Дело № 2а-992/2020
88а-7780/2021
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Владивосток 27 октября 2021 года
Кассационное определение в окончательной форме изготовлено 10 ноября 2021 года.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.,
судей Ровенко П.А., Зайцевой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» Черно К.И. на решение Холмского городского суда Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Силкиной <данные изъяты> к Собранию муниципального образования «Холмский городской округ» об оспаривании решения об освобождении от должности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Силкина Е.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Собранию муниципального образования «Холмский городской округ» (далее - Собрание) об оспаривании решения от ДД.ММ.ГГГГ № «Об освобождении от должности председателя Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» шестого созыва».
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что решением Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ № она была избрана председателем Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» шестого созыва. В период нахождения ее в отпуске Собранием принято решение от ДД.ММ.ГГГГ № об освобождении ее от должности председателя.
С данным решением административный истец не согласилась, считает его принятым в нарушение положений пункта 7 части 1 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которым предусмотрено, что основания и порядок прекращения полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления определяются уставом муниципального образования. Поскольку в Уставе муниципального образования «Холмский городской округ» не содержится положений о порядке и основаниях прекращения полномочий председателя Собрания муниципального образования, решение о прекращении ее полномочий является незаконным. Кроме того, административным ответчиком существенно нарушена процедура принятия оспариваемого решения, заключение на проект решения не составлялось, и он не направлялся на рассмотрение в профильную постоянную комиссию Собрания, в ходе тайного голосования по вопросу отстранения от должности председателя депутаты были лишены возможности выразить свою волю путем варианта «воздержался», поскольку бюллетени для голосования такой вариант не предусматривали. Считает, что решение подписано неуполномоченным лицом, принято без учета ее мнения по рассмотренному вопросу.
Решением Холмского городского суда Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ административные исковые требования Силкиной Е.И. удовлетворены, решение Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об освобождении от должности председателя Собрания муниципального образования «Холмский городской округ шестого созыва» признано незаконным; на Собрание муниципального образования «Холмский городской округ» возложена обязанность устранить допущенные нарушения, незамедлительно отменить решение Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об освобождении от должности председателя Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» шестого созыва» и восстановить Силкину Е.И. в полномочиях председателя Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» шестого созыва, а также опубликовать информацию об отмене решения Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об освобождении от должности председателя Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» шестого созыва» в газете «Холмская панорама» в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу, сообщить об исполнении решения суда в Холмский городской суд Сахалинской области и Силкиной Е.И. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу; с Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» в пользу Силкиной Е.И. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда ДД.ММ.ГГГГ решение Холмского городского суда Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ изменено, из абзаца второго резолютивной части решения суда исключены слова: «незамедлительно отменить решение Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об освобождении от должности председателя Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» шестого созыва», в остальной части решение оставлено без изменения.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ, принятым по кассационной жалобе административного истца Силкиной Е.И., решение Холмского городского суда Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлены без изменения.
ДД.ММ.ГГГГ в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Собрания муниципального образования «Холмский городской округ», поданная через суд первой инстанции ДД.ММ.ГГГГ, в которой ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных актов и направлении административного дела на новое рассмотрение.
В кассационной жалобе заявитель выражает несогласие с выводами судов, поскольку о принятии решения о формировании счетной комиссии и утверждении ее состава свидетельствуют представленные в дело копии решения Собрания от ДД.ММ.ГГГГ № «О формировании счетной комиссии для проведения тайного голосования по вопросу: «Об освобождении от должности председателя Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» шестого созыва», протокола счетной комиссии для проведения тайного голосования и протокола заседания 30 сессии Собрания, а в силу части 5 статьи 30 Регламента Собрания (в редакции решения от ДД.ММ.ГГГГ) тайное голосование не предусматривает возможности голосования «воздержался».
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций не допущены нарушения, влекущие отмену принятых по делу судебных актов по доводам кассационной жалобы административного ответчика.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Собранием муниципального образования «Холмский городской округ» шестого созыва принято решение № об избрании Силкиной Е.И. председателем Собрания.
ДД.ММ.ГГГГ в Собрание муниципального образования «Холмский городской округ» поступило подписанное десятью депутатами предложение об освобождении от должности председателя Собрания Силкиной Е.И. по мотиву нарушения ею этических принципов, установленных правилами депутатской этики депутата Собрания.
Постоянная комиссия Собрания по регламенту, депутатской этике и местному самоуправлению решением от ДД.ММ.ГГГГ проект решения «Об освобождении от должности председателя Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» вынесла на рассмотрение сессии с доработкой и рекомендацией – принять.
ДД.ММ.ГГГГ к вышеназванному предложению от ДД.ММ.ГГГГ об освобождении от должности председателя Собрания внесено дополнение за подписью четырех депутатов.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Силкина Е.И. находилась в ежегодном оплачиваемом отпуске, в связи с чем распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № исполнение обязанностей председателя Собрания возложено на заместителя председателя ФИО10
ДД.ММ.ГГГГ состоялась 30-я сессия Собрания муниципального образования «Холмский городской округ», в повестку которой был включен вопрос об освобождении от должности председателя Собрания, и по итогам тайного голосования было принято решение № об освобождении Силкиной Е.И. от должности председателя Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» шестого созыва.
Согласно части 3 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Уставом муниципального образования «Холмский городской округ», утвержденным решением Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» от 6 марта 2013 года № 52/4-878 (далее - Устав), Собрание Холмского городского округа является представительным органом Холмского городского округа (часть 1 статьи 29); Собрание Холмского городского округа принимает Регламент, регулирующий вопросы его организации и деятельности, а также порядок принятия решений (часть 7 статьи 29).
Согласно частям 2 и 3 статьи 31 Устава Собрание Холмского городского округа возглавляет председатель, избираемый представительным органом из своего состава тайным голосованием на первом заседании в порядке, определяемом Регламентом Собрания Холмского городского округа; председатель Собрания Холмского городского округа исполняет свои обязанности на постоянной основе.
Полномочия председателя Собрания Холмского городского округа установлены статьей 36.1 Устава, пунктом 13 которой предусмотрено, что полномочия председателя Собрания Холмского городского округа начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы Собрания Холмского городского округа нового созыва.
Вопросы организации деятельности Собрания муниципального образования «Холмский городской округ», порядок проведения заседаний и принятия Собранием решений урегулированы Регламентом Собрания муниципального образования «Холмский городской округ», утвержденным решением Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» от 2 октября 2013 года № 2/5-9 (далее Регламент).
В соответствии со статьей 8 Регламента (в редакции от 15 ноября 2018 года) группа депутатов Собрания, насчитывающая не менее одной трети от числа депутатов, избранных в Собрание, имеет право внести в Собрание мотивированное предложение об освобождении от должности председателя Собрания или его заместителя; решение Собрания о включении в повестку дня вопроса об освобождении от должности председателя Собрания или его заместителя принимается большинством от установленной численности депутатов; решение об освобождении от должности считается принятым при голосовании большинства депутатов от установленной численности депутатов тайным голосованием, проводимым в порядке, установленном статьей 30 Регламента (части 1-3).
Организация голосования определена статьей 28 Регламента, в силу которой все решения Собрания принимаются на ее заседаниях. На заседаниях Собрания (сессиях) используются следующие формы голосования: открытое, тайное и поименное (часть 1); тайное голосование осуществляется путем использования бюллетеня установленной формы (часть 4); депутат обязан лично осуществлять свое право на голосование. Депутат имеет один голос по каждому из обсуждаемых вопросов и подает его путем выражения своей воли открытым или тайным голосованием «за», «против» либо «воздержался» (часть 5).
Согласно положениям частей 1 - 3, 6, 7 статьи 30 Регламента для проведения тайного голосования и определения его результатов Собрание избирает из числа депутатов открытым голосованием счетную комиссию в составе не менее трех человек. При избрании или утверждении кандидатур, назначаемых или утверждаемых Собранием, в счетную комиссию не могут входить депутаты, чьи кандидатуры выдвинуты в состав избираемых органов или на замещение выборных должностей. Счетная комиссия избирает председателя и секретаря. Решения счетной комиссии принимаются большинством голосов членов комиссии.
По результатам тайного голосования с использованием бюллетеней счетная комиссия составляет протокол, который подписывается всеми членами счетной комиссии. На основании протокола счетной комиссии оформляется решение Собрания.
Учитывая установленные муниципальными правовыми актами основания и порядок освобождения от должности председателя Собрания, порядок формирования счетной комиссии, включения в повестку, голосования и утверждения итогов голосования по вопросу освобождения от должности председателя Собрания, изучив протокол заседания 30-й сессии Собрания, а также видеозапись заседания, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о незаконности оспариваемого решения Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об освобождении от должности председателя Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» шестого созыва» ввиду допущенных существенных нарушений процедуры голосования по данному вопросу и принятия решения.
Судебная коллегия кассационного суда находит верными выводы судов о том, что Собранием муниципального образования «Холмский городской округ» была нарушена процедура принятия решения об освобождении от должности председателя Собрания, предусмотренная Регламентом Собрания муниципального образования «Холмский городской округ», оспариваемым решением нарушены права и законные интересы Силкиной Е.И., что в совокупности является основанием для признания решения от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным.
Утверждение заявителя кассационной жалобы о том, что процедура тайного голосования не предусматривает возможности голосования «воздержался», противоречит требованиям статьи 28 Регламента Собрания муниципального образования «Холмский городской округ», из которой прямо следует о праве депутата отдать свой голос путем выражения воли открытым или тайным голосованием «за», «против» либо «воздержался» (часть 5). Примененная при тайном голосовании форма бюллетеня лишило депутатов права голосовать по своему усмотрению, а использованный порядок заполнения бюллетеня не позволяет проверить действительное волеизъявление каждого депутата, принявшего участие в голосовании, что ставит под сомнение его результаты.
Доводы кассационной жалобы о соблюдении порядка формирования счетной комиссии и утверждения ее состава также подлежат отклонению, поскольку оснований ставить под сомнение результаты оценки в судебных актах обстоятельств, связанных с формированием счетной комиссии и порядка ее работы при проведении голосования по вопросу освобождения Силкиной Е.И. от должности председателя Собрания не имеется.
Суды первой и апелляционной инстанций дали надлежащую правовую оценку всем юридически значимым обстоятельствам по делу, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые бы привели к неправильному разрешению административного дела, не допустили, поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» не имеется.
Согласно пункту 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года № 17 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции», поскольку предметом рассмотрения кассационных жалобы, представления, поступивших от иных лиц после рассмотрения административного дела судом кассационной инстанции, выступает судебный акт суда первой инстанции и (или) апелляционное определение, а не ранее вынесенное кассационное определение, в случае если суд кассационной инстанции при повторной проверке судебных актов судов первой и (или) апелляционной инстанций придет к выводу, что кассационные жалоба, представление не подлежат удовлетворению, в резолютивной части кассационного определения указывается на оставление кассационных жалобы, представления без удовлетворения; указания на оставление без изменения ранее вынесенных судебных актов по административному делу в резолютивной части не требуется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
кассационную жалобу Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» оставить без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи