в виде: обязательной явки в отдел полиции по месту жительства, пребывания или фактического нахождения один раз в месяц для регистрации; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания, с 22 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин., за исключением времени, связанного с трудовой деятельностью.
Административный ответчик Шевелев А.А. с требованиями административного иска не согласился, полагал, что отсутствуют основания для установления административного надзора и административных ограничений.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, заслушав заключение участвующего в деле помощника прокурора, суд приходит к следующему.
Категории лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор, определены ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; 4) двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если: 1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; 2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 1 ч. 1, п. 2 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 23 Постановления от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» разъяснил, что в решении суда об установлении или о продлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора (конкретный период в днях, месяцах, годах и (или) срок, определяемый днем начала его течения и окончания (например, со дня вступления решения суда в законную силу до погашения судимости).
Из представленных материалов следует, что 18 января 2016 года Шевелев А.А. осужден Бийским городским судом Алтайского края по п.п. «а, в, г» ч. 2 ст. 163, п. «а» ч. 2 ст. 115 Уголовного кодекса Российской Федерации, ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 05 лет 03 месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Согласно справке №, выданной ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области, Шевелев А.А. освобожден 02 октября 2018 года по отбытии наказания.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Уголовного кодекса Российской Федерации преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 163 Уголовного кодекса Российской Федерации, относится к категории тяжких преступлений.
В силу п. «г» ч. 3 ст. 86 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции на дату вынесения приговора) судимость погашается в отношении лиц, осужденных за тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Таким образом, срок погашения судимости по приговору от 18 января 2016 года – 02 октября 2026 года.
Также по делу установлено, что постановлениями мирового судьи судебного участка № 1 г. Бийска Алтайского края от 22 января 2019 года (дело № 5-53/2019), от 15 марта 2019 года (дело № 5-169/2019) и от 15 марта 2019 года (дело № 5-171/2019), вступившими в законную силу 02 февраля 2019 года, 26 марта 2019 года и 26 марта 2019 года соответственно, Шевелев А.А. признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 руб., 1600 руб. и 2000 руб. Административные штрафы не оплачены.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что административный ответчик Шевелев А.А. в течение одного года совершил более двух административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.
Следовательно, Шевелев А.А. относится к числу лиц, указанных в п. 1 ч. 1, п. 2 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», и в отношении него должен быть установлен административный надзор на срок, установленный п. 1 ч. 1 и п. 2 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», то есть на три года со дня вступления решения суда об установлении административного надзора в законную силу.
Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (ст. 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).
В силу ч. 8 ст. 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении административного дела об установлении административного надзора суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Обязательным является установление судом административного ограничения в виде: 1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; 2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; 3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории (ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).
Решая вопрос об установлении административных ограничений, необходимо исходить из того, что выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
При этом суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные о личности лица, в отношении которого разрешается вопрос об установлении административных ограничений.
С учетом установленных обстоятельств, характера и степени общественной опасности совершенного Шевелевым А.А. преступления, обстоятельств его совершения, данных о личности лица, в отношении которого разрешается вопрос об установлении административного надзора, учитывая, что в период погашения судимости за совершение тяжкого преступления в течение года совершил более двух административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, суд считает возможным удовлетворить административные исковые требования административного истца, соответственно, считает необходимым установить в отношении Шевелева А.А. административный надзор на срок три года со дня вступления решения суда в законную силу, с установлением административных ограничений в виде: обязательной явки в отдел полиции по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации один раз в месяц; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут, за исключением случаев, когда такое отсутствие связано с осуществлением трудовых обязанностей.
Установление административного надзора, по мнению суда, будет способствовать предупреждению совершения Шевелевым А.А. преступлений и других правонарушений, оказанию на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Руководствуясь ст. ст. 176 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации «Бийское» удовлетворить.
Установить административный надзор в отношении Шевелева АА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, на срок три года со дня вступления решения суда в законную силу.
Установить в отношении Шевелева АА на указанный срок административного надзора административные ограничения в виде:
обязательной явки в отдел полиции по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации один раз в месяц;
запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут, за исключением случаев, когда такое отсутствие связано с осуществлением трудовых обязанностей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и представление прокурора в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края.
Судья А.Н. Курносова