Судья Иванова Т.В. 24RS0040-02-2022-001095-57
Дело №33-3694/2023
А-143г
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 марта 2023 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе
председательствующего Макаровой Ю.М.
судей Тихоновой Ю.Б., Потехиной О.Б.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи – Буровой В.Ю. рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Макаровой Ю.М. материалы гражданского дела по иску Муниципального учреждения «Талнахское территориальное управление Администрации города Норильска» к Лучинской Маргарите Игоревне о понуждении к высвобождению земельного участка
по апелляционной жалобе Лучинской М.И.
на решение Норильского городского суда в районе Талнах Красноярского края от 13 декабря 2022 года, которым постановлено:
«Исковые требования Муниципального учреждения «Талнахское территориальное управление Администрации города Норильска» к Лучинской Маргарите Игоревне о возложении обязанности по освобождению земельного участка, удовлетворить.
Обязать Лучинскую Маргариту Игоревну освободить земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, от самовольно установленного объекта движимого имущества - домика отдыха – двухэтажного сооружения из стандартных металлических контейнеров с деревянным фасадом и верандой, окрашенного в красно-коричневый цвет, с металлическим контейнером, установленным на перекрытии, площадью установки 90,0 кв.м - в течение 30 календарных дней с даты вынесения решения.
Взыскать с Лучинской Маргариты Игоревны в доход местного бюджета муниципального образования городской округ Норильск государственную пошлину в размере 300 рублей».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Муниципальное учреждение «Талнахское территориальное управление администрации города Норильска» (МУ «Талнахское территориальное управление администрации города Норильска») обратилось в суд с иском, с учетом уточнений оснований, просило обязать Лучинскую М.И. в течение 30 календарных дней с даты вынесения решения судом освободить земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, от самовольно установленного объекта движимого имущества - домика отдыха в форме двухэтажного сооружения из стандартных металлических контейнеров с деревянным фасадом и верандой, окрашенного в красно-коричневый цвет, с металлическим контейнером, установленным на перекрытии, площадью установки 90,0 кв.м.
Требования мотивированы тем, что земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по вышеуказанному адресу был возвращен управлению имущества и не передавался ответчику под размещение указанного движимого объекта - двухэтажного сооружения из стандартных металлических контейнеров с деревянным фасадом и верандой, окрашенного в красно-коричневый цвет, с металлическим контейнером, установленным на перекрытии, площадью установки 90,0 кв.м.
30 августа 2022 года специалистом истца составлен акт о выявлении самовольно установленного объекта № В/19-О-2022 и размещено уведомление о его вывозе. 31 августа 2022 года ответчик сообщила, что она является владельцем указанного сооружения, однако по состоянию на 30 сентября 2022 года указанный объект с земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, ответчиком не освобожден.
В порядке ст.ст. 304, 305 ГК РФ истец, права которого как владельца нарушены самовольным занятием ответчиком указанного земельного участка, обратился в суд с настоящим иском о возложении на ответчика обязанности по высвобождению земельного участка.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик Лучинская М.И. просит решение отменить, как незаконное и необоснованное. Указывает, что требования заявлены ненадлежащим истцом - МУ «Талнахское территориальное управление администрации города Норильска», у представителя которого отсутствуют полномочия на подписание искового заявления, не представлено доказательств права собственности на спорный земельный участок. Судом не учтено, что спорный объект размещен на земельном участке в соответствии с выданным ответчику разрешением, а также судом не проверены и не установлены нарушения прав владельца земельного участка размещением на нем контейнера.
В поступивших возражениях МУ «Талнахское территориальное управление Администрации города Норильска», администрация г. Норильска просят оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Участвующие в деле лица извещены в установленном законом порядке, об уважительных причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным на основании ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела и решение суда в пределах, предусмотренных ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, заслушав посредством ВКС на базе Норильского городского суда Красноярского края представителя истца, третьего лица Требунскую О.А., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, что 29 июля 2010 года управлением имущества администрации г. Норильска, действующим от имени муниципального образования г. Норильск, и НП «Гора Отдельная», впоследствии АООЛГС «Гора Отдельная», на основании распоряжения администрации г. Норильска от 09 июня 2010 года, был заключен договор аренды № 6487 земельного участка с кадастровым номером №, площадью 245 031 кв.м, сформированного из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специализированного назначения, расположенного по адресу: район г. Норильска район Талнах в районе «Горы Отдельная», для использования в целях установки временных строений и сооружений для любителей горнолыжного спорта, на срок 49 лет – по 09 июня 2059 года.
По условиям договора аренды земельного участка от 09 июня 2010 года № 6487, было предусмотрено, что указанный земельный участок не предназначен для размещения объектов недвижимого имущества, при этом земельный участок площадью 8 843,0 кв.м находится в зоне санитарной охраны 2-го пояса источника водоснабжения (Талнахский водозабор), земельный участок площадью 212 794,0 кв.м находится в зоне санитарной охраны 2-го пояса источника водоснабжения (водозабор № 1).
Ответчик Лучинская М.И. с 10 августа 2018 года является членом АООЛГС «Гора Отдельная», что следует из членских билетов № 301 от 10 августа 2018 года и № 131 от 13 марта 2020 года, ввиду пользования домиком, расположенным на территории АООЛГС «Гора Отдельная».
Доказательств тому, что домик, принадлежащий ответчику, является объектом, относящимся к недвижимому имуществу, не представлено.
В период действия договора аренды собственником произведен раздел земельного участка с кадастровым номером №, в результате которого образовано два земельных участка - с кадастровым номером № площадью 213 869 кв.м и земельного участка с кадастровым номером № площадью 31 061 кв.м, сведения о границах данных участков, видах их использования внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании акта приема-передачи от 13 июля 2022 года земельный участок с кадастровым номером № площадью 31 061 кв.м, образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, возвращен АООЛГС «Гора отдельная» управлению имущества администрации г.Норильска с расположенными на нем объектами движимого имущества - домиками отдыха, металлическими контейнерами, каркасами из металлических труб, полуразрушенными сооружениями, указанными в приложении к акту приема-передачи, являющемуся неотъемлемой частью акта, согласно перечню.
Из перечня объектов к акту приема-передачи от 13 июля 2022 года земельного участка с кадастровым номером № площадью 31 061 кв.м следует, что на данном земельном участке расположен в том числе объект (п. 9) – домик отдыха - двухэтажное сооружение из стандартных металлических контейнеров с деревянным фасадом и верандой, окрашенного в красно-коричневый цвет, с металлическим контейнером, установленным на перекрытии, площадью установки 90,0 кв.м.
В рамках осуществления муниципального земельного контроля, по результатам проверки специалистом Талнахского территориального управления администрации г.Норильска, актом № В/19-О-2022 от 30 августа 2022 года установлен факт размещения на земельном участке с кадастровым номером № самовольно установленного объекта - двухэтажного сооружения из стандартных металлических контейнеров с деревянным фасадом и верандой, окрашенного в красно-коричневый цвет, с металлическим контейнером, установленным на перекрытии, площадью установки 90,0 кв.м, в связи с чем на нем размещено уведомление о необходимости вывоза данного объекта с земельного участка в срок до 30 сентября 2022 года.
В последующем установлено, что выявленный самовольно размещенный объект принадлежит ответчику Лучинской М.И., которая обратилась в Талнахское территориальное управление Администрации г. Норильска с заявлением о правомерности расположения объекта, как члена АООЛГС «Гора отдельная».
До настоящего времени указанный самовольно размещенный объект ответчиком не демонтирован и продолжает находиться на спорном земельном участке.
Рассматривая заявленные требования, учитывая, что право органов местного самоуправления распоряжаться земельными участками, муниципальная собственность на которые не разграничена, закреплено в п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», а также то, что ответчик Лучинская М.И. в отсутствие у нее права пользования земельным участком с кадастровым номером №, пользуется им, расположив движимое имущество в виде двухэтажного сооружения из стандартных металлических контейнеров с деревянным фасадом и верандой, окрашенного в красно-коричневый цвет, с металлическим контейнером, установленным на перекрытии, площадью установки 90,0 кв.м, не освобождая земельный участок по требованию собственника, суд первой инстанции пришел к выводу об их удовлетворении.
Выводы суда первой инстанции судебная коллегия считает правильными, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорное правоотношение, и представленным в дело доказательства, оценка которым дана по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Оценивая доводы апелляционной жалобы Лучинской М.И. о том, что требования заявлены ненадлежащим истцом - МУ «Талнахское территориальное управление администрации города Норильска», у представителя которого отсутствуют полномочия на подписание искового заявления, судебная коллегия находит их несостоятельными.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другим способом (ст. 209 ГК РФ).
Статьей 264 Гражданского кодекса РФ установлено, что земельные участки могут предоставляться их собственниками лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
В соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса РФ собственник вправе требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Из положений Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» следует, что владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности отнесено к вопросам местного значения.
Согласно ст. 42 устава городского округа Норильск Красноярского края, утвержденного решением Норильского городского Совета 24.02.2000 № 386, администрация города Норильска является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, преданных федеральными законами и законами Красноярского края.
Законом Красноярского края от 10 декабря 2004 года № 12-2697 муниципальное образование город Норильск наделено статусом городского округа в границах, установленных Законом Красноярского края от 27 декабря 2000 года № 13-1102 «Об установлении границ муниципального образования город Норильск».
Таким образом, в границах городского округа Норильск, исходя из приведенных положений, распоряжение не разграниченными земельными участками осуществляет администрация г. Норильска, как орган местного самоуправления.
Структурным подразделением (территориальным органом) администрации г. Норильска, осуществляющим ее полномочия в области оперативного решения вопросов местного значения на территории района Талнах г.Норильска, г.Норильска, утвержденного решением Норильского городского Совета депутатов от 21 февраля 2012 года № 38-930, является Талнахское территориальное управление, согласно п.1.2 положения о Талнахском территориальном управлении администрации, которое наделено правами юридического лица, имеет право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Согласно Решению Норильского городского Совета депутатов от 21 мая 2013 года № 10/4-197 Талнахское территориальное управление входит в структуру администрации г. Норильска. Изменение наименования районная администрация Талнаха на Талнахское территориальное управление администрации г. Норильска без изменения организационно-правовой формы не является реорганизацией.
Кроме того, положением о порядке вывоза объектов движимого имущества, самовольно установленных на территории муниципального образования г. Норильск, утвержденным постановлением администрации г. Норильска от 29.03.2011 № 141 Талнахское территориальное управление администрации г. Норильска наделено полномочиями по принятию решения в отношении самовольно установленных объектов на территории района Талнах г. Норильска, в том числе и на спорном земельном участке.
Таким образом, указанные доводы жалобы основаны на неверном толковании приведенных нормативно-правовых актов и подлежат отклонению, поскольку исковое заявление подано и подписано уполномоченным на то органом местного самоуправления в лице его руководителя.
Отклоняя довод жалобы о том истцом не представлено доказательств наличия права собственности на земельный участок, как несостоятельный, судебная коллегия руководствуется тем, что материалами дела достоверно подтверждено, что земельный участок с кадастровым номером № сформирован из земель, государственная собственность на которые не разграничена, в результате раздела земельного участка с кадастровым номером № на два земельных участка - с кадастровым номером № площадью 213 869 кв.м и с кадастровым номером № площадью 31 061 кв.м, сведения о границах данных участков, видах их использования внесены в Единый государственный реестр недвижимости, что подтверждается соответствующими выписками.
Кроме того, из материалов дела следует, что на основании акта приема-передачи от 13 июля 2022 года земельный участок с кадастровым номером № площадью 31 061 кв.м, образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, возвращен АООЛГС «Гора отдельная» управлению имущества администрации г. Норильска.
После раздела земельного участка с кадастровым номером № между управлением имущества администрации г. Норильска и АООЛГС «Гора отдельная» заключено дополнительное соглашение к договору аренды от 29.07.2010 № 6487, согласно которому изменены положения пункта 1.2. договора в части размера передаваемой в аренду площади земельного участка; указано о передаче в аренду земельного участка площадью 213869 кв.м.
В силу положений пункта 2.3.12 вышеуказанного договора аренды земельный участок с кадастровым номером №, находящийся ранее в пользовании у АООЛГС «Гора отдельная» в составе земельного участка с кадастровым номером № на основании договора аренды № 6487 от 29 июля 2010 года, после возврата земельного участка управлению имущества, должен быть освобожден.
Лучинская М.И., являясь членом АООЛГС «Гора отдельная», с согласия последней разместила домик отдыха на арендованном АООЛГС «Гора отдельная» земельном участке. Однако, после подписания дополнительного соглашения к договору аренды от 29.07.2010 № 6487 и возврата земельного участка арендодателю, этот земельный участок, в том числе занимаемый летним домиком Лучинской М.И. должен быть освобожден.
Поскольку в добровольном порядке Лучинская М.И. не исполнила требования уполномоченного лица по освобождению земельного участка от принадлежащего ей летнего домика, предъявленные к ней исковые требования о возложении обязанности освободить земельный участок, являются обоснованными.
Доводы Лучинской М.И. о том, что установка ею летнего домика не являлась самовольной не являются основанием к отмене оспариваемого решения, поскольку приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о праве собственника земельного участка требовать в настоящее время его освобождения.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
Руководствуясь ст. ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Норильского городского суда в районе Талнах Красноярского края от 13 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Лучинской М.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи