Решение по делу № 33-666/2017 от 20.12.2016

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 января 2017 года                   гор. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

Председательствующего судьи Кузнецовой Е.А.

судей Белоусовой В.В., Егоровой Е.С.

при секретаре Стрельцовой Н.В.,

по докладу судьи Белоусовой В.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялте Республики Крым о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, признании решения незаконным и обязывании совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 14 сентября 2016 года,

у с т а н о в и л а :

в мае 2016 года ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялта Республики Крым о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, признании отказа в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, обязании засчитать в специальный стаж период работы в санатории «Нижняя Ореанда» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязании назначить досрочную пенсию.

Требования мотивированы тем, что в ноябре 2015 года, ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ истец обращалась к ответчику с заявлениями о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости с копиями всех необходимых документов.

Решением Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялта Республики Крым от 20 апреля 2016 года № 56 истцу отказано в установлении страховой пенсии по старости согласно статьям 8, 30 ФЗ от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с тем, что у ответчика отсутствуют основания включить в специальный стаж периоды работы истца в санатории «Нижняя Ореанда» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку указанное учреждение не является санаторием профильного типа.

Указывает, что оспариваемое решение территориального органа Пенсионного фонда РФ считает незаконным, так как истец работает в санатории «Нижняя Ореанда» с 1983 года по настоящее время непрерывно. Период работы с 1983 года по 13 октября 1999 года в том же санатории ответчик засчитывал в специальный стаж работы истца. В связи с чем, считает, что периоды работы истца в санатории «Нижняя Ореанда» с 1983 года по настоящее время следует включить в специальный стаж.

Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 14 сентября 2016 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, постановить по делу новое решение об удовлетворении иска в полном объеме, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное определение обстоятельств, имеющий значение для дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.

Указывает, что выводы суда первой инстанции об отсутствии у санатория «Нижняя Ореанда» определенного профиля не соответствует обстоятельствам дела, поскольку санаторий является многопрофильным и осуществляет лечение по нескольким профилям, что подтверждается показаниями свидетеля ФИО8 и ежегодным медицинским отчетом. Судом первой инстанции не применены нормы законодательства Украины, которые действовали в спорный период времени, что привело к принятию незаконного решения.

В судебное заседание стороны не явились, о дне слушания дела извещены надлежаще.

ФИО1 предоставила суду заявление об отложении дела, в связи с выездом на лечение в Кисловодск.

Судебная коллегия, обсудив доводы ходатайства, считает его необоснованным, поскольку доказательств, в подтверждение выезда на лечение в другой город суду не предоставлено.

Представитель ответчика направил в суд возражения против апелляционной жалобы, просил дело рассмотреть в их отсутствие.

Исходя из того, что не явившиеся стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия приходит к следующему.

Рассмотрением дела установлено, что решением территориального органа Пенсионного фонда РФ в г. Ялта Республики Крым № 56 от 20 апреля 2016 года ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, поскольку стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную или иную деятельность об охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, составляет 19 лет 6 месяцев 5 дней, что является недостаточным.

В необходимый стаж для назначения пенсии не включен период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в санатории «Нижняя Ореанда», в связи с тем, что указанное учреждение не является санаторием профильного типа.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из его незаконности и необоснованности.

С такими выводами не соглашается коллегия судей по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон № 400- ФЗ) страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Таким образом, назначение страховой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.

В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400- ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 400- ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту «н» Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются следующие списки:

- Перечень, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года;

- Список, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

- Список, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно.

- Список, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, для учета соответствующей деятельности, имевшей место с 1 января 2002 года.

Из трудовой книжки ФИО1 следует, что она работала в санатории «Нижняя Ореанда»:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ временно в должности медсестры (за исключением отпуска без сохранения заработной платы);

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности дезинфектора (за исключением отпуска без сохранения заработной платы);

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры палатной;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности главной медсестры.

В соответствии с разделом II Перечня, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, в специальный стаж включалась работа медицинской сестрой не зависимо от наименования должности и дезинфекционным инструктором в санаториях и курортных лечебницах всех наименований.

Согласно пункту 1 списка, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, в специальный стаж включалась работа на должностях врача и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

В соответствии со списком, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, и списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, в специальный страховой стаж включается работа на должностях среднего медицинского персонала, в частности, медицинской сестры, медицинской сестры палатной (постовой), главной медицинской сестры в санаториях (курортах), в том числе детских для лечения туберкулеза всех форм, для лечения больных с последствием полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, в психоневрологических санаториях (курортах).

Таким образом, с 1 ноября 1999 года стаж работы на вышеуказанных должностях среднего медицинского персонала включается в специальный страховой стаж только при условии осуществления трудовой деятельности в санаториях (курортах), которые занимаются лечением заболеваний определенного профиля.

Вместе с тем представленными ответчику одновременно с заявлением о назначении пенсии документами, а также при рассмотрении дела суду не подтверждена предусмотренная вышеуказанными списками профильность санатория «Нижняя Ореанда». Согласно представленным документам санаторий осуществлял медицинскую деятельность, в том числе неврологических расстройств, болезней нервной, костно-мышечной систем, а также системы кровоснабжения, при этом определенный профиль у санатория отсутствовал.

Разрешая спор, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости включения спорного стажа в специальный стаж ФИО1 для досрочного назначения пенсии по старости как медицинскому работнику.

На основании части 1 статьи 4 ФЗ от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, а в организациях, которые до 1 марта 2015 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 28 февраля 2015 года включительно, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, которые до 1 июля 2015 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 30 июня 2015 года включительно, в религиозных организациях, которые до 1 января 2016 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 31 декабря 2015 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.

Согласно ст. 23 ФКЗ N 6 от 21.03.2014 "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

Части 3 и 4 ст. 30 вышеуказанного Закона, указывают, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Следовательно к спорным правоотношениям следует применять законодательство Украины.

Пунктом "е" части первой статьи 55 Закона Украины № 1788-ХII "О пенсионном обеспечении" в редакции, действовавшей в период с 1999 года по 2014 год, предусмотрено, что право на пенсию за выслугу лет имеют работники образования, здравоохранения и социального обеспечения при наличии специального стажа работы от 25 до 30 лет по перечню, который утверждается в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины, независимо от возраста.

Согласно Перечню заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины № 909 от 04.11.1993 года в редакции, которая действовала на период осуществления трудовой деятельности истицы, в разделе 2 "Охрана здоровья" указано: "Врачи и средний медицинский персонал (независимо от наименования должности) больничных учреждений, лечебно-профилактических заведений особого типа, лечебно-трудовых профилакториев, амбулаторно-поликлинических учреждений, учреждений скорой и неотложной медицинской помощи, учреждений переливания крови, учреждений охраны материнства и детства, санаторно-курортных учреждений, санаторно-эпидемиологических учреждений, диагностических центров".

Учитывая, что к Перечню заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением КМУ N 909 от 04.11.1993 г., в редакции, действовавшей в спорный период, включены все должности среднего медицинского персонала независимо от их наименований, ответчиком было незаконно отказано истцу во включении в страховой стаж периодов работы с 01.11.1999 года по 31.12.2014 года в должности медицинской сестры в санатории «Нижняя Ореанда».

Таким образом, права, приобретенные гражданином в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемые им в конкретных правоотношениях, не могут быть ограничены более поздним законом, ухудшающим положение лица по сравнению с ранее действующим, поскольку, выполняя определенную работу, по конкретной должности, в учреждении гражданин вправе был рассчитывать в последующем на защиту его пенсионных прав государством, исходя из действующего на тот период законодательства.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Учитывая изложенное, суд неправомерно отказал в удовлетворении иска.

На основании статьи 330 ч.1 п.1 ГПК РФ основанием к отмене решения суда в апелляционном порядке является неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.

Руководствуясь ст.ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Апелляционную жалобу ФИО1 удовлетворить.

Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 14 сентября 2016 года отменить.

Иск ФИО1 удовлетворить.

Признать за ФИО1 право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа лицо только в городах независимо от возраста в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях».

Признать отказ Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялте Республики Крым в назначении ФИО1 досрочной страховой пенсии по старости, незаконным.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялте Республики Крым назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости, как лицу осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа лицо только в городах независимо от возраста в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях», ч.2 ст. 2 Федерального закона «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживавших на территориях Республики Крым и города Федерального значения Севастополь», с ДД.ММ.ГГГГ, засчитав в специальный стаж работы период работы в санатории «Нижняя Ореанда» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий

Судьи

33-666/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Белоусова Виктория Васильевна
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
19.01.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее