Р’РўРћР РћР™ РљРђРЎРЎРђР¦РОННЫЙ РЎРЈР”
ОБЩЕЙ ЮРРРЎР”РРљР¦РР
РљРђРЎРЎРђР¦РРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
в„– 88Рђ-22558/2020
Рі. РњРѕСЃРєРІР° 5 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2020 РіРѕРґР°
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Склярука С.А.,
судей Смирновой Е.Д., Сорокина С.В.,
рассмотрела РІ открытом судебном заседании поданную 4 сентября 2020 РіРѕРґР° РІ СЃСѓРґ первой инстанции (поступившую РІ СЃСѓРґ кассационной инстанции СЃ делом 21 сентября 2020 РіРѕРґР°) кассационную жалобу представителя административных истцов РќРѕРІРёРєРѕРІР° Александра Владимировича Рё Филиппова Рвана Васильевича Миллер Рќ.Рџ. РЅР° апелляционное определение судебной коллегии РїРѕ административным делам Первого апелляционного СЃСѓРґР° общей юрисдикции РѕС‚ 26 марта 2020 РіРѕРґР° РїРѕ административному делу РїРѕ административному РёСЃРєСѓ общества СЃ ограниченной ответственностью «Зеленый РіРѕСЂРѕРґВ», РќРѕРІРёРєРѕРІР° Александра Владимировича, Филиппова Рвана Васильевича Рё Грицай Алексея Михайловича Рє Правительству РњРѕСЃРєРІС‹, Департаменту РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ имущества РіРѕСЂРѕРґР° РњРѕСЃРєРІС‹, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ РњРѕСЃРєРІРµ Рё Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии» РѕР± оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения (присвоенный СЃСѓРґРѕРј первой инстанции номер дела: в„– 3Р°-3319/2019).
Заслушав доклад СЃСѓРґСЊРё Второго кассационного СЃСѓРґР° общей юрисдикции РЎРѕСЂРѕРєРёРЅР° РЎ.Р’., объяснения представителя административных истцов РќРѕРІРёРєРѕРІР° Рђ.Р’. Рё Филиппова Р.Р’. Миллер Рќ.Рџ., поддержавшую кассационную жалобу, судебная коллегия РїРѕ административным делам Второго кассационного СЃСѓРґР° общей юрисдикции
установила:
административные истцы общество СЃ ограниченной ответственностью «Зеленый РіРѕСЂРѕРґВ», РќРѕРІРёРєРѕРІ Рђ.Р’., Филиппов Р.Р’., Грицай Рђ.Рњ. обратились РІ РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёР№ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением РѕР± установлении кадастровой стоимости принадлежащего РёРј РЅР° праве собственности нежилого помещения СЃ кадастровым номером в„–, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>, <адрес>, РІ размере 150 680 000 рублей РїРѕ состоянию РЅР° 1 марта 2017 РіРѕРґР°.
Требования мотивированы тем, что утвержденная кадастровая стоимость данного объекта значительно превышает рыночную, что нарушает права административных истцов как плательщиков налогов, поскольку налоговая база необоснованно завышена.
Решением Московского городского суда от 17 октября 2019 года по состоянию на 1 марта 2017 года установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере 165 864 000 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 26 марта 2020 года решение Московского городского суда от 17 октября 2019 года изменено, установлена кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости в размере 195 719 000 рублей, в остальной части решение оставлено без изменения.
Р’ кассационной жалобе представитель административных истцов РќРѕРІРёРєРѕРІР° Рђ.Р’. Рё Филиппова Р.Р’. Миллер Рќ.Рџ. РїСЂРѕСЃРёС‚ отменить апелляционное определение судебной коллегии РїРѕ административным делам Первого апелляционного СЃСѓРґР° общей юрисдикции РѕС‚ 26 марта 2020 РіРѕРґР° Рё оставить РІ силе решение СЃСѓРґР° первой инстанции, выражает несогласие СЃ РїРѕСЂСЏРґРєРѕРј определения рыночной стоимости объекта недвижимости, полагает, что такой расчет произведен непосредственно СЃСѓРґРѕРј апелляционной инстанции.
Все лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем судебная коллегия, определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328, пунктом 1 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе оставить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, кассационные жалобу, представление без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Как установлено судами, Рё следует РёР· материалов дела, административным истцам РќРѕРІРёРєРѕРІСѓ Рђ.Р’., Филиппову Р.Р’., Грицай Рђ.Рњ. РЅР° праве общей долевой собственности принадлежит нежилое помещение СЃ кадастровым номером в„–, расположенное РїРѕ адресу: <адрес>, Зеленоград, <адрес>. Названное нежилое помещение передано собственниками РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ доверительного управления недвижимым имуществом обществу СЃ ограниченной ответственностью «Зеленый РіРѕСЂРѕРґВ».
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость указанного нежилого помещения утверждена по состоянию на 1 марта 2017 года в размере 246 561 648 рублей.
Заявляя требования в порядке части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный истец ссылался на отчет об оценке рыночной стоимости нежилого помещения № 01-18/181018/ОН, подготовленный 19 ноября 2018 года обществом с ограниченной ответственностью «АДП-Консалт», согласно которому рыночная стоимость нежилого помещения по состоянию на 1 марта 2017 года составляет 150 680 000 рублей.
В связи с наличием возражений Правительства Москвы и Департамента городского имущества г. Москвы против принятия в качестве допустимого доказательства указанного отчета судом первой инстанции назначена судебная оценочная экспертиза, в которой эксперту предложено ответить на вопросы: соответствует ли отчет об оценке требованиям действующего законодательства в области оценочной деятельности, и, если не соответствует, определить рыночную стоимость спорного объекта по состоянию на 1 марта 2017 года.
Заключением эксперта № 6322019 от 22 июля 2019 года общества с ограниченной ответственностью «Бюро городского кадастра» установлено наличие нарушений требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки при составлении отчета общества с ограниченной ответственностью «АДП-Консалт», которые существенно повлияли на определение итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимости. Одновременно экспертом определена рыночная стоимость нежилого здания по состоянию на 1 марта 2017 года без учета налога на добавленную стоимость в размере 165 864 000 рублей.
Разрешая административное дело и принимая заключение эксперта, суд первой инстанции исходил из того, что заключение эксперта соответствует требованиям действующего законодательства об экспертной и оценочной деятельности, содержит подробное описание проведенного исследования, указание на использованные методы оценки и проведенные расчеты, а также иные сведения, имеющие существенное значение.
Рзменяя решение СЃСѓРґР° первой инстанции, СЃСѓРґ апелляционной инстанции РёСЃС…РѕРґРёР» РёР· того, что РїСЂРё принятии решения СЃСѓРґРѕРј первой инстанции РЅРµ было принято РІРѕ внимание, то обстоятельство, что приведенные РІ заключении выводы Рѕ размере рыночной стоимости объекта недвижимости РЅРµ соответствуют поставленным РІ определении СЃСѓРґР° вопросам, поскольку свидетельствуют Рѕ применении РІ расчетах такого ценообразующего фактора как налог РЅР° добавленную стоимость.
Для целей Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме (статья 3 Закона об оценочной деятельности).
Требования к порядку проведения оценки и осуществлению оценочной деятельности определяются стандартами оценочной деятельности (статья 20 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии с пунктом 4 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 года № 298 (далее - ФСО № 2), результатом оценки является итоговая величина стоимости объекта оценки.
Согласно пункту 5 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 года № 297, стоимость объекта оценки - это наиболее вероятная расчетная величина, определенная на дату оценки в соответствии с выбранным видом стоимости согласно требованиям ФСО № 2, в пункте 5 которого указана и рыночная стоимость.
Результат оценки может использоваться при определении сторонами цены для совершения сделки или иных действий с объектом оценки, в том числе при совершении сделок купли-продажи, передаче в аренду или залог, страховании, кредитовании, внесении в уставный (складочный) капитал, для целей налогообложения, при составлении финансовой (бухгалтерской) отчетности, реорганизации юридических лиц и приватизации имущества, разрешении имущественных споров и в иных случаях (пункт 4 ФСО № 2).
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (пункт 1 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации).
РР· пунктов 1 Рё 3 статьи 38, пункта 1 статьи 39 Налогового кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации следует, что объектом налогообложения является, РІ частности, реализация товаров (передача РЅР° возмездной РѕСЃРЅРѕРІРµ права собственности РЅР° товары), имеющая стоимостную, количественную или физическую характеристики, СЃ наличием которой законодательство Рѕ налогах Рё сборах связывает возникновение Сѓ налогоплательщика обязанности РїРѕ уплате налога. Товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.
Для целей налогообложения принимается цена товаров, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных пунктами 4 - 11 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки (пункты 1, 3 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налог на добавленную стоимость исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз (пункт 1 статьи 166 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 названного кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Анализ приведенных норм в их совокупности и взаимной связи позволяет сделать вывод о том, что ни законодательство об оценочной деятельности, ни налоговое законодательство не предусматривают, что при определении рыночной стоимости объекта недвижимости для целей установления кадастровой стоимости налог на добавленную стоимость является ценообразующим фактором и увеличивает ее размер.
В свою очередь, по общему правилу реализация нежилых зданий по рыночной стоимости может являться объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость и в этом случае налог на добавленную стоимость подлежит определению по правилам главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, определение рыночной стоимости с выделением в ее составе налога на добавленную стоимость противоречит приведенным нормам законодательства об оценочной деятельности.
При рассмотрении дела суду апелляционной инстанции было представлено дополнение к заключению общества с ограниченной ответственностью «Бюро городского кадастра», в котором приведены итоги оценки рыночной стоимости нежилого помещения, расчет которой был произведен без анализа на предмет наличия или отсутствия налога на добавленную стоимость.
Согласно данному дополнению к заключению общества с ограниченной ответственностью «Бюро городского кадастра» определена рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 1 марта 2017 года безотносительно наличия либо отсутствия налога на добавленную стоимость в размере 195 719 000 рублей
Суд апелляционной инстанции в соответствии с положениями статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, оценив экспертное заключение, дополнение к нему, пришел к выводу об изменении решения суда первой инстанции, в части установления рыночной стоимости объекта недвижимости.
Выводы суда апелляционной инстанции судебная коллегия находит обоснованными, основанными на правильном толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств.
Анализ экспертного заключения, дополнений к экспертному заключению свидетельствует о том, что они соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Данные заключения в совокупности отвечают требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основываются на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.
Приведенные в кассационной жалобе доводы были рассмотрены судом апелляционной инстанции и отвергнуты как несостоятельные с подробным приведением мотивов в обжалованном апелляционном определении.
Довод кассационной жалобы о самостоятельно произведенном судом апелляционной инстанции расчете рыночной стоимости нежилого помещения опровергается материалами дела.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда апелляционной инстанции, поскольку данные выводы основаны на законе и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены судебных актов, поскольку данные доводы основаны на неверном толковании закона.
Нарушений влекущих безусловную отмену обжалованных судебных актов также не установлено.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
апелляционное определение судебной коллегии РїРѕ административным делам Первого апелляционного СЃСѓРґР° общей юрисдикции РѕС‚ 26 марта 2020 РіРѕРґР° оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административных истцов РќРѕРІРёРєРѕРІР° Александра Владимировича Рё Филиппова Рвана Васильевича Миллер Рќ.Рџ. – без удовлетворения.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 18 ноября 2020 года.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё