Дело № 2-4092/2021 город Выборг
УИД 47RS0005-01-2021-005312-69
Р Е ШЕ Н И Е
Именем Российской Федерации
15 декабря 2021 года.
Выборгский городской суд Ленинградской области в составе
председательствующего судьи Вериго Н. Б.,
при секретаре Журавлевой Т. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Молчановой Анастасии Юрьевны к администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области, Департаменту лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу, Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании права собственности на земельный участок,
установил:
Молчанова А. Ю. обратилась в суд с иском к администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области о признании права собственности на земельный участок № площадью 900 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения для ведения садоводства, расположенный по адресу: <адрес>, в границах земельного участка, в соответствии с межевым планом земельного участка.
В обоснование своих требований истец указала, что в 2018 году была принята в члены СНТ « ». Ей выделен земельный участок № площадью 900 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>
Решением общего собрания членов СНТ « » от Дата ей разрешено оформление спорного земельного участка в индивидуальную собственность.
Кадастровым инженером ФИО1. 12.10.2018 подготовлен межевой план указанного земельного участка.
Согласно проекту организации и застройки земель СНТ « » её земельный участок входит в состав земель, предоставленных садоводству, споров по границам со смежными землепользователями не имеется.
Она обратилась с заявлением в администрацию МО «Выборгский район» Ленинградской области о приобретении в собственность бесплатно указанного земельного участка, однако ей было отказано в связи расположением её земельного участка на землях лесного фонда.
Она пользуется земельным участком. Без оформления права собственности на земельный участок не может им распоряжаться.
Истец Молчанова А. Ю. и третье лицо СНТ « » надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, представители в судебное заседание не явились, в заявлениях, адресованных суду, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Ответчик администрация МО «Выборгский район» Ленинградской области надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела, представитель в судебное заседание не явился, возражений не представил.
Ответчики Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу, Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание своего представителя не направили, об отложении рассмотрения дела не просили, в заявлениях, адресованных суду, просили рассмотреть дело в их отсутствие, представили письменные отзывы на иск, в которых просили отказать в удовлетворении требований. Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Третье лицо ЛОГКУ «Ленобллес» надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела, представитель в судебное заседание не явился, представил письменные возражения на иск.
Суд, исследовав доказательства, приходит к следующему.
При рассмотрении споров о признании права собственности на земельные участки в порядке приватизации применению подлежат нормы Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также ранее действовавшего законодательства в данной сфере.
Согласно статье 25 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Как разъяснено в пункте 2.8 Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 2 июля 2014 года, для безвозмездной передачи земельного участка в собственность необходимо, чтобы участок находился на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, выделенного до введения в действие Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», и заинтересованное лицо, испрашивающее участок в собственность, являлось членом такого объединения.
Таким образом, при разрешении требований граждан к уполномоченным органам о признании права собственности на земельные участки в порядке приватизации существенное правовое значение в данном случае имеют три обстоятельства: испрашиваемый гражданином участок должен входить в состав территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; данное некоммерческое объединение должно быть создано до вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», то есть до 23 апреля 1998 года; гражданин, испрашивающий земельный участок в собственность бесплатно, должен являться членом данного некоммерческого объединения (партнерства) и пользоваться этим участком на законных основаниях.
Из представленных истцом материалов не представляется возможным идентифицировать Молчанову А.Ю. как члена садоводства, которому предоставлен данный земельный участок. Согласно справки, выданной 15.06.2021 председателем СНТ ФИО2., Молчанова А. Ю. является членом садоводства с 2018 года. Вместе с тем, подлинник справки не представлен, копия членской книжки садовода отсутствует.
Кроме этого, в материалах дела отсутствует акт органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка. Отсутствуют документы подтверждающие, что земельный участок № образован из земель садоводства « ».
Таким образом, истцом не представлено надлежащих доказательств, однозначно свидетельствующих о вхождении спорного земельного участка в состав земель, предоставленных СНТ « » в установленном законом порядке.
Согласно заключению филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Севзаплеспроект» (№ от 27.10.2021 г.), спорный земельный участок располагается в части выдела № квартала № <адрес> на землях лесного фонда. Площадь пересечения составляет 900 кв.м.
ФГБУ «Рослесинфорг» является подведомственным учреждением Федерального агентства лесного хозяйства, является лесоучетным учреждением, осуществляющим лесоустроительные работы, межевание, подготовку проектной документации для постановки лесных участков на государственный учет.
Таким образом, письмо филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Севзаплеспроект» содержащее заключение о наличии пересечений лесного участка с земельным участком иной категории и картографические материалы является относимым и допустимым доказательством в рамках рассматриваемого дела поскольку:
выдано уполномоченным лицом - организацией, непосредственно осуществляющей лесоустроительные работы;
содержит картографические материалы, позволяющие достоверно определить имеющееся пересечение земель разных категорий;
подготовлено на основании материалов лесоустройства, непосредственно утверждающих отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда.
Кроме этого согласно решению Ленинградского областного суда от 10.12.2019 г. по административному делу №3а-331/2019 по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства признано недействующим с даты вступления решения суда в законную силу постановление Правительства Ленинградской области от 04 декабря 2017 года №523 «Об утверждении генерального плана муниципального образования Красносельское сельское поселение Выборгского муниципального района Ленинградской области» в части включения в границы населенных пунктов Заводской, Коробицыно, Ровное, Староселье лесных участков в кварталах № (часть), № (часть) Цвелодубовского участкового лесничества, № (часть) Чапаевского участкового лесничества, № (часть) Красносельского участкового лесничества Рощинского лесничества Ленинградской области, принадлежащих Российской Федерации на праве собственности. Решение Ленинградского областного суда оставлено в силе Вторым апелляционным судом общей юрисдикции, Третьим кассационным судом общей юрисдикции.
В рамках рассмотрения названного дела судом в качестве надлежащего доказательства принято заключение филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Севзаплеспроект», которое, в том числе содержало информацию о включении квартала № <адрес>, в границах которого расположен спорный земельный участок.
Указанные обстоятельства истцом не опровергнуты.
Право Российской Федерации на земельный участок из состава земель лесного фонда с кадастровым номером № зарегистрировано Дата г., о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от Дата №
Свидетельством о государственной регистрации права от Дата № подтверждено исключительное право собственности Российской Федерации на лесные участки из категории земель лесного фонда Рощинского лесничества. Доказательством отнесения спорного земельного участка к категории земель лесного фонда, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения Единого государственного реестра недвижимости, в соответствии с которыми лесному участку присвоен №.
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ (далее ЛK РФ), лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии со статьями 67-70.1 ЛК РФ.
В силу статьи 67, статьи 68 ЛК РФ на землях лесного фонда проводится лесоустройство, включающее в себя, в частности, проектирование лесничеств; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов, а также таксацию лесов.
Границы земель, на которых располагаются эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов в эксплуатационных лесах, защитных лесах, резервных лесах, устанавливаются с учетом квартальной сети, определяемой в соответствии с частью 3 статьи 68.1 настоящего Кодекса.
В силу пункта 2,3 части 1 статьи 68 ЛК РФ лесоустройство также включает в себя проектирование эксплуатационных, защитных, резервных лесов и особо защитных участков лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств и лесов.
Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации.
Согласно ст.70.1 ЛK РФ при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков. В проектной документации лесных участков указываются площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.
Таким образом, местоположение, границы лесных участков и категории земель лесного фонда определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади в ходе проведения работ по лесоустройству и землеустройству.
С учетом изложенного, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 ЛК РФ). При этом в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11 ноября 2013 года № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
Учитывая изложенное, доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права, является информация из государственного лесного реестра.
Изначально решением исполнительного комитета Выборгского районного Совета народных депутатов от 02.09.1982 № 404 «Об отводе земельных участков и о разрешении проведения проектно-изыскательных работ предприятиям и организациям для государственных и общественных нужд» птицефабрике «Коробицыно» отведен земельный участок под организацию коллективного садоводства площадью из земель птицефабрики.
Согласно статье 11 Земельного кодекса РСФСР от 01.07.1970 земля предоставляется в бессрочное или временное пользование.
В соответствии со статьей 12 Земельного кодекса РСФСР от 01.07.1970 предоставление земельных участков в пользование осуществляется в порядке отвода.
Отвод земельных участков производится на основании постановления Совета Министров РСФСР или Совета Министров автономной республики, либо решения исполнительного комитета соответствующего Совета народных депутатов в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и РСФСР. В постановлениях или решениях о предоставлении земельных участков указываются цель, для которой они отводятся, и основные условия пользования землей. Порядок возбуждения и рассмотрения ходатайств о предоставлении земельных участков устанавливается Советом Министров РСФСР.
Статьей 18 Земельного кодекса РСФСР от 01.07.1970 установлено, что право землепользования колхозов, совхозов и других землепользователей удостоверяется государственными актами на право пользования землей, которые выдаются исполнительными комитетами районных, городских Советов народных депутатов. В соответствии с Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик формы актов устанавливаются Советом Министров СССР.
Вместе с тем, отсутствуют надлежащим образом оформленные документы (государственный акт на право пользования землей), удостоверяющие право правопредшественника ТСН « » на землю.
Кроме того, согласно статье 13 Земельного кодекса РСФСР от 01.07.1970 предоставление земельных участков, занятых лесами первой группы, осуществляется по постановлению Совета Министров РСФСР.
При этом предоставление земельного участка, находящегося в пользовании, другому землепользователю производится только после изъятия данного участка в порядке, предусмотренном статьями 33-35 Земельного кодекса РСФСР от 01.07.1970 (статья 14 Земельного кодекса РСФСР от 01.07.1970). Из буквального толкования указанной нормы следует, что изъятие земельного участка у одного землепользователя в целях предоставления другому землепользователю не свидетельствует об изменении правового режима самого земельного участка.
Как следует из решения исполнительного комитета Выборгского районного Совета народных депутатов от 02.09.1982 № 404 площадь отводимых Птицефабрике «Коробицино» треста « » под организацию коллективного садоводческого товарищества рабочих и служащих птицефабрики участков, изымаемых у Птицефабрики «Коробицино», составила 9,2 га (огороды 5,4 га, кустарника 1,5 га, леса нелесоустроенного 2,3 га.).
На момент отвода земельных участков порядок отнесения земель к категориям и перевода их из одной категории в другую регламентировался статьей 5 Земельного кодекса РСФСР от 01.07.1970.
Отнесение земель к категориям, указанным в статье 4 Земельного кодекса РСФСР от 01.07.1970, производится в соответствии с основным целевым назначением земель.
Перевод земель из одной категории в другую производится в случаях изменения основного целевого назначения этих земель.
Отнесение земель к указанным категориям и перевод их из одной категории в другую производится в соответствии с перспективными планами использования единого государственного земельного фонда органами, принимающими решения о предоставлении этих земель, если иной порядок не предусмотрен законодательством Союза ССР и РСФСР.
Из толкования указанной нормы следует, что изменение основного целевого назначения земель является условием перевода земель из одной категории в другую. Сам же перевод осуществляется уполномоченными органами в установленном порядке.
Соответственно, изменение условий использования предоставленного Птицефабрике «Коробицино» треста « » в порядке отвода земельного участка из состава земель государственного лесного фонда не влечет автоматически изменение категории земли.
Документы, оформленные в установленном порядке о переводе спорного земельного участка из категории земель лесного фонда в иную категорию, отсутствуют.
Вместе с тем следует также отметить, что предоставленный Птицефабрике «Коробицино» треста « » (в последующем ТСН « ») земельный участок в соответствии с обозначенным выше решением под организацию коллективного садоводческого товарищества рабочих и служащих птицефабрики участков, генеральный план которого утвержден в установленном законом порядке, находился вне границ земель лесного фонда. Соответственно, спорный земельный участок не может быть отнесен к земельным участкам, когда-либо находившимся в границах садоводства « ».
Согласно утвержденному проекту организации и застройки территории СНТ « » выделено 22,3 га из земель птицефабрики. В границах выделенной площади СНТ « » сформированы 298 земельных участков (297 земельных участков для членов СНТ « » и 1 - для размещения правления), что соответствует общему количеству садоводов согласно списку членов СНТ « ».
Иного утвержденного в установленном законодательством порядке проекта организации и застройки территории СНТ « » нет. Других участков для СНТ «Птицевод» не выделялось.
Также, в данном Проекте организации и застройки СНТ « » не существует земельного участка с номером №.
Данные факты еще раз подтверждают, что спорный земельный участок в границы садоводства « » не включен.
Спорный земельный участок отнесен к лесному участку из категории земель лесного фонда, принадлежность этой территории Российской Федерации до настоящего времени не изменена, сведения в отношении данного участка из лесного реестра не исключены.
Исходя из статьи 8 ЛК РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно части 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Действующим законодательством установлены ограничения в обороте земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Ограничения в обороте лесного фонда содержал и ранее действовавший ЛК РФ от 29.01.1997 г., согласно статье 12 которого оборот лесного фонда не допускался.
В соответствии со статьей 3 Основ лесного законодательства РФ, утвержденных постановлением ВС РФ от 06.03.1993 № 4613-1, все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации.
Согласно статьи 3 Лесного кодекса РСФСР 1978 г. леса состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование.
Также, в статье 28 Федерального закона от 21.12.2001г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» прямо установлено, что отчуждению в соответствии с данным Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель лесного фонда.
Кроме того, лесной фонд поименован в перечне объектов, находящихся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена (пункт 2.1 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993г № 2284).
Таким образом, спорный земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером № из состава земель лесного фонда, находящегося в собственности Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
На основании вышеизложенного спорный земельный участок является лесным участком из состава земель лесного фонда и не может находиться в частной собственности.
Незаконное нахождение земель лесного фонда в собственности физического лица нарушает права Российской Федерации как собственника лесного участка.
В силу пункта 6 статьи 101 ЗК РФ порядок использования земель лесного фонда регулируется ЗК РФ и лесным законодательством.
В соответствии со статьей 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности.
На основании части 2 статьи 9 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» на землях лесного фонда запрещаются размещение территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, предоставление лесных участков для ведения садоводства и огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Кроме того, в рамках гражданского дела №33-1086/2021 (2-490/2020) судебной коллегией по гражданским делам Ленинградского областного суда назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой было поручено эксперту ООО «ЭКЦ «СевЗапЭксперт».
Как следует из заключения эксперта от 23 июля 2021 года № 100-3/21, единственным доказательством вхождения земельного участка в границу землеотвода СНТ « » является только утвержденный проект организации и застройки садоводства от 2010 года. Другие графические материалы не являются проектом организации и застройки ТСН « ».
На рис. 8 землеустроительной экспертизы воспроизведена ситуационная схема границ СНТ « » 2010 года на кадастровом плане территории. В соответствии с данной схемой спорный земельный участок расположен вне границ СНТ « »
Таким образом, выпиской из государственного лесного реестра, заключением «Севзаплеспроект», заключением эксперта подтверждается, что спорный земельный участок расположен на землях лесного фонда за пределами территории садоводческого некоммерческого объединения.
Действующим законодательством на землях лесного фонда запрещается размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества. Спорный земельный участок имеет наложение с земельным участком лесного фонда, соответственно, сформирован из земель лесного фонда, что противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
Кроме того, суд отмечает, что истцом не представлено доказательств неучастия в приватизации земельных участков.
При таких обстоятельствах суд считает, что требования истца о признании права собственности на земельный участок не основаны на законе, не подтверждены собранными по делу доказательствами и не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 196 -199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Молчановой Анастасии Юрьевны к администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области, Департаменту лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу, Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании права собственности на земельный участок, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме в Ленинградский областной суд через Выборгский городской суд.
Судья: Н. Б. Вериго
47RS0005-01-2021-005312-69
Подлинный документ находится
в производстве Выборгского городского суда
Ленинградской области, подшит в деле №2-4092/2021