16RS0046-01-2023-013169-61
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 марта 2024 года Вахитовский районный суд города Казани в составе председательствующего судьи А.Р. Сафина, при секретаре судебного заседания И.Л. Галлямовой, с использованием систем видеоконференцсвязи, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещенииВахитовского районного суда города Казани гражданское дело по иску Хамидуллина Р.Н. к Министерству финансов Российской Федерации, прокуратуре Советского района города Казани, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Республике Татарстан, Следственному комитету Российской Федерации о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Р.Н. Хамидуллин обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации, прокуратуре Советского района города Казани, Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Республике Татарстан о компенсации морального вреда. В обоснование исковых требований указано следующее.
21 сентября 2020 года Р.Н. Хамидуллин обратился с жалобой в прокуратуру Республики Татарстан на действия (бездействия) Отдела полиции № 13 «Азино-2». 30 сентября 2020 года жалоба перенаправлена в прокуратуру Советского района города Казани и Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Республике Татарстан. 13 ноября 2020 года прокуратура Советского района города Казани перенаправляет жалобу в Отдел полиции № 13 «Азино-2», то есть в орган, действия которого обжалуются. 27 ноября 2020 года Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Республике Татарстан также перенаправляет жалобу в Отдел полиции № 13 «Азино-2», то есть в орган, действия которого обжалуются.
Р.Н. Хамидуллин указывает, что данными действиями прокуратура Советского района города Казани, а также Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Республике Татарстан нарушены положения части 6 статьи 8 Федерального закона № 59-ФЗ.
Указывается, что жалоба Р.Н. Хамидуллина в установленном законом порядке рассмотрена не была, чемзаявителю причинены нравственные страдания.
Руководствуясь изложенным, истец Р.Н. Хамидуллин просит суд взыскать с Министерства финансов Российской Федерации, прокуратуры Советского района города Казани, Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Татарстан в свою пользу компенсацию морального вреда в сумме 300000 руб.
В ходе судебного рассмотрения к участию в деле в качество соответчиков привлечена Генеральная прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации.
В судебном заседании истец Р.Н. Хамидуллин посредством систем видеоконференцсвязи исковые требования поддержал.
Представитель ответчиков прокуратуры Советского района города Казани, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, З.Р. Купкенова в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась.
Представитель ответчиков Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Татарстан, Следственного комитета Российской Федерации, М.А. Попов в судебном заседании исковые требования не признал.
Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении гражданского дела в свое отсутствие, представлены возражения на исковые требования.
Выслушав лиц участвующих в деле, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В силу статьи 2 названного Федерального закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Письменное обращение гражданин направляет непосредственно в тот орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. В том случае, если рассмотрение обращения не входит в компетенцию органа или должностного лица, то такое обращение подлежит направлению для рассмотрения в соответствующий орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется (части 1, 2, 6 статьи 8 Федерального закона от 02 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан").
Рассматривая обращение, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо в силу части 1 статьи 10 вышепоименованного Федерального закона:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации") в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами.
На основании статьи 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
Как следует из положений статей 5, 10, 22 - 25, 25.1, 27, 28 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора и может применяться (либо не применяться) прокурором по своему усмотрению, основанному на исследовании доводов жалобы заявителя и материалах проверки. В случае непринятия прокурором мер реагирования на заявление лица, дальнейшая защита предполагаемого нарушенного права лица производится в судебном или ином предусмотренном законом порядке.
Из материалов дела усматривается, что сопроводительным письмом ФКУ Следственный изолятор № 1 УФСИН России по Республике Татарстан от 21 сентября 2020 года жалоба Р.Н. Хамидуллина обращенная прокурору города Казани направлена в прокуратуру Республики Татарстан.
В жалобе Р.Н. Хамидуллиным ставится вопрос о приобщении к материалам уголовного дела первичных показаний от 14 мая 2020 года и проведении экспертизы эпителия на ДНК и отпечатков пальцев со свертка с наркотическим средством.
В соответствии с пунктом 3.2 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации обращение Р.Н. Хамидуллина 30 сентября 2020 года направлено на рассмотрение прокурору Советского района города Казани.
13 ноября 2020 года обращение Р.Н. Хамидуллина заместителем прокурора Советского района города Казани направлено начальнику Отдела полиции № 13 «Азино-2» для рассмотрения в рамках уголовного дела № 12001920058000479.
27 ноября 2020 года обращение Р.Н. Хамидуллина поступившее из прокуратуры Советского района города Казани направлено начальнику Отдела полиции № 13 «Азино-2» как ошибочно направленное.
Постановлением следователя отдела по расследованию преступлений на территории обслуживаемой Отделом полиции № 13 «Азино-2» СУ УМВД России по городу Казани от 01 декабря 2020 года ходатайство обвиняемого Р.Н. Хамидуллина о проведении экспертизы ДНК отпечатков пальцев со свертка с наркотическим средством удовлетворено. Согласно содержанию указанного постановления протокол допроса подозреваемогоР.Н. Хамидуллина от 14 мая 2020 года находится в материалах уголовного дела.
В целях реализации в органах прокуратуры указанных федеральных законов Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45 утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (далее - Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан).
В силу п. 3.1 Инструкции обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.
Согласно пункту 3.2 Инструкции обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки доводов с установлением контроля либо без контроля, с одновременным уведомлением об этом заявителя.
Согласно пункту 3.5 Инструкции обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения.
Разрешая исковые требования, суд исходит из того, что вопреки доводам Р.Н. Хамидуллина, обращение последнего было рассмотрено следственным органом, в производстве которого находилось уголовное дело и дан ответ в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При таком положении, суд приходит к выводу о том, чтоналичие нарушений прави (или) свобод заявителя, создание препятствий к их осуществлению оспариваемыми действиями (бездействиями) должностных лиц не усматривается, что свидетельствует об отсутствии оснований для компенсации морального вреда.
Как следует из содержания ст. ст. 5, 10, 22 - 25, 25.1, 27, 28 Закона о прокуратуре, принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора и может применяться прокурором по своему усмотрению, основанному на исследовании доводов жалобы и материалах проверки. В случае непринятия мер реагирования на заявление лица дальнейшая защита нарушенного права лица производится в судебном или ином предусмотренном законом порядке. При этом орган прокуратуры самостоятельно определяет порядок разрешения обращений.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования Хамидуллина Р.Н. к Министерству финансов Российской Федерации, прокуратуре Советского района города Казани, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Республике Татарстан, Следственному комитету Российской Федерации о компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Вахитовский районный суд города Казани.
Судья А.Р. Сафин