14RS0035-01-2019-002784-66
Дело № 2-3045/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Якутск 10 апреля 2019 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Николаевой Л.А., при секретаре Протопоповой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Соколова В.И. к Министерству внутренних дел Российской Федерации по РС (Я) о признании не законным отказа о включении в программу обеспечения жильем,
установил:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о признании незаконным отказа МВД России по РС(Я) о включению в государственную программу Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на 2018-2025 годы, выдачи ему жилищного сертификата на приобретение жилой площади на 2019-2020 годы. Просит обязать включить его в государственную программу Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на 2018-2025 год.
В судебном заседании истец и его представитель по ордеру Савельев В.И. иск поддержали, просили удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель МВД по РС(Я) по доверенности Ноева О.А. с иском не согласна по доводам, изложенным в письменном отзыве, указывая на то, что истец не обращался с рапортом и не поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях, просит отказать в иске в полном объеме.
Выслушав сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710 утверждена государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на 2018-2025 годы.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках основного мероприятия имеют следующие категории граждан Российской Федерации: сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу указанные сотрудники; граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, признанные нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с абзацем тринадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих"; граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с должностей, выплата оклада денежного содержания по которым осуществлялась за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые были приняты федеральным органом исполнительной власти, в котором они проходили службу, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Граждане, принятые на учет до ____2005 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случаях утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ).
По смыслу положений ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ гражданам, принятым на учет до ____2005, гарантировано сохранение права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма и предусмотрена возможность снятия их с учета (помимо оснований, указанных в п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации) только при таких обстоятельствах, которые повлекли бы такое снятие по законодательству, действовавшему до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 31 ЖК РСФСР (действовавшего до 1 марта 2005 года) принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.
Согласно п. 12 Правил «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР», утвержденных Постановлением Совмина РСФСР от 31 июля 1984 года № 335, для принятия на учет гражданином подается заявление с приложением необходимых документов. При этом порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в силу ст. 30 ЖК РСФСР устанавливался законодательством СССР, РСФСР.
Согласно разделу 3 Примерных Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. № 335 для принятия на учет гражданином подается заявление, к которому прилагается выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и другие документы. Данное заявление проверяется жилищно-бытовой комиссией с составлением акта проверки жилищных условий по установленной форме. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий производится совместным решением администрации профсоюзного комитета учреждения, организации. Заявления о принятии на учет рассматриваются в течение одного месяца, при этом о принятом решении сообщается гражданам в письменной форме. Учет граждан ведется по единому списку.
П. 1.2 Приказа МВД РФ от 5 января 1996 г. № 18 «Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел» подлежал применению при постановке на очередь сотрудников органов внутренних дел по месту работы.
В силу п. 1.2.2 названного приказа МВД и пунктов 15,16 приведенных выше Правил списки принятых на учет сотрудников подлежали направлению в органы власти.
Следовательно, подача соответствующего заявления (рапорта) не влекла с безусловностью обязанность компетентных органов поставить лицо, его подавшее на соответствующий учет. Данной постановке предшествовала проверка достоверности сведений, указанных в заявлении и в приложенных к нему документах путем обследования жилищных условий, и принятие решение коллегиального органа о принятии гражданина на учет.
Судом установлено, что истец Соколов В.И. ____2011 уволен по достижении предельного возраста пребывания на службе в полиции. Выслуга лет на день увольнения составила календарно: 32-11-14, льготно: 48-03-00 (л.д. 8).
Между тем, истец Соколов В.И., обосновав свои доводы письмами заместителя председателя Исполнительного комитета Якутского городского Совета народных депутатов от ____1990 г. исх. № ___, заместителя Министра Внутренних Дел Якутской АССР Коморова А.Е. от ____ 1989 г., в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не представил суду допустимых и относимых доказательств в подтверждение своих доводов о принятии его на соответствующий учет нуждающихся в жилых помещениях, что его рапорт был в установленном порядке рассмотрен и удовлетворен.
Следовательно, довод истца, что он обращался с рапортом о принятии на учет для улучшения жилищных условий до ____ 2005 года и полагавшего, что принят на учет, не подтверждается, не может служить основанием для признания незаконным отказа МВД по РС (Я) о включении истца в государственную программу и обязании включить в данную государственную программу.
Приказом МВД России от 24 мая 2003 года № 345 утверждено Положение о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и распределению жилой площади, согласно которого факт постановки на учет подлежит доказыванию исключительно протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии, то есть решением органа по учету и распределению жилья, на основании которого заводится жилищное дело.
Материалы дела не содержат доказательств, что истец Соколов В.И. состоял в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также в очереди на получение государственного жилищного сертификата по месту службы.
В соответствии с п. 9 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, подлежащие увольнению (увольняемые) с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), приобретают право на получение сертификата в течение последнего года военной службы (службы).
В соответствии с п. 19 Правил для участия в подпрограмме сотрудники подают соответственно в подразделение, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявление (рапорт) об участии в подпрограмме, к которому прилагают необходимые документы. Данная норма закона предусматривает заявительный характер участия в указанной подпрограмме.
Истцом не представлено суду доказательств, что им подано ответчику заявление (рапорт) об участии в подпрограмме с документами, предусмотренными п. 19 Правил.
Следовательно, суд полагает, что требования истца обязать МВД по РС (Я) включить его в государственную программу РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на 2018 - 2025 годы без соблюдения правил включения в указанный список, предусмотренное Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 осуществление, которого возложено на организацию, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, являются необоснованными.
При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат отказу в удовлетворении.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
иск Соколова В.И. к Министерству внутренних дел Российской Федерации по РС (Я) о признании не законным отказа о включении в программу обеспечения жильем, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Верховный суд Республики Саха (Якутия) со дня изготовления решения суда в мотивированном виде.
Судья Л.А. Николаева