Решение по делу № 3а-6/2017 от 14.09.2016

Дело № 3а-6/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Красноярск.                      8 июня 2017 г.

Красноярский краевой суд в составе судьи Малякина А.В.,

при секретаре судебного заседания Еркаловой Я.В.,

с участием прокурора прокуратуры Красноярского края Моргуна О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Центр реализации коммунальных услуг» об оспаривании приказа Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 30 августа 2016 г. № 187-в «Об установлении тарифов на подвоз воды для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Центр реализации коммунальных услуг» (г. Шарыпово, <данные изъяты>)»,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Центр реализации коммунальных услуг (далее – ООО «ЦРКУ») обратилось в Красноярский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению приказ
Региональной энергетической комиссией Красноярского края от 30 августа 2016 г. № 187-в «Об установлении тарифов на подвоз воды для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Центр реализации коммунальных услуг (г. Шарыпово, ИНН 2459013819)» (далее – приказ РЭК № 187-в), полагая, что установленные этим нормативным правовым актом тарифы экономически не обоснованы и рассчитаны с нарушением требований Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», Постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», поскольку при формировании тарифов неправомерно были исключены необходимые расходы регулируемой организации на транспортировку воды. Также административный истец считает незаконным распространение действия оспариваемого приказа на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 г., ссылаясь на то, что решение об установлении тарифов не может иметь обратную силу.

Региональной энергетической комиссией Красноярского края (далее – РЭК Красноярского края) представлены письменные возражения на административное исковое заявление, в которых указывается о том, что приказ РЭК № 187-в принят уполномоченным органом с соблюдением установленной процедуры и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Определением Красноярского краевого суда от 11 мая 2017 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Федеральная антимонопольная служба (далее – ФАС России), которая просила рассмотреть дело в отсутствие её представителя. Суд посчитал возможным на основании статьи 150, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица.

Выслушав объяснения представителя ООО «ЦРКУ»
Стрельниковой А.В., поддержавшей заявленные требования, представителя РЭК Красноярского края Сутыриной Л.А., возражавшей против административного иска, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Красноярского края Моргуна О.В., полагавшего административный иск подлежащим частичному удовлетворению, Красноярский краевой суд пришёл к следующим выводам.

В силу пункт 1 части 1 статьи 5, пункта 4 части 2 статьи 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» тарифы в сфере водоснабжения, к которым относится и тариф на подвоз воды, уполномочены устанавливать органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 31 названного федерального закона государственное регулирование тарифов на подвоз воды осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления в орган регулирования тарифов, а также в случаях, предусмотренных правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В целях реализации положений указанного федерального закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 13 мая 2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Правила).

В соответствии с пунктами 30, 38 Основ ценообразования при регулировании тарифов может применяться метод экономически обоснованных расходов (затрат), который предусматривает определение необходимой валовой выручки регулируемой организации исходя из суммы планируемых на очередной период регулирования расходов такой организации.

Правилами предусмотрено, что установление регулируемых тарифов производится путём открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов по предложению регулируемой организации (пункты 12, 13). Орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтённых при расчёте тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает её результаты в своем экспертном заключении; решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов (пункт 25). Орган регулирования тарифов отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена (пункт 30).

Исходя из пункта 13 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждённых приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. № 47, тарифы на подвоз воды рассчитываются методом экономически обоснованных расходов (затрат); при расчете тарифов на подвоз воды учитываются расходы на забор и водоподготовку или покупку воды и расходы на транспортировку воды.

В Красноярском крае органом, уполномоченным устанавливать тарифы в сфере водоснабжения (органом регулирования тарифов) является РЭК Красноярского края, решения которой оформляются приказами (пункты 1.1, 2.1, 3.6 положения о Региональной энергетической комиссии Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 08 декабря 2008г. N 216-п).

Как следует из материалов дела, в апреле 2015 г. администрация города Шарыпова обратилась в РЭК Красноярского края с заявлением об установлении на 2016 г. тарифа на подвоз воды для потребителей ООО «ЦРКУ» (л.д. 48). Также с предложением установить такой тариф с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) обратилось ООО «ЦРКУ» (л.д. 43-47). На основании указанных обращений был принят приказ РЭК Красноярского края от 18 декабря 2015 г. № 801-в «Об установлении тарифов на подвоз воды для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Центр реализации коммунальных услуг (г. Шарыпово, ИНН 2459013819)», которым для потребителей ООО «ЦРКУ» установлены тарифы на подвоз воды, действующие с 1 января по 31 декабря 2016 года.

2 августа 2016 г. ФАС России своим приказом № 1090/16 отменила приказ РЭК Красноярского края от 18 декабря 2015 г. № 801-в, поскольку включённые при установлении тарифов в состав необходимо валовой выручки ООО «ЦРКУ» расходы на автотранспортные услуги в размере 270,03 тыс. рублей были признаны экономически необоснованными, и обязала РЭК Красноярского края принять и ввести в действие с 1 сентября 2016 г. новое решение об установлении тарифов на подвоз воды для потребителей ООО «ЦРКУ» с учётом исключения из состава необходимой валовой выручки организации экономически необоснованных расходов на автотранспортные услуги (л.д. 92-97).

Правомерность принятия ФАС России приказа от 2 августа 2016 г. № 1090/16 подтверждена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы (л.д. 153-158).

Во исполнение названного приказа был принят оспариваемый административным истцом приказ РЭК № 187-в, согласно приложению к которому для потребителей ООО «ЦРКУ» установлены тарифы на подвоз воды, действующие с 1 января по 30 июня 2016 г. и с 1 июля по 31 декабря 2016 г., в размере 171,04 руб./куб.м. – для населения (без налога на добавленную стоимость) и 144,95 руб./куб.м. – для прочих потребителей (с учётом налога на добавленную стоимость). Пунктом 4 этого приказа предусмотрено, что он вступает в силу в день, следующий за днём его официального опубликования, и распространяет своё действие на отношения, возникшие с 1 января 2016 года.Текст приказа РЭК № 187-в размещён 2 сентября 2016 г. на интернет-портале правовой информации Красноярского края (www.zakon.krskstate.ru) и официально опубликован 14 сентября 2016 г. в газете «Наш Красноярский край», № 68.

Вопрос об установлении тарифов на подвоз воды на 2016 г., установленных приказом РЭК № 187-в, рассмотрен на заседании правления РЭК Красноярского края 30 августа 2016 г. при наличии необходимого кворума с участием представителя административного истца, что отражено в выписке из протокола заседания правления № 57(л.д. 100-104). Решение по обозначенному вопросу принято с учётом проведённой специалистами РЭК Красноярского края дополнительной экспертизы предложений ООО «ЦРКУ» об установлении тарифов (л.д. 105-113). Вопреки доводам административного истца при принятии этого решения РЭК Красноярского края правомерно отказала во включении в состав необходимой валовой выручки организации расходов на автотранспортные услуги в размере 270,03 тыс. рублей, поскольку эти расходы были признаны экономически необоснованными приказом ФАС России от 2 августа 2016 г. № 1090/16.

Ссылка административного истца на то, что в распоряжении РЭК Красноярского края имелись документы, обосновывающие необходимость расходов на транспортировку воды, которые не были представлены в ФАС России, не может быть признана состоятельной.

Из материалов дела видно, что в своём предложении об установлении тарифов на подвез воды ООО «ЦРКУ» включило расходы в размере 270,03 тыс. рублей в статью «Расходы на оплату регулируемыми организациями выполняемых сторонними организациями работ и (или) услуг, связанных с эксплуатацией централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем». Однако регулируемая деятельность по подвозу воды не связана с эксплуатацией централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем.

Более того, в обоснование заявленных расходов административный истец представил договор на оказание автотранспортных услуг от 30 декабря 2011 г. № 147 (л.д. 55-57) и дополнительное соглашение к нему от 9 апреля 2015 г. (л.д. 58-60), в которых отсутствует указание на размер арендной платы, в то время как в соответствии с предписаниями абзаца 4 пункта 44 Основ ценообразования экономически обоснованный размер арендной в данном случае определяется в размере, предусмотренном таким договором аренды.

В приложении к дополнительному соглашению от 9 апреля 2015 г. содержится планово-расчётная цена на услуги автотранспорта, но она также не позволяет определить размер платы за услуги по транспортировке воды, поскольку включает стоимость использования транспортных средств, в том числе легковых автомобилей, не связанных с деятельностью по подвозу воды. Именно поэтому указанные расходы ФАС России признала необоснованными, а РЭК Красноярского края подтвердила их необоснованность, исключив из состава необходимой валовой выручки организации при формировании тарифов, установленных оспариваемым нормативным правовым актом.

Отсутствие в договоре аренды согласованного сторонами размера арендной платы не может быть восполнено составлением арендатором в одностороннем порядке собственного расчёта размера такой платы. В связи с этим РЭК Красноярского края при повторном установлении тарифов на 2016 г. обоснованно не приняла во внимание представленные ООО «ЦРКУ» собственные расчёты затрат на автотранспорт на подвоз воды и времени использования каждого вида транспортного средства для подвоза воды, а также переписку регулируемой организации с автотранспортными предприятиями о стоимости транспортных услуг (л.д. 50, 54, 61-66).

Административным истом не оспаривается, что в договор на оказание автотранспортных услуг от 30 декабря 2011 г. № 147 и дополнительное соглашение к нему от 9 апреля 2015 г. включены услуги по использованию ООО «ЦРКУ» транспортных средств для осуществления различных видов регулируемой деятельности в области водоснабжения и водоотведения. Между тем, пункт 18 Основ ценообразования требует от регулируемой организации ведения раздельного учёта расходов и доходов, объёмов поданной воды (принятых сточных вод) по регулируемым видам деятельности, в том числе по транспортировке холодной воды, включая распределение воды и подвоз воды. Несоблюдение ООО «ЦРКУ» данных требований привело к невозможности определения размера стоимости услуг, необходимых для подвоза воды, а потому заявленные расходы по транспортировке воды в размере 270,03 тыс. рублей были правомерно полностью исключены из состава необходимой валовой выручки организации.

Суд не может согласиться с мнением административного истца о незаконности распространения действия приказа РЭК № 187-в на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года.

В пункте 33 Правил, действительно, указано, что решение об установлении тарифов не имеет обратной силы. Вместе с тем, это предписание необходимо толковать во взаимосвязи с положениями подпункта «е» пункта 9 Правил, согласно которым общее правило о том, что тарифы вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года не распространяется на решения органов регулирования тарифов по исполнению требований федерального органа регулирования тарифов в рамках реализации полномочий по государственному контролю (надзору) в области регулирования тарифов.

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в рамках осуществления государственного контроля (надзора) отменять решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении тарифов в сфере холодного водоснабжения, принятые ими с нарушением законодательства Российской Федерации, является ФАС России (пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2004 г. № 123, Положение о Федеральной антимонопольной службе, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 331).

Приказ РЭК № 187-в принят во исполнение приказа ФАС России от 2 августа 2016 г. № 1090/16, изданного в рамках реализации этой федеральной службой полномочия по государственному контролю (надзору) в области регулирования тарифов, поэтому требования Правил о введении тарифов в действие с начала очередного года, то есть невозможности их установления на текущий год, в том числе с 1 января текущего года, к оспариваемому нормативному правовому акту не применимы.

Принятый по общим правилам введения тарифов в действие приказ РЭК Красноярского края от 18 декабря 2015 г. № 801-в, установивший тарифы на подвоз воды для потребителей ООО «ЦРКУ» на 2016 г., был отменён ФАС России, как принятый с нарушением законодательства Российской Федерации. Замещающим его приказом РЭК № 187-в новые тарифы правомерно установлены на тот же период регулирования, то есть на весь 2016 год. При этом установление тарифов на весь период регулирования права ООО «ЦРКУ» не нарушает, так как при расчёте тарифа в этом случае необходимая валовая выручка организации принимается без учёта тех её доходов, которые получены необоснованно с применением тарифа, установленного отменённым приказом.

С учётом изложенного, суд пришёл к выводу о том, что приказ РЭК № 187-в принят уполномоченным органом с соблюдением установленной процедуры и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

На основании части второй статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Красноярский краевой суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Центр реализации коммунальных услуг» об оспаривании приказа Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 30 августа 2016 г. № 187-в «Об установлении тарифов на подвоз воды для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Центр реализации коммунальных услуг» (г. Шарыпово, <данные изъяты>)» отказать.

Решение суда может быть обжаловано через Красноярский краевой суд в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Красноярского краевого суда              А.В. Малякин.

3а-6/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ООО "Центр реализации коммунальных услуг"
Прокуратура Красноярского края
Ответчики
РЭК Красноярского края
Суд
Красноярский краевой суд
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
01.08.2020Регистрация административного искового заявления
01.08.2020Передача материалов судье
01.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
01.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.08.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.08.2020Предварительное судебное заседание
01.08.2020Производство по делу возобновлено
01.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.08.2020Судебное заседание
01.08.2020Судебное заседание
01.08.2020Судебное заседание
01.08.2020Судебное заседание
01.08.2020Судебное заседание
01.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.08.2020Дело оформлено
01.08.2020Дело передано в архив
08.06.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее