Дело №
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего ФИО5,
судей ФИО2, ФИО3
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Смоленской таможне о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на государственной гражданской службе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, ежеквартальной премии и единовременного поощрения по итогам работы за год, признании права на получение единовременного денежного поощрения по итогам работы за год, взыскании денежной компенсации морального вреда
(номер дела, присвоенный в суде первой инстанции, №)
по кассационной жалобе Смоленской таможни на решение Заднепровского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции ФИО5, объяснения представителя Смоленской таможни ФИО4, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ганцевой С.В., полагавшей, что судебные постановления являются законными и обоснованными и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежат, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
у с т а н о в и л а :
ФИО1, уточнив требования, обратился в суд с иском к Смоленской таможне о признании незаконным приказа Смоленской таможни №-КГ от ДД.ММ.ГГГГг. об увольнении с государственной гражданской службы по основаниям пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», восстановлении на государственной гражданской службе с ДД.ММ.ГГГГг., взыскании оплаты вынужденного прогула с даты увольнения по день восстановления на государственной гражданской службе, признании права на получение единовременного денежного поощрения по итогам работы за 2020г., денежной компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей.
В обоснование указал, что работал в Смоленской таможне с ДД.ММ.ГГГГ, с 2002 года проходил государственную гражданскую службу. ДД.ММ.ГГГГ уведомлен о проведении организационно - штатных мероприятий и сокращении его должности. На момент получения уведомления о сокращении ФИО1 занимал должность главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля № Ярцевского таможенного поста Смоленской таможни.
Приказом Смоленской таможни от ДД.ММ.ГГГГ №-КГ уволен с государственной гражданской службы с ДД.ММ.ГГГГ.
По мнению истца, увольнение является незаконным, поскольку с момента предупреждения и до увольнения ему не были предложены все вакантные должности.
Решением Заднепровского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: признать незаконным и отменить приказ Смоленской таможни от ДД.ММ.ГГГГг. №-КГ «Об увольнении ФИО1».
Восстановить ФИО1 на государственной гражданской службе в должности главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля № Ярцевского таможенного поста Смоленской таможни с ДД.ММ.ГГГГг.
Взыскать со Смоленской таможни в пользу ФИО1 денежную компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
В удовлетворении остальной части иска ФИО1 к Смоленской таможне отказать.
Взыскать со Смоленской таможни в доход бюджета государственную пошлину в размере 600 (шестьсот) рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ данное решение оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда и апелляционным определением, представитель Смоленской таможни обратился во Второй кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об их отмене, как незаконных и необоснованных, просит принять по делу новое решение об отказе истцу в иске полностью. Заявитель жалобы оспаривает выводы судов о наличии должностей, которые мог бы занять истец, исходя из уровня его квалификации, и которые не были бы ему предложены, ссылается также на допущенные судами нарушения норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В судебное заседание суда кассационной инстанции истец не явился, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, учитывая данное обстоятельство и руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика, заключение прокурора, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность решения и апелляционного определения, кассационный суд не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанции правильно определили и применили нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, положения Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», которые в судебных постановлениях приведены, как того требует ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Частью седьмой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации».
В силу пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
В соответствии с пунктом 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Согласно части 1 статьи 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо и другом государственном органе с учетом:
1) уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки;
2) уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.
О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (часть 2 статьи 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации»).
Частью 5 статьи 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» предусмотрено, что представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции, упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня, его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 данного Федерального закона (часть 6 статьи 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ утверждены Правила предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил при отсутствии вакантных должностей государственной гражданской службы, отвечающих требованиям части 1 статьи 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, кадровая служба указанных органов не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения государственного гражданского служащего в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, в том числе посредством официального сайта федеральной государственной информационной системы «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации», с учетом категории и группы замещаемой государственным гражданским служащим должности государственной гражданской службы, области и вида его профессиональной служебной деятельности, уровня его квалификации, профессионального образования и стажа государственной гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки.
Уведомление о предложении государственному гражданскому служащему вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах с приложением списка этих вакантных должностей, подписанное представителем нанимателя или уполномоченным им лицом, вручается кадровой службой государственному гражданскому служащему под роспись не позднее чем за 25 дней до дня предстоящего увольнения в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или с упразднением государственного органа (пункт 4 Правил).
Приведенным нормам материального права решение и апелляционное определение полностью соответствуют.
Судами установлено, что ФИО1, имеющий высшее образование, проходил службу в Смоленской таможне с ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. замещал должность главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля № Ярцевского таможенного поста.
Во исполнение Приказа Центрального таможенного управления от ДД.ММ.ГГГГ Смоленской таможней ДД.ММ.ГГГГ издан приказ за №, которым в штатное расписание Смоленской таможни были внесены изменения, в том числе по Ярцевскому таможенному посту, предусматривающие включение: 10 должностей главного государственного таможенного инспектора, одной должности старшего государственного таможенного инспектора, семи должности государственного таможенного инспектора (всего 18 государственных гражданских служащих);
- исключение 32 должностей государственных гражданских служащих, входящих в состав Отделов таможенного оформления и таможенного контроля №№,2, 3 Ярцевского таможенного поста.
Общее количество должностей главного государственного таможенного инспектора, подлежащих исключению из штатного расписания Смоленской таможни, составило 6.
Согласно штатному расписанию Смоленской таможни с ДД.ММ.ГГГГ в состав Ярцевского таможенного поста включены должности: начальника поста - 1, заместителя начальника поста - 1, государственных гражданских служащих - 1, сотрудника - 1, главного государственного таможенного инспектора - 10, старшего государственного таможенного инспектора - 1, государственного таможенного инспектора - 7 (всего по посту: государственные гражданские служащие - 19, сотрудники - 1).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 ознакомлен с уведомлением Смоленской таможни от ДД.ММ.ГГГГ о сокращении замещаемой им должности с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был ознакомлен со списком вакансий государственных гражданских служащих (ведущей группы) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а также со списком вакансий в Московской таможне, в Центральной электронной таможне.
После ознакомления с предложенными вакансиями ФИО1 выразил согласие с назначением на должность главного государственного таможенного инспектора Ярцевского таможенного поста, что отражено в листе проведенной с ним беседы.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 уведомлен о том, что в ходе проведения анализа должностных лиц таможни, претендующих на замещение вакантных должностей в рамках проводимых организационно - штатных мероприятий, избранная им вакантная должность будет замешаться другим должностным лицом в ходе организационно - штатных мероприятий.
Приказом Смоленской таможни №-КГ от ДД.ММ.ГГГГ прекращено действие служебного контракта, ФИО1 освобожден от замещаемой должности и уволен с государственной гражданской службы ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
Удовлетворяя исковые требования и признавая состоявшееся увольнение незаконным, суд первой инстанции установил, что ответчиком допущено нарушение процедуры увольнения истца, не учтено наличие у него преимущественного права (оценка эффективности профессиональной деятельности проведена неверно), не были предложены вакантные должности главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля Рославльского таможенного поста, а также главного государственного таможенного инспектора отдела товарной номенклатуры, происхождения товаров и товарных ограничений. Предложенные истцу вакансии не соответствовали всем имевшимся в Смоленской таможне вакансиям с учетом категории и группы замещаемой им должности государственной гражданской службы.
Все доводы кассационной жалобы, в том числе о том, что Рославльский таможенный пост является обособленным подразделением, и соответствующая вакансия не должна была предлагаться истцу, о занятии должности главного государственного таможенного инспектора отдела товарной номенклатуры, происхождения товаров и товарных ограничений другим сотрудником, имеющим преимущественное по отношению к истцу право на оставление на работе, были заявлены ответчиком и в апелляционной жалобе, и являлись предметом изучения и оценки суда апелляционной инстанции, выводы которого являются исчерпывающими, в дополнительной аргументации не нуждаются.
Правильно при разрешении спора судами учтены разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, данные в Обзоре практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прекращением трудового договора по инициативе работодателя, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, в том числе, и о том, что установленная нормами трудового законодательства обязанность работодателя при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников предложить работнику все имеющиеся у работодателя вакантные должности, соответствующие квалификации работника, вакантные нижестоящие должности или нижеоплачиваемую работу не предполагает наличие у работодателя права выбора, кому из работников, должности которых подлежат сокращению, предложить эти вакантные должности.
Оснований полагать выводы судов обеих инстанций ошибочными у кассационного суда не имеется. Все вакантные должности, которые истец мог бы занимать исходя из своих навыков и квалификации, на предмет возможности их занятия истцом ответчиком не рассматривались, его преимущество перед другими сотрудниками проверялось только в отношении той вакансии, которую он выбрал, не зная, что она будет занята другим сотрудником.
Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, направлены на иную оценку доказательств по делу, в связи с чем не являются основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Нарушений либо неправильного применения районным судом и судом апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, в том числе предусмотренных в ч. 4 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Руководствуясь статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Заднепровского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Смоленской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи