Дело №2-164\2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Солонешное 15 октября 2019 г.
Солонешенский районный суд Алтайского края в составе:
судьи Сухаревой Т.П., при секретаре Батукаевой М.Ю.
с участием процессуального истца заместителя прокурора Солонешенского района Алтайского края Тюменцева Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Солонешенского района Алтайского края в интересах Филиппова Константина Сергеевича к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Администрации Солонешенского района Алтайского края о признании пострадавшим, признании права на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества в период чрезвычайной ситуацией, включении в списки, возложении обязанности по согласованию сводных данных,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Солонешенского района в интересах Филиппова К.С обратился в суд с требованиями к МЧС России, администрации Солонешенского района с учетом уточнений и дополнений в силу ст. 39 ГПК РФ просит признать истца пострадавшим, признать право и включить в списки на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества в период чрезвычайной ситуацией в Алтайском крае, в результате паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими с 23 по 31 марта 2018г., возложить обязанности по согласованию сводных данных о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ.
Требования процессуальный истец мотивирует тем, что связи с ухудшением паводковой обстановки на территории Алтайского края постановлением Правительства Алтайского края от 27.03.2018 № 103 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края» введен режим чрезвычайной ситуации.
На территории Солонешенского района режим чрезвычайной ситуации введен распоряжением главы Администрации Солонешенского района № 56-р от 26.03.2018. Основание для ввода режима чрезвычайной ситуации на территории Солонешенского района, явилось подтопления 7 населённых пунктов, в которых подтоплены 485 приусадебных участков, 150 жилых помещений, уровень воды в реке Ануй составил 310 см. выше критического, в результате порывов ветра прогнозируется перебои подачи электроэнергии, прервано транспортное сообщение по направлениям с.Сибирячиха, Берёзовка, Топольное, Туманово, Карпова, повреждены дороги и мосты регионального и местного значения, причинён материальный ущерб гражданам и юридическим лицам.
Решением Солонешенского районного суда от 24.07.2018, вступившим в законную силу, установлен факт постоянного проживания истца в домовладении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, расположенном по адресу: <адрес>.
На основании вышеназванного решения администрация Солонешенского района Алтайского края включила истца в Списки пострадавших на выплату единовременной помощи и финансовой помощи, в том числе в связи с частичной утратой имущества в соответствии с требованиями Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» за счет средств федерального бюджета.
Единовременная помощь в размере 10 000 рублей семье истца и ему в том числе была выплачена, однако финансовая помощь в размере 50000рублей в связи с частичной утратой имущества истцу не произведена.
Основанием не выплаты истцу указанных денежных средств явилось направленное в адрес Правительства Алтайского края уведомление № 43-721-5 от 18.02.2019 за подписью временно исполняющего обязанности заместителя Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, согласно которого в решении суда вынесенного в отношении истцов не указано «необходимость, включения граждан в списки нуждающихся в оказании помощи, вид и размер оказываемой помощи, а также отсутствует информация об источнике финансирования».
Вместе с тем, выплаты гражданам, признанным пострадавшими в результате ЧС должны осуществляться в соответствии с действующим законодательством.
Как установлено в ходе проверки постановлением главы администрации Солонешенского района № 149 от 04.04.2018 жилое помещение, расположенное по адресу <адрес> в котором проживает истец включено в зону затопления.
С целью оценки причиненного ущерба, гражданам в результате подтопления, в Солонешенском районе постановлением администрации района от 03.04.2018 № 148 создана комиссия.
По результатам обследования вышеназванной комиссии домовладения расположенного по адресу <адрес> составлен акт, согласно которому семья истца утратила частично имущество первой необходимости: насос для подачи воды, а также нарушены условия жизнедеятельности по обеспечению водой, в связи с чем он имеют право на получение финансовой помощи в размере 50000 руб. в связи с частичной утратой имущества в результате ЧС.
МЧС России в соответствии с ч.2 п.13 Постановление Правительства РФ от 15.02.2014 N 110, рассмотрело представленные Правительством Алтайского края документы, по выделению исполнительной власти субъекта РФ бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ, в целях исполнения судебного решения, вынесенного, в том числе и в отношении истца, и не обосновано, при наличие у истца всех факторов, дающих ему право получить социальные выплаты, как пострадавшему, не согласовало с Правительством Алтайского края сводные данные о количестве пострадавших и сумме необходимых бюджетных ассигнований для выплат единовременной материальной помощи, финансовой помощи, в связи с частичной и полной утратой имущества первой необходимости и не подготовило предложения в Правительство РФ о выделении этих бюджетных ассигнований из резервного фонда.
Процессуальный истец ссылается на Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда, утвержденными постановлением Правительства РФ № 110 от 15.02.2014, Приказ МЧС России от 29.08.2014 N 470 "Об утверждении Порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий", Приказ МЧС России от 21.03.2019 N 155 "Об утверждении Порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий", Постановление Правительства Алтайского края от 25.05.2018 N 179 "Об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 года на территории Алтайского края".
В судебном заседании заместитель прокурора Солонешенского района Алтайского края Тюменцев Д.А. на уточненных исковых требованиях настаивает в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Истец Филиппов К.С. в судебном заседании дополнительно пояснил, что его семья проживает по адресу <адрес>. 26.03.2018 разлилась река Солонешка, затопило приусадебный участок и надворные постройки, они всю мебель и технику подняли, а насос он не успел поднять он пришел в негодность. Вода в доме выше пола была в зале, которая поступала от соседей. В связи с отсутствием света и насоса питьевой воды в доме не было несколько дней.
Представитель ответчика МЧС России в судебное заседание не явился, предоставил отзыв на исковое заявление, в котором указывает, что при принятии решения о согласовании сводных данных МЧС России руководствуется Приказом МЧС России от 29.08.2014 №470 « Об утверждении Порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий». Считает требования о возложении обязанности согласовать сводные данные, представленные Правительством Алтайского края о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации не правомерными и не подлежащими удовлетворению. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя с учетом данного отзыва.
Представитель администрация Солонешенского района в судебное заседание не явился о дне и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, не прибыл по неизвестной причине.
Представители Министерства финансов РФ, Министерства социальной защиты Алтайского края, Управления социальной защиты населения по г.Белокуриха и Солонешенскому району в судебное заседание не явились о дне и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом, просят рассмотреть дело без участиях их представителей, что суд считает возможным в силу ст.167 ГПК РФ. От представителя Министерства финансов РФ в лице УФК по Алтайскому краю поступил письменный отзыв.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Постановлением правительства Алтайского края от 27.03.2018 № 103 в связи с ухудшением паводковой обстановки, вызванной сильными дождями произошедшими с 23 по 31 марта 2018 на территории Алтайского края введен режим чрезвычайной ситуации.
Распоряжением главы администрации Солонешенского района № 56-р от 26.03.2018 на территории Солонешенского района Алтайского края введен режим « Чрезвычайной ситуации» с 10.00 часов 26.03.2018 в пределах границ района исходя из складывающейся обстановки на территории района в зоне подтопления 7 населенных пунктов в которых подтоплены 485 приусадебных участков из них 150 домов, уровень воды в реке Ануй составил 310 см. выше критического.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что Филиппов К.С. проживал на момент чрезвычайной ситуации по адресу <адрес> что подтверждается решением Солонешенского районного суда Алтайского края от 24.07.2018 года и в силу ст.61 ГПК РФ данные обстоятельства не доказываются вновь( л.д.6).
В соответствии со ст.1 ФЗ РФ от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация-это обстановка на определенной территории, сложившейся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности.
В силу ст. 2 Закона N 68-ФЗ правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В силу ст.18 ФЗ РФ от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст.29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года "О чрезвычайном положении".
Согласно ст.25 Закона Алтайского края от 17.03.1998 № 15-ЗС( в ред. от 05.09.2017) « О защите населения и территории Алтайского края от чрезвычайной ситуации» граждане, проживающие или пребывающие на территории края, имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайной ситуации.
В соответствии п.1 ст.24 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансовое обеспечение установленных названным Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) - является расходным обязательством муниципального образования.
Классификацию чрезвычайных ситуаций согласно п.»ж» ст.10 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" устанавливает Правительство Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года N 110 ( в ред. от 30.05.2018 № 627) утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - Правила), которые определяют, в том числе порядок выделения бюджетных ассигнований из указанного резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера. Согласно подпунктам "г" и "д" пункта 2 Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека, и оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека). Выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом «г» п.2 настоящих Правил осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; нарушение условий жизни деятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации. Выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом «д» п.2 настоящих Правил осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации (2(1)).
В п.1(1) Правил определены понятия, используемые в настоящих Правилах: имущество первой необходимости- минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающие в себя: предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды; предметы мебели для приема пищи - стол и стул (табуретка); предметы мебели для сна - кровать (диван); предметы средств информирования граждан - телевизор (радио); предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и котел отопительный (переносная печь). 2(2). Критериями утраты имущества первой необходимости являются:
а) частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования;
б) полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования.
Постановлением правительства Алтайского края №179 от 25.05.2018, утвержден Порядок осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 на территории Алтайского края. Настоящий порядок подготовлен с целью предоставления следующих денежных выплат: единовременной материальной помощи в размере 10000руб. на человека; финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости ( из расчета за частично утраченное имущество- 50000 руб.на человека, за полностью утраченное имущество-100000 руб. ( п.1.1.)
Согласно утвержденного порядка получателями единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой имущества являются граждане, нуждающиеся в получении денежных выплат в результате чрезвычайной ситуации. К категории нуждающихся в получении денежных выплат относятся граждане, проживающие в жилых помещениях, попавших в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации ( п.2.1). Денежные выплаты предоставляются гражданину один раз по месту жительства в зоне затопления, подтвержденному регистрацией. При отсутствии регистрации по месту жительства факт постоянного проживания гражданина по конкретному адресу в целях получения денежных выплат устанавливается в судебном порядке ( п.2.2.). Единовременная материальная помощь предоставляется на основании списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации( п. 2.3.). Финансовая помощь в связи с утратой имущества предоставляется на основании списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации ( п.2.4). Списки граждан, указанных п.2.3, 2.4 настоящего порядка, формируются межведомственными комиссиями, создаваемыми в муниципальных районах, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации и оформляются в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 № 110 « О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Указанные списки утверждаются руководителями межведомственных комиссиями или их заместителями( л.д.2.5). Основанием для отказа в предоставлении денежных выплат является: отсутствие одного или несколько документов, предусмотренных п.2.9 Порядка; недостоверность предоставленных документов или содержания в заявлении или документах сведений; предоставление гражданину денежной выплаты по аналогичному основанию; отсутствие сведений о гражданине в списках, указанных в пунктах 2.3, 2.4 Порядка.
Таким образом, для включения в списки граждан, которые имеют право на получение вышеуказанных единовременной материальной и финансовых выплат в связи с наводнением в марте- апреле в Солонешенском районе необходимо наличие одновременно несколько условий:
-постоянно проживать в жилом помещении, которое находилось в зоне затопления, и были нарушены условия жизнедеятельности гражданина, в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации;
- утратить полностью или частично( не менее трех предметов) имущество первой необходимости.
Постановлением администрации Солонешенского района Алтайского края от 04.04.2018 № 149 в зону подтопления включен дом, расположенный по адресу <адрес>. Решением Солонешенского районного суда Алтайского края от 24.07.2018 установлен факт постоянного проживания Филиппова К.С. по указанному адресу.
Истец обратился с заявлением о включении его семьи в списки на оказание единовременной материальной и финансовой помощи, так как дом( жилое помещение), в котором они проживают, оказался в зоне затопления(л.д.12,13).
Актом обследования утраченного имущества по <адрес> установлено, что утрачен насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения(.д.11).
Исходя их пояснений процессуального истца, Филиппова К.С. представленных материалов суд приходит к выводу, что семья Филиппова пострадала от чрезвычайной ситуации возникшей в результате паводка в марте 2018г. на территории Солонешенского района Алтайского края, условия жизнедеятельности его были нарушены, отсутствовало водоснабжение и электроснабжение и они имеет право на получение единовременной материальной помощи. Согласно платежного поручения от 01.06.2018 № 794183 семье истца в том числе и Филиппову К.С. материальная помощь в размере 10000 руб. была выплачена, что им не оспаривается.
Вместе с тем в судебном заседании не установлено, что у истца Филиппова К.С. в период наводнения в марте- апреле 2018 произошла частичная( не менее трех предметов) утрата (в состояние, непригодное для дальнейшего использования) имущества первой необходимости. и требования о признании права и включении в списки на получение финансовой помощи в размере 50000 руб. суд отклоняет.
Суд соглашается с пояснениями процессуального истца, что утрачен насос для подачи воды чем были нарушены условия жизнедеятельности, но при нарушении условий жизнедеятельности человека в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации подлежит выплата в размере 10000 руб.
Доводы прокурора, что понятие "имущество первой необходимости» и критерии утраты имущества первой необходимости ( частичная не менее трех предметов), введены постановление Правительства РФ от 30 мая 2018 г. N 627 после введения режима ЧС на территории Солонешенского района Алтайского края не может быть принята судом во внимание, поскольку данное Постановление на момент разрешения в суде спорных правоотношений уже действовало. До введения в действие данного постановления правоприменитель самостоятельно устанавливал состав имущества первой необходимости и критерии определения степени его утраты.
Не имеет правового значения для разрешения настоящего спора и тот факт, что семья Филиппова К.С. проживающего с ним по одному адресу была включена администрацией Солонешенского района в списки лиц на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости.
Требования к МЧС России по согласованию сводных данных, представленные Правительством Алтайского края о выделении бюджетных ассигнований из резервного фона Правительства РФ с целью выплат истцам материальной и финансовой помощи, удовлетворению не подлежат в силу следующего.
В соответствии с Приказом МЧС России от 29.08.2014 N 470 "Об утверждении Порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" (п.7 - начальник РЦ МЧС России согласовывает сводные данные для выплаты помощи гражданам в суточный срок) и вступившим в силу с 24.05.2019 Приказом МЧС России от 21.03.2019 N 155 "Об утверждении Порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" (п.8 - заместитель Министра МЧС России согласовывает сводные данные для выплаты помощи гражданам), а так же пп. «г» п. 11 Правил №110, для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований подготавливаются сводные данные о количестве граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, и необходимых бюджетных ассигнованиях, по форме утвержденному в приложении N 11, в соответствии с которым сводные данные о количестве пострадавших и сумме необходимых бюджетных ассигнований для выплат этим гражданам единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с частичной и полной утратой имущества первой необходимости, согласовываются с заместителем Министра МЧС России.
Но вместе с тем списки еще не сформированы, поэтому требования к МЧС России заявлены преждевременно, кроме того они могут быть не согласованы и по иным основаниям.
В силу пп.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.
руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Солонешенский районный суд.
Судья Т.П.Сухарева