Дело № 2а-610/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Южа Ивановской области 24 сентября 2019 года
Палехский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Пятых Л.В., с участием
прокурора Южского района Ивановской области Иваненко М.А.,
представителя административного истца – ИК-2 ФКУ ОИК-11 УФСИН России по Ивановской области Шишкина А.Н., действующего по доверенности,
осужденного Игнатова М.Л.,
при секретаре Зверевой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении постоянного судебного присутствия Палехского районного суда Ивановской области в г. Южа Южского района Ивановской области (с использованием системы видеоконференц-связь) административное дело по административному исковому заявлению ИК-2 ФКУ ОИК-11 УФСИН России по Ивановской области об установлении административного надзора в отношении осуждённого Игнатова М. Л. освобождаемого из мест лишения свободы,
У С Т А Н О В И Л:
Игнатов М.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, гражданин РФ, осужден ДД.ММ.ГГГГ приговором Ленинского районного суда г. Иваново по ч.1 ст.314.1 УК РФ к 7 месяцам лишения свободы с отбыванием назначенного наказания в исправительной колонии строгого режима.
Он же ранее судим:
- 06 марта 2012 года приговором Ленинского районного суда г. Иваново (с учетом изменений, внесенных кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Ивановского областного суда от 05.06.2012 года) по п.«а» ч.3 ст.158 УК РФ (2 эпизода). На основании ч.3 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний окончательно определено 2 года 2 месяца лишения свободы, без штрафа и ограничения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.
Освобожден по отбытии срока наказания 19 февраля 2014 года.
Решением Сокольского районного суда Вологодской области от 25 декабря 2013 года в отношении Игнатова М.Л. был установлен административный надзор на срок погашения судимости т.е. на срок 6 лет.
Решениями Ленинского районного суда г. Иваново от 25.11.2014, 09.11.2017 и 27.02.2018 года в отношении Игнатова М.Л. установлены дополнительные административные ограничения по административному надзору.
При отбывании наказания в настоящее время:
начало срока наказания: 10 апреля 2019 года;
окончание срока наказания: 09 ноября 2019 года.
Администрация исправительного учреждения ИК-2 ФКУ ОИК-11 УФСИН России по Ивановской области в лице начальника Комарова С.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении в отношении осуждённого Игнатова М.Л. административного надзора на срок погашения судимости по приговору Ленинского районного суда г. Иваново от 24 мая 2019 года, с применением административных ограничений в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации в установленные органом дни 3 раза в месяц; запрета на выезд за установленные судом пределы территории; запрета на пребывание вне места жительства или жилого помещения с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут; запрета на пребывание в местах, осуществляющих торговлю спиртосодержащей продукцией в розлив (кафе, бары, рестораны).
Заявление мотивировано тем, что Игнатов М.Л. отбывает наказание за совершение преступления небольшой тяжести, в его действиях имеется рецидив преступлений. Совершил преступление в период действия административного надзора. Имеет неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений.
Представитель административного истца ИК-2 ФКУ ОИК-11 УФСИН России по Ивановской области Шишкин А.Н., в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик – осужденный Игнатов М.Л., в судебном заседании удовлетворению административных исковых требований возражал. Считает, что применение административного надзора является повторным наказанием, связанным с несоблюдением ранее установленного надзора, тогда, как назначенное наказание им отбыто. Считает необоснованными ссылки административного истца на наличие судимости по приговору от 06.03.2012 года, поскольку наказанием им отбыто. Дополнительно пояснил, что в исправительном учреждении он привлекается к работам по демонтажу, зданий, предназначенных на снос, посещает и положительно реагирует на воспитательные мероприятия, на учетах и нарколога и психиатра не состоит, места жительства после освобождения из мест лишения свободы не имеет, и не имел, в связи с чем считает необъективными данные, его характеризующие и изложенные в административном исковом заявлении.
Прокурор Иваненко М.А. административные исковые требования об установлении административного надзора и применении административных ограничений считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Выслушав представителя административного истца, административного ответчика, прокурора, исследовав материалы дела и личного дела осужденного, суд приходит к следующему:
согласно ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы», (далее по тексту Федеральный закон от 06.04.2011 года №64-ФЗ) административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобождённого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение, преступления при рецидиве преступлений и (или) тяжкого или особо тяжкого преступлений.
В силу п. 2 ч. 2 ст.3, а также п. 4 ч.2 ст. 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28.05.2017 N 102-ФЗ) административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи в отношении:
- лица, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений;
- лица, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания.
Согласно материалам дела и личного дела осужденного, Игнатов М.Л. был осужден 06 марта 2012 года приговором Ленинского районного суда г. Иваново по п. «а» ч.3 ст.158 УК РФ, т.е. за совершение двух преступлений, отнесенных в соответствии со ст. 15 УК РФ к категории тяжких. В действиях осужденного судом установлен опасный рецидив преступлений, который признан обстоятельством, отягчающим его наказание.
Окончание срока назначенного судом наказания пришлось на 19 февраля 2014 года.
Решением Сокольского районного суда Вологодской области от 25 декабря 2013 года в отношении Игнатова М.Л. был установлен административный надзор на срок 6 лет.
В связи с совершением Игнатова М.Л. преступления после освобождения из мест изоляции от общества, с 10 апреля 2019 года он отбывает наказание в виде лишения свободы по приговору от 24.05.2019 года. При этом ранее установленный административный надзор прекращен в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ.
Вместе с тем, как следует из положений частей 2 и 2.1 статьи 3 Закона №64-ФЗ, назначение административного надзора за указанными в них лицами связано с наличием непогашенной либо неснятой судимости за совершение преступления определенной категории независимо от того, что ранее такой надзор был прекращен.
При этом, по смыслу пунктов 2 и 3 части 1 статьи 5 Закона, заявление об установлении административного надзора в отношении указанного выше лица может быть подано в пределах срока погашения судимости (позиция Верховного Суда РФ, п. 32 Пленума ВС РФ №15 от 16.05.2017 года)
Таким образом, с учетом наличия у Игнатова М.Л. непогашенной судимости за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений по приговору от 06 марта 2012 года, основания для установления административного надзора, предусмотренные п.2 ч. 2 ст.3 ФЗ от 06.04.2011 года №64-ФЗ имеются.
Кроме того, административный ответчик отбывает наказание по приговору Ленинского районного суда г. Иваново от 24 мая 2019 года, которым осужден по ч.1 ст.314.1 УК РФ, за совершение в период действия административного надзора преступления, отнесенного в соответствии со ст. 15 УК РФ к категории небольшой тяжести, и совершенного при рецидиве преступлений.
Данное обстоятельство является самостоятельным основанием для установления административного надзора, предусмотренным п.4 ч. 2 ст.3 ФЗ от 06.04.2011 года №64-ФЗ.
Как следует из правовой позиции Верховного Суда РФ изложенной в п.26 Постановления Пленума ВС РФ №15 от 16.05.2017 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», при одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора.
В силу ст.3 и п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ, административный надзор устанавливается:
- в отношении лиц, осуждённых за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений;
- в отношении лиц, осуждённых за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания,
на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Срок административного надзора исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (п.1 ч.3 ст. 5 ФЗ №64-ФЗ).
В соответствии со ст. 86 УК РФ (в редакции, действующей на момент совершения преступлений), судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы:
- за преступления небольшой тяжести – по истечении 3 лет после отбытия наказания;
- за тяжкие преступления, - по истечении шести лет после отбытия наказания.
Учитывая изложенное, основанием для применения в отношении Игнатова М.Л. административного надзора будет являть наличие у него судимости по приговору Ленинского районного суда г. Иваново от 24 мая 2019 года за совершение преступления небольшой тяжести, поскольку срок административного надзора (3 года) в данном случае будет оканчиваться 09.11.2022 года (тогда как срок административного надзора по судимости, образованной приговором от 06 марта 2012 года (6 лет), будет оканчиваться 19.02.2020 года).
В целях предупреждения совершения новых преступлений и других правонарушений, оказания индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов, суд, в соответствии с п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ, считает необходимым установить Игнатову М.Л. административный надзор после его освобождения из мест лишения свободы на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости по приговору Ленинского районного суда г. Иваново от 24 мая 2019 года за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по данному приговору.
При установлении административного надзора, согласно ст. 4 ФЗ от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться административные ограничения, приведенные в данной норме. Указанный перечень является исчерпывающим.
При этом в соответствии ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ установлены требования и условия к обязательному применению отдельных административных ограничений, таких как обязательные явки от 1 до 4 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; 2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; 3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Как следует из представленной администрацией исправительного учреждения характеристики осужденного от 04.09.2019 года, материалов его личного дела, за период отбывания наказания в местах лишения свободы с 10.04.2019 года Игнатов М.Л. поощрений не имел, четырежды допустил нарушения установленного порядка отбывания наказания, в связи с чем был подвергнут дисциплинарным взысканиям. Имея не снятые и не погашенные взыскания, с учетом положений ст. 117 УИК РФ до настоящего времени осужденный считается нарушителем установленного порядка содержания. В исправительном учреждении не трудоустроен, на воспитательные мероприятия реагирует слабо, к работам без оплаты труда по благоустройству колонии относится удовлетворительно, внешне опрятен, в коллективе осужденных уживчив, в общении с представителями администрации вежлив. Администрацией исправительного учреждения характеризуется в целом отрицательно.
Оснований не доверять представленной характеристике у суда не имеется. Характеристика составлена начальником отряда ОВРО ИК-2, согласована с начальником ОВРО ИК-2 и заместителем начальника ИК-2, а также утверждена начальником ИК-2. Изложенные в характеристике сведения не противоречат материалам личного дела осужденного, а также доводам Игнатова М.Л. о привлечении его к работам по разборке подлежащих сносу зданий без официального трудоустройства, что согласуется с положениями ст. 106 УИК РФ.
Игнатов М.Л. является гражданином РФ, в браке не состоит, несовершеннолетних детей не имеет, инвалидности не имеет, регистрации и постоянного места жительства не имеет.
Принимая во внимание данные о личности Игнатова М.Л., его семейное положение, характер и степень общественной опасности совершенных им преступлений по приговорам от 06.03.2012 года и 24.05.2019 года, два из которых (по приговору от 06.03.2012 года) относятся к категории тяжких, одно (по приговору от 24.05.2019 года) к категории небольшой тяжести и связано с систематическим нарушением административных ограничений и совершением административных правонарушений, учитывая поведение Игнатова М.Л. на протяжении отбытого срока наказания, которое в целом не свидетельствует о стабильной положительной динамике, отрицательную характеристику исправительного учреждения, для достижения целей административного надзора, указанных в ст. 2 ФЗ от 06.04.2011 года №64-ФЗ, суд считает необходимым установить Игнатову М.Л. административные ограничения в виде обязательной явки 3 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, что является соразмерным и будет отвечать целям административного надзора.
Поскольку Игнатов М.Л. на день рассмотрения настоящего дела места жительства не имеет, доказательств обратного суду не представлено, указанные обстоятельства в силу требований ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ, являются основаниями для применения в отношении осужденного такого административного ограничения как запрет на выезд за пределы определенной территории.
Определяя территорию, запрет на выезд за пределы которой полежит установлению в отношении осужденного, суд учитывает, что Игнатов М.Л., до заключения под стражу на протяжении длительного времени проживал на территории Ивановской области, после освобождения намерен пребывать в реабилитационном центра на территории г. Иваново. При этом на территории г. Иваново также расположен центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства, где осужденному может быть обеспечена возможность временного пребывания, в том числе в ночное время.
С учетом изложенного, территорией за пределы которой подлежит установлению запрет на выезд осужденному, суд считает необходимым определить городской округ Иваново.
При этом суд считает необходимым отметить, что в силу части 3 статьи 4 Федерального закона N 64-ФЗ в течение срока административного надзора, если в дальнейшем Игнатов М.Л. будет иметь место жительства или пребывания на иной территории, он сам или орган внутренних дел вправе обратиться в суд с заявлением об отмене административного ограничения в виде запрещения поднадзорному лицу выезжать за пределы установленной судом территории, кроме того, орган внутренних дел вправе обратиться в суд с заявлением о дополнении данного административного ограничения путем его конкретизации, то есть изменения пределов территории.
Учитывая характер преступления по приговору от 24 мая 2019 года, выразившегося в том числе, в нарушении осужденным административных ограничений в виде обязательных явок на регистрацию и оставления места жительства в ночное время суток; принимая во внимание, поведение осужденного в период отбытого им наказания в настоящее время, суд считает необходимым применение административного ограничения в виде запрета на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося избранным местом жительства или пребывания в ночное время суток т.е. с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующего дня, что обеспечит более эффективный контроль за Игнатовым М.Л..
Поскольку такое административное ограничение, как запрет покидать место жительства или пребывания в ночное время, может негативно повлиять на трудовую деятельность осужденного после освобождения из мест лишения свободы, суд считает возможным установить данное ограничение за исключением случаев, если это связано с его трудовой деятельностью
Как следует из приговора от 06.03.2012 года, тяжкое преступление, квалифицированное по п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ (по факту кражи у ФИО7) совершено осужденным в состоянии алкогольного опьянения. Из характеризующих осужденного данных приговором от 24.05.2019 года установлено, что Игнатов М.Л. состоит на учете в наркологическом диспансере с диагнозом «Синдром зависимости от алкоголя, средняя стадия, постоянная форма употребления». Участковым уполномоченным полиции характеризовался отрицательно, как злоупотребляющий спиртными напитками, ранее привлекавшийся к административной ответственности.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о связи криминальной направленности поведения осужденного с употреблением спиртных напитков и как следствие о необходимости применения административных ограничений в виде запрета пребывания в местах общественного питания (в том числе кафе, баров, ресторанов).
Административный надзор не является повторным наказанием и согласно ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 названного закона преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
При этом установление административного надзора и применение административных ограничений, согласуется с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 597-О-О, от 24 сентября 2012 года N 1741-О, от 22 ноября 2012 года N 2064-О и от 22 апреля 2014 года N 885-О).
При таких обстоятельствах, доводы Игнатова М.Л. о применении к нему наказания повторно, являются несостоятельными.
Иные приведенные осужденным доводы, в том числе о необоснованности ссылок административного истца на наличие у него судимости по приговору от 06.03.2012 года, судом не принимаются, поскольку при наличии неснятой и непогашенной судимости, указанные данные принимаются судом наряду с иными установленными и характеризующими его обстоятельствами.
Оснований для установления других ограничений, предусмотренных ст.4 ФЗ от 06.04.2011 года №64-ФЗ, судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 272, 179-180 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ИК-2 ФКУ ОИК-11 УФСИН России по Ивановской области об установлении административного надзора в отношении Игнатова М. Л. удовлетворить.
Установить в отношении освобождаемого из мест лишения свободы Игнатова М. Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданина РФ, уроженца д. <адрес>, административный надзор на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости по приговору Ленинского районного суда г. Иваново от 24 мая 2019 года за совершение преступления небольшой тяжести, т.е. на срок 3 года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по данному приговору.
Установить Игнатову М. Л. административные ограничения:
- обязательная явка 3 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, в дни, установленные данным органом;
- запретить выезд за пределы территории муниципального образования – городского округа Иваново;
- запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания, в ночное время суток – с 22.00 часов до 06.00 часов следующего дня, за исключением случаев, связанных с его трудовой деятельностью;
- запретить пребывания в местах общественного питания (в том числе кафе, барах, ресторанах), где осуществляется продажа спиртных напитков.
Разъяснить Игнатову М.Л., что он должен явиться для постановки на учёт в орган внутренних дел в течение 3 рабочих дней со дня прибытия к избранному им месту жительства или пребывания, после освобождения из мест лишения свободы.
Срок административного надзора исчисляется со дня постановки на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Палехский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения.
Председательствующий подпись Пятых Л.В.
Решение вынесено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ