дело № 2а-520/2018
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
город Славянск-на-Кубани 10 июля 2018 года
Славянский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего СЃСѓРґСЊРё Тараненко Р.РЎ.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Благодаревой А.Д.,
с участием:
административного истца помощника прокурора Кузнецовой М.Н.; представителя административного ответчика администрации Забойского сельского поселения Стец А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Славянского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к администрации Забойского сельского поселения о признании незаконным бездействия,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Славянский межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением о признании бездействия администрации Забойского сельского поселения незаконным.
Р’ обоснование заявленных требований административный истец ссылается РЅР° то, что Славянской межрайонной прокуратурой РїРѕ жалобе Р—.Р•.Рќ. СЃ привлечением РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕР№ инспекции Рё организации движения Р“РБДД РїРѕ Славянскому району проведена проверка исполнения законодательства Рѕ безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения, РІ С…РѕРґРµ которой установлено следующее. РћР“РБДД РћРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Славянскому району РІ РёСЋРЅРµ 2016 РіРѕРґР° главе администрации Забойского сельского поселения внесено 2 представления в„–55 Рё в„–56 РїРѕ обустройству тротуаром Рё наружным освещением РІ РїРѕСЃ.Забойском, улиц РќРѕРІРѕР№ Рё Садовой, РІ соответствии СЃ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные РґРѕСЂРѕРіРё Рё улицы. Требования Рє эксплутационному состоянию допустимому РїРѕ условиям обеспечения безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения», Р° также ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Рлементы обустройства. Общие требования». Р’ соответствии СЃ ответом главы Забойского сельского поселения работы РїРѕ оборудованию освещения администрацией Р±СѓРґСѓС‚ выполнены РІ 2018 РіРѕРґСѓ. РџСЂРё проверке РІ марте 2018 РіРѕРґР° исполнения внесенных представлений установлено, что нарушения, указанные РІ представлениях, РЅРµ устранены. Согласно представленной информации администрации Забойского сельского поселения данные работы Р±СѓРґСѓС‚ выполнены РІ 2019 РіРѕРґСѓ. Указанные недостатки РјРѕРіСѓС‚ привести Рє реальной СѓРіСЂРѕР·Рµ Р¶РёР·РЅРё Рё Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ граждан. РџСЂРѕСЃРёС‚ признать незаконным бездействие администрации Забойского сельского поселения Славянского района, выразившееся РІ непринятии мер РїРѕ обустройству СѓР».РќРѕРІРѕР№ Рё СѓР». Садовой РїРѕСЃ.Забойского, Славянского района наружным освещением Рё тротуарами, РІ соответствие СЃ требованиями федерального законодательства. Обязать администрацию Забойского сельского поселения Славянского района устранить нарушения федерального законодательства, направленного РЅР° обеспечение безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения, Р° именно: принять меры РїРѕ обустройству тротуарами СѓР». РќРѕРІРѕР№ Рё СѓР».Садовой, РїРѕСЃ.Забойского, Славянского района; принять меры РїРѕ обустройству наружным освещением СѓР». РќРѕРІРѕР№ Рё СѓР».Садовой, РїРѕСЃ.Забойского, Славянского района.
В судебном заседании представитель административного истца помощник Славянского межрайонного прокурора Кузнецова М.Н. просила удовлетворить заявленные требования по административному иску, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в заявлении, пояснила, что администрация за два года не приняло никаких мер для исполнения предписания.
Представитель административного ответчика Стец А.А. в судебном заседании не возражал против удовлетворения административного иска, пояснил, что в этом году исполнить предписание нет финансовых возможностей, для этого необходимо заложить денежные средства в бюджет, просил предоставить разумный срок для исполнения, до 2019 года.
Представитель заинтересованного лица РћР“РБДД РћРњР’Р” Р Р¤ РїРѕ Славянскому району Бессалый Р’.Рђ. РІ судебном заседании полагал административный РёСЃРє подлежащим удовлетворению, поскольку РІ приоритете Р¶РёР·РЅСЊ Рё Р·РґРѕСЂРѕРІСЊРµ граждан, предотвратить ДТП РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ только РїСЂРё наличии тротуара Рё освещения. РџРѕСЏСЃРЅРёР», что РЅР° рассматриваемом участке РґРѕСЂРѕРіРµ РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ обустроить как тротуар, так Рё пешеходную РґРѕСЂРѕР¶РєСѓ, однако обустройство данного участка РґРѕСЂРѕРіРё тротуаром обойдётся значительно дешевле.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу положений ст. 227 КАС РФ для признания решения, действия (бездействия) должностного лица, в том числе судебного пристава-исполнителя незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя. При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Как следует РёР· материалов дела, Славянской межрайонной прокуратурой РїРѕ жалобе Р—.Р•.Рќ. СЃ привлечением РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕР№ инспекции Рё организации движения Р“РБДД РїРѕ Славянскому району проведена проверка исполнения законодательства Рѕ безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ
«О безопасности дорожного движения» основным принципом обеспечения
безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья
граждан, участвующих в дорожном движении.
Согласно ст. 9 Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.
Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ
«О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10.12.l995 №196- ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам,
стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам,
относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения,
удостоверяются актами контрольных осмотров, либо обследований дорог,
проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после
ремонта и в процессе эксплуатации установлены правилами, стандартами,
техническим нормам и другими нормативными документами, которая
возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся
РґРѕСЂРѕРіРё.
Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по их ремонту и содержанию, и обеспечению безопасности дорожного движения, в силу закона возложена на соответствующий орган местного самоуправления.
Р’ С…РѕРґРµ проведённой прокуратурой проверки установлено, что РћР“РБДД РћРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Славянскому району РІ РёСЋРЅРµ 2016 РіРѕРґР° главе администрации Забойского сельского поселения внесено 2 представления в„–55 Рё в„–56 РїРѕ обустройству тротуаром Рё наружным освещением РІ РїРѕСЃ. Забойском, улиц РќРѕРІРѕР№ Рё Садовой, РІ соответствии СЃ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные РґРѕСЂРѕРіРё Рё улицы. Требования Рє эксплуатационному состоянию допустимому РїРѕ условиям обеспечения безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения», Р° также ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Рлементы обустройства. Общие требования».
В соответствии с ответом главы Забойского сельского поселения № 785 от 01.08.2017 в связи с тем, что в бюджете сельского поселения на 2017 год не предусмотрено обустройство наружного освещения по ул. Новой и ул. Садовой п. Забойского, работы по оборудованию освещения администрацией будут выполнены в 2018 году.
При проверке в марте 2018 года исполнения внесенных представлений установлено, что нарушения, указанные в представлениях, не устранены. Согласно представленной информации за № 432 и № 431 от 26.04.2018 администрации Забойского сельского поселения, в 2019 году администрация планирует вступление в программу «Строительство и реконструкция и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения» мероприятия по обустройству наружного освещения и обустройству тротуаров (пешеходных дорожек) будут проведены в рамках данной программы.
Принимая решение по заявленному административному иску, суд принимает во внимание, что администрация Забойского сельского поселения не предприняла никаких действий для исполнения представления, вынесенного в её адрес в 2017 году, согласно ответу на представление, администрация обязалась выполнить работы по оборудованию уличного освещения в 2018 году, чего до настоящего времени не сделано.
Суд также учитывает, что не устранение указанных в предписаниях недостатков может привести к реальной угрозе жизни и здоровью граждан, что нарушает права неопределённого круга лиц.
При таких обстоятельствах, суд, с учетом приведенных выше норм материального права, считает бездействие администрации Забойского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по обустройству ул.Новой и ул. Садовой пос.Забойского, Славянского района наружным освещением и тротуарами, в соответствие с требованиями федерального законодательства, незаконным.
Согласно ст. 5, Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", классификация автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) осуществляются в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.09.2009 № 767 "О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации" (вместе с "Правилами классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог"), классификация и отнесение автомобильной дороги к категории автомобильной дороги осуществляется по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги, проводимой в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации.
Согласно отчёту Рѕ техническом обследовании участков автомобильных РґРѕСЂРѕРі РІ части измерения геометрических параметров Рё определения технической категории РґРѕСЂРѕРі Забойского сельского поселения Славянского района Краснодарского края, подготовленному РћРћРћ «СПЕЦДОРРРќР–РРќРР РНГ», Постановлением главы Забойского сельского поселения Славянского района в„– 73 РѕС‚ 05.07.2018 автомобильные РґРѕСЂРѕРіРё РїРѕ СѓР». РќРѕРІРѕР№ Рё Садовой отнесены Рє V категории автомобильных РґРѕСЂРѕРі.
Для установленной категории дорог может быть оборудован как тротуар, так и пешеходная дорожка. Принимая решение об обязании административного ответчика принять меры по обустройству участка дороги тротуаром, а не пешеходной дорожкой, суд исходит из наименьшего размера затрат, с целью недопущения необоснованного увеличения расходования бюджетных средств.
При таких обстоятельствах суд находит заявленные Славянским межрайонным прокурором требования подлежащими удовлетворению в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.174-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШРР›:
Административное исковое заявление Славянского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к администрации Забойского сельского поселения о признании незаконным бездействия – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Забойского сельского поселения Славянского района, выразившееся в непринятии мер по обустройству ул.Новой и ул. Садовой пос.Забойского, Славянского района наружным освещением и тротуарами в соответствии с требованиями федерального законодательства.
Обязать администрацию Забойского сельского поселения Славянского района устранить нарушения федерального законодательства, направленного на обеспечение безопасности дорожного движения, а именно:
- принять меры по обустройству тротуарами ул. Новой и ул.Садовой, пос.Забойского, Славянского района;
- принять меры по обустройству наружным освещением ул. Новой и ул.Садовой, пос.Забойского, Славянского района.
Сообщить об исполнении настоящего решения суду и Славянскому межрайонному прокурору.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Славянский районный суд.
Копия верна:
Согласовано: СЃСѓРґСЊСЏ Тараненко Р.РЎ.