Решение по делу № 2-588/2018 от 30.11.2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 мая 2018 года г. Иркутск

Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Барахтенко О.В., при секретаре Комине А.А.,

с участием представителя истца Западно-Байкальского межрайонного прокурора – помощника прокурора Лазовская Е.А.,

представителей ответчика ООО «Компания «Госстрой» Белых Н.А., Старицына А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-588/2018 по иску прокурора Западно-Байкальского межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Компания «Госстрой» о запрете деятельности по эксплуатации приема, переработки и отгрузки древесины, об обязании оборудовать места временного накопления отходов производства и потребления,

УСТАНОВИЛ:

Истец Западно-Байкальский межрайонный прокурор, действуя в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Компания «Госстрой», в котором просит:

запретить деятельность по эксплуатации пункта приема, переработки и отгрузки древесины на земельном участке с кадастровым номером в отсутствие инвентаризации выбросов и их источников, проекта предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

обязать оборудовать места для временного накопления отходов производства и потребления в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003 года № 80, Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППВ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 313, Постановлением Правительства РФ от 03 сентября 2010 года № 681 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде».

В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что Западно-Байкальской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства при эксплуатации пункта приема, переработки и отгрузки древесины ООО «Компания «Госстрой» на земельном участке с кадастровым номером .

Согласно сведений ЕГРН земельный участок с кадастровым номером принадлежит на праве аренды ООО «Компания Госстрой», о чем имеется запись государственной регистрации под от **/**/****.

По результатам проверки выявлены грубые нарушения законодательства об охране окружающей среды и требований пожарной безопасности.

Согласно сведениям Реестра выданных свидетельств регистрации пунктов приема, переработки и отгрузки древесины на территории .... по состоянию на **/**/****, размещенного на сайте министерства лесного комплекса Иркутской области, ООО «Компания «Госстрой» **/**/**** зарегистрирован пункт приема, переработки и отгрузки древесины по своему юридическому адресу: .... (свидетельство ).

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от **/**/**** основным видом экономической деятельности ООО «Компания «Госстрой» является производство прочих деревянных строительных конструкций и столярных изделий.

В ходе проведения проверки по адресу: ...., на земельном участке с кадастровым номером установлено следующее: отработанные лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства накапливаются в бытовом помещении на пром. площадке (место не организовано, не промаркировано). Твердые коммунальные отходы накапливаются в трех металлических контейнерах, расположенных на открытой бетонированной площадке на территории ООО «Компания «Госстрой».

Места для временного накопления шин пневматических автомобильных отработанных, масел отработанных, золы от сжигания древесного топлива, дома и отходов алюминия несортированных, отходов деревообработки не предусмотрены.

Отработанные шины складируются по всей производственной территории, кроме того на земельном участке с кадастровым номером отмечено захламление производственной территории твердыми коммунальными отходами, ломом от разборки автотранспорта, (отходами лесопереработки (обрезь - объемом около 500 м.куб., опилками -объемом около 700 м.куб.), которые складируются навалом на земле.

Договоры на передачу ламп ртутных, ртутно-кварцевых, люминесцентных, утратившие потребительские свойства, аккумуляторов свинцовых отработанных неповрежденных, с электролитом; шин пневматических автомобильных отработанных; тормозных колодок, отработанных с остатками накладок асбестовых; отходов минеральных масел трансмиссионных, отходов минеральных масел гидравлических, не содержащих галогены; отходов синтетических и полусинтетических масел моторных; отходов (осадок) из выгребных ям в ходе проверки не представлены.    

На производственной территории ООО «Компания «Госстрой» имеются стационарные источники с организованным выбросом:

- котельная (используется для нагрева воды в системе сушильных камер
и отопления производственных зданий). Котельная оборудована 2 водогрейными котлами. Работа котлов осуществляется на древесных отходах, получаемых в результате пиления лесной продукции внутри предприятия;

- источники с неорганизованным выбросом: открытая стоянка автотранспорта/дорожной техники предусмотрена для стоянки автотранспорта;

- пост ТО и ТР автотранспорта/дорожной техники предназначен для проведения текущего ремонта и технического обслуживания автотранспорта и дорожной техники.

В процессе хозяйственной деятельности ООО «Компания «Госстрой» в соответствии с «Методиками проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для автотранспортных предприятий. Москва, 1998 год», с «Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Санкт-Петербург, 2005 год», а именно «Методические указания по расчету выбросов загрязняющих веществ при сжигании топлива в котлах производительностью менее 20 т/час», «Методическим пособием по расчету выбросов от неорганизованных источников в промышленности строительных материалов», Новороссийск, 2001 год; «Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный вздух», Санкт-Петербург, 2005 год, «Временными методическими оказаниями по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух предприятиями деревообрабатывающей промышленности Петрозаводск, 1992 год» (с учетом дополнений НИИ Атмосфера 2005 г.), Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в Атмосферу для автотранспортных предприятий (расчетным методом). Москва, 1998 год, в атмосферу выделяются следующий перечень загрязняющих веществ:

- от деятельности котельной: азота оксид, азота диоксид, углерод оксид,
(сажа, бенз(а)пирен, зола древесная;

- от работы двигателей внутреннего сгорания (ДВС), в результате технического обслуживания, при внутреннем проезде автотранспорта по Территории площадки в атмосферу поступают: азота оксид, азота диоксид, углерод оксид, сажа, сернистый ангидрид, углеводороды по бензину ((керосину);

- от сварочного поста и поста газовой резки металла в атмосферу поступают: железа оксид, марганец и его соединения, фториды газообразные, азот оксид, углерод оксид.

Деятельность, в процессе которой образуются отходы, должна осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - ФЗ «Об отходах производства и потребления»), Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В нарушение ст. 22, 39 ФЗ «Об охране окружающей среды», ООО «Компания «Госстрой»» не разработан проект предельно допустимых выбросов (ПДВ).

В нарушение ст. 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» ООО «Компания «Госстрой» разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не получено.

В нарушение п. 77 и п. 79 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 ООО «Компания «Госсстрой» не обеспечена своевременная очистка территории от горючих отходов.

В соответствии с положениями Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утв. Президентом РФ 30.04.2012 презюмируется экологическая опасность планируемой экономической и иной деятельности, запрещается осуществление экономической и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, провозглашается принцип обеспечения соответствия экономической и иной деятельности установленным нормам и требованиям в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Статьей 56 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что деятельность, осуществляемая с нарушением природоохранных требований может быть прекращена.

Согласно ч. 5 ст. 14 Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 12 Федерального закона «О пожарной безопасности» при выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей на подведомственных организациях, ведомственная пожарная охрана имеет право приостановить полностью или частично работу организации (отдельного производства), производственного участка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отдельных видов работ.

Положениями ст. 9 Конституции РФ установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на данной территории

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Исковое заявление подано, также, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку ответчиком не соблюдаются требования законодательства, регулирующего отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, пожарной безопасности населения и градостроительства как одних из основных условий реализации предусмотренного ст. 41 Конституции Российской Федерации права граждан на охрану здоровья. Также нарушаются предусмотренные ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» права граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека; на получение информации о качестве и безопасности пищевых продуктов, потенциальной опасности для здоровья человека оказываемых услуг. Также нарушаются предусмотренные ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» права граждан на защиту к жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

В судебном заседании представитель истца Западно-Байкальского межрайонного прокурора – помощник прокурора Лазовская Е.А. заявленные исковые требования в редакции уточненного искового заявления поддержала. Просила требования удовлетворить, находя их законными и обоснованными.

Представитель ответчика ООО «Компания «Госстрой» Белых Н.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, суду пояснил, что в настоящее время ответчиком предпринимаются все возможные меры по устранению нарушений действующего законодательства. Избранный истцом способ защиты может привести к нарушению баланса интересов, поскольку в ООО «Компания «Госстрой», согласно штатному расписанию, имеется 276 рабочих мест.

Представитель ответчика ООО «Компания «Госстрой» Старицын А.Ю. в судебном заседании также возражал против удовлетворения заявленных требований, указывая на отсутствие такой необходимости, учитывая, что в настоящее время ответчиком в добровольном порядке предпринимаются все действия по устранению нарушений требований действующего законодательства.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований, исходя из следующего.

В соответствии с положениями ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

С 01 февраля 2018 года Западно-Байкальская межрайонная прокуратура, входящая в состав прокуратуры Иркутской области, ликвидирована. Интересы Западно-Байкальской межрайонной прокуратуры в рамках настоящего гражданского дела на основании письма и.о. прокурора Иркутской области представляет Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура.

В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе и путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда может явиться основанием к иску о запрете деятельности, создающей такую опасность.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться согласно принципам соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Аналогичные требования установлены статьей 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Согласно ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Аналогичные требования установлены в статье 11 Федерального закона РФ от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Статья 14 Федерального закона № 96-ФЗ от 04 мая 1999 года «Об охране атмосферного воздуха» предусматривает, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером принадлежит на праве аренды ООО «Компания Госстрой», о чем имеется запись государственной регистрации под от **/**/****.

По результатам проведенной прокурорской проверки выявлены нарушения законодательства об охране окружающей среды и требований пожарной безопасности.

Согласно сведениям Реестра выданных свидетельств регистрации пунктов приема, переработки и отгрузки древесины на территории Иркутской области по состоянию на **/**/****, размещенного на сайте министерства лесного комплекса Иркутской области, ООО «Компания «Госстрой» **/**/**** зарегистрирован пункт приема, переработки и отгрузки древесины по своему юридическому адресу: .... (свидетельство ).

Основным видом экономической деятельности ООО «Компания «Госстрой» является производство прочих деревянных строительных конструкций и столярных изделий, сто следует из выписки из ЕГРЮЛ от **/**/****

В ходе проведения проверки по адресу: ...., на земельном участке с кадастровым номером установлено: отработанные лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства накапливаются в бытовом помещении на пром. площадке (место не организовано, не промаркировано). Твердые коммунальные отходы накапливаются в трех металлических контейнерах, расположенных на открытой бетонированной площадке на территории ООО «Компания «Госстрой».

Места для временного накопления шин пневматических автомобильных отработанных, масел отработанных, золы от сжигания древесного топлива, дома и отходов алюминия несортированных, отходов деревообработки не предусмотрены.

Отработанные шины складируются по всей производственной территории, кроме того на земельном участке с кадастровым номером отмечено захламление производственной территории твердыми коммунальными отходами, ломом от разборки автотранспорта, (отходами лесопереработки (обрезь - объемом около 500 м.куб., опилками -объемом около 700 м.куб.), которые складируются навалом на земле.

Договоры на передачу ламп ртутных, ртутно-кварцевых, люминесцентных, утратившие потребительские свойства, аккумуляторов свинцовых отработанных неповрежденных, с электролитом; шин пневматических автомобильных отработанных; тормозных колодок, отработанных с остатками накладок асбестовых; отходов минеральных масел трансмиссионных, отходов минеральных масел гидравлических, не содержащих галогены; отходов синтетических и полусинтетических масел моторных; отходов (осадок) из выгребных ям в ходе проверки не представлены.    

На производственной территории ООО «Компания «Госстрой» имеются стационарные источники с организованным выбросом:

- котельная (используется для нагрева воды в системе сушильных камер
и отопления производственных зданий). Котельная оборудована 2 водогрейными котлами. Работа котлов осуществляется на древесных отходах, получаемых в результате пиления лесной продукции внутри предприятия;

- источники с неорганизованным выбросом: открытая стоянка автотранспорта/дорожной техники предусмотрена для стоянки автотранспорта;

- пост ТО и ТР автотранспорта/дорожной техники предназначен для проведения текущего ремонта и технического обслуживания автотранспорта и дорожной техники.

В процессе хозяйственной деятельности ООО «Компания «Госстрой» в соответствии с «Методиками проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для автотранспортных предприятий. Москва, 1998 год», с «Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Санкт-Петербург, 2005 год», а именно «Методические указания по расчету выбросов загрязняющих веществ при сжигании топлива в котлах производительностью менее 20 т/час», «Методическим пособием по расчету выбросов от неорганизованных источников в промышленности строительных материалов», Новороссийск, 2001 год; «Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный вздух», Санкт-Петербург, 2005 год, «Временными методическими оказаниями по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух предприятиями деревообрабатывающей промышленности Петрозаводск, 1992 год» (с учетом дополнений НИИ Атмосфера 2005 г.), Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в Атмосферу для автотранспортных предприятий (расчетным методом). Москва, 1998 год, в атмосферу выделяются следующий перечень загрязняющих веществ:

- от деятельности котельной: азота оксид, азота диоксид, углерод оксид,
(сажа, бенз(а)пирен, зола древесная;

- от работы двигателей внутреннего сгорания (ДВС), в результате технического обслуживания, при внутреннем проезде автотранспорта по Территории площадки в атмосферу поступают: азота оксид, азота диоксид, углерод оксид, сажа, сернистый ангидрид, углеводороды по бензину ((керосину);

- от сварочного поста и поста газовой резки металла в атмосферу поступают: железа оксид, марганец и его соединения, фториды газообразные, азот оксид, углерод оксид.

Деятельность, в процессе которой выделяются выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, должна осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Федерального закона от 10.01.2002. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В нарушение ст. 22, 30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» на момент проведения проверки в ООО «Компания «Госстрой» не проведена инвентаризация выбросов и их источников.

Согласно ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят Мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В силу ст. 22 ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.

В ходе судебного заседания было установлено и материалами дела подтверждено, что в нарушение ст. 22, 39 ФЗ «Об охране окружающей среды», ответчиком не разработан проект предельно допустимых выбросов (ПДВ).

Статьей 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

В нарушение ст. 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» ООО «Компания «Госстрой» не получено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Кроме этого, в нарушение п. 77 и п. 79 Правил противопожарного режима в
Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 ООО «Компания «Госстрой» не обеспечена своевременная очистка территории от горючих отходов.

Статьей 56 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что деятельность, осуществляемая с нарушением природоохранных требований, может быть прекращена.

Частью 5 ст. 14 Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что при отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 12 Федерального закона «О пожарной безопасности» при выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей на подведомственных организациях, ведомственная пожарная охрана имеет право приостановить полностью или частично работу организации (отдельного производства), производственного участка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отдельных видов работ.

Таким образом, проверкой, проведенной Западно-Байкальской межрайонной прокуратурой совместно с государственным инспектором Иркутского района по пожарному надзору установлено, что в нарушение требований закона у ООО «Компания «Госстрой» отсутствуют разрешение на выброс загрязняющих вредных веществ в атмосферу. Указанные документы ООО «Компания «Госстрой» в установленном законом порядке не получались. Данное обстоятельство представителями ООО «Компания «Госстрой» не оспаривалось ни в ходе проведения прокурорской проверки, ни в судебном заседании.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований, поскольку осуществление ООО «Компания «Госстрой» деятельности по эксплуатации пункта приема, переработки и отгрузки древесины на земельном участке с кадастровым номером в отсутствие инвентаризации выбросов и их источников, проекта предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, бесспорно, может повлечь причинение вреда окружающей среде и привести к нарушению прав неопределенного круга лиц на безопасную окружающую среду.

Доводы стороны ответчика об отсутствии доказательств причинения им вреда при осуществлении деятельности суд находит не состоятельными

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 года № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», основанием для ограничения, приостановления либо прекращения деятельности эксплуатирующей организации может являться эксплуатация объекта без разрешений и лицензий.

Кроме того, статья 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает презумпцию экологической опасности хозяйственной деятельности юридических лиц, поэтому в силу ст. 1065 Гражданского кодекса РФ осуществление такой деятельности в отсутствие соответствующего разрешения, предусмотренного законом, может являться самостоятельным основанием для ее запрещения.

Доводы стороны ответчика о том, что удовлетворение требований прокурора в части запрета деятельности Общества будет противоречить общественным интересам, суд оценивает критически.

Согласно абз. 2 п. 2 ст. 1065 ГК РФ и разъяснений по применению данных положений закона, содержащихся в п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», суд вправе отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности (например, деятельности очистных сооружений и т.д.) при условии, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам.

Допущенные ответчиком нарушения экологического законодательства создают угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию и причиняют вред земельному участку, в связи с чем, запрет деятельности ООО «Компания «Госстрой» по эксплуатации пункта приема, переработки и отгрузки древесины на земельном участке с кадастровым номером до устранения нарушений требований действующего законодательства является необходимым и не будет противоречить общественным интересам.

Получение ООО «Компания «Госстрой» в последующем разрешения на выброс загрязняющих веществ в окружающую среду будет являться основанием для возобновления деятельности с момента получения такого разрешения.

Принятие стороной ответчика мер по устранению нарушений действующего законодательства на момент рассмотрения дела по существу, что объективно подтверждено представленными в материалы дела договорами, не может являться основанием для отказа в иске при установленных нарушениях. В данном случае указанные действия могут являться основанием для последующего обращения стороны ответчика с заявлением в порядке ст. 203 ГПК РФ о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Западно-Байкальского межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Компания «Госстрой» - удовлетворить.

Запретить ООО «Компания «Госстрой» деятельность по эксплуатации пункта приема, переработки и отгрузки древесины на земельном участке с кадастровым номером в отсутствие инвентаризации выбросов и их источников, проекта предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

Обязать ООО «Компания «Госстрой» оборудовать места для временного накопления отходов производства и потребления в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003 года № 80, Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППВ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 313, Постановлением Правительства РФ от 03 сентября 2010 года № 681 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде».

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: О.В. Барахтенко

2-588/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Западно-Байкальский межрайонный прокурор
Ответчики
ООО Компания Госстрой
ООО К. Г.
Суд
Иркутский районный суд Иркутской области
Судья
Барахтенко О.В.
Дело на сайте суда
irkutsky.irk.sudrf.ru
30.11.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.11.2017Передача материалов судье
05.12.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.12.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.01.2018Судебное заседание
26.01.2018Судебное заседание
05.03.2018Судебное заседание
22.05.2018Судебное заседание
24.05.2018Судебное заседание
04.06.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.06.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.07.2018Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
09.07.2018Изучение поступившего ходатайства/заявления
20.08.2018Судебное заседание
10.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.05.2020Передача материалов судье
10.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.05.2020Судебное заседание
10.05.2020Судебное заседание
10.05.2020Судебное заседание
10.05.2020Судебное заседание
10.05.2020Судебное заседание
10.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.05.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
10.05.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
10.05.2020Судебное заседание
10.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
24.05.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее