Дело № 2а-630/21
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 апреля 2021 года
Ленинский районный суд г. Смоленска
в составе:
председательствующего (судьи) Малиновской И.Э.
при секретаре Арбузовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи административное дело по административному иску Садикова Гайрата Мавляновича к УФСИН России по Смоленской области, Прокуратуре Смоленской области о признании действий незаконными, восстановлении нарушенных прав,
у с т а н о в и л:
Садиков Г.М. обратился в суд с административным иском к УФСИН России по Смоленской области, Прокуратуре Смоленской области, указав, что с ДД.ММ.ГГГГ административным истцом были поданы многочисленные обращения ответчикам на узбекском языке, однако ответчиками были направлены ответы для ознакомления на русском языке, а не на языке обращения – узбекском, что нарушило его права. В связи с чем, просит признать действия ответчиков незаконными в части не предоставления ответов на языке обращения, не предоставления ответов для вручения административному истцу, а также устранить допущенные нарушения.
Определением Ленинского районного суда г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ для осуществления перевода в судебном заседании Садикову Г.М., являющемуся гражданином <данные изъяты>, назначен переводчик ФИО8
Садиков Г.М., участвующий в судебном заседании путём использования системы видео-конференц-связи, заявленные требования поддержал в полном объёме по основаниям, приведенным выше и изложенным в административном иске.
Представитель УФСИН России по Смоленской области Евменьков Л.М. в судебном заседании в удовлетворении административного иска возражал, ссылаясь на то, что в случае невозможности дать ответ на языке обращения используется государственный язык Российской Федерации. Административный истец состоял на миграционном учете по месту пребывания на территории РФ, соответственно он в должной мере должен был обладать знаниями языка той страны, на территории которой он пребывает; в остальном поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях (л.д. <данные изъяты>).
Представитель прокуратуры Смоленской области Накцева И.С. в судебном заседании в удовлетворении административных требований возражала, указав на то, что нарушений требований законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан, а также Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации сотрудниками прокуратуры Смоленской области при рассмотрении обращений административного истца, не допущено; заявила о пропуске срока обращения в суд; в остальном поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях (л.д. <данные изъяты>).
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1, 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п. 3, 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации гарантированного Конституцией РФ права на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления или к должностным лицам, а также порядок и сроки рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений распространяется на все обращения, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Согласно ч. 3 ст. 1 данного Федерального закона установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 2, ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения как в государственные органы, органы местного самоуправления, так и должностным лицам, к каковым относятся лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.
Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
На основании ч. 1 ст. 9, п.п. 1, 4 ч. 1 ст. 10 вышеназванного Федерального закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Судом установлено, что Садиков Г.М. отбывает наказание в виде лишения свободы в <данные изъяты>.
Согласно журналу регистрации и контроля обращений граждан в УФСИН России по Смоленской области за № от Садикова Г.М. поступило <данные изъяты> обращения; за <данные изъяты>
По всем обращениям Садикова Г.М. УФСИН России по Смоленской области был дан письменный ответ, в установленные законом сроки.
На основании ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке излагает суть предложения, заявления или жалобы.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и иным федеральным законодательством разработана Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации от 30.01.2013 № 45 (далее – Инструкция).
Данная Инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации, а также порядок приема граждан, должностных и иных лиц в органах прокуратуры Российской Федерации (абз. 2 п. 1.1).
В соответствии с п. 2.9 Инструкции, обращения, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения, в течение 7 дней со дня регистрации возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а при необходимости – с разъяснением, куда им для этого следует обратиться.
В случае, если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение 7 дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение.
В соответствии с п. 1.4 Инструкции по делопроизводству в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 29.12.2011 № 450, делопроизводство в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации ведется на русском языке, являющимся государственным языком Российской Федерации, а также на государственном языке республики, на территории которой находится прокуратура или ее организация.
Как следует из материалов дела, согласно данным информационной системы АИК «Надзор» с ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Смоленской области поступило <данные изъяты> обращений Садикова Г.М. от ДД.ММ.ГГГГ, из них <данные изъяты> обращений рассмотрены <данные изъяты> помощником прокурора области, <данные изъяты> обращения рассмотрены <данные изъяты> помощником прокурора области по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний; обращения рассмотрены в установленные законом сроки.
Доводы административного истца о том, что его обращение не рассмотрено в установленный десятидневный срок, а так же о том, что ему ответ дан не на языке на котором было само обращений суд находит несостоятельными, опровергаются письменными материалами дела, так как ответы на все, поступившие обращения Садикова Г.М. даны в установленный ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»" срок; а так же с учетом положения ст. 15 Закона РФ от 25.10.1991 №1807-1 «О языках народов Российской Федерации», при этом судом принимается во внимание, что Садиков Г.М. согласно сообщения УВМ УМВД России по Смоленской области в период времени с ДД.ММ.ГГГГ состоял на миграционном учете по месте пребывания на территории РФ (<адрес>), соответственно он в должной мере должен был обладать знаниями языка той страны на территории, которой он пребывает.
Поскольку нарушения требований закона административными ответчиками не допущено, как и не допущено нарушения прав административного истца, влекущих в рамках заявленных публичных правоотношений необходимость их восстановления, суд отказывает в удовлетворении административного иска.
В силу ч.ч. 1, 7, 8 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Поскольку Садиков Г.М. просит признать незаконными действия административных ответчиков в части не предоставления ответов с ДД.ММ.ГГГГ на языке обращения и не предоставления их для вручения административному истцу, тогда как с административным иском обратился в суд только ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с пропуском установленного законом трехмесячного срока, оснований для восстановления которого у суда не имеется, суд отказывает в удовлетворении исковых требований Садикову Г.М. о признании незаконными действий, в том числе и по основаниям, предусмотренным ч.8 ст.219 КАС РФ.
С учетом приведенного выше, оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований у суда не имеется.
Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
Р е ш и л:
Садикову Гайрату Мавляновичу в административном иске к УФСИН России по Смоленской области, Прокуратуре Смоленской области о признании действий незаконными, восстановлении нарушенных прав - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение месяца.
Председательствующий (Судья) Малиновская И.Э.
м.р.и.29.04.2021
<данные изъяты> |
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>