Решение по делу № 12-197/2024 от 29.02.2024

УИД № 72RS0025-01-2023-014152-26

Дело № 12-197/2024

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Тюмень                                                                                   27 марта 2024 года

           Судья Ленинского районного суда г. Тюмени Дудниченко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 12-197/2024 по жалобе Акционерного общества «Золотые луга» на постановление от ДД.ММ.ГГГГ В, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ вынесенного старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, заместиетелем начальника отдела государственного экологического надзора по Тюменской области Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, о назначении административного наказания, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ В старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, начальника отдела государственного экологического надзора по Тюменской области Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора (далее - Управление) Игнатевской Анастасии Анатольевны юридическое лицо - АО «Золотые луга» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в нарушении правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.

    АО «Золотые луга» в лице защитника Шуйского Р.Р. обратилось с жалобой, в которой просит отменить указанное постановление. Жалобу мотивирует тем, что правоустанавливающим документом на использование водного объекта АО «Золотые луга» является Решение о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ; Считают, необоснованным применение СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», а именно указанных в нем предельно допустимых концентраций, поименованных загрязняющих веществ для воды питьевой систем централизованного, в том числе горячего, и нецентрализованного водоснабжения, воде подземных и поверхностных водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, воде плавательных бассейнов, аквапарков, только лишь на том основании, что водный объект - Болото без названия расположено вблизи земельного участка, относящегося к категории культурно-бытового назначения. Земельный участок имеет разрешенное использование: под очистными сооружениями, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, вывод о загрязнении водного объекта - Болото без названия является необоснованным. Считают, что отбор проб был произведен с существенными нарушениями. при производстве отбора проб были допущены существенные нарушения, а именно: контрольный створ выбран не в соответствии с РД 52.24.309-2016; фоновые концентрации загрязняющих веществ в водном объекте не были определены. Таким образом, оценить влияние от источника сброса загрязняющих веществ на водный объект - Болото без названия не представляется возможным, ввиду отсутствия фоновых концентраций загрязняющих веществ.

    В судебном заседании представители общества Шуйского Р.Р., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, доводы жалобы поддержал.

    Северо-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора, представителя в судебное заседание не направило.

Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Исходя из ч. 1 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с п. 2 ч. 2, ч. 4 ст. 11, ст. 21 Водного кодекса Российской Федерации пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности в целях сброса сточных вод осуществляется на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, выдаваемых исполнительными органами государственной власти. В силу требований ч.ч. 1, 2 ст. 22 Водного кодекса Российской Федерации решение о предоставлении водного объекта в пользование содержит, в том числе, условия использования водного объекта или его части.

При этом юридическое лицо, заинтересованное в получении водного объекта или его части в пользование, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта    Российской    Федерации, собственности муниципального образования, обращается в исполнительный орган государственной власти с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования (статья 23 Водного Кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 1 ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ, использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч. 2 ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ, при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ, сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса и влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что на основании требования о проведении контрольного (надзорного) мероприятия Прокуратуры Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ и решения от ДД.ММ.ГГГГ -рш «О проведении внеплановой выездной проверки юридического лица – Акционерного общества «Золотые луга» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена плановая выездная проверка в отношении юридического лица – АО «Золотые луга», по результатам которой установлено, что:

АО «Золотые луга» осуществляет эксплуатацию объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, расположенный по адресу: <адрес>.

Вышеуказанный объект негативного воздействия на окружающую среду имеет код объекта П и относится к II категории негативного воздействия на окружающую среду.

Вышеуказанный объект негативного воздействия на окружающую среду имеет код объекта П и относится к II категории негативного воздействия на окружающую среду.

При проведении проверки, в ходе обследования территории юридического лица ДД.ММ.ГГГГ зафиксирована труба, проложенная с промышленной площадки АО «Золотые луга», из которой осуществлялся сброс отходов производства и потребления от промывки оборудования на поля фильтрации, расположенные по адресу: <адрес>,

<адрес>, вне черты населенного пункта, 540 м от кладбища по направлению на северо-восток. Поля фильтрации представляют собой искусственно созданные водоемы замкнутого типа, имеют прямоугольную форму, по периметру обвалованы насыпной дамбой.

В последней карте вышеуказанных полей фильтрации в пределах географических координат 56.368510, 67.867539 зафиксирована железная труба, которая проходит через тело насыпной дамбы и выходит за пределы полей фильтрации на прилегающую территорию, образуя искусственно созданный водоем. Приемником сточных вод, в который поступают сточные воды после очистки с полей фильтрации, служит Болото без названия.

Поля фильтрации накопители (очистные сооружения), принадлежащие АО «Золотые луга», расположены по адресу: <адрес>, вне черты населенного пункта, 540 м от кладбища по направлению на северо-восток, инвентаризированы за номером ; кадастровые номера земельных участков, на которых расположены пруды накопители: ; ; ; ; ; ; ; ; ; .

С привлечением филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Тюменской области ДД.ММ.ГГГГ был осуществлен отбор проб природной воды Болота без названия.

Согласно предоставленному филиалом ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Тюменской области экспертному заключению по результатам проведения отбора проб (образцов), лабораторных исследований (испытаний) и измерений, проведенных в рамках обеспечения государственного контроля (надзора) в сфере природопользования и охраны окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ , установлено превышение концентраций загрязняющих веществ в пробе природной воды (Болото без названия).

Сведения представлены в таблице .

Таблица

Наименованиезагрязняющеговещества Концентрация,мг/дм3 ПДК/ОДК/ОБУВ, иные нормативы качества*, мг/дм3 Кратность превышения, раз
1 2 3 4
Ион аммония 12,1 1,5 8,1
Хлорид-ион 574 350 1,6

«СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (с изменениями на 30 декабря 2022 года).

Согласно информации, поступившей из Прокуратуры Тюменской области в требовании о проведении контрольного (надзорного) мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ , сведения о водном объекте - Болото без названия ДД.ММ.ГГГГ внесены в государственный водный реестр, таким образом, Болото без названия поставлено на государственный учет в водном реестре. При этом правоустанавливающих документов на использование указанного водного объекта с целью сброса сточных вод в государственном водном реестре не зарегистрировано. Вышесказанное также подтверждается письмом Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 22.06.2023 № 01-05341/23и. По сведениям Департамента недропользования и экологии Тюменской области, решение о предоставлении водного объекта Болото без названия в пользование АО «Золотые луга» не выдавалось.

Таким образом, ДД.ММ.ГГГГ по результатам внеплановой выездной проверки, проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что юридическим лицом АО «Золотые луга», расположенным по адресу: <адрес>, не соблюдаются требования законодательства в области охраны окружающей среды, а именно: деятельность юридического лица повлекла загрязнение водного объекта Болото без названия, что подтверждается экспертным заключением по результатам проведения отбора проб (образцов), лабораторных исследований (испытаний) и измерений, проведенных в рамках обеспечения государственного контроля (надзора) в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 12.10.2023 № 106 филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Тюменской области.

Действия общества квалифицированы должностным лицом по ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса.

Фактические обстоятельства, установленные по делу, событие вышеуказанного административного правонарушения и вина общества в его совершении подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ В, который соответствует требованиям, предъявляемым к нему КоАП РФ; копией акта внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ ВО; протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ б/н с фототаблицей; копией экспертного заключения по результатам проведения отбора проб (образцов), лабораторных исследований (испытаний) и измерений, проведенных в рамках обеспечения государственного контроля (надзора) в сфере природопользования и охраны окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ филиала «ФГБУ ЦЛАТИ по УФО» по Тюменской области с копиями протоколов отбора проб воды от ДД.ММ.ГГГГ, протоколов испытаний от ДД.ММ.ГГГГ ; требования Прокуратуры Тюменской области о проведении контрольного (надзорного) мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ ; письмом Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ ; копией решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ .

Доводы жалобы являются несостоятельными и были предметом рассмотрения и учтены должностным лицом при вынесении обжалуемого постановления, им дана надлежащая оценка.

В ходе внеплановой выездной проверки, проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, зафиксирован сброс сточных вод с полей фильтрации АО «Золотые луга» в Болото без названия, что отражено в протоколе осмотра от ДД.ММ.ГГГГ б/н с фототаблицей, приложенном к материалам дела об административном правонарушении. При этом на момент проведения проверки, на момент возбуждения дела об административном правонарушении у юридического лица АО «Золотые луга» отсутствовало решение о предоставлении водного объекта в пользование - Болота без названия. К дате рассмотрения дела АО «Золотые луга» представлено решение о предоставлении водного объекта в пользование - Болота без названия, выданное ДД.ММ.ГГГГ Департаментом недропользования и экологии Тюменской области. Данное обстоятельство доказывает, что до ДД.ММ.ГГГГ АО «Золотые луга» осуществляло сброс сточных вод в Болото без названия.

Кроме того, по результатам отбора проб сточной воды филиалом ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Тюменской области установлены превышения по загрязняющим веществам: ион аммония в 8,1 раз, хлорид ион в 1,6 раз. При этом фактические концентрации загрязняющих веществ сравнивались с «СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (с изменениями на 30 декабря 2022 года). Настоящие нормативы применены верно ввиду следующего.

Согласно письму Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 22.06.2023 № 01-05341/23и (далее - Гидромет), приложенному к требованию Прокуратуры Тюменской области о проведении контрольного (надзорного) мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ , водный объект - Болото без названия расположен вблизи земельного участка с кадастровым номером в 540 м к северо-востоку от с. Ситниково Омутинского района Тюменской области. По особым отметкам Гидромета водный режим болота нарушен - на территорию болота осуществляется сброс сточных вод с очистных сооружений. К письму Гидромета приложен акт гидрологического обследования водного объекта, примыкающего к границе земельного участка с кадастровым номером . Согласно Акту на момент обследования орографический анализ дает основания полагать, что болото было сформировано естественным путем. На момент осмотра водный объект находится под незначительным антропогенным воздействием очистных сооружений, оказывающих влияние на водный и термический режимы болота. Водный объект относится к категории культурно-бытового назначения. К границе земельного участка с кадастровым номером , выделенным под очистные сооружения, водный объект - Болото без названия примыкает, а не входит в пределы земельного участка.

Суд, оценивая в совокупности материалы, представленные Северо-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора, считает, что данных материалов достаточно для привлечения АО «Золотые луга» к административной ответственности, имеется достаточно доказательств, подтверждающих наличие в его действиях признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ.

Наказание обществу назначено по правилам КоАП РФ в пределах срока давности и санкции части 4 статьи 8.13 КоАП РФ в минимальном размере, является справедливым.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу постановления, не имеется.

При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы и отмены состоявшегося по делу постановления не имеется.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.30.1-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ В, вынесенного старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, заместителем начальника отдела государственного экологического надзора по Тюменской области Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, предусмотренного ч.4 ст.8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Золотые луга» - оставить без изменения, жалобу АО «Золотые луга» – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 10 дней со дня получения или вручения копии решения путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Тюмени.

Судья                                              подпись                                   А.Н. Дудниченко

    <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

12-197/2024

Категория:
Административные
Ответчики
АО Золотые луга
Суд
Ленинский районный суд г. Тюмень
Судья
Дудниченко Алексей Николаевич
Статьи

8.13

Дело на странице суда
leninsky.tum.sudrf.ru
01.03.2024Материалы переданы в производство судье
27.03.2024Судебное заседание
01.04.2024Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
05.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее