Решение по делу № 12-93/2020 от 17.09.2020

УИД 10RS0017-01-2020-001194-86

Дело №12-93/2020

РЕШЕНИЕ

27 октября 2020 года г. Сортавала

Судья Сортавальского городского Республики Карелия Вакуленко Л.П., при секретаре Ефремовой Г.Л.,

рассмотрев протест прокурора г. Сортавала на постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 28.08.2020 по делу об административном правонарушении в отношении главного врача ГБУЗ «Сортавальская ЦРБ» Лесных М.В. по ч.1 ст.7.32.5 КоАП РФ,

установил:

постановлением прокурора г. Сортавала Республики Карелия от 26 июня 2020 г. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой установлена административная ответственность за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом.

Согласно данному постановлению, Лесных М.В., на которую как на главного врача ГБУЗ «Сортавальская ЦРБ» возложены обязанности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, в нарушение требований государственных контрактов №51-М от 17.05.2019, заключенного с ООО «Мединвест», №85-М от 01.08.2019, договора №МИ 2111/19 от 21.11.2019, заключенного в порядке ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту Федерального закона № 44-ФЗ ), а также ч. 13.1 ст. 30, ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ допустила нарушение сроков оплаты.

Постановлением заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России Петрова М.С. от 28.08.2020, дело об административном правонарушении №010/04/7.32.5-470/2020, возбужденное в отношении должностного лица - главного врача ГБУЗ РК «Сортавальская ЦРБ» Лесных М.В. по ч.1 ст.7.32.5 КоАП РФ, прекращено в виду отсутствия состава административного правонарушения.

Прокурор обратился в суд с протестом на указанное постановление. Считает, что постановление вынесено с нарушением норм КоАП РФ, в связи с чем подлежит отмене.

В обоснование протеста прокурор указывает, что постановлением Карельского УФАС России от 28.08.2020 производство по делу об административном правонарушении прекращено по тем основаниям, что вины главного врача ГБУЗ «Сортавальская ЦРБ» Лесных М.В. не имеется, поскольку в период с 01.06.2019 по 01.02.2020 свободных денежных средств в объеме необходимом для оплаты контрактов у ГБУЗ «Сортавальская ЦРБ» не имелось. Указанный вывод основан на заключении эксперта, привлеченного Карельским УФАС России при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Полагает, что выводы Карельского УФАС России о наличии оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении являются несостоятельными.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, причины и условия совершения административного правонарушения. Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности; никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Приведенному правилу оценки доказательств корреспондирует ч. 6 ст.26.4 КоАП РФ, в силу которой заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.

Привлеченным в качестве эксперта доктором экономических наук Савельевым Ю.В. сделан вывод о том, что в период с 01.06.2019 по 01.02.2020 свободные денежные средства в полном объеме, необходимом для оплаты задолженности по контрактам, у ГБУЗ «Сортавальская ЦРБ» отсутствовали.

При этом как следует из справок по операциям с денежными средствами, на лицевых счетах № 20066X43740 и № 22066X43740 ГБУЗ «Сортавальская ЦРБ» за период с 01.06.2019 по 01.02.2020 как на начало, так и на конец финансового периода у учреждения сохранялся положительный баланс, что позволяет сделать вывод о непринятии главным врачом мер по исполнению обязательств по исполненным поставщиками государственным контрактам в объеме находившихся в его распоряжении средств.

Также, согласно постановлению Карельского УФАС России, вина Лесных М.В. не может быть квалифицирована как «бездействие», в части непринятия «мер по оплате контрактов, в т.ч. вопросов дополнительного финансирования заказчика». В государственных контрактах № 51-М и № 85-М в разделе 9 «порядок расчетов» (пункт 9.1) указано, что оплата по контрактам осуществляется за счет средств ОМС 0901 и 0902. Соответственно, для оплаты контрактов должны быть использованы средства, выделенные из конкретных источников по целевому назначению. Оплата данных контрактов из других источников (например, их средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, из средств субсидии на иные цели или из средств субсидии на осуществление капитальных вложений) неизбежно привела бы к возникновению нецелевых расходов и, соответственно, к возникновению административной и уголовной ответственности должностного лица. Материалы дела свидетельствуют о неоднократно предпринимаемых попытках главного врача ГБУЗ «Сортавальская ЦРБ» добиться выделения дополнительного финансирования (письмо с исх. №1228 от 03.07.2019, письмо с исх. № 3320 от 30.08.2019; письмо с исх. № 3817 от 12.11.2019).

Таким образом, Карельским УФАС России допускается возможность оплаты контрактов из иных источников, а не только за счет средств ОМС.

Согласно заключению эксперта, в рассматриваемый период общий объем поступления денежных средств по всем кодам видов финансового обеспечения ГБУЗ «Сортавальская ЦРБ» составил 193 940 488,24 рубля, в том числе средства ОМС - 165 054 155,66 рублей.

Указанное противоречит выводам эксперта об отсутствии у ГБУЗ «Сортавальская ЦРБ» денежных средств в объеме, необходимом для оплаты контрактов.

Кроме того, в постановлении Карельского УФАС России отсутствует оценка действий (бездействия) главного врача ГБУЗ «Сортавальская ЦРБ» по оплате договора № МИ 2111/19 на поставку медицинских изделий, заключенного между ГБУЗ «Сортавальская ЦРБ» и ООО «Мединвест», что также свидетельствует об отсутствии полноты и объективности в исследовании всех обстоятельств дела.

Согласно постановлению от 28.08.2020 экспертиза проведена в рамках административного расследования.

Однако, в соответствии с ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ решение о проведении административного расследования принимается непосредственно при возбуждении дела об административном правонарушении.

Такое решение прокурором города Сортавала в рамках настоящего дела не принималось.

В судебном заседании помощник прокурора г. Сортавала Сафонова Н.В. доводы, изложенные в протесте полностью поддержала.

Лесных М.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, направила в суд ходатайство об отложении судебного заседания, в удовлетворении которого судья отказала.

Выслушав представителя прокуратуры г. Сортавала, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу ч. 1 ст. 30.10 КоАП РФ, не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные статьями 30.1, 30.2, частями 1 и 3 статьи 30.3 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления (ч.2), при этом, судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме (ч.3).

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 26 июля 2017 года N 189-ФЗ) нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В силу ч. 1 ст. 34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 года N 44-ФЗ, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

В силу п. 1 ч. 13 ст. 34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 года N 44-ФЗ, в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Из положений п. 2 ч. 1 ст. 94 указанного ФЗ следует, что исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.

В соответствии с ч. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ, государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.

Таким образом, диспозиция данной статьи предполагает выяснение в каждом конкретном случае и относительно каждого из субъектов, в отношении которого осуществляется проверка, соблюдение ими срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Проведенной прокуратурой города Сортавала проверкой установлено, что 17.05.2019 ГБУЗ «Сортавальская ЦРБ» с ООО «Мединвест» (далее - Общество) заключен государственный контракт № 51-М на поставку расходного материала для отделения лучевой диагностики на сумму 157 681 руб. 00 коп.

В соответствии с счетами-фактурами от 14.06.2019 № 154 и от 09.10.2019 №375 товар, определенный условиями указанного государственного контракта, поставлен Обществом в полном объеме 09.10.2019, что подтверждается подписями представителя заказчика.

Соответствующий акт приема-передачи товара подписан представителем заказчика 10.10.2019.

Согласно п. 9.5 данного контракта заказчик оплачивает поставленные товары по факту поставки всего товара (либо по факту поставки товара по каждому этапу поставки) в срок не более 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком акта приема-передачи товара, то есть оплата товара должна быть произведена по этапам поставки соответственно до 05.07.2019 и до 31.10.2019.

В нарушение требований указанного контракта, а также ч. 8 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон) ГБУЗ «Сортавальская ЦРБ» 31.10.2019 произведена частичная оплата поставленного товара (платежные поручения №618864, 618860) на сумму 94681 рубль, в полном объеме оплата произведена 04.03.2020 (платежное поручение №744364) в сумме 63 000 рублей, то есть окончательная оплата по контракту произведена с нарушением срока на 4 месяца.

01.08.2019 ГБУЗ «Сортавальская ЦРБ» с ООО «Мединвест» заключен государственный контракт №85-М на поставку расходного материала для реанимации на сумму 834 009 руб. 73 коп.

В соответствии со счетами-фактурами от 05.09.2019 №304, от 09.10.2019 №376, от 24.12.2019 № 482 и от 31.12.2019 №501 товар, определенный условиями указанного государственного контракта, был поставлен обществом в полном объеме 31.12.2019, что подтверждается подписями представителя заказчика. Соответствующие акты приема-передачи товара подписаны представителем заказчика 05.09.2019, 24.12.2019, 31.12.2019.

Согласно п. 9.5 данного государственного контракта заказчик оплачивает поставленные товары по факту поставки всего товара (либо по факту поставки I товара по каждому этапу поставки) в срок не более 30 дней с даты подписания заказчиком акта приема-передачи товара, то есть оплата товара должна быть 1 произведена по этапам поставки соответственно до 05.10.2019, 23.01.2020, 30.01.2020.

В нарушение требований указанного контракта, а также 4.13.1 ст.34 Федерального закона ГБУЗ «Сортавальская ЦРБ» оплата поставленного товара произведена 04.03.2020 и 16.03.2020 (платежные поручения №744375, 848250, 848254) на сумму 628 664 руб. 73 коп., то есть окончательная оплата по контракту произведена с нарушением срока на 45 дней.

ГБУЗ «Сортавальская ЦРБ» с ООО «Мединвест» в порядке ст. 93 Федерального закона №44-ФЗ заключен договор №МИ 2111/19 на поставку медицинских изделий на сумму 12 465 руб. 00 коп.

В соответствии со счет-фактурой от 21.11.2019 № 435 товар, определенный условиями указанного договора, был поставлен обществом в полном объеме 29.11.2019, что подтверждается подписью представителя заказчика.

Согласно п. 5.2.1 данного договора заказчик оплачивает товар в течение 15 календарных дней с даты поставки товара, то есть оплата товара должна быть произведена до 14.12.2019.

В нарушение требований указанного договора, а также 4.13.1 ст. 30, ст. 94 Федерального закона ГБУЗ «Сортавальская ЦРБ» оплата поставленного товара произведена 16.03.2020 (платежное поручение №848251) на сумму 12 465 руб. 00 коп., то есть окончательная оплата по контракту произведена с нарушением срока на 3 месяца.

Уставом ГБУЗ РК «Сортавальская ЦРБ» (пункты 4.1, 4.3, 4.4) устанавливается, что главный врач учреждения является единоличным исполнительным органом учреждения и по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральным законодательством, действует на принципах единоначалия.

Согласно приказу Министерства здравоохранения Республики Карелия от 22.12.2017 №165-лс главным врачом ГБУЗ РК «Сортавальская ЦРБ» является Лесных М.В.

В связи с указанными обстоятельствами прокурором города 26.06.2020 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, в отношении главного врача ГБУЗ «Сортавальская ЦРБ».

Постановлением заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России Петрова М.С. от 28.08.2020, дело об административном правонарушении №010/04/7.32.5-470/2020, возбужденное в отношении должностного лица - главного врача ГБУЗ РК «Сортавальская ЦРБ» Лесных М.В. по ч.1 ст.7.32.5 КоАП РФ прекращено в виду отсутствия состава административного правонарушения.

Прокурор обратился в суд с протестом на указанное постановление. Считает, что постановление вынесено с нарушением норм КоАП РФ, в связи с чем подлежит отмене и дело подлежит направлению на новое рассмотрение.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Одним из условий привлечения к ответственности по ст. 7.32.5 КоАП РФ является установление факта своевременного доведения до заказчика бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств). Причем положения указанной нормы распространяются и на должностных лиц бюджетных учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий при осуществлении закупок по Закону N 44-ФЗ, что отражено, в том числе, в Письме ФАС России от 28.08.2019 N ИА/74989/19.

Если бюджетное учреждение, государственное или муниципальное унитарное предприятие проводит закупку за счет собственных средств, за нарушение сроков и порядка оплаты отвечает его должностное лицо.

Заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России принимая решения о прекращении производства по настоящему делу об административном правонарушении в отношении должностного лица ГБУЗ «Сортавальской ЦРБ» в связи с отсутствием в действиях должностного лица состава административного правонарушения, исходил из заключения эксперта, которым было установлено, что за период с 01.06.2019 по 01.02.2020 у учреждения не имелось свободных денежных средств, необходимых для оплаты задолженности по указанным контрактам.

Вместе с тем, суд не может согласиться с данным и считает обоснованными доводы прокурора в части того, что из материалов усматривались неполнота проведенной проверки и преждевременность выводов должностного лица относительно отсутствия в действиях главного врача ГБУЗ «Сортавальская ЦРБ» состава административного правонарушения.

Так, согласно постановлению прокурора г. Сортавала о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица ГБУЗ «Сортавальская ЦРБ», должностному лицу было вменено нарушение сроков оплаты по заключенному государственный контракт № 51-М на поставку расходного материала для отделения лучевой диагностики на сумму 157 681 руб. 00 коп., государственному контракт №85-М на поставку расходного материала для реанимации на сумму 834 009 руб. 73 коп. и заключенному в порядке ст.93 Федерального закона №44-ФЗ договору №МИ 2111/19 на поставку медицинских изделий на сумму 12 465 руб. 00 коп.

Однако в постановлении Карельского УФАС России отсутствует оценка действий (бездействия) главного врача ГБУЗ «Сортавальская ЦРБ» по оплате договора № МИ 2111/19 на поставку медицинских изделий, заключенного между ГБУЗ «Сортавальская ЦРБ» и ООО «Мединвест», что свидетельствует об отсутствии полноты и объективности в исследовании всех обстоятельств дела.

Кроме того, выводы должностного лица, принявшего постановление о прекращении производства по делу, основаны только на заключении эксперта Савельева Ю.В.

При этом в указанном выше заключении отражено, что общий объем поступления денежных средств в рамках рассматриваемого периода по кодам финансового обеспечения - 7 (средства по обязательному медицинскому страхованию) объем поступления денежных средств в рамках рассматриваемого периода составил 16505054155,66 руб. (в том числе возврат 249746,31 руб.), объем выбытия денежных средств составил 17089613, 16 руб. (в том числе возврат денежных средств - 132225,4 руб.).

Вместе с тем, из заключения эксперта невозможно определить, куда расходовались данные денежные средства.

Таким образом, превышение денежных средств над поступлением составил 5235457,5 руб.

Соответственно, имеет место обобщенный вывод эксперта о наличии общего дефицита денежных средств, но из данного заключения не следует какими денежными средствами располагало учреждение на дату оплаты по договорам, также из заключения эксперта не следует, куда были расходованы поступившие денежные средства, а также не дана расшифровка относительно возврата денежных средств.

При указанных обстоятельствах из материалов усматривается неполнота проведенной проверки и преждевременность выводов должностного лица относительно отсутствия в действиях главного врача ГБУЗ «Сортавальская ЦРБ» состава административного правонарушения, соответственно постановление от 28.08.2020 не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем, согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7.КоАП РФ, оно подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в тот же орган.

Срок привлечения к административной ответственности главного врача ГБУЗ РК «Сортавальская ЦРБ Лесных М.В., установленный ст. 4.5. КоАП РФ, не истек.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд

решил:

Постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля органов власти и закупок Карельского Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия Петрова М.С. о прекращении производства по делу об административном правонарушении №010/04/7.32-470/2020 от 28.08.2020, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении главного врача ГБУЗ РК «Сортавальская центральная районная больница» Лесных М.В. - отменить.

Дело об административном правонарушении №010/04/7.32-470/2020 от 28.08.2020, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении главного врача ГБУЗ РК «Сортавальская центральная районная больница» Лесных М.В. направить в Карельский УФАС России на новое рассмотрение.

Судья Л.П. Вакуленко

12-93/2020

Категория:
Административные
Истцы
прокурор города Сортавала
Ответчики
Лесных Маргарита Вячеславовна
Суд
Сортавальский городской суд Республики Карелия
Судья
Вакуленко Лариса Петровна
Статьи

7.32.05.4.5474735088646E-13

Дело на сайте суда
sortavalsky.kar.sudrf.ru
17.09.2020Материалы переданы в производство судье
18.09.2020Истребованы материалы
13.10.2020Поступили истребованные материалы
22.10.2020Судебное заседание
27.10.2020Судебное заседание
27.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее